Статья для логопедов дошкольных учреждений " Формирование зрительного восприятия"
Оценка 4.7

Статья для логопедов дошкольных учреждений " Формирование зрительного восприятия"

Оценка 4.7
Лекции +1
docx
дефектология
Детсад
17.12.2018
Статья для логопедов дошкольных учреждений " Формирование зрительного восприятия"
Неоценимо для ребёнка умение и возможность ориентироваться в пространстве, оценивать положение предметов относительно друг друга, различать форму объёмных предметов. И здесь важнейшую роль играет зрительный анализ, который необходимо сформировать к школьному периоду. Наша задача - помочь в этом малышу. Ведь восприятие - это целостное отражение предметов, ситуация, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств, а зрительное восприятие - это способность практически непрерывно принимать глазами разнообразную информацию, которая поступает извне, а также осмысливать то, что видишь. А главное , - нужна систематическая работа.
СТАТЬЯ зрительное восприятие.docx
Развитие детей раннего возраста  и предупреждение у них отклонений в познавательной деятельности  Каретина Е.В. МБДОУ « Детский сад № 51 « Красная шапочка», г.Тамбов,elisalenasem@yandex.ru Посредством глаза, но не глазом  смотреть на мир умеет разум В.Блейк Наибольшее количество различной  информации ребёнок усваивает на основе зрения. Именно поэтому роль зрительного восприятия в получении, переработке   и   усвоении   информации   трудно   переоценить.Нормальное развитие   и   совершенствование   функций   зрительной   системы   ребёнка   в раннем возрасте позволяет создать благоприятные условия для становления и формирования его зрительного восприятия как психического процесса, что   способствует   накоплению   адекватных   представлений   о   предметах, объектах и явлениях действительности. На каждой возрастной ступени формирование образов, представлений у ребёнка связано с определёнными особенностями его сенсорики и овладения видами   деятельности,   а   в   сенсорном   развитии   ведущее   место   занимает зрительное   восприятие,   состояние   которого   связано   прежде   всего   со здоровьем зрительной системы. В раннем возрасте происходит стабилизация остроты зрения, которая приближается к единице, но ещё неустойчива.Зрительное восприятие в этот период находится в процессе становления своих свойств и качеств. Поэтому и   родителям,   и   воспитателям,   и   специалистам   необходимо   иметь представление   об   актуальном   уровне   развития   и   особенностях формирования зрительного восприятия. Действие   взрослого   с   предметом   является   для   ребёнка   образцом   и усваивается путём непосредственного восприятия: сначала как совместное, потом – самостоятельное и, наконец, перенос действия в другую ситуацию. Так   формируются   основы   самостоятельной   деятельности   ребёнка   с предметом,   и   он   осваивает   его   назначение.   При   этом   взрослый комментирует свои действия и действия ребёнка, который начинает лучше осознавать их, что способствует формированию такой важной для развития ребёнка связи ­ «образ­слово –образ». Малыш, без помощи взрослого, не может заметить и выделить другие свойства предмета и обозначить их в речи. Следовательно понижается и речевая активность ребёнка, что влияет на формирование связи «слово­образ» и на многие другие психологические образования, которые формируются именно в этот период его жизни. По   мере   взросления   зрительное   восприятие   занимает   всё   более значимое место   в формировании способов ознакомления с окружающим миром. Всё, что ребёнок видит, он старается потрогать, поднести к глазам, рассмотреть   и   даже   попробовать   на   вкус.   Но   ребёнок   ещё   не   умеет обобщать информацию, поступающую от органов чувств при ведущей роли зрительного   анализатора,   даже   если   он   имеет   отклонения   на   уровне зрительных функций. У малыша от 2 до 3 лет повышается двигательная активность , при этом   его   передвижения   ещё   не   упорядочены   и   требуют   помощи   от взрослого.   Поэтому   очень   важно   помочь   ребёнку   зрительно   « почувствовать»   движения   своих   конечностей,   их   координированность   и объём,   оценить   своё   передвижение   в   определённом   пространстве.   Так, постоянно   упражняясь   с   малышам   в   движении,   можно   развивать дистантность   и   пространственность   зрительного   восприятия, способствует расширению объёма его представлений.   что Таким образом  ребёнок обогащает свои знания об окружающем, а его зрительное   восприятие   начинает   приобретать   выраженный   избирательный характер   по   отношению   к   предметам   ближайшей   обстановки.   Однако формирование и закрепление образов представлений тесно взаимосвязаны с развитием   средств   изобразительной   деятельности.  К   трём   годам   ребёнок начинает узнавать увиденные предметы на картинке, с помощью взрослого может отобразить свои первые образы и впечатления. Поэтому, постепенно овладевая средствами и видами изобразительной деятельности  ( рисованием, лепкой, а затем и конструированием и моделированием), ребёнок совершенствует свои образные представления.   Приобщая   ребёнка   к   изобразительной   деятельности,   возможно   не только закрепить в его памяти уже сформированные образцы, но и создавать новые,(   особенно   близкие   к   последним   по   форме,   величине,   при   этом необходимо использовать методы сравнения, соотнесения, ориентировочные действия,   которые   опираются   на   зрительно­анализирующую   деятельность восприятия.   Так   у   ребёнка   развиваются   пространственное   восприятие   и глазомер. Формирование образов, накопление предметных представлений также связаны   с   непосредственным   общением   ребёнка   со   взрослым,   который направляет   речевую   деятельность   ребёнка   на   познание   окружающего, способствует развитию образной, обозначающей функции речи, накоплению словарного запаса. Большую   роль   в   формировании   образов,   представлений   в   период раннего детства играет намечающийся переход к новой форме деятельности – игровой, в которой ребёнок начинает использовать – и совершенствовать – свой   чувственный   опыт,   уже   освоенные   действия   с   предметами   и игрушками. В игровой деятельности реализуются такие качества и свойства   избирательность, зрительного   восприятия,   как   предметность, детализированность   и   др.   Поэтому   взрослому   следует   сконцентрировать внимание ребёнка на обследовании предметов и игрушек, на выделении и анализе главных и второстепенных признаков, учить их обобщать, а затем классифицировать.   Например,   взрослый   учит   малыша   опираться   в деятельности на разные органы чувств( зрение, слух, осязание, обоняние, вкус), используя игровые действия.  Если у ребёнка есть отклонения в зрительном восприятии, то многие компоненты, необходимые для развития игры, будут от него ускользать. И развитие игры может затормозиться и задержаться на уровне предметных действий. Обычно   к   трёхлетнему   возрасту   речевая   деятельность   ребёнка значительно   активизируется.   Освоение   действий   с   предметами   начинает происходить   на   основе   словесной   регуляции   собственных   действий. Развитие ребёнка приобретает качественно новое направление, в котором зрительное восприятие начинает активно взаимодействовать со слуховым, создаётся   более   прочная   опора   для   развития   наглядно   –   действенной   и наглядно – образной форм мышления. В   итоге   к   трём   годам   в   развитии   ребёнка   можно   будет   увидеть существенный   положительный   сдвиг­   качественно   новый   уровень   в формировании зрительного восприятия как психического процесса. Такой уровень предусматривает:  активное передвижение малыша и пространстве;  повышение   эффективности   дистантного   обозрения   в   связи   с улучшением состояния зрительных функций;  стабилизацию остроты зрения;  значительное расширение познавательных возможностей ребёнка.                В процессе предметно­игровой, изобразительной, ориентировочной деятельности   и   общения   у   ребёнка   продолжает   развиваться   предметно   – анализирующее   пространственное   восприятие.   Развитие   различных   видов детской   деятельности   и   развитие   зрительного   восприятия   становятся взаимосвязанными, взаимообусловленными. К трёхлетнему возрасту ребёнок должен перейти от общего нераздельного восприятия предмета к выделению и анализу отдельных его свойств и признаков.         В целях предупреждения отклонений в познавательной деятельности у детей в преддошкольном возрасте и для формирования целостных образов представлений   об   окружающем   в   дошкольном   необходимо   выделить следующие важные направления психолого­педагогической работы:  развитие совместной со взрослыми и подражательной деятельности;  усвоение образцов действий с предметами и перенесение их в новую обстановку;  формирование   зрительно­поисковой   ориентировочной исследовательской деятельности;  формирование   способов   всестороннего   восприятия   и   обследования предметов и действий с ними;  установление   коммуникативных   взаимоотношений   со   взрослыми   и сверстниками; общения ( мимики, жестов, пантомимики);  развитие обозначающей функции речи;  обучение словесной регуляции ребёнком собственных действий;  обучение ориентации на себе, в микропространстве ( на столе);  развитие свободной подвижности в пространстве;  активное развитие мелкой моторики под контролем зрения.         Данные   направления   работы   имеют   большое   значение   для   развития зрительного   восприятия   ребёнка.   Они   тесно   взаимосвязаны,   и   при комплексном   подходе   каждое   из   них   –   в   виде   упражнения­   может   быть включено в структуру занятия с ребёнком в семье и детском саду. Литература 1.Божович   Л.И.   Личность   и   её   формирование   в   детском   возрасте. Психологические исследования. М.: Просвещение,1998. 2.Елисеева   Т.Я.   Я   вижу   =Я   живу:   энциклопедия   здорового   зрения /Т.Елисеева.­М.:Эксмо,2012.

Статья для логопедов дошкольных учреждений " Формирование зрительного восприятия"

Статья для логопедов дошкольных учреждений " Формирование зрительного восприятия"

Статья для логопедов дошкольных учреждений " Формирование зрительного восприятия"

Статья для логопедов дошкольных учреждений " Формирование зрительного восприятия"

Статья для логопедов дошкольных учреждений " Формирование зрительного восприятия"

Статья для логопедов дошкольных учреждений " Формирование зрительного восприятия"

Статья для логопедов дошкольных учреждений " Формирование зрительного восприятия"

Статья для логопедов дошкольных учреждений " Формирование зрительного восприятия"

Статья для логопедов дошкольных учреждений " Формирование зрительного восприятия"

Статья для логопедов дошкольных учреждений " Формирование зрительного восприятия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2018