Статья формирование ключевых компетенций младших школьников
Оценка 5

Статья формирование ключевых компетенций младших школьников

Оценка 5
Повышение квалификации +2
doc
Междисциплинарный 4
Все классы
04.03.2018
Статья формирование ключевых компетенций младших школьников
Главная задача современной системы образования - создание условий для качественного обучения. Готовясь к каждому уроку автор ищет ответ на вопрос: как организовать работу на уроке так чтобы формируемые умения и навыки стали необходимы ученику в жизни и мотивировали его на самостоятельное приобретение знаний.
Формирование ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения.doc
Формирование ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения Паздерина Л.Ю. учитель начальных классов ГРК                 Главная   задача   современной   системы   образования   –   создание   условий   для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования на период до   2010   года»   зафиксировано   положение   о   том,   что   «…общеобразовательная   школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт   самостоятельной   деятельности   и   личной   ответственности   обучающихся,   то   есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».                Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – как организовать работу на уроке, чтобы умения и навыки стали необходимы ученику в жизни, мотивировали на самостоятельное приобретение новых знаний?           Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно и в полной мере отражает   компетентностный   подход,   надо   спросить   себя,   на   что   направлена организованная   мною   деятельность   ученика?   То,   что   они   делают,   значимо   для   них, востребовано ли это в современном обществе? Где и в чем выражается применение их сегодняшнего  опыта? Умение  взаимодействовать  в реальных  жизненных  условиях,  а не сумма фактических знаний ­ вот чему необходимо учить наших ребят.         Компетенция – это набор знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств. Современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент.         Если руководствоваться теорией о ключевых компетенциях доктора педагогических наук   Хуторского   А.В.,   то   главными,   которые   учитель   формирует   в   начальной   школе, являются   на   мой   взгляд,   учебно­познавательные,   информационные,   коммуникативные, социальные.  Учебно­познавательные компетенции: • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;  •   организовывать   планирование,   анализ,   рефлексию,   самооценку   своей   учебно­ познавательной деятельности; • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;  •   ставить   познавательные   задачи   и   выдвигать   гипотезы;   выбирать   условия   проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы; • выступать устно и письменно о результатах своего исследования; • иметь опыт восприятия картины мира. Информационные компетенции: • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет; •   самостоятельно   искать,   извлекать,   систематизировать,   анализировать   и   отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; •   ориентироваться   в   информационных   потоках,   уметь   выделять   в   них   главное   и необходимое;  • уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ; • овладеть навыками использования информационных устройств; •   применять   для   решения   учебных   задач   информационные   и   телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет. Коммуникативные компетенции: • уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление; •   уметь   представлять   свой   класс,   школу,   страну,   использовать   для   этого   знание иностранного языка; •   владеть   способами   взаимодействия   с   окружающими   людьми;   выступать   с   устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; •   иметь   позитивные   навыки   общения   в   обществе,   основанные   на   знании   исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп. Социальные компетенции: •   владеть   знаниями   и   опытом   выполнения   типичных   социальных   ролей:   семьянина, гражданина; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно­бытовой сферы;  • определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть   культурными   нормами   и   традициями,   прожитыми   в   собственной   деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени; • иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; •   действовать   в   сфере   трудовых   отношений   в   соответствии   с   личной   и   общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; •   владеть   элементами   художественно­творческих   компетенций   читателя,   слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя.                 Все   эти   компетенции   формируются   в   комплексе   и   в   разных   предметных   и «запредметных»   областях.   Чтобы   перейти   к   формированию   ключевых   компетенций, необходимо задать компетенции в деятельностной форме.                Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации   учебно­воспитательного   процесса:   технология   проблемного   и   проектного обучения;   развития   критического   мышления;   когнитивного   обучения;   обучения   в глобальном информационном сообществе.         Урок окружающего мира во 2 классе по теме: «Органы чувств человека». Итогом этой темы должно быть выполнение творческого задания ­ составить памятку «Как сохранить здоровыми   органы   чувств».   Ребята   разбились   на   команды,   каждая   выбрала соответствующий орган чувств человека и результат­ разработанную памятку представила классу. Знания, которые они получили на уроке, применили в разработке памятки. Вот такие   правила   предложили   ребята   одной   из   групп,   составив   памятку   «Как   сохранить зрение»: • книгу надо держать на расстоянии 30см от глаз; • телевизор можно смотреть не более 1 часа в день, располагаясь не ближе двух метров от экрана;  •   заниматься   у   компьютера   нужно   не   более   30минут   в   день,   делая   зарядку   для   глаз, которую мы делаем в классе на уроках; • нельзя читать лежа; • есть больше ягод черники и морковь.                Формировались такие компетенции, как коммуникативные – умение представить классу итог проделанной работы, работать в группе, ответить на вопросы своих товарищей; информационные   –   для   составления   памятки   необходимо   было   поработать   с   разными источниками  информации, такие как энциклопедии, книги. Необходимо было отобрать, систематизировать, выделить главное в том потоке информации, которую нашли ученики. Учебно­познавательные ­ само задание уже носит познавательный, творческий характер; социальные – надеемся, зная, что органы чувств человека нужно беречь, ученики поведут здоровый   образ   жизни,   ответственнее   будут   относиться   к   своему   здоровью,   не   смогут физически   обижать   товарища.   Коммуникативная   компетенция   ­   это   знания,   умения   и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает,  что речевая деятельность  формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, слушании. При этом осуществляется комплексное овладение всеми видами речевой деятельности как необходимое условие общения. Формируются эти навыки на уроках русского языка и литературного чтения. Я люблю открывать знания вместе   с   детьми.   Деликатно,   направляемые   мной,   ученики   открывают   новый   материал сами,   сами   выводят   правило,   сравнивая   его   с   учебником,   составляют   опорную   схему. Ученики   в   ходе   выполнения   упражнений   анализируют,   сопоставляют,   классифицируют, сравнивают,   делают   выводы.   Моя   роль   заключается   в   правильном   подборе   методов обучения, видов деятельности и упражнений. Знания, которые открыли ученики, надолго остаются в памяти, а это влияет на качество обучения. А значит, сумеют открытые знания применить в практической деятельности. Я стараюсь создать ситуацию успеха на уроке, вселить уверенность, дать почувствовать значимость, определить свою самоцель, достичь максимального результата в общем развитии.                 Но особое место в системе развития речи школьника занимает сочинение. При написании сочинений у некоторых детей возникают трудности, стоит проблема: учащиеся не умеют и не любят писать их. Я думаю, что прежде всего детям должен нравиться такой вид работы. Это сделать очень просто: надо давать темы, которые будут близки и понятны детям.   У   нас   заведена   общая   тетрадь,   куда   каждый   ученик   может   написать   свое произведение: сочиненное стихотворение, сказку, поделиться впечатлением о прочитанной книге,   проведенном   выходном   дне   или   увиденном   спектакле.   Этот   вид   деятельности полюбили мои ученики. Дети очень тонко чувствуют прекрасное, понимают язык природы. Только   надо   научить   их   видеть,   всматриваться   в   жизнь.   Теперь   ученики   легче   пишут работы и на заданные темы.                На уроке литературы моя цель не только научить читать, но и научить грамотно выражать  свои  мысли,  уметь  высказать свою  точку зрения  после  чтения произведений, ответить на вопрос: «Какие уроки можно извлечь из прочитанного? Какие мудрые мысли ты сумел «прочитать между строк» в произведении?». Недавно, на уроке литературы мы прочитали   три   произведения   Н.Носова   «Мишкина   каша»,   «Заплатка»,   «Как   Незнайка сочинил стихи». Сравнивая героев, ученики отдали предпочтение Коле («потому что он рассудительный, не берется за дело, если не знает как это делать», «надо сначала узнать как варить кашу, потом приниматься за дело»), Бобке («потому что он трудолюбивый», «с первого раза не получилось, он отпорол заплатку и снова пришил», «он старался второй раз пришить, поэтому и получилось красиво», Незнайке («потому что он смешной», «учится и пробует писать стихи», «он все хотел попробовать и стихи писать, и быть художником». Вот так из урока в урок учу детей и кашу варить, и пришивать заплатки, и пробовать себя в рисовании и в поэзии.  Уже в 1 классе возможно использование элементов исследовательской работы учащихся, направленных   на   формирование   ключевых   компетенций.   Например,   таблица,   где изображены несколько четырёхугольников и пятиугольников.  Все эти фигуры никак не сгруппированы,   но   четырёхугольники   окрашены   в   красный   цвет,   а   пятиугольники   –   в зелёный. Я сообщаю, что все красные фигуры – четырёхугольники, зелёные пятиугольники. После   этого   ставлю   вопрос   перед   классом:   «Почему   красные   фигуры   можно   назвать четырёхугольниками, а зелёные пятиугольниками?». Этот вопрос представляет довольно сложную   проблему,   для   решения   которой   дети   должны   провести   ряд   наблюдений, сопоставлений,   сравнений.   Так,   они   должны   сравнить   мысленно   введенные   учителем термины «четырёхугольник» и «пятиугольник». Анализируя эти слова, они расчленяют их, выделив в них знакомые слова, являющиеся частями новых терминов – «четыре» и «угол», «пять»   и   «угол».   Такой   анализ   уже   может   направить   их   мысль   в   определённом направлении.   Проверить   правильность   возникших   предположений   дети   смогут, внимательно   рассматривая   предложенные   фигуры.   Здесь   снова   придётся   провести   ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений, в результате которых они должны убедиться, что действительно, все красные фигуры содержат по четыре угла, а зелёные по пять углов. Подметив эту особенность, сопоставив её с особенностями терминов – названий данных фигур, дети должны придти к выводу, который и будет ответом на поставленный вопрос.                Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах ­ все это способствует формированию ключевых компетенций.                В заключение перечислю советы, которыми руководствуюсь при формировании ключевых компетенций в работе над качеством образования: 1. Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. 2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества. 3.   Помогайте   ученикам   овладеть   наиболее   продуктивными   методами   учебно­ познавательной деятельности, учите иx учиться.  4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно­следственных связей является обязательным условием развивающего обучения. 5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. 6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно. 7.   Творческое   мышление   развивайте   всесторонним   анализом   проблем;   познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи. 8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения. 9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. 10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний. 11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. 12. Поощряйте исследовательскую работу учеников.  13.   Учите   так,   чтобы   ученик   понимал,   что   знание   является   для   него   жизненной необходимостью. 14. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.                 Эти   полезные   советы   –   только   небольшая   часть,   только   вершина   айсберга педагогической   мудрости,   педагогического   мастерства,   общего   педагогического   опыта многих   поколений.   Помнить   о   них,   наследовать   им,   руководствоваться   ими   –   это   то условие,   которое   способно   облегчить   учителю   достижение   наиважнейшей   цели   – формирования и развития личности.

Статья формирование ключевых компетенций младших школьников

Статья формирование ключевых компетенций младших школьников

Статья формирование ключевых компетенций младших школьников

Статья формирование ключевых компетенций младших школьников

Статья формирование ключевых компетенций младших школьников

Статья формирование ключевых компетенций младших школьников

Статья формирование ключевых компетенций младших школьников

Статья формирование ключевых компетенций младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018