Статья "Элементы педагогического дизайна в преподавании математики"
Оценка 4.8
Работа в классе
doc
математика
5 кл—7 кл
17.01.2017
Педагогический дизайн - это педагогический инструмент, благодаря которому обучение и учебные материалы становятся более эффективными и результативными. В статье дано понятие педагогического дизайна, рассмотрены цели, этапы педагогического дизайна, а также представлена конкретная область использования элементов педагогического дизайна на уроках математики. В частности, рассмотрено применение педагогического дизайна при создании раздаточного материала для обучающихся.
Тазетдинова АН - статья.doc
Элементы педагогического дизайна в преподавании математики
Тазетдинова Анастасия Николаевна
г.Уфа
«В то время, как врачи проектируют здоровье, а архитектор
пространство, педагогические дизайнеры проектируют образование
человека»
Van Patten
Сравнительно недавно в обиход вошло понятие дидактического или
педагогического дизайна. Что же оно означает?
Педагогический дизайн – педагогический инструмент, благодаря которому
обучение и учебные материалы становятся более привлекательными,
эффективными, результативными. Педагогический дизайн рассматривает
именно содержательную сторону процесса обучения, моменты привлечения и
повышения внимания, формирование мотивации и желание продолжить
обучение. Педагогический дизайн предусматривает разработку педагогических
материалов и видов деятельности, а также тестирования и оценки
эффективности всех педагогических и учебных видов деятельности.
Цели педагогического дизайна – обеспечение разработки качественного
учебного материала и системный подход к построению учебного процесса.
Основа педагогического дизайна:
Важность содержания курса.
Стиль и последовательность изложения материала.
Способ представления материала.
В имеющейся литературе выделены следующие основные этапы
педагогического дизайна:
1) Анализ (определение цели курса, средств, условий учебной работы,
постановка педагогической задачи, определение целей обучения).
2) Проектирование (подготовка планов, сценариев, разработка основного
решения, выбор средств).
3) Разработка (превращение учебных планов в набор учебных материалов).
4) Применение (использование учебных материалов в учебном процессе).
5) Оценка (результаты оцениваются и при необходимости корректируются).
Следуя этим этапам, можно создать качественный дидактический материал.
У каждого учителя имеется банк дидактических материалов. Это
необходимое условие для успешной работы, т.к. рациональное применение
дидактических материалов позволяет разнообразить учебную работу,
обеспечить стабильность учебнопознавательной атмосферы.
Создание
дидактических материалов – одно их направлений педагогического творчества
учителя, которое невозможно без непрерывного поиска, самообразования,
саморазвития.
Как известно, по дидактическим целям учебные материалы делятся на
материалы для: формирования знаний, сообщения сведений;
закрепления знаний;
обобщения знаний;
формирования умений;
контроля знаний.
В своей работе я, как и многие учителя, использую раздаточный материал,
карточки и презентации, в т.ч. собственные.
Для формирования знаний, сообщения сведений очень удобны презентации,
т.к. они позволяют коротко изложить учебный материал и хорошо его
проиллюстрировать. Можно воспользоваться готовыми презентациями, а можно
составить свою. В настоящее время имеется очень много литературы, в которой
содержатся советы, правила, руководства, помогающие составить эффективную,
качественную презентацию. Для создания собственной презентации нам,
учителям, нужно помнить следующее: необходимо не просто правильно
разместить в презентации картинку и текст, а создать последовательность
слайдов, целенаправленно ведущую учеников к пошаговому изучению
материала. К примеру, при изучении темы «Векторы» мне кажется удобным
представить в презентации следующие слайды:
вектор и его координаты, длина вектора,
применение векторов,
равные векторы,
коллинеарные векторы,
сумма векторов (правило треугольника, правило параллелограмма),
разность векторов,
умножение вектора на число.
Таким образом, весь материал оказывается разбит на логически
завершенные фрагменты, удобные для запоминания.
При объяснении темы «Масштаб» можно продемонстрировать
географические карты, в том числе несуществующих объектов (остров
Сокровищ, страны Эльфов и пр.), строительные, технические чертежи. По этим
же картам и чертежам проводится закрепление знаний. Я использую карты из
журнала «Турист». Ученикам предлагается, зная масштаб, определить
расстояние между какимилибо населенными пунктами. Как правило, такое
задание вызывает большой интерес, и многие обучающиеся берут
дополнительное задание.
При обобщении знаний по теме «Сравнение чисел» я использую небольшие
плакаты, на которых записаны примеры. Часть примеров скрыта следами
кошачьих лапок. Я рассказываю ученикам, что когда я рисовала для них эти
плакаты, мой кот случайно попал в краску и оставил эти следы. Ученикам
предлагается догадаться, что скрыто под кошачьими следами. Конечно, нельзя
долго эксплуатировать образ кота. 34 урока ученики воспринимают его как старого знакомого, процесс идет живее, но затем необходимо переключаться на
чтото иное.
Удачным получается обобщение знаний в форме викторины или командного
соревнования с применением презентации. Наиболее удобна форма по типу
телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером».
Для формирования умений и навыков я использую карточки с
«окошечками» для написания пропущенных слов, чисел или понятий, карточки с
наклеенными из цветной бумаги геометрическими фигурами, модели объемных
фигур, развертки геометрических фигур.
Контроль за усвоением знаний можно организовать как с помощью
раздаточного материала, так и с помощью тестирующих программ и
презентаций. Причем, тестирующую программу могут составить и сами
школьники. К примеру, мы с учениками 7 класса написали программу для
проверки знания учениками младшей школы таблицы умножения.
Второклассникам очень понравилось, что компьютер сперва «знакомился» с
ними, спрашивая их имена, а затем обращался к ним по имени и на каждый их
ответ реагировал какойлибо фразой, а в конце теста ставил оценку.
Презентацию для контроля знаний удобно использовать в геометрии. Так, при
контроле усвояемости обучающимися темы «Решение треугольников», я
составила презентацию, состоящую из серии слайдов с чертежами, на которых
были указаны некоторые элементы треугольников. Использование презентации в
данном случае оказалось более удобным, чем использование раздаточного
материала.
Таким образом, система использования дидактических материалов должна
предусматривать последовательное, поэтапное обучение учеников различным
формам учебной деятельности.
Дидактический дизайн – неотъемлемая часть работы учителя по созданию
интересных, эстетичных дидактических материалов, психологопедагогическая
составляющая которой направлена на привлечение внимания обучающихся,
поддержание познавательного интереса, активизацию мышления, формирование
мотивации к изучению учебного материала.
Дидактический дизайн подразумевает учет возрастных особенностей
учащихся. Он лежит в основе составления учебных планов и программ.
Дидактические материалы должны обеспечивать доступность обучения.
Принцип доступности требует, чтобы объем и содержание учебного материала
были по силам учащимся, соответствовали уровню их умственного развития и
имеющемуся запасу знаний, умений и навыков. Конечно, доступность не следует
понимать как учение без трудностей. Учебная работа требует определенных
усилий учащихся в достижении поставленных целей, преодоления трудностей.
Цель использования дидактических материалов заключается не в том, чтобы
обходить трудности, а в том, чтобы эти трудности не подрывали, а развивали
силы ученика и способствовали повышению результатов учебных занятий.
Создавая дидактические материалы, нужно помнить, что в обучении необходимо следовать от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к
неизвестному. Изучение фактов, явлений, закономерностей, понятий и т. п.
должно начинаться с наиболее простых, для того, чтобы подготовить их к
пониманию более сложных. И, конечно, учебный дидактический материал
должен развивать обучающихся, давать пищу для ума, обеспечивать такой
уровень сложности, чтобы содержание заданий для учащихся находилось (по Л.
В. Занкову) в "зоне их ближайшего развития".
Статья "Элементы педагогического дизайна в преподавании математики"
Статья "Элементы педагогического дизайна в преподавании математики"
Статья "Элементы педагогического дизайна в преподавании математики"
Статья "Элементы педагогического дизайна в преподавании математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.