Статья для логопедов дошкольных учреждений " Формирование зрительного восприятия"
Оценка 4.7
Лекции +1
docx
дефектология
Детсад
17.12.2018
Неоценимо для ребёнка умение и возможность ориентироваться в пространстве, оценивать положение предметов относительно друг друга, различать форму объёмных предметов. И здесь важнейшую роль играет зрительный анализ, который необходимо сформировать к школьному периоду. Наша задача - помочь в этом малышу. Ведь восприятие - это целостное отражение предметов, ситуация, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств, а зрительное восприятие - это способность практически непрерывно принимать глазами разнообразную информацию, которая поступает извне, а также осмысливать то, что видишь. А главное , - нужна систематическая работа.
СТАТЬЯ зрительное восприятие.docx
Развитие детей раннего возраста и предупреждение у них
отклонений в познавательной деятельности
Каретина Е.В.
МБДОУ « Детский сад № 51 « Красная шапочка»,
г.Тамбов,elisalenasem@yandex.ru
Посредством глаза, но не глазом
смотреть на мир умеет разум
В.Блейк
Наибольшее количество различной информации ребёнок усваивает на
основе зрения. Именно поэтому роль зрительного восприятия в получении,
переработке и усвоении информации трудно переоценить.Нормальное
развитие и совершенствование функций зрительной системы ребёнка в
раннем возрасте позволяет создать благоприятные условия для становления
и формирования его зрительного восприятия как психического процесса,
что способствует накоплению адекватных представлений о предметах,
объектах и явлениях действительности.
На каждой возрастной ступени формирование образов, представлений у
ребёнка связано с определёнными особенностями его сенсорики и овладения
видами деятельности, а в сенсорном развитии ведущее место занимает
зрительное восприятие, состояние которого связано прежде всего со
здоровьем зрительной системы.
В раннем возрасте происходит стабилизация остроты зрения, которая
приближается к единице, но ещё неустойчива.Зрительное восприятие в этот
период находится в процессе становления своих свойств и качеств. Поэтому
и родителям, и воспитателям, и специалистам необходимо иметь
представление об актуальном уровне развития и особенностях
формирования зрительного восприятия. Действие взрослого с предметом является для ребёнка образцом и
усваивается путём непосредственного восприятия: сначала как совместное,
потом – самостоятельное и, наконец, перенос действия в другую ситуацию.
Так формируются основы самостоятельной деятельности ребёнка с
предметом, и он осваивает его назначение. При этом взрослый
комментирует свои действия и действия ребёнка, который начинает лучше
осознавать их, что способствует формированию такой важной для развития
ребёнка связи «образслово –образ». Малыш, без помощи взрослого, не
может заметить и выделить другие свойства предмета и обозначить их в
речи.
Следовательно понижается и речевая активность ребёнка, что влияет
на формирование связи «словообраз» и на многие другие психологические
образования, которые формируются именно в этот период его жизни.
По мере взросления зрительное восприятие занимает всё более
значимое место в формировании способов ознакомления с окружающим
миром. Всё, что ребёнок видит, он старается потрогать, поднести к глазам,
рассмотреть и даже попробовать на вкус. Но ребёнок ещё не умеет
обобщать информацию, поступающую от органов чувств при ведущей роли
зрительного анализатора, даже если он имеет отклонения на уровне
зрительных функций.
У малыша от 2 до 3 лет повышается двигательная активность , при
этом его передвижения ещё не упорядочены и требуют помощи от
взрослого. Поэтому очень важно помочь ребёнку зрительно «
почувствовать» движения своих конечностей, их координированность и
объём, оценить своё передвижение в определённом пространстве. Так,
постоянно упражняясь с малышам в движении, можно развивать
дистантность и пространственность зрительного восприятия,
способствует расширению объёма его представлений.
что Таким образом ребёнок обогащает свои знания об окружающем, а его
зрительное восприятие начинает приобретать выраженный избирательный
характер по отношению к предметам ближайшей обстановки. Однако
формирование и закрепление образов представлений тесно взаимосвязаны с
развитием средств изобразительной деятельности. К трём годам ребёнок
начинает узнавать увиденные предметы на картинке, с помощью взрослого
может отобразить свои первые образы и впечатления. Поэтому, постепенно
овладевая средствами и видами изобразительной деятельности
( рисованием, лепкой, а затем и конструированием и моделированием),
ребёнок совершенствует свои образные представления.
Приобщая ребёнка к изобразительной деятельности, возможно не
только закрепить в его памяти уже сформированные образцы, но и создавать
новые,( особенно близкие к последним по форме, величине, при этом
необходимо использовать методы сравнения, соотнесения, ориентировочные
действия, которые опираются на зрительноанализирующую деятельность
восприятия. Так у ребёнка развиваются пространственное восприятие и
глазомер.
Формирование образов, накопление предметных представлений также
связаны с непосредственным общением ребёнка со взрослым, который
направляет речевую деятельность ребёнка на познание окружающего,
способствует развитию образной, обозначающей функции речи, накоплению
словарного запаса.
Большую роль в формировании образов, представлений в период
раннего детства играет намечающийся переход к новой форме деятельности
– игровой, в которой ребёнок начинает использовать – и совершенствовать –
свой чувственный опыт, уже освоенные действия с предметами и
игрушками. В игровой деятельности реализуются такие качества и свойства
избирательность,
зрительного восприятия,
как предметность,
детализированность и др. Поэтому взрослому следует сконцентрировать внимание ребёнка на обследовании предметов и игрушек, на выделении и
анализе главных и второстепенных признаков, учить их обобщать, а затем
классифицировать. Например, взрослый учит малыша опираться в
деятельности на разные органы чувств( зрение, слух, осязание, обоняние,
вкус), используя игровые действия.
Если у ребёнка есть отклонения в зрительном восприятии, то многие
компоненты, необходимые для развития игры, будут от него ускользать. И
развитие игры может затормозиться и задержаться на уровне предметных
действий.
Обычно к трёхлетнему возрасту речевая деятельность ребёнка
значительно активизируется. Освоение действий с предметами начинает
происходить на основе словесной регуляции собственных действий.
Развитие ребёнка приобретает качественно новое направление, в котором
зрительное восприятие начинает активно взаимодействовать со слуховым,
создаётся более прочная опора для развития наглядно – действенной и
наглядно – образной форм мышления.
В итоге к трём годам в развитии ребёнка можно будет увидеть
существенный положительный сдвиг качественно новый уровень в
формировании зрительного восприятия как психического процесса.
Такой уровень предусматривает:
активное передвижение малыша и пространстве;
повышение эффективности дистантного обозрения в связи с
улучшением состояния зрительных функций;
стабилизацию остроты зрения;
значительное расширение познавательных возможностей ребёнка.
В процессе предметноигровой, изобразительной, ориентировочной
деятельности и общения у ребёнка продолжает развиваться предметно –
анализирующее пространственное восприятие. Развитие различных видов
детской деятельности и развитие зрительного восприятия становятся взаимосвязанными, взаимообусловленными. К трёхлетнему возрасту ребёнок
должен перейти от общего нераздельного восприятия предмета к выделению
и анализу отдельных его свойств и признаков.
В целях предупреждения отклонений в познавательной деятельности у
детей в преддошкольном возрасте и для формирования целостных образов
представлений об окружающем в дошкольном необходимо выделить
следующие важные направления психологопедагогической работы:
развитие совместной со взрослыми и подражательной деятельности;
усвоение образцов действий с предметами и перенесение их в новую
обстановку;
формирование
зрительнопоисковой
ориентировочной
исследовательской деятельности;
формирование способов всестороннего восприятия и обследования
предметов и действий с ними;
установление коммуникативных взаимоотношений со взрослыми и
сверстниками; общения ( мимики, жестов, пантомимики);
развитие обозначающей функции речи;
обучение словесной регуляции ребёнком собственных действий;
обучение ориентации на себе, в микропространстве ( на столе);
развитие свободной подвижности в пространстве;
активное развитие мелкой моторики под контролем зрения.
Данные направления работы имеют большое значение для развития
зрительного восприятия ребёнка. Они тесно взаимосвязаны, и при
комплексном подходе каждое из них – в виде упражнения может быть
включено в структуру занятия с ребёнком в семье и детском саду.
Литература
1.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.
Психологические исследования. М.: Просвещение,1998.
2.Елисеева Т.Я. Я вижу =Я живу: энциклопедия здорового зрения
/Т.Елисеева.М.:Эксмо,2012.
Статья для логопедов дошкольных учреждений " Формирование зрительного восприятия"
Статья для логопедов дошкольных учреждений " Формирование зрительного восприятия"
Статья для логопедов дошкольных учреждений " Формирование зрительного восприятия"
Статья для логопедов дошкольных учреждений " Формирование зрительного восприятия"
Статья для логопедов дошкольных учреждений " Формирование зрительного восприятия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.