Статья "Формирование индивидуальной картины мира через исследовательскую деятельность"
Оценка 4.7

Статья "Формирование индивидуальной картины мира через исследовательскую деятельность"

Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
16.02.2018
Статья "Формирование индивидуальной картины мира через исследовательскую деятельность"
В статье автор рассматривает исследовательский метод обучения как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе человека и современным задачам обучения. В основу метода работы с учащимися положен их собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом.
Формирование индивидуальной картины мира.doc
ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТИНЫ МИРА РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  Л. Ю. Паздерина, г. Тюмень,  ГАОУ ТО «Гимназия российской культуры»  «Мир нужно постигать и мыслью, и сердцем»  Гомер Для   того   чтобы   научиться   жить   и   успешно   действовать   в современном   мире,   человеку,   необходимо   осознать   представшую   ему вселенную,   как   нечто   целое,   по   отношению   к   которому   он   будет самоопределяться,   самоутверждаться,   искать   в   нем   свое   место, прокладывать свой путь. В современном обществе большую ценность приобретают не только политические, социальные, научные, но и эстетические, нравственные и религиозные аспекты мировоззрения.  В   самом   общем   виде   мировоззрение   определяется   как   система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. Мировоззрение в   широком   смысле   слова   включает   в   себя   все   взгляды   человека   на окружающий мир: философские, общественно­политические, естественно ­ научные, этические, эстетические, и т. д.  Рассматривая   систему   формирования   взглядов   и   отношений   к окружающему   миру   детей,  мы   уверены,  она   не  должна   формироваться стихийно. Каждое   новое   поколение   получает   в   наследство   определенную модель   мироздания,   которая   служит   опорой   для   построения индивидуальной   картины   мира   каждого   отдельного   человека   и одновременно объединяет этих людей как культурную общность.  Такую   модель   мира   ребенок,   с   одной   стороны,   получает   от взрослых,   активно   усваивает   из   предметно­культурной   и   природной среды, с другой стороны, активно строит сам, в определенный момент, объединяясь в этой работе с другими детьми. Можно выделить три фактора, составляющих формирование модели мира ребенка: первый  ­   это   влияние   «взрослой»   культуры,   активными   проводниками которой   являются,   прежде   всего,   родители,   а   затем   воспитатели   и педагоги;  второй  ­   это   личные   усилия   самого   ребенка,   проявляющиеся   в   разных видах его интеллектуально­творческой деятельности; третий ­ это влияние детской субкультуры, традиции которой передаются из поколения в поколение детей и чрезвычайно значимы в возрасте между пятью   и   двенадцатью   годами   для   понимания   того,   как   освоить окружающий мир.  Модель мира любого человека, даже самого маленького, доступна для   восприятия   только   при   том   условии,   что   она   каким­то   образом воплощена,   материализована,   «опредмечена».   Следовательно,   учитель   с определенной степенью достоверности должен смоделировать то или иное внутреннее   и   душевное   содержание,   передающее   особенности   картин мира.  Если   мы   хотим   приобщить   ребенка   к   определенной   системе мировоззренческих принципов и определенной модели мироустройства, то мы   обязательно   должны   воплотить   ее   в   виде   предмета   или   модели, словесного,   изобразительного   текста   (рассказа,   песни,   картины)   или поведенческого   текста   (театрализованного   действия),   которые максимально легко и полно могут быть усвоены ребенком. Считаем,   что   решение   этих   задач   должно   осуществляться   путем создания специальной развивающей среды, в которой ребенок находил бы стимулы для самообучения, самопознания и развития. Отсюда и основные требования, выступающие в качестве ориентиров:  опираться на собственный опыт ребенка;  обучать в действии;  побуждать к наблюдению и экспериментированию;  чередовать работу.          Мы  рассматриваем исследовательский метод обучения как один из основных   путей   познания,   наиболее   полно   соответствующий   природе ребенка  и  современным  задачам   обучения.  В основу     метода  работы  с учащимися   положен   их   собственный   исследовательский   поиск,   а   не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом. индивидуальную   коллективную   и     Исследовательская   деятельность   –   это   деятельность,   связанная   с решением   учащихся   творческой,   исследовательской   задачи   с   заранее неизвестным   решением.     Сущность   исследовательской   деятельности обусловлена ее функциями:  определение   сферы   применения   знаний   и   обеспечение   «запуска» механизмов творческого поиска;  формирование   познавательного   интереса   и   творческих   способностей школьников;  способствование овладению методами научного познания. Цели работы в данном направлении определены следующие:   развитие познавательной потребности у учащихся и их потребности в творческой деятельности;  «вооружение»   школьников   способами   и   приемами   исследовательской деятельности;  повышение уровня самостоятельности школьников в процессе поиска и усвоения новых знаний;  активизация творческих способностей. Участниками  этой   работы   являются     учащиеся   1­4­х   классов гимназии,   педагоги,   психологи,   руководители   кружков   и   секций, администрация и родители. Работа ведется как в рамках отдельных уроков базисного учебного плана,   так   и   в   рамках   блока   дополнительного   образования.   При проведении   учебно­исследовательской   работы   осуществляется   решение следующих задач:  знакомство   с   методикой   поиска   фактов   (доказательств)   для подтверждения выдвинутой гипотезы;  развитие   навыков   анализа   литературного   и   научного   материала   и собственных   наблюдений,   способности   адекватно   выбирать   методы исследования, умения делать выводы;  обучение   способам   представления   собственной   позиции,  точки   зрения средствами устной и письменной речи;  обеспечение   возможности   практического   применения   полученных знаний,   умений,   навыков,   опыта   исследовательской   и   творческой деятельности. Руководить   исследованиями   младших   школьников   несколько сложнее, чем исследовательской работой старших школьников, студентов или аспирантов.   На   самостоятельность   младшего   школьника   при   проведении учебных   исследований   мы   можем   рассчитывать   далеко   не   всегда.   Он, конечно, исследователь от природы, но учебное исследование отличается от   спонтанно   проявляющейся   поисковой   активности   ребенка.   Поэтому малыша на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести эксперимент и т.п.  Предлагаем   рассмотреть   следующие  методы   работы, способствующие формированию исследовательской деятельности. Мини­курсы Экскурсии Проекты Коллективные игры МЕТОДЫ Метод блочного представления учебной информации Использование   «мини­курсов» —   один   из   ракурсов   модели обогащения   содержания   образования.   Идея   мини­курсов   активно «Мини ­ курсы» используется в школах для одаренных детей во всем мире. Суть мини­ курса проста: приглашенный специалист в течение одного ­ двух занятий (по 20­25 минут) читает детям краткий курс по специально разработанной программе.   Содержание   курса   обычно   составляет   круг   его профессиональных   интересов   и   обязанностей,   предмет   его   научных исследований.   Это   расширяет   кругозор   детей   и   создает   базу   для   их собственных изысканий. В дальнейшем кто­то из детей под руководством автора данного мини­курса начинает собственное исследование. Проводятся   мини­курсы   во   второй   половине   школьного   дня,   в рамках   внеклассной   работы.   Дети   приходят   на   занятия   по   желанию, поэтому   группы   разновозрастные.   В   качестве   авторов   мини­курсов выступают   не   приглашенные   специалисты,   а   обычно   родители,   иногда дедушки и бабушки, учителя, библиотекарь. В дальнейшем часть детей по желанию   выполняют   собственные   исследовательские   проекты   под руководством   авторов   мини­курсов.   Тематика   мини­курсов   очень разнообразна   («Тайны   русского   языка»,   «Чудеса   древнего   мира», «Охотничье и служебное собаководство», «Взгляд на мир из космоса», «Знаки и символы», «Планета чудес и загадок», «Космическая медицина», «Химия и продукты питания»  и др.). Как показала практика, при использовании этой формы работы, идет постепенная   эволюция   учебной   деятельности   от   занятий­лекций   к занятиям­семинарам   и,   наконец,   к   самостоятельной   исследовательской практике.   Иначе   говоря,   монолог   преподавателя   постепенно   уступает место   сначала   диалогу   с   учащимися,   а   затем   их   практической, исследовательской работе. Занятия,   как   уже   отмечено,   проводятся   только   на   добровольной основе.   Поэтому   посещаемость   первых   занятий,   как   правило,   очень высока, а на последующие приходят только те, кто проявил повышенный интерес. Таким образом, методика мини­курса предполагает, что, осваивая его, ребенок постепенно превращается из «слушателя» в «собеседника», а затем и в «исследователя». В результате ребенок на доступном ему уровне включается   в   учебно­исследовательскую,   творческую   работу,   получает сведения   о   мироздании,   взаимоотношениях   в   мире   и   возможность осмыслить, оценить полученные сведения. Экскурсии В   ряду   эффективных   путей   активизации   исследовательской, поисковой  активности   школьников  традиционно   особое место  занимает экскурсия.   Достоинства   экскурсии   как   нельзя   лучше   подчеркивает несколько «затершееся» от частого употребления, но не переставшее быть верным   утверждение,   что   «лучше   один   раз   увидеть,   чем   сто   раз услышать». Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении,   в   действии,   дает   бесконечно   большой   материал   для собственных наблюдений, анализа и осмысления. В   ходе   своей   работы   мы   активно   используем   эту   форму организации. За время работы наши учащиеся побывали: в Кунгурских пещерах (г. Кунгур), в Ялуторовском музейном комплексе  (г. Ялуторовск), в планетарии (г. Екатеринбург), в гостях у Деда Мороза  (г. Великий Устюг), в музее «Русская изба» (с. Успенка, Тюменской  области),  в музеях и храмах г. Тюмени и Тюменской области, г.  Тобольска, г. Екатеринбурга, г. Санкт ­ Петербурга и др.   Экскурсии   послужили   стартовой   площадкой   для   детских исследований,   дали   мощный   импульс   детскому   мышлению,   позволили увидеть   множество   интересных   тем   для   собственных   изысканий, продуцировать   большое   количество   самых   разных   гипотез.   Бесконечно большое количество источников для получения новых сведений создало прекрасную базу для аналитической работы мысли, выработки суждений, умозаключений и выводов и как результат появились интересные работы учащихся   для   ежегодной   межрегиональной   конференции   «Теория   и практика продуктивного образования». Коллективные игры  Как   уже   отмечалось,   важной   и   очень   сложной   задачей   в исследовательском   обучении   выступает   задача   формирования   высокой мотивации исследовательской деятельности. В особенности важна работа в направлении активизации мышления учащегося по выявлению проблем. Именно  от  уровня  исследуемой  проблемы, от  ее  масштаба   в  основном зависит дидактическая ценность детских исследований.    многоуровневым   проблемам, В   формировании   у   учащихся   устойчивых   интересов   к   сложным,   дающим   старт комплексным, исследовательской   практике,   активную   роль   могут   играть   специальные игровые   методики,   построенные   на   самых   разных   игровых   сюжетах. Методики   такого   рода   интенсивно   используются   в   современной практической психологии. Игры мы проводим по методике, предложенной А. И. Савенковым, доктором педагогических и психологических наук, профессором кафедры психологии   развития   Московского   педагогического   государственного университета.   Организация   игр   по   этой   методике   способствует стимулированию исследовательской активности учащихся, а сюжеты этих игр     способны   будить   интерес   к   исследованию,   самостоятельному изучению многоуровневых проблем.  Образовательный   процесс   должен   быть   социально   и   личностно ориентированным. Следовательно,  содержание образования должно быть Информационный блок таково, чтобы ребенку захотелось узнать что­то новое, создать модель, составить сообщение, провести исследование, написать реферат, осознать и пережить какое­либо событие и у него появилось желание поделиться своими   знаниями   с   другими   учащимися.   Этот   материал   можно использовать   в   комплексе   на   уроках   русского   языка   и     литературного чтения, риторики и  окружающего мира, математики и информатики.  Например,   в   отведенном   специально   месте   (на   доске,   планшете, стенде)   в   один   из   дней   (неожиданно)   появляется   готовый   комплект наглядного   материала   (понятия,   даты,   имена,   портреты,   иллюстрации, карты, схемы). Что­то детям уже знакомо, но в основном это материал следующих уроков.   Любопытство   заставляет   ребенка   действовать   –   хочется   первым узнать, кто изображен на портрете, что обозначаю те или иные понятия, даты и т.д. На протяжении нескольких дней (недель) учащиеся работают с этим   материалом.   На   уроках   русского   языка   определяют   части   речи, составляют предложения или словосочетания, на математике – выполняют арифметические   действия   с   числами,   придумывают   и   решают   задачи, находят   закономерности.   На   риторике   –   упражняются   в   ораторском искусстве,   на   занятиях   по   окружающему   миру,  когда   приходит   время, делятся своими знаниями, узнают что­то новое. Ученик перестает быть пассивным   приемником,   а   становится   активным   субъектом образовательной деятельности. И учитель перестает быть транслятором информации. Его функциями становятся постановка задач,   организация деятельности   учеников,   управление   этой   деятельностью   и   экспертиза полученных результатов на предмет соответствия выполнению стандарта. Он превращается в менеджера, организатора  коммуникаций, и  эксперта. Резко растет эффективность обучения. Соответственно развивается речь учащихся   и   их   понятийный   аппарат,   наглядно­образное   мышление, совершенствуются   умения   работать   по   алгоритму,   безусловно, развиваются   творческие   способности   детей,   способствующие формированию   исследовательских   навыков   у     учащихся,  и   повышается интерес  к учению.  Возрастают  возможности  в реализации  личностно­ и практико­ориентированного   образования,   когда   учитель   уходит   от назидания и становится для учеников старшим товарищем, более опытным и лучше образованным.    Проектная деятельность Особого внимания заслуживает преобразовательная деятельность. Здесь важно положение о том, что личность не может развиваться только в рамках потребления, что ее развитие предполагает созидание и преобразование,   которые не знают границ. Только то, что созидается самим человеком, его собственными руками, мыслью и сердцем, представляет для него интерес, который, конечно, связан с другими людьми, так как в акте творчества заключен всеобщий результат, значимый для всех, а не только для его созидателя, преобразователя. А значит, проектная деятельность является неотъемлемой часть развития, познания   мира     и   проявления   творческих   способностей   учащихся.  С первого класса наши учащиеся участвуют в проектах. На начальном этапе это   коллективный   вид   деятельности.   Со   второго   класса   проектно­ исследовательская   деятельность   носит   микрогрупповой   или индивидуальный   характер,   выходящий   за   рамки   программы   и   учебной деятельности. Выполнение   проектов   позволяет   нам   увлекать   школьников творчеством,   развивать   креативные   способности   и   навыки,   давать полезный   «жизненный»   опыт   и   опыт     творческой   деятельности, воспитывать потребность и привычку действовать нешаблонно, по­новому, оригинально и на более высоком уровне. Накопленный   учащимися   опыт   самостоятельной   творческой деятельности   активно   используется   на   различных   этапах   выполнения творческих   заданий   коллективных,   индивидуальных   и   групповых   форм работы. Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для   решения.   Групповая   форма   развивает   умение   согласовывать   свою точку зрения с мнением товарищей, умение выслушивать и анализировать предлагаемые   участниками   группы   направления   поиска.   Коллективная форма   расширяет   возможности   учащихся   анализировать   сложившуюся ситуацию в более широком взаимодействии со сверстниками, родителями, учителями,   предоставляет   возможность   ребенку   выяснить   различные точки зрения на решение творческой задачи. В   течение   года   наши   ученики   разрабатывают   и   защищают   два коллективных проекта. Тематика самая разнообразная, например: «Мир волшебных   сказок»,   «Старинные   меры   длины»,   «Растения   лечат»,   «От Рождества Христова до Крещения Господня», «Редкие птицы и животные нашего   края»,   «Символ   России»,   «Герб   класса»,   «Рождение   русской азбуки», «А. С. Пушкин и его сказки», «Откуда пришел хлеб» и другие. Защита   проектов   проходит   в   форме:   презентаций,   репортажей, театральных   постановок,   мини­лекций,   устных   журналов,   выпуска альбомов или сборников и т. д.  Ежегодно с индивидуальными проектами учащиеся начальной школы принимают   участие   и   занимают   призовые   места   в   городских   и межрегиональных конференциях:  межрегиональная   конференция   «Теория   и   практика   продуктивного образования»;  экологическая конференция Тюменского государственного университета «Экология   жизненного   пространства»,   секция   «Первые   шаги   в экологии»;  городская научно­практическая конференция «Прогресс ­ 2010». Темы   для   индивидуальных   проектов   учащиеся   выбирают   как самостоятельно, так и под руководством взрослых, например: «Имена в моей семье», «Магия чисел», «Моя родословная», «Осторожно: вредная еда»,   «Летающие   орхидеи»,   «Влияние   автомобилей   на   загрязнение города», «Плесень: правда и вымысел», «Мой ласковый и нежный друг», «Роль и значение приставок»  и другие. На   основании   приведенных   методов   работы   и   примеров   их реализации можно сказать, что исследовательская деятельность ­ это не просто одна из форм обучения, это путь формирования особого стиля детской   жизни   и   учебной   деятельности.   В   его   фундаменте   ­ исследовательское поведение. Оно позволяет трансформировать обучение в   самообучение,   реально   запускает   механизм   саморазвития   и самопознания. Ценность этой деятельности заключается еще и в том, что учащиеся   получают   возможность   посмотреть   на   различные   проблемы   с позиции   ученых,   ощутить   весь   спектр   требований   к   научному исследованию еще до поступления в ВУЗ. Итоги научной работы реальны, представлены   в   виде   сообщений,   графиков,   описаний,   технологических карт,   творческих   работ   и   п.   т.   Совокупность   всех   этих   материалов   и составляет научную работу учащихся. По этой работе можно судить об уровне   развития   детей,   об   их   творческом   росте,   мироощущениях, жизненных позициях, взаимоотношениях. Таким образом, несмотря на то, что у каждого своя индивидуальная картина мира, она не должна формироваться стихийно. Задача школьного образования видится нам в том, чтобы  создать условия – широкое поле индивидуально значимое для каждого ребенка, построенного с учетом его интересов,   склонностей.   И  помочь  получить   нужную   информацию   и овладеть   проблемно­поисковыми   методами   исследования   окружающего мира.

Статья "Формирование индивидуальной картины мира через исследовательскую деятельность"

Статья "Формирование индивидуальной картины мира через исследовательскую деятельность"

Статья "Формирование индивидуальной картины мира через исследовательскую деятельность"

Статья "Формирование индивидуальной картины мира через исследовательскую деятельность"

Статья "Формирование индивидуальной картины мира через исследовательскую деятельность"

Статья "Формирование индивидуальной картины мира через исследовательскую деятельность"

Статья "Формирование индивидуальной картины мира через исследовательскую деятельность"

Статья "Формирование индивидуальной картины мира через исследовательскую деятельность"

Статья "Формирование индивидуальной картины мира через исследовательскую деятельность"

Статья "Формирование индивидуальной картины мира через исследовательскую деятельность"

Статья "Формирование индивидуальной картины мира через исследовательскую деятельность"

Статья "Формирование индивидуальной картины мира через исследовательскую деятельность"

Статья "Формирование индивидуальной картины мира через исследовательскую деятельность"

Статья "Формирование индивидуальной картины мира через исследовательскую деятельность"

Статья "Формирование индивидуальной картины мира через исследовательскую деятельность"

Статья "Формирование индивидуальной картины мира через исследовательскую деятельность"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018