Статья. Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития младшего школьника.
Оценка 4.9

Статья. Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития младшего школьника.

Оценка 4.9
Работа с родителями
doc
родителям +1
Взрослым
18.02.2018
Статья. Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития младшего школьника.
В статье рассказывается о том, что во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
Духовно-нравственное воспитание.doc
Т.К.Очередько МБОО «Новониколаевская сош №2», Волгоградская область,  п.г.т. Новониколаевский, Новониколаевского района. Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития младшего школьника. Во все века люди высоко ценили духовно­нравственную воспитанность. Глубокие  социально­ экономические преобразования, происходящие в современном обществе,  заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты  нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности,  безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников  связана, по крайней мере, с четырьмя положениями: Во­первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко  нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во­вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный  множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и  негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший  интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. В­третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно­ нравственной воспитанности, ибо воспитанность­ это качество личности, определяющее в  повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и  доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное  составляет главную задачу воспитания»[15,67]. В­четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только  информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном  обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях  данного поступка для окружающих людей. Перед общеобразовательной школой, а в частности и перед нашей школой ставится  задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать  происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его  людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно­нравственных  свойств личности школьника. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного  отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно­нравственными  нормами. Проблема духовно­нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как  никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них ­абсолютная деилогизация  общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду  «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю  страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду,  становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают  психологическому здоровью человека. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного  возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием.  Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного  образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру,  сострадание. Духовность, по мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть  показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов[1,65]. В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию  мораль. «Мораль (латинское mores­нравы) ­ нормы, принципы, правила поведения людей, а  так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства,  суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и  общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [12, 192].  В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести  человека»[6,345]. Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому,  духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.»  «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но  сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к  нравственному ­ добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с  совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем  гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое  самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести»[6,  558].  Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по­разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по  поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного,  благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека»[2,  360].  В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества.  Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без  взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы  выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей.  Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности  общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем  самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое  также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со  стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно  соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях,  принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не  «ударив лицом в грязь».  Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается  в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и  несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности,  очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [3,  170].  О  нравственности  человека  можно  говорить  только  тогда,  когда  он  нравственно   ведет  себя  в  силу  внутреннего  побуждения  (потребности),  когда  в  качестве  контроля   выступают  его  собственные  взгляды  и  убеждения.  Выработка  таких  взглядов  и   убеждений  и  соответствующих  им  привычек  поведения  и  составляют  сущность   нравственного  воспитания.  О  нравственности  человека  обычно  судят  по  его  поведению,  но  поведение  –   понятие  весьма  широкое  и  охватывает  все  стороны  жизнедеятельности  личности.   Поэтому  для  раскрытия  его  нравственной  сущности  необходимо  выделить  какую­то   наименьшую  единицу,  которая  сохраняла  бы  свойства  целого.  Такой  наименьшей   единицей  поведения  может  служить  поступок.   Под  поступком  понимают  какое­либо  действие  или  состояние  человека,  но  всякое  действие  или  состояние  становится  поступком  только  при  условии,  если  оно   рассматривается  во  взаимосвязи  с  порождающими  его  целями,  мотивами  и  намерениями личности.  При  этом  нравственными  должны  быть  как  сами  по  себе  действия  или   состояния,  так  и  порождающие  их  мотивы  и  цели. Таким  образом,  под  поведением   понимают  совокупность  поступков  человека,  выделяя  при  этом  внешние  действия  и   внутреннюю  обусловленность  поступков,  то  есть  их  мотивацию,  переживание.  Вопрос духовно­нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем,  стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно­нравственного воспитания молодого поколения.  Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных  жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально­нравственной  обстановки в обществе, спад культурно­досуговой работы с детьми и молодежью; резкое  снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о  здоровом физическом развитии детей  Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить  трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их  окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться  понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть  трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.  Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но  главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Взгляните на детские рисунки. Там  всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее­синее небо, густая зеленая трава.  Удивительное восприятие мира у наших детей!  Наши педагоги, изучая все лучшее, что было наработано до революции и после,  пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную   духовной энергией,   интеллектуально развитую личность. Используемые в школе учебные авторские программы и  разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как  содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной страны. В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является  формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных  нравственных чувств. В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на  этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу  формирующего. Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в школьную жизнь,  является психологическая готовность, которая включает определенный уровень  интеллектуального и личностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные  компоненты готовности к школьному обучению. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится  организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и  взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально­ исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих  возможностях и способностях. Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского  направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на  уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке  планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается  последовательность в развитии личности ребенка.  Современные родители уже привыкли к личной безответственности, которую в нас  воспитали на протяжении последних десятилетий. Но нельзя давать согласие на эту разрушительную работу. Для этого надо создавать свои учебные заведения, делать все, чтобы помогать людям и в первую очередь детям приходить к  Богу, чтобы утвердиться на единственно верном фундаменте. Православие – это не система, это жизнь в любви. И православным наше воспитание  получается только тогда, когда мы начинаем совершать его в любви. Здесь речь идет не  только о православии, но и о других религиях, ведь все они несут и дают людям  человеческие ценностные ориентиры.  Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им  себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.  Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми,  природой, культурой, цивилизацией. Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно­нравственных качеств  ­ тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более­менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том,  как сформировать нравственное поведение человека. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования  определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и  неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи   установили,  что  именно младший  школьный  возраст  характеризуется  повышенной   восприимчивостью  к  усвоению  нравственных  правил  и  норм.  Это  позволяет   своевременно  заложить  нравственный  фундамент  развитию личности. Стержнем  воспитания, определяющим нравственное развитие личности  в  младшем  школьном   возрасте,  является  формирование  гуманистического  отношения  и  взаимоотношения   детей,  опора  на  чувства,  эмоциональную  отзывчивость.  Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности  оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности,  ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой  вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка,  сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности. Список использованной литературы. 1. Артюхова  И.  С.  Ценности  и  воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999­  №4.­ С.78­80 2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. ­ М.: Просвещение, 1979. – 534с. 3. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович//  Вопросы психологии. ­ М.:Просвещение, 1975.­ 254с. 4. Бондаревская  Е.  В.  Нравственное  воспитание  учащихся  в  условиях   реализации  школьной  реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская – Ростов­на­ Дону: РГПИ, 1986­ 361с. 5. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий  ­ М.:  Просвещение,1977.­ 376с. 6. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно­нравственного  образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и  мониторинг в образовании – 2003 ­ №3 – С. 9­12 7. Зазнобина Л. С: Как же выжить в мире СМИ./ Л.С.Зазнобина Медиаобразование в школе ­ 1999­№3 ­  С.23­ 26. 8. Леднев В.С. Духовно­нравственная культура в образовании человека / В.С.  Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 ­ №6 – С. 3­6 9. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева ­Ленинград, 1989 ­265с.   10. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы  психологии./.Р.С.Немов – М.: Владос, 2000; ­ 436с. 11. Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании./А Мудрик //  Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. М.:  Инноватор, 1996.­ Вып.6. – С. 56 – 70. 12. Нравственное  воспитание  личности  школьника/ Под  ред.  Колдунова  Я.  И. –  Калуга, 1969­126с. 13. Нравственное  развитие  младшего  школьника  в  процессе  воспитания/ Под  ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой  – М.: Педагогика, 1979­ 461с. 14. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка,    ­М:Просвещение,  1995.­ 478с.  15. Педагогика  школы/ Под  ред.Г. И.  Щукиной. – М.: Просвещение, 1977­387с. 16. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский ­М: Просвещение,1980.­ 258с.

Статья. Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития младшего школьника.

Статья. Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития младшего школьника.

Статья. Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития младшего школьника.

Статья. Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития младшего школьника.

Статья. Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития младшего школьника.

Статья. Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития младшего школьника.

Статья. Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития младшего школьника.

Статья. Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития младшего школьника.

Статья. Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития младшего школьника.

Статья. Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития младшего школьника.

Статья. Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития младшего школьника.

Статья. Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития младшего школьника.

Статья. Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития младшего школьника.

Статья. Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития младшего школьника.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018