Н. Ильиных
Нижнетагильский государственный
социально-педагогический институт
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
В настоящее время, согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам, на первый план в образовательных учреждениях выходит воспитание всесторонне развитой личности. Главная задача учителя-словесника – не просто дать знания о своем предмете, а постоянно в процессе обучения делать акцент на нравственном воспитании школьников, формировать у них культуру речевого поведения, развивать коммуникативные способности.
Важным направлением в обучении становится формирование культуроведческой компетенции.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом [2]
Формирование культуроведческой компетенции наиболее полно реализуется на уроках русского языка и литературы, так как это именно на этих предметах мы изучаем родной язык. Язык – это форма национального мышления. С помощью родного языка мы можем приблизиться к традициям и обычаям наших предков, определить многовековую связь с ними. Наблюдая за процессом становления русского литературного языка, акцентируя свое внимание на лексике, свойственной русскому народу, мы параллельно можем проследить, как формировалась русская культура, выделить ее особенности и, следовательно, осознать себя ее частью. Ведь в слове отображается образ культуры, оно вызывает определенные ассоциации. Эти ассоциации отражают национальные особенности русского человека.
Самое главное – привить любовь ученика к русскому языку, так как положительное отношение к нему является отражением духовно-нравственных качеств личности. А когда учащийся овладевает языком как средством коммуникации, то, соответственно, овладевает и культурой речевого поведения. Все это неотъемлемые признаки культуроведческой компетенции.
Невозможно сформировать культуроведческую компетенцию без обращения к художественным текстам литературы. В них хранится все многообразие, все возможности русского языка. А также литература способствует развитию глубокой, чувственной натуры, воспитывает человека, которому небезразлична судьба своего народа.
Текст как средство формирования культуроведческой компетенции способствует расширению культурного кругозора учащихся, обогащению словарного запаса и служит образцом для высказывания, аргументирования своих мыслей.
В качестве примера, на основе которого возможно формирование культуроведческой компетенции школьников, я взяла произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Александр Сергеевич Пушкин внес значительный вклад в формирование русского литературного языка. Писатель всегда тяготел к народу, и в произведениях использовал народную лексику. Он вносит в свои произведения другие элементы, которые были забыты. В своих заметках он писал: «Есть у нас свой язык; смелее! — обычаи, история, песни, сказки — и проч.» [3]
Для того чтобы проникнуться духом народности, учащиеся были разделены на три группы. Первой группе было предложено проделать словарную работу. Второй и третьей группе – поработать с эпиграфами к произведению.
Первая группа искала лексическое следующих слов: челобитье (прошение), фортеция (крепость), лазутчик (разведчик), напасти (беды), кибитка (крытая повозка), облучок (сидение для кучера в повозке), оказия (случай), жаловать (награждать, дарить), супостат (враг), пенять (укорять), камзол (мужская одежда), погребец( дорожный сундучок для посуды и еды).
Вторая и третья группа должны были указать источники, откуда брал Пушкин слова для своих эпиграфов, выписать их, определить значение.
Почти все эпиграфы в «Капитанской дочке» взяты Пушкиным из народных песен и пословиц. Это дает возможность погрузиться в атмосферу народности:
Сторона ль моя, сторонушка,
Сторона незнакомая!
Что не сам ли я на тебя зашел,
Что не добрый ли да меня конь завез:
Завезла меня, доброго молодца,
Прытость, бодрость молодецкая,
И хмелинушка кабацкая.
Старинная песня [1]
Вот такой эпиграф дан ко второй главе «Вожатый». Каждый эпиграф несет в себе смысловую нагрузку, и Пушкин вводит их не случайно.
Например, глава «Пугачевщина» начинается эпиграфом: «Вы, ребятушки, послушайте, что мы, старые старики, будем сказывать». Эпиграф настраивает нас на предстоящее знакомство с каким-то историческим фактом [1]
Проанализировав эпиграфы к «Капитанской дочке», можно прийти к выводу о том, что эпиграфы – ключ к пониманию произведения, к пониманию авторского замысла. Поняв идею произведения, ученики также смогут найти ключ к пониманию художественного мира Пушкина.
Кроме того, изучив произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка», учащиеся познакомились с главными героями повести, которые заключают в себе самые лучшие качества, такие как честь и достоинство. Перед центральными героями произведения на протяжении всего действия романа постоянно вставала проблема выбора. Каждого героя А.С. Пушкин проводит через испытание. Писатель призывает следовать принципу чести и долга, гуманизма.
На заключительном этапе урока была проведена беседа с учениками. В ходе беседы учащиеся пришли к выводу о том, что главным героем произведения, воплощением нравственности и чести является Мария Миронова. Именно она оказалась способной на поступок, на самопожертвование.
Метод беседы способствует активному взаимодействию учащихся с учителем. Главная особенность беседы состоит в том, что это всегда живой контакт.
Литература всегда направляет нас на путь, по которому нужно идти. Это путь милосердия, нравственности, искренней любви к человеку. Об этом писал А.С. Пушкин в своих произведениях и многие русские писатели.
Таким образом, ученики на уроке литературы получили возможность погрузиться в мир слова, прочитав текст литературного произведения. Использование словарей на уроке, метод беседы, и другие формы работы помогут воспитать человека, который знает и любит свою родину.
Работа над произведением, анализ главных героев дает возможность учащимся почувствовать себя взрослыми людьми, осознающими свою ответственность перед собой, перед другими людьми, перед РРРОтмпогррррпрорРодиной. У них повышается интерес к предмету в целом, и сформируется культуроведческая компетенция.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Пушкин А. С. Капитанская дочка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rvb.ru/pushkin/01text/06prose/01prose/0869.htm (дата обращения: 30.10.15)
2. Примерные программы по предметам: русский язык. 5–9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. 112 с.
3. Вклад Пушкина в развитие русского литературного языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/305/24325.php (дата обращения: 30.10.15).
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.