Статья. Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития младшего школьника.
Оценка 4.9
Работа с родителями
doc
родителям +1
Взрослым
18.02.2018
В статье рассказывается о том, что во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
Духовно-нравственное воспитание.doc
Т.К.Очередько
МБОО «Новониколаевская сош №2», Волгоградская область,
п.г.т. Новониколаевский, Новониколаевского района.
Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития
младшего школьника.
Во все века люди высоко ценили духовнонравственную воспитанность. Глубокие
социально экономические преобразования, происходящие в современном обществе,
заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты
нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности,
безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников
связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Вопервых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко
нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Вовторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный
множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и
негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший
интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Втретьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно
нравственной воспитанности, ибо воспитанность это качество личности, определяющее в
повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и
доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное
составляет главную задачу воспитания»[15,67].
Вчетвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только
информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном
обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях
данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой, а в частности и перед нашей школой ставится
задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать
происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его
людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовнонравственных
свойств личности школьника. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного
отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовнонравственными
нормами.
Проблема духовнонравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как
никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них абсолютная деилогизация
общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду
«связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю
страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду,
становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают
психологическому здоровью человека.
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного
возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием.
Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного
образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру,
сострадание.
Духовность, по мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть
показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов[1,65].
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию
мораль. «Мораль (латинское moresнравы) нормы, принципы, правила поведения людей, а
так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства,
суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и
общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [12, 192].
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести
человека»[6,345]. Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому,
духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.»
«Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но
сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к
нравственному добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с
совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем
гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое
самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести»[6, 558].
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности поразному. Еще в древней
Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по
поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного,
благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека»[2, 360].
В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества.
Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без
взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы
выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей.
Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности
общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем
самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое
также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со
стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно
соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях,
принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод,
что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не
«ударив лицом в грязь».
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается
в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и
несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности,
очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [3, 170].
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно
ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля
выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и
убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность
нравственного воспитания.
О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение –
понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности.
Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какуюто
наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей
единицей поведения может служить поступок.
Под поступком понимают какоелибо действие или состояние человека, но всякое
действие или состояние становится поступком только при условии, если оно
рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или
состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Таким образом, под поведением
понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и
внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.
Вопрос духовнонравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем,
стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась
отрицательная ситуация в вопросе духовнонравственного воспитания молодого поколения.
Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных
жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение моральнонравственной
обстановки в обществе, спад культурнодосуговой работы с детьми и молодежью; резкое
снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о
здоровом физическом развитии детей
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием,
минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить
трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их
окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться
понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть
трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.
Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но
главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Взгляните на детские рисунки. Там
всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синеесинее небо, густая зеленая трава.
Удивительное восприятие мира у наших детей!
Наши педагоги, изучая все лучшее, что было наработано до революции и после,
пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией,
интеллектуально развитую личность. Используемые в школе учебные авторские программы и
разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как
содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным
ценностям родной страны.
В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является
формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных
нравственных чувств.
В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на
этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий
была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу
формирующего.
Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в школьную жизнь,
является психологическая готовность, которая включает определенный уровень
интеллектуального и личностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные
компоненты готовности к школьному обучению.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится
организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и
взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально
исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих
возможностях и способностях.
Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского
направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на
уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке
планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается
последовательность в развитии личности ребенка.
Современные родители уже привыкли к личной безответственности, которую в нас
воспитали на протяжении последних десятилетий.
Но нельзя давать согласие на эту разрушительную работу. Для этого надо создавать свои
учебные заведения, делать все, чтобы помогать людям и в первую очередь детям приходить к
Богу, чтобы утвердиться на единственно верном фундаменте.
Православие – это не система, это жизнь в любви. И православным наше воспитание
получается только тогда, когда мы начинаем совершать его в любви. Здесь речь идет не
только о православии, но и о других религиях, ведь все они несут и дают людям человеческие
ценностные ориентиры.
Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им
себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.
Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми,
природой, культурой, цивилизацией.
Воздействие на человека, с целью формирования у него духовнонравственных качеств
тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было болееменее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том,
как сформировать нравственное поведение человека.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования
определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и
неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи
установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной
восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет
своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем
воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном
возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения
детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности
оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности,
ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой
вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка,
сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.
Список использованной литературы.
1. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999
№4. С.7880
2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. М.: Просвещение, 1979. – 534с.
3. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович//
Вопросы психологии. М.:Просвещение, 1975. 254с.
4. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях
реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская – Ростовна
Дону: РГПИ, 1986 361с.
5. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий М.:
Просвещение,1977. 376с.
6. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовнонравственного
образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и
мониторинг в образовании – 2003 №3 – С. 912 7. Зазнобина Л. С: Как же выжить в мире СМИ./ Л.С.Зазнобина Медиаобразование в
школе 1999№3 С.23 26.
8. Леднев В.С. Духовнонравственная культура в образовании человека / В.С.
Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 №6 – С. 36
9. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности
и нравственного поведения./Л.И.Матвеева Ленинград, 1989 265с.
10. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы
психологии./.Р.С.Немов – М.: Владос, 2000; 436с.
11. Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании./А Мудрик //
Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. М.:
Инноватор, 1996. Вып.6. – С. 56 – 70.
12. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. –
Калуга, 1969126с.
13. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред.
И.А. Каирова, О.С. Богдановой – М.: Педагогика, 1979 461с.
14. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка,
М:Просвещение, 1995. 478с.
15. Педагогика школы/ Под ред.Г. И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1977387с.
16. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский М:
Просвещение,1980. 258с.
Статья. Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития младшего школьника.
Статья. Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития младшего школьника.
Статья. Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития младшего школьника.
Статья. Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития младшего школьника.
Статья. Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития младшего школьника.
Статья. Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития младшего школьника.
Статья. Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития младшего школьника.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.