Развитие коммуникативных универсальных действий является одной из приоритетных задач нового стандарта образования. Детей с раннего возраста необходимо учить культуре общения в семье, со своими сверстниками, взрослыми людьми. В данной статье описаны виды и формы работы по развитию коммуникативной культуры у младших школьников.
            
        
        
        
                    
                
                    Формирование культуры общения у младших школьников
Развитие личности через формирование универсальных учебных действий
   Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности
через  формирование универсальных учебных действий.
     В рамках обучения новых стандартов, соответственно колоссальную роль приобретает
коммуникативная   деятельность   учителя   при   взаимодействии   с   учащимися. 
Коммуникативные   действия   обеспечивают   социальную   компетентность   и   сознательную
ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или
деятельности),   умение   слушать   и   вступать   в   диалог,   участвовать   в   коллективном
обсуждении   проблем,   интегрироваться   в   группу   сверстников   и   строить   продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
    На протяжении младшего школьного возраста происходит активное становление такой
ключевой   компетентности,   как   коммуникативная.   Но   в   ситуации   стихийного,   не
управляемого формирования (так сказать «сама собой») эта компетентность развивается у
разных   учеников   очень   поразному,   но   в   большинстве   случае   неудовлетворительно.
Необходимы специальные условия, непосредственно связанные с внедрением принципов
сотрудничества   в   обучение.   Между   тем   на   уроках   в   современной   школе   безраздельно
господствуют индивидуальные формы организации учебной деятельности по типу «учитель
 ученик»: ученики на уроке не взаимодействуют между собой непосредственно, так как
учитель всегда выступает посредником между детьми. Обращение детей друг к другу за
советом и помощью, обмен мнениями между всеми учениками без посредничества учителя
встречаются редко, так как им запрещают разговаривать друг с другом, а взаимопомощь на
уроке называют “подсказкой и списыванием”. И получается, что в учении – в их главном на
данном   возрастном   этапе   деле   –   они   лишены   общества   сверстников.   Фактически   дети
учатся рядом, но не вместе.
 
  Возникает   проблема: как   создать   оптимальные   условия   для   формирования
 
коммуникативных компетенций, мотивации, инициативы, самостоятельности учащегося.
Формирование и развитие общих умений коммуникации.
 
      Актуальность   поднятой   проблемы   вызвана   потребностью   психологов,   педагогов,
родителей   в   совершенствующихся   методах   психологопедагогического   воздействия   на
формирующуюся личность ребенка с целью развития коммуникативных умений, влияющих
не   только   на   результативность   обучения,   но   и   на   процесс   социализации   и   развития
личности в целом.
Задачи:
1
2
Сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию.
Обеспечить социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на
позиции   других   людей   (прежде   всего,   партнёра   по   общению   или   деятельности),
умение   слушать   и   вступать   в   диалог,   участвовать   в   коллективном   обсуждении
проблем.3
Сформировать   умение   достаточно   полно   и   точно   выражать   свои   мысли   в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и
диалогической   формами   речи   в   соответствии   с   грамматическими   и
синтаксическими нормами родного языка.
Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:
1 коммуникация   как   взаимодействие  
(коммуникативные   действия,
направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
2 коммуникация как кооперация (содержательное ядро – согласование усилий
по достижению общей цели);
3 коммуникация   как   условие   интериоризации   (коммуникативноречевые
действия   служат   средством   передачи   информации   другим   людям   и
становлению рефлексии).
   Видами коммуникативных действий являются: 
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, 
функций участников, способов взаимодействия; 
• постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 
• разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка 
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; 
• управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра; 
• умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с 
задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами
речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
    Ребенка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать,
инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими 
доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, 
поддерживать содержательный разговор, беседу. Нельзя обучать детей общению, не 
включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение 
какойто другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.); не уточнив
ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него.
      Цель   моих   уроков   на   основе   деятельностного   подхода   к   обучению:   формирование
способности   к   самоучению,   саморазвитию,   воспитание   коммуникативной   культуры,
гуманных нравственных качеств, интеллектуальное, эмоциональное развитие учащихся в
условиях   коллективной   учебной   деятельности   с   одновременным   высоким   уровнем
освоения ими содержания учебных программ.
   Виды работ, направленные на формирование и развитие общих умений коммуникации:
1. Формирование и развитие умения слушать, вникать в суть услышанного и поставить
вопрос к услышанному:
• Интерпретация
• Поиск верных и неверных утверждений
• Анализ устного ответа товарища
• Постановка вопросов, направленных на понимание или обсуждение слушаемого текста• Формулировка собственных выводов
2.  Формирование   умения   оформить   свои   мысли   в   устный   текст  точно,   компактно,   без
искажения:
• Выступление с докладом от малой группы
• Выступление заданного объема на определенную тему
• Устный пересказ текста
• Устный анализ текста
3. Формирование  и развитие умения оформить свои  мысли в письменный  текст точно,
компактно, без искажения.
• Составление предложений, текстов по опорным словам или вопросам
• Письменный пересказ (изложение)
• Письменное изложение определенного вопроса заданного объема
• Письменный анализ текста.