Статья "Элементы педагогического дизайна в преподавании математики"
Оценка 4.8

Статья "Элементы педагогического дизайна в преподавании математики"

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
математика
5 кл—7 кл
17.01.2017
Статья "Элементы педагогического дизайна в преподавании математики"
Педагогический дизайн - это педагогический инструмент, благодаря которому обучение и учебные материалы становятся более эффективными и результативными. В статье дано понятие педагогического дизайна, рассмотрены цели, этапы педагогического дизайна, а также представлена конкретная область использования элементов педагогического дизайна на уроках математики. В частности, рассмотрено применение педагогического дизайна при создании раздаточного материала для обучающихся.
Тазетдинова АН - статья.doc
Элементы педагогического дизайна в преподавании математики Тазетдинова Анастасия Николаевна г.Уфа «В то время, как врачи проектируют здоровье, а архитектор пространство, педагогические дизайнеры проектируют образование человека» Van Patten Сравнительно   недавно   в   обиход   вошло   понятие   дидактического   или педагогического дизайна. Что же оно означает? Педагогический дизайн – педагогический инструмент, благодаря которому обучение   и   учебные   материалы   становятся   более   привлекательными, эффективными,   результативными.   Педагогический   дизайн   рассматривает именно содержательную сторону процесса обучения, моменты привлечения и повышения   внимания,   формирование   мотивации   и   желание   продолжить обучение. Педагогический дизайн предусматривает разработку педагогических материалов   и   видов   деятельности,   а   также   тестирования   и   оценки эффективности всех педагогических и учебных видов деятельности. Цели   педагогического   дизайна   –   обеспечение   разработки   качественного учебного материала и системный подход к построению учебного процесса. Основа педагогического дизайна:  Важность содержания курса.  Стиль и последовательность изложения материала.  Способ представления материала. В   имеющейся   литературе   выделены   следующие   основные   этапы педагогического дизайна: 1)   Анализ   (определение   цели   курса,   средств,   условий   учебной   работы, постановка педагогической задачи, определение целей обучения). 2)  Проектирование (подготовка   планов,  сценариев,  разработка  основного решения, выбор средств). 3) Разработка (превращение учебных планов в набор учебных материалов). 4) Применение (использование учебных материалов в учебном процессе). 5) Оценка (результаты оцениваются и при необходимости корректируются). Следуя этим этапам, можно создать качественный дидактический материал. У   каждого   учителя   имеется   банк   дидактических   материалов.   Это необходимое   условие   для   успешной   работы,   т.к.   рациональное   применение дидактических   материалов   позволяет   разнообразить   учебную   работу, обеспечить   стабильность   учебно­познавательной   атмосферы.   Создание дидактических материалов – одно их направлений педагогического творчества учителя,   которое   невозможно   без   непрерывного   поиска,   самообразования, саморазвития. Как   известно,   по   дидактическим   целям   учебные   материалы   делятся   на материалы для:  формирования знаний, сообщения сведений;  закрепления знаний;  обобщения знаний;  формирования умений;  контроля знаний. В своей работе я, как и многие учителя, использую раздаточный материал, карточки и презентации, в т.ч. собственные. Для формирования знаний, сообщения сведений очень удобны презентации, т.к.   они   позволяют   коротко   изложить   учебный   материал   и   хорошо   его проиллюстрировать. Можно воспользоваться готовыми презентациями, а можно составить свою. В настоящее время имеется очень много литературы, в которой содержатся советы, правила, руководства, помогающие составить эффективную, качественную   презентацию.   Для   создания   собственной   презентации   нам, учителям,   нужно   помнить   следующее:   необходимо   не   просто   правильно разместить   в   презентации   картинку   и   текст,   а   создать   последовательность слайдов,   целенаправленно   ведущую   учеников   к   пошаговому   изучению материала. К примеру, при изучении  темы «Векторы» мне кажется удобным представить в презентации следующие слайды:  вектор и его координаты, длина вектора,  применение векторов,  равные векторы,  коллинеарные векторы,  сумма векторов (правило треугольника, правило параллелограмма),  разность векторов,  умножение вектора на число. Таким   образом,   весь   материал   оказывается   разбит   на   логически завершенные фрагменты, удобные для запоминания. При   объяснении   темы   «Масштаб»   можно   продемонстрировать географические   карты,   в   том   числе   несуществующих   объектов   (остров Сокровищ, страны Эльфов и пр.), строительные, технические чертежи. По этим же картам и чертежам проводится закрепление знаний. Я использую карты из журнала   «Турист».   Ученикам   предлагается,   зная   масштаб,   определить расстояние   между   какими­либо   населенными   пунктами.   Как   правило,   такое задание   вызывает   большой   интерес,   и   многие   обучающиеся   берут дополнительное задание. При обобщении знаний по теме «Сравнение чисел» я использую небольшие плакаты,   на   которых   записаны   примеры.   Часть   примеров   скрыта   следами кошачьих лапок. Я рассказываю ученикам, что когда я рисовала для них эти плакаты,   мой   кот   случайно   попал   в   краску   и   оставил   эти   следы.   Ученикам предлагается догадаться, что скрыто под кошачьими следами. Конечно, нельзя долго эксплуатировать  образ кота. 3­4 урока ученики воспринимают его как старого знакомого, процесс идет живее, но затем необходимо переключаться на что­то иное. Удачным получается обобщение знаний в форме викторины или командного соревнования   с   применением   презентации.   Наиболее   удобна   форма   по   типу телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером». Для   формирования   умений   и   навыков   я   использую   карточки   с «окошечками» для написания пропущенных слов, чисел или понятий, карточки с наклеенными из цветной бумаги геометрическими фигурами, модели объемных фигур, развертки геометрических фигур. Контроль   за   усвоением   знаний   можно   организовать   как   с   помощью раздаточного   материала,   так   и   с   помощью   тестирующих   программ   и презентаций.   Причем,   тестирующую   программу   могут   составить   и   сами школьники.   К   примеру,   мы   с   учениками   7   класса   написали   программу   для проверки   знания   учениками   младшей   школы   таблицы   умножения. Второклассникам   очень   понравилось,   что   компьютер   сперва   «знакомился»   с ними, спрашивая их имена, а затем обращался к ним по имени и на каждый их ответ   реагировал   какой­либо   фразой,   а   в   конце   теста   ставил   оценку. Презентацию для контроля знаний удобно использовать в геометрии. Так, при контроле   усвояемости   обучающимися   темы   «Решение   треугольников»,   я составила презентацию, состоящую из серии слайдов с чертежами, на которых были указаны некоторые элементы треугольников. Использование презентации в данном   случае   оказалось   более   удобным,   чем   использование   раздаточного материала.  Таким образом, система использования дидактических материалов должна предусматривать   последовательное,   поэтапное   обучение   учеников   различным формам учебной деятельности. Дидактический дизайн – неотъемлемая часть работы учителя по созданию интересных, эстетичных дидактических материалов, психолого­педагогическая составляющая   которой   направлена   на   привлечение   внимания   обучающихся, поддержание познавательного интереса, активизацию мышления, формирование мотивации к изучению учебного материала. Дидактический   дизайн   подразумевает   учет   возрастных   особенностей учащихся.   Он   лежит   в   основе   составления   учебных   планов   и   программ. Дидактические   материалы   должны   обеспечивать   доступность   обучения. Принцип доступности требует, чтобы объем и содержание учебного материала были по силам учащимся, соответствовали уровню их умственного развития и имеющемуся запасу знаний, умений и навыков. Конечно, доступность не следует понимать   как   учение   без   трудностей.   Учебная   работа   требует   определенных усилий учащихся в достижении поставленных целей, преодоления трудностей. Цель   использования  дидактических  материалов  заключается  не  в  том, чтобы обходить трудности, а в том, чтобы эти трудности не подрывали, а развивали силы   ученика   и   способствовали   повышению   результатов   учебных   занятий. Создавая дидактические материалы, нужно помнить, что в обучении необходимо следовать   от  простого   к  сложному, от  легкого   к  трудному, от  известного  к неизвестному.   Изучение   фактов,   явлений,   закономерностей,   понятий   и   т.   п. должно   начинаться   с   наиболее   простых,   для   того,   чтобы   подготовить   их   к пониманию   более   сложных.   И,   конечно,   учебный   дидактический   материал должен   развивать   обучающихся,   давать   пищу   для   ума,   обеспечивать   такой уровень сложности, чтобы содержание заданий для учащихся находилось (по Л. В. Занкову) в "зоне их ближайшего развития".

Статья "Элементы педагогического дизайна в преподавании математики"

Статья "Элементы педагогического дизайна в преподавании математики"

Статья "Элементы педагогического дизайна в преподавании математики"

Статья "Элементы педагогического дизайна в преподавании математики"

Статья "Элементы педагогического дизайна в преподавании математики"

Статья "Элементы педагогического дизайна в преподавании математики"

Статья "Элементы педагогического дизайна в преподавании математики"

Статья "Элементы педагогического дизайна в преподавании математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017