Статья "Эстетическое воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС."
Оценка 4.7
Семинары
docx
русская литература +1
Взрослым
30.05.2017
Конечной целью эстетического воздействия является формирование человека с чуткой, красивой душой, здоровыми вкусами, с творческим умом и глубокими знаниями. И такие уроки являются толчком для духовного и нравственного роста молодого поколения.
Работа по эстетическому воспитанию всегда приносит прекрасные плоды: учитель закладывает в сердца детей любовь к искусству, тягу к литературе, к самостоятельному творчеству, а главное – к честной, трудовой и красивой жизни.выступление на семинаре
Эстетическое воспитание на уроках литературы (2) - копия.docx
Эстетическое воспитание на уроках литературы
в условиях реализации ФГОС.
Куликова О.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУГ № 1 с. Красногвардейского
По свидетельству искусствоведа Я. Варшавского у картины Рафаэля
“Сикстинская мадонна”, привезённой из Дрезденской галереи в Москву,
произошёл такой разговор:
– А помоему, она не такая уж красивая...
Зачем ей быть красивой? Она прекрасная.
Обнажить прекрасное в том, что мы встречаем каждый день – это и есть
гениальность художника. В музеях всего мира можно найти немало красавиц,
несравненно более эффективных, но другой такой прекрасной мадонны мы не
увидим.
Извлечь поэзию жизни из прозы жизни, показать, что проза жизни полна
поэзии – вот самый большой подвиг искусства. Искусства всех жанров и
видов. В том числе и Искусства слова.
Цель учителя русского языка и литературы ввести в этот мир учеников,
учить постигать его, познавать его законы, переживать чарующую власть
высокого. Учить сопереживать, поднимая ребёнка на высоту гениальности
произведения. Воспитывать то, что мы называем хорошим вкусом, который
позволит человеку проникать в глубокую суть прекрасного.
Склонность к эстетическому восприятию действительности у детей
проявляется довольно рано. В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей
природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним
открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в
сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его
сердце, в стремлении делать добро людям».
Именно в школе формируются основы того отношения к искусству и
красоте, плоды которого человек пожинает всю свою жизнь. И в современных
условиях одной из важнейших задач в учебновоспитательном процессе
является всесторонне гармоническое развитие личности. Сегодня особенно
важно, чтобы каждый ученик без исключения мог развить свои умственные и
художественные способности, действительно овладеть физической и
духовной культурой. Цель достигается через комплекс решаемых задач, которые являются составными частями воспитания. Об одной из них –
эстетическом воспитании школьников – я хочу рассказать .
Эстетическое воспитание ставит в центр всей образовательной системы
личность ребенка, обеспечение творческих и разносторонних условий её
развития, реализации её природных потенциалов и
предполагает
формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному,
существующему в творениях человека. К. Д. Ушинский писал, что «в каждом
предмете учебного цикла содержится эстетический элемент, и задача
наставника состоит в том, чтобы довести его до ребенка». Задача школы —
сформировать у ребенка эстетическое отношение к действительности,
потребность в деятельности по законам прекрасного.
снИскусство является важным средством воспитания личности. Дисциплины
гуманитарного цикла призваны не только помочь учащимся овладеть
определенными знаниями, умениями и навыками, но и научить их выразить
себя в этом мире, ощутить свою эстетическую и нравственную сопричастность
к нему. Жизнь прекрасна
Именно литература является одной из основных дисциплин в системе
эстетического воспитания, так как призвана зарождать в учащихся тягу к
красоте, добру, справедливости. Изучение литературы всегда сопровождается
обращением к другим видам искусства: музыке, живописи, театру, кино. И
задача преподавателя литературы – помочь учащимся осознать внутреннюю
логику развития литературы и искусства, вскрыть общее и особенное в их
развитии на разных этапах формирования.
Да, художественная литература – это искусство. Только проникнувшись
этой мыслью, можно преподавать литературу в школе. Эстетически
воспитывать в процессе изучения литературы – это значит не только учить
понимать искусство слова, развивать потребность в нём, формировать
художественный вкус. Произведение искусства слова помогает ученику
увидеть красоту в жизни, в природе, в человеческом характере, в поведении
человека, в отношениях людей, воспитывает эстетическое отношение к
действительности, а не только к искусству. Школьники учатся видеть
прекрасное, отличать пошлое, безобразное и (что труднее всего) отличать
ложную красивость от подлинной красоты. Стало быть, в изучении
художественного произведения мы не можем не устанавливать связей с
жизнью, не наталкивать на сопоставления, не вызывать положительного или
критического отношения к фактам и людям, подобным тем, которые
изображены в литературе.
В наше время, когда остро стоит вопрос о духовном возрождении, о
гуманизации и гармонизации личности, вряд ли следует пренебрегать таким
мощным источником духовного обогащения и эстетического воспитания
учащихся, какими являются произведения живописи и музыки. Само
присутствие репродукции известного художника или звучащего на уроке
музыкального произведения как бы невольно возвышает, одухотворяет
учащихся, способствует возникновению атмосферы высокой нравственности и
культуры речи.
Среди критериев развития эстетической культуры можно выделить:
полноту и разносторонность эстетических знаний;
эстетические интересы и потребности;
потребности в общении с искусством;
проявление эстетических чувств при общении с прекрасным;
глубина восприятия произведения искусства;
способность и потребность эстетически преобразовать окружающую
действительность и т.д.
В процессе изучения личности воспитанника преподаватель отбирает методы
диагностики, то есть способы изучения ребенка. Это может быть: наблюдение,
беседа с учащимся (уточняющее собеседование, интервьюирование), анализ
результатов деятельности, сочинения и др. Используя данные методы, учитель
определяет уровень развития учащихся.
Каждый из критериев имеет разнообразные количественные и качественные
показатели.
Например, отношение к окружающим людям может быть: добрым,
внимательным, уважительным; безразличным, нейтральным; неуважительным.
Развитие поэтических интересов может выражаться знанием только имени
А.С. Пушкина , либо знанием поэтов только школьной программы, либо
знанием творчества отдельных поэтов, чтением наизусть их произведений и
т.д.
Произведения искусства оказывают широкое и многогранное воздействие на
человека. В духовную работу включаются все силы и творческие способности:
чувства, интеллект, память и воображение. При восприятии искусств человек
находится в состоянии напряженной духовной деятельности, в которой
участвуют почти все психические процессы личности: мышление, восприятие,
ощущение, воля, воображение, эмоции, внутренняя речь. Воздействуя
эмоционально, вызывая сопереживание у учащихся, произведение живописи
надолго остается в памяти и тем самым содействует формированию личности
в определенном социальном плане. На уроках и русского языка, и литературы нужно использовать все
возможные виды искусства: рассматривание и описание репродукций картин
великих художников, прослушивание записей музыкальных произведений,
обсуждение фильмов, спектаклей. Всё это способствует воспитанию
художественного вкуса, значительно расширяет представления учащихся о
музыкальности стихов русских поэтов, об идейной направленности
произведений, о своеобразии творчества поэтов и писателей.
Известно, что хорошая музыка производит сильное впечатление на учащихся.
Например, романс М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье» значительно
расширяет представления учащихся о музыкальности пушкинских стихов.
Романс Варламова «Белеет парус одинокий» помогает живее почувствовать
обаяние юношеской лирики Лермонтова. А иллюстрацией может служить
одна из картин М. Ю. Лермонтова.
На своих уроках я отбираю такие произведения изобразительного искусства
и музыки, которые позволяют активизировать речевую деятельность
учащихся, способствуют психологической, интеллектуальной и нравственной
коррекции личности обучаемых, развитию их художественного вкуса.
Работа на уроке с репродукциями картин или заслушивание музыкального
произведения, созвучного с изучаемым литературным произведением,
развивает в учащихся наблюдательность, воображение, критическое чутьё,
широту мысли, любовь к обобщениям, а также приводит в действие все
многообразные мыслительные процессы, способствуя развитию внимательного
отношения к литературным явлениям, помогая осознать их. Ведь работая с
репродукциями, учащиеся не только получают культурологические знания, но
и самостоятельно извлекают факты культуры и содержания картины и
находят им словесный эквивалент. Этому способствует то, что картина,
действуя на органы чувств человека, дает возможность воспринимать
действительность более глубоко и всесторонне, содействует развитию
эмоциональной сферы человека, его мышления и на этой основе
формирования мыслительных и речевых процессов.
На своих вступительных уроках к темам, связанным с устным народным
творчеством, говорю своим ученикам, какое значение красоте издревле
придавал народ. Красоте быта (показываю деревянные изделия – ковш, ложки,
кружева и т.д.) А сколько красоты в любой крестьянской избе, сделанной
мастерами из народа. Она в искусно инкрустированных резных крылечках,
ставнях, фронтонах, воротах.
Во всём, что окружало человека, создавалось в стремлении возвысить дух. Применение современных компьютерных технологий дает преподавателю
возможность плодотворно использовать на уроках большой наглядный
материал, совмещая различные виды искусства, разнообразить деятельность
учащихся. На любом уроке уместен разговор о связи литературы и живописи,
театра, музыки, размышления над эстетическими понятиями.
В моей практике есть разнообразные формы таких уроков: урок
презентация, уроки с элементами театральных постановок, урокэкскурсия и
другие.
Во время изучения биографии и творчества литератора я практикую
проведение уроков на темы: «Искусство в жизни писателя (поэта), «Музыка и
живопись в произведении (по выбору учителя), «Мотивы творчества писателя
(поэта) в искусстве» и т. д.
Подобные уроки, построенные на диалоге разных видов искусств,
способствуют формированию у детей правильных эстетических ориентаций,
понимания смысла прекрасного в жизни и искусстве, обогащают их
внутренний мир, очищают душу. Ведь задача учителя – разбудить в своих
учениках живое, цельное эстетическое чувство, желание жить по законам
Красоты.
Преподавание любого учебного предмета, а особенно литературы, без
внеклассных занятий невозможно. Внеклассная работа дополняет те
эстетические впечатления, которые получают учащиеся на уроках. Работа
классного руководителя позволяет мне доносить волшебную силу искусства
на проводимых внеклассных мероприятиях. В каждое из них я включаю
разнообразные художественные конкурсы: на лучшую инсценировку, на
лучшее авторское стихотворение, зарисовку о природе и иллюстрацию к
изучаемому произведению. Совместными силами с учащимися были
подготовлены вечера, посвящённые творчеству Пушкина, Гоголя, где в
совокупности звучали музыка, поэтическое слово, выявлялись творческие
способности детей в исполнении песен, танцев, в актёрском искусстве и т.д.
Неизгладимое впечатление в памяти и душах детей оставляет урок «Да
святится имя Твое!», посвященный теме Матери в литературе, живописи и
музыке, на котором учащиеся получают богатейшую информацию о живописи,
начиная с икон Богородицы, шедевров Леонардо да Винчи и Рафаэля, картин
К. ПетроваВодкина до современной русской живописи. Размышляя о самом
святом человеке – Матери, – дети поособому начинают воспринимать и
музыку: «АвеМарию» Моцарта, песни о матери в исполнении Л. Зыкиной, А.
Герман, О. Газманова. Конечной целью эстетического воздействия является формирование
человека с чуткой, красивой душой, здоровыми вкусами, с творческим умом и
глубокими знаниями. И такие уроки являются толчком для духовного и
нравственного роста молодого поколения.
Работа по эстетическому воспитанию всегда приносит прекрасные плоды:
учитель закладывает в сердца детей любовь к искусству, тягу к литературе, к
самостоятельному творчеству, а главное – к честной, трудовой и красивой
жизни.
1. Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя, М. “Просвещение”, 1993;
2. Сборник материалов и программ эстетического воспитания школьников, М,
Литература:
1989;
3. Пьянкова Н.И. Эстетическое воспитание средствами изобразительного
искусства и музыки на уроках русского языка и литературы, М, 2002;
4. Смелкова З.С. Литература как вид искусства, М, 1998.
5. Н. В. Савин. Педагогика "Просвещение", Москва, 1978 г.
6. Петрова Ю.Н. Взаимодействие видов искусства в процессе художественного
образования и воспитания // Вопросы эстетического воспитания в школе / Под
ред. А.И. Бурова. – М., 1972. – С. 1945.
7. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. – М.,
1969.
8. Сладкова Д.А. Формирование эстетического идеала на уроках литературы. –
Казань, 1979.
Статья "Эстетическое воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС."
Статья "Эстетическое воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС."
Статья "Эстетическое воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС."
Статья "Эстетическое воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС."
Статья "Эстетическое воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС."
Статья "Эстетическое воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.