Статья "Формирование исследовательской культуры младших школьников"
Оценка 4.8

Статья "Формирование исследовательской культуры младших школьников"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
03.06.2019
Статья "Формирование исследовательской культуры младших школьников"
Начальная школа - важная ступень не только базового образования, но и является основой для формирования азов исследовательской культуры. Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. И задача школы - помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и познавательными для самого ребенка и его окружения. В статье раскрываются основные приемы и методы формирования исследовательской культуры младших школьников через организацию учебной и внеурочной деятельности, опыт проведения научно-практической конференции младших школьников «Мои первые исследования».
Формирование исследовательской культуры младших школьников.docx
Рудник Галина  Николаевна  Санкт­Петербург Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 168 Центрального района, заместитель директора по учебно­воспитательной работе,  стаж работы 32 года, категория высшая ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В статье автор раскрывает основные приемы и методы формирования исследовательской культуры младших школьников через организацию учебной и внеурочной   деятельности, опыт проведения научно­практической конференции  младших школьников «Мои первые исследования».   Исследовательская   деятельность,   структура   учебного   исследования,   конференция, проектная деятельность. 1 В современной школе возрастает значимость подготовки ребёнка к самостоятельной исследовательской   деятельности.   Исследовательская   деятельность   учащихся   является   не столь новой, но востребованной формой обучения. Данный вид деятельности распространен в основном в старших классах. В нашей гимназии работает научное общество старшеклассников и научно­практическая конференция «В науку шаг за шагом».  Но, по нашему мнению, основы исследовательской   деятельности     целесообразно   вводить   в   учебный   процесс   с   начальной школы, т.к. начальная школа ­ важная ступень не только базового образования, но и является основой для формирования азов исследовательской культуры.     Любой ребенок вовлечен в исследовательский   поиск   практически   постоянно.   Это   его   нормальное,   естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, изучать поведение синицы за окном. Проводить опыты с различными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство. И задача школы ­ помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и познавательными  для самого ребенка и его окружения. Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой   личности.   Исследовательская   деятельность   младших   школьников   в   нашей гимназии – это совместная деятельность учеников, учителя и родителей.  Особенностью   организации   является   то,  что   в   ней   могут   принимать   участие   все учащиеся,  с разным уровнем подготовки. Исследовательская деятельность мы осуществляем      через урок,  дополнительное образование,  организацию экскурсий, защиту проектов и рефератов,  научно­образовательную   и   поисково­творческую   деятельность   при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Для того чтобы активизировать исследовательскую деятельность учащихся начальной школы, помочь им освоить первичные навыки проведения самостоятельных  исследований, полезно в работе использовать  групповые и коллективные формы работы. Успех   исследования   во   многом   зависит   от   его   организации.   В   связи   с   этим   перед учителем встает ряд важных задач:    сформировать у учащихся понимание того, что такое исследовательская деятельность; развивать   умения,   которыми   должен   обладать   исследователь:   постановка   цели, гипотезы, отбор необходимых методов, оценка получаемых результатов, их возможная корректировка и др.; развивать   умение   наблюдать:   замечать   происходящие   изменения,   анализировать   их, 2 выяснять причины, устанавливать зависимости, закономерности и др. Целенаправленное   формирование   всех   компонентов  исследовательской   культуры школьника начинается с первого дня обучения ребенка в школе.  Задача школы на современном этапе ­ не дать объем знаний, а научить учиться.  Чему должен научиться  ребенок? Мы  все помним  старую притчу о том, как  пришел  мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.  Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом,   чтобы   у   учащихся   сформировались   потребности   в   осуществлении   творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Подготовка к исследовательской работе продолжается и во внеучебной  деятельности. Очень важно организовать жизнь младшего школьника так, чтобы каждый  смог реализовать себя в интересных и познавательных проектах. С этой целью в начальной школе организована система коллективных творческих дел, система кружков, внеурочных занятий и экскурсий, руководителями   которых   являются   как   учителя   начальных   классов,   предметники,   так   и педагоги дополнительного образования.   Большую   роль   в   развитии       исследовательской   деятельности   младшего   школьника играет кружок «Я ­ исследователь», на занятиях которого  формируются   все компоненты исследовательской культуры школьника: ­ мыслительные   умения и навыки   (анализ и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация;   определение   и   объяснение   понятий;   конкретизация,   доказательства   и опровержение, умение видеть противоречия); ­ умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации; ­ умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи. Эту же задачу выполняет еще одна форма организации работы с одаренными детьми как   «Школа   в   школе»,   которая   позволяет   расширить     предметные   знания   учащихся   по определенным темам и на основе этих знаний ученик делает первые шаги в исследовательской деятельности. Экскурсии   –   также   одно   из   важных   направлений   в   воспитании   исследовательской культуры   школьника.     В   2­3­х   классах   реализуется   экологическая   программа   «Веселое путешествие   Капельки»,   организованное   совместно   с       Детским   экологическим   центром 3 филиала «Информационно­образовательный центр» ГУП «Водоканал Санкт­Петербурга».  На базе  центра  проводятся занятия теоретической и  практической направленности. Итогом   исследовательской   деятельности     учащихся     является   школьная   научно­ практическая  конференция, которую мы рассматриваем как   главный этап обучения юного исследователя.   Чтобы   научить   младших   школьников   добывать   новые   знания   самостоятельно,   надо овладеть технологией исследовательского поиска.  Уровни реализации исследования.  По   степени   самостоятельности   детей   можно   выделить   3   уровня   реализации исследовательского обучения: Самый простой уровень.  Взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Как вы думаете, что в этом случае остается ребенку? Верно, только найти решение. Средний  уровень.    Взрослый   ставит   проблему,   но   уже   метод   ее   решения   ребенок   ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.  Высший   уровень.  Постановка   проблемы.   Поиск   методов   ее   исследования   и   разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно. Даже   дошкольники,   как   показывают   исследования,   способны   работать   на   любом   из   этих уровней.      Основные этапы исследовательской деятельности: 1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования). 2. Формулировка цели и задач исследования. 3. Выдвижение гипотез. 4. Поиск и предложение возможных вариантов решения. 5. Сбор материала. 6. Обобщение полученных данных. 7. Подготовка проекта. 8. Защита проекта. 4 Мысль о том, что ребенок способен пройти через эти этапы, на первый взгляд кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная работа. Рассмотрим некоторые  из этапов, которые нам сегодня  наглядно продемонстрируют наши учителя.  1) Формулировка цели.  Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим? Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги. Задачи   исследования   уточняют   цель.  Задачи   непосредственно   структурируют   логику исследования, обозначают этапы, пути и способы достижения цели ­ разрешения проблемы и раскрытия темы исследования.  2) Выдвижение гипотез.   Как рождаются гипотезы?  Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это проблема. А   откуда   берутся   проблемы?     Сначала   собираются   и   анализируются   отдельные   факты, размышления,   опыты   и   т.д.   Затем   эти   факты   и   размышления   позволяют   увидеть   что­то необычное, неожиданное.  В результате выявляется множество проблем для решения, которых потребуется гипотеза или несколько гипотез ­ предположений о том, как проблема может быть решена. 3) Обобщение полученных данных.  Выбирать   тему   и   даже   собирать   материал   при   правильной   организации   дела   ­   весело   и приятно. Так и должно быть. А вот задача обобщения полученных данных часто вызывает затруднение. Она действительно значительно сложнее. Задачи этого этапа: проанализировать полученный материал, обобщить его, выделить главное и исключить второстепенное. Здесь никак   не   обойтись   без   деликатной   помощи   взрослого,   особенно,   если   речь   идет   о   самых первых шагах исследования.  4) Защита проекта.  Защита ­ венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения маленького исследователя. В ходе защиты ребенок учиться излагать добытую информацию, сталкивается с   другими   взглядами   на   проблему,   учиться   доказывать   свою   точку   зрения,   отвечать   на вопросы. 5 Уже третий год в нашей гимназии работает школьная научно­практическая конференция «Мои   первые   исследования».   Создавая   научно­практическую   конференцию   младших школьников, мы ставили перед собой следующие задачи: 1.  Научить детей слушать учителя, выделять в сказанном им главное; вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, делать теоретические выводы и умоза­ ключения. 2.  Представлять результаты эксперимента в виде схем, таблиц, графиков.  3.  Работать с дополнительной научной, справочной и энциклопедической литературой. 4.  Представлять результаты исследования в виде публичного выступления. 5. Формировать умения ставить задачи, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность по заданной теме. 6. Развивать логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения. 7. Мотивировать детей к проведению простейших наблюдений над явлениями и процессами природы,   стимулировать   творчество   и   самостоятельность,   потребность   в   самореализации, самовыражении. В отличие от «взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Все работы независимо от их качества необходимо похвалить, чтобы  у детей возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. В соответствии с Положением о НПК «Мои первые исследования» в ней могут принимать участие   школьники   1–4   классов,   готовые   представить   свои   творческие   проекты   и исследовательские   работы.   К   участию   в   научно­практической   конференции   «Мои   первые исследования» допускаются как индивидуальные участники, так и творческие коллективы (не более 3­х участников) ­ победители классных конкурсов. Участие в конференции проходит в двух возрастных категориях:   учащиеся 1­2 классов («Юниоры») учащиеся 3­4 классов В   качестве   слушателей   на   школьной     научно­практической   конференции   могут присутствовать педагоги  и родители учащихся. Общее   руководство   научно­практической   конференцией   осуществляет организационный   комитет,   в   состав   которого   входят   заместитель   директора   по   УВР, руководитель МО учителей начальных классов, учителя начальных классов. Работа   научно­практической   конференции   «Мои   первые   исследования» предусматривает   публичные   выступления   участников   по   результатам   собственной 6 исследовательской   деятельности.   Регламент   выступления   участников   предусматривает публичную защиту работы продолжительностью до 7 минут. Экспертный  совет, детское жюри и все присутствующие, заслушав автора, задают вопросы, высказывают собственные мнения. На обсуждение работы отводится не более 5 минут.  Школьная   научно­практическая   конференция   младших   школьников   «Мои   первые исследования»   проводится   ежегодно   в   ноябре   и   в   апреле.   Работы   участников   школьной научно­практической конференции «Мои первые исследования» оцениваются в соответствии с   разработанными   критериями.  По   окончании   работы   школьной   научно­практической конференции   проводится   заседание   экспертного   совета,   на   котором  подводятся   итоги   ­ определяются   лауреаты   и   победители.   Все   участники   научно­практической   конференции получают сертификат участника ШНПК «Мои первые исследования». Научные руководители участников­призеров   получают   благодарственные   письма   (грамоты).   Лучшие   работы направляются в «Банк научно­практической конференции младших школьников «Мои первые исследования».  Самая большая награда для учителя – это счастливые глаза ребенка и благодарные отзывы родителей:  «Мой   ребенок   получил   бесценный   опыт   публичного   выступления,   увидел   необходимость умения  отстаивать свою точку зрения, почувствовал ответственность за свою работу».  «Считаю, что конференция  была  проведена максимально безболезненно и  комфортно для детей (свели к минимуму стресс от выступления)». «Состоявшаяся     конференция     дала     прекрасную     возможность     детям   проявить     себя, продемонстрировать  свои  знания,  поделиться  своими творческими идеями».  Приобщение   детей   к   исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Задача учителя  ­ заинтересовать ребенка, вовлечь его в атмосферу поиска. Исследовательская  деятельность  позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей, дает им возможность применить свои знания. Главный результат – это, прежде всего, бесценный   в   воспитательном   отношении   опыт   самостоятельной,   творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований. 7

Статья "Формирование исследовательской культуры младших школьников"

Статья "Формирование исследовательской культуры младших школьников"

Статья "Формирование исследовательской культуры младших школьников"

Статья "Формирование исследовательской культуры младших школьников"

Статья "Формирование исследовательской культуры младших школьников"

Статья "Формирование исследовательской культуры младших школьников"

Статья "Формирование исследовательской культуры младших школьников"

Статья "Формирование исследовательской культуры младших школьников"

Статья "Формирование исследовательской культуры младших школьников"

Статья "Формирование исследовательской культуры младших школьников"

Статья "Формирование исследовательской культуры младших школьников"

Статья "Формирование исследовательской культуры младших школьников"

Статья "Формирование исследовательской культуры младших школьников"

Статья "Формирование исследовательской культуры младших школьников"
Скачать файл