Статья Формирование активной жизненной позиции посредством духовно – нравственного воспитания.
Оценка 4.6
Научные работы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
14.02.2017
В статье рассматриваются актуальные для современного общества проблемы формирования у молодого поколения активной жизненной позиции, опираясь на духовно - нравственное воспитание. Описаны педагогические условия воспитательной работы в школе. Определено наиболее эффективное педагогическое условие — включение обучающихся основной школы в проектную деятельность.
статья.docx
Формирование активной жизненной позиции посредством
духовно – нравственного воспитания.
Оксана
педагог
Викторовна,
Поздеева
социальный
высшей
квалификационной категории,
МКОУ ОШ № 4
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные для современного общества
проблемы формирования у молодого поколения активной жизненной позиции. Описаны
педагогические условия воспитательной работы в школе. Определено наиболее
эффективное педагогическое условие — включение обучающихся в проектную
деятельность.
Ключевые слова: асоциальное поведение, метод проектов, акция, компетенции,
социальная активность, воспитательный процесс, духовно – нравственное воспитание,
формы работы.
Изменения,
происходящие сегодня в нашем обществе,
выдвинули целый ряд
проблем, одной из которых является проблема воспитания активной жизненной позиции
среди детей и молодежи. Актуальность ее заключается в том, с каждым годом отмечается
рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа
детей с асоциальным поведением. Среди молодежи проявляется тенденция роста
демонстративного и вызывающего поведения, чаще и в крайних формах стали проявляться
жестокость и агрессивность.
В настоящее время весьма значимым моментом является необходимость
переосмысления позиций родителей, педагогов и всех специалистов, работающих с
подростками, чтобы снять установку агрессивного, бездушного отношения у данной
категории молодых людей.
Известно, что личность развивается в процессе деятельности. И поэтому активная
жизненная позиция, как личностное свойство возникает в процессе социальной
деятельности.
Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных
условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического
воздействия на личность подростка. Одним из условий повышения эффективности
воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование
духовного здоровья и позитивных индивидуальных интересов личности подростков.
Одним из важнейших условий развития общества в своей профессиональной
деятельности определяю воспитание успешных, социально ориентированных граждан,
обладающих высокой нравственной культурой. И одной из актуальных проблем воспитания
современной молодежи в России является патриотическое и духовно – нравственное
воспитание.
Современный учебновоспитательный процесс ориентирован на развитие личности,
поэтому обучающийся становится активным участником социальных процессов, при этом
развиваясь и реализуя себя как личность.
Патриотическое и духовно нравственное воспитание охватывает весь
педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность
обучающихся. В образовательном учреждении разработана система мероприятий,
направленных на духовное здоровье обучающихся через учебные предметы.
Среди новых форм проведения мероприятий стали военно – патриотическая игра
«Весна Победы» и внеклассное мероприятие, посвященное юным героям – антифашистам «Юные безусые герои». Эти мероприятия несут в себе элементы необычности,
неформальности, информация воспринимается более эмоционально. Классные часы
«Афганистан – боль и память», «Блокадный Ленинград» стали размышлением о том, как
события войны отпечатались в судьбах людей. Викторины «Я – гражданин России» и
«День народного единства» способствуют развитию памяти, сообразительности, дают
возможность проявить себя. Участие в молодежных диспутах позволяет активно
высказывать свою точку зрения, услышать отзывы, поспорить.
В образовательном учреждении распространена технология проектов или метод
проектов. Проектная деятельность позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт с
новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать
имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт,
приобщать родителей к совместной деятельности.
Одной из продуктивных форм работы с обучающимися стала социальная акция.
На сегодняшний день из множества проблем, встающих в работе с современными
подростками и молодежью, наиболее острой стала проблема, связанная с преодолением
инертности и, так называемой, социальной пассивностью. В этой связи возникает задача,
каким способом остановить падение активности, потребительского образа жизни и
мотивировать обучающихся на творчество, инициативу.
Акция является одним из видов социальной деятельности, которая направлена на
формирование общественного сознания, привлечение внимания к общественной проблеме,
распространение информации и т.п.
Проведение социальных акций может рассматриваться в качестве эффективного
способа «разбудить» обучающихся. В числе преимуществ использования акций является их
ненавязчивость и непрямой характер воздействия. Акции относятся к технологиям
непрямого воздействия, когда обучающиеся участвуют в мероприятии добровольно, а цели
достигаются за счет того, что они сами открывают для себя новые знания о национальной
культуре и традициях, способах сохранения здоровья, терпимости, уважения к старшему
поколению. При этом обучающиеся сами определяют меру своего участия в акции. Также,
одним из достоинств социальных акций является то, что эффект от мероприятия ощущают
не только ее непосредственные участники, но и опосредованные – те, кто читают про
мероприятие в СМИ и знакомятся с итоговым продуктом.
Под моим руководством разработаны и проходили акций разные по форме
организации и конечного продукта: игра, квест, флэшмоб, конкурс, распространение
листовок и буклетов, соцопрос и т.д..
Таким образом, социальная акция может служить эффективным средством
профилактики социальных проблем, в частности – безразличия и пассивности. Это
обуславливается тем, что акция соответствует основным принципам профилактической
деятельности. Акция может выступать как форма, разновидность мотивационного
механизма, направленного на формирование активной жизненной позиции молодого
поколения.
Результатами организации и проведения данных форм становится повышение
активности участия обучающихся в мероприятиях различного уровня.
Отмечается рост активности обучающихся, принимающих участие в различных
мероприятиях. Это свидетельствует о развитии у обучающихся базовых компетенций
(эмоционально – психологические, социальные,
учебно – познавательные и
аналитические).
Проблема формирования активной жизненной и социальной позиции личности в
процессе общественно полезной и иной общественной деятельности стала актуальной в
последние годы. Известно, что достичь нужного уровня компетентности возможно при
условии использования современных технологий обучения и воспитания, построенных на интерактивных методах, которые формируют активную жизненную позицию личности,
характер ее деятельности и взаимоотношений в условиях интенсивной жизни в социуме,
обретения социальных умений и навыков и развития самомотивации.
Разнообразные формы работы позволяют повысить положительную социальную
активность обучающихся, «разбудить» духовно – нравственные качества.
Библиографический список:
1. Абросимова, М.Ю. Здоровье молодёжи / М.Ю.Абросимова и др. – Казань:
Медицина, 2007.
2. Архангельский Л.М. Нравственное воспитание: проблемы теории и практики /
Л.М. Архангельский. М.: Мысль, 1979.
3. Бех І. Д. Воспитание личности: в 2х кн. – Кн. 1: Личностно
ориентированный подход: теоретикотехнологические основы / Бех И. Д. – К. : Лыбидь,
2003.
4. Гуляева И.Л. «Гражданином быть обязан…»: формирование гражданской позиции
личности. – М.: Просвещение, 1998.
Статья Формирование активной жизненной позиции посредством духовно – нравственного воспитания.
Статья Формирование активной жизненной позиции посредством духовно – нравственного воспитания.
Статья Формирование активной жизненной позиции посредством духовно – нравственного воспитания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.