Статья "Формирование культуры общения у младших школьников"(начальная школа)
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
1 кл
27.03.2019
Развитие коммуникативных универсальных действий является одной из приоритетных задач нового стандарта образования. Детей с раннего возраста необходимо учить культуре общения в семье, со своими сверстниками, взрослыми людьми. В данной статье описаны виды и формы работы по развитию коммуникативной культуры у младших школьников.
Формирование культуры общения у младших школьников.docx
Формирование культуры общения у младших школьников
Развитие личности через формирование универсальных учебных действий
Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности
через формирование универсальных учебных действий.
В рамках обучения новых стандартов, соответственно колоссальную роль приобретает
коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную
ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или
деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
На протяжении младшего школьного возраста происходит активное становление такой
ключевой компетентности, как коммуникативная. Но в ситуации стихийного, не
управляемого формирования (так сказать «сама собой») эта компетентность развивается у
разных учеников очень поразному, но в большинстве случае неудовлетворительно.
Необходимы специальные условия, непосредственно связанные с внедрением принципов
сотрудничества в обучение. Между тем на уроках в современной школе безраздельно
господствуют индивидуальные формы организации учебной деятельности по типу «учитель
ученик»: ученики на уроке не взаимодействуют между собой непосредственно, так как
учитель всегда выступает посредником между детьми. Обращение детей друг к другу за
советом и помощью, обмен мнениями между всеми учениками без посредничества учителя
встречаются редко, так как им запрещают разговаривать друг с другом, а взаимопомощь на
уроке называют “подсказкой и списыванием”. И получается, что в учении – в их главном на
данном возрастном этапе деле – они лишены общества сверстников. Фактически дети
учатся рядом, но не вместе.
Возникает проблема: как создать оптимальные условия для формирования
коммуникативных компетенций, мотивации, инициативы, самостоятельности учащегося.
Формирование и развитие общих умений коммуникации.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов,
родителей в совершенствующихся методах психологопедагогического воздействия на
формирующуюся личность ребенка с целью развития коммуникативных умений, влияющих
не только на результативность обучения, но и на процесс социализации и развития
личности в целом.
Задачи:
1
2
Сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию.
Обеспечить социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на
позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности),
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
проблем. 3
Сформировать умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка.
Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:
1 коммуникация как взаимодействие
(коммуникативные действия,
направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
2 коммуникация как кооперация (содержательное ядро – согласование усилий
по достижению общей цели);
3 коммуникация как условие интериоризации (коммуникативноречевые
действия служат средством передачи информации другим людям и
становлению рефлексии).
Видами коммуникативных действий являются:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели,
функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
• умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами
речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Ребенка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать,
инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими
доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор,
поддерживать содержательный разговор, беседу. Нельзя обучать детей общению, не
включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение
какойто другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.); не уточнив
ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него.
Цель моих уроков на основе деятельностного подхода к обучению: формирование
способности к самоучению, саморазвитию, воспитание коммуникативной культуры,
гуманных нравственных качеств, интеллектуальное, эмоциональное развитие учащихся в
условиях коллективной учебной деятельности с одновременным высоким уровнем
освоения ими содержания учебных программ.
Виды работ, направленные на формирование и развитие общих умений коммуникации:
1. Формирование и развитие умения слушать, вникать в суть услышанного и поставить
вопрос к услышанному:
• Интерпретация
• Поиск верных и неверных утверждений
• Анализ устного ответа товарища
• Постановка вопросов, направленных на понимание или обсуждение слушаемого текста • Формулировка собственных выводов
2. Формирование умения оформить свои мысли в устный текст точно, компактно, без
искажения:
• Выступление с докладом от малой группы
• Выступление заданного объема на определенную тему
• Устный пересказ текста
• Устный анализ текста
3. Формирование и развитие умения оформить свои мысли в письменный текст точно,
компактно, без искажения.
• Составление предложений, текстов по опорным словам или вопросам
• Письменный пересказ (изложение)
• Письменное изложение определенного вопроса заданного объема
• Письменный анализ текста.
Статья "Формирование культуры общения у младших школьников"(начальная школа)
Статья "Формирование культуры общения у младших школьников"(начальная школа)
Статья "Формирование культуры общения у младших школьников"(начальная школа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.