Статья "Формирование культуры общения у младших школьников"(начальная школа)
Оценка 4.7

Статья "Формирование культуры общения у младших школьников"(начальная школа)

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
1 кл
27.03.2019
Статья "Формирование культуры общения у младших школьников"(начальная школа)
Развитие коммуникативных универсальных действий является одной из приоритетных задач нового стандарта образования. Детей с раннего возраста необходимо учить культуре общения в семье, со своими сверстниками, взрослыми людьми. В данной статье описаны виды и формы работы по развитию коммуникативной культуры у младших школьников.
Формирование культуры общения у младших школьников.docx
Формирование культуры общения у младших школьников Развитие личности через формирование универсальных учебных действий    Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через  формирование универсальных учебных действий.      В рамках обучения новых стандартов, соответственно колоссальную роль приобретает коммуникативная   деятельность   учителя   при   взаимодействии   с   учащимися.  Коммуникативные   действия   обеспечивают   социальную   компетентность   и   сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности),   умение   слушать   и   вступать   в   диалог,   участвовать   в   коллективном обсуждении   проблем,   интегрироваться   в   группу   сверстников   и   строить   продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.     На протяжении младшего школьного возраста происходит активное становление такой ключевой   компетентности,   как   коммуникативная.   Но   в   ситуации   стихийного,   не управляемого формирования (так сказать «сама собой») эта компетентность развивается у разных   учеников   очень   по­разному,   но   в   большинстве   случае   неудовлетворительно. Необходимы специальные условия, непосредственно связанные с внедрением принципов сотрудничества   в   обучение.   Между   тем   на   уроках   в   современной   школе   безраздельно господствуют индивидуальные формы организации учебной деятельности по типу «учитель ­ ученик»: ученики на уроке не взаимодействуют между собой непосредственно, так как учитель всегда выступает посредником между детьми. Обращение детей друг к другу за советом и помощью, обмен мнениями между всеми учениками без посредничества учителя встречаются редко, так как им запрещают разговаривать друг с другом, а взаимопомощь на уроке называют “подсказкой и списыванием”. И получается, что в учении – в их главном на данном   возрастном   этапе   деле   –   они   лишены   общества   сверстников.   Фактически   дети учатся рядом, но не вместе.     Возникает   проблема: как   создать   оптимальные   условия   для   формирования   коммуникативных компетенций, мотивации, инициативы, самостоятельности учащегося. Формирование и развитие общих умений коммуникации.         Актуальность   поднятой   проблемы   вызвана   потребностью   психологов,   педагогов, родителей   в   совершенствующихся   методах   психолого­педагогического   воздействия   на формирующуюся личность ребенка с целью развития коммуникативных умений, влияющих не   только   на   результативность   обучения,   но   и   на   процесс   социализации   и   развития личности в целом. Задачи: 1 2 Сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию. Обеспечить социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции   других   людей   (прежде   всего,   партнёра   по   общению   или   деятельности), умение   слушать   и   вступать   в   диалог,   участвовать   в   коллективном   обсуждении проблем. 3 Сформировать   умение   достаточно   полно   и   точно   выражать   свои   мысли   в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической   формами   речи   в   соответствии   с   грамматическими   и синтаксическими нормами родного языка. Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы: 1 коммуникация   как   взаимодействие   (коммуникативные   действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности); 2 коммуникация как кооперация (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели); 3 коммуникация   как   условие   интериоризации   (коммуникативно­речевые действия   служат   средством   передачи   информации   другим   людям   и становлению рефлексии).    Видами коммуникативных действий являются:  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели,  функций участников, способов взаимодействия;  • постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;  • разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка  альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;  • управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с  задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.     Ребенка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими  доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор,  поддерживать содержательный разговор, беседу. Нельзя обучать детей общению, не  включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение  какой­то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.); не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него.       Цель   моих   уроков   на   основе   деятельностного   подхода   к   обучению:   формирование способности   к   самоучению,   саморазвитию,   воспитание   коммуникативной   культуры, гуманных нравственных качеств, интеллектуальное, эмоциональное развитие учащихся в условиях   коллективной   учебной   деятельности   с   одновременным   высоким   уровнем освоения ими содержания учебных программ.    Виды работ, направленные на формирование и развитие общих умений коммуникации: 1. Формирование и развитие умения слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному: • Интерпретация • Поиск верных и неверных утверждений • Анализ устного ответа товарища • Постановка вопросов, направленных на понимание или обсуждение слушаемого текста • Формулировка собственных выводов 2.  Формирование   умения   оформить   свои   мысли   в   устный   текст  точно,   компактно,   без искажения: • Выступление с докладом от малой группы • Выступление заданного объема на определенную тему • Устный пересказ текста • Устный анализ текста 3. Формирование  и развитие умения оформить свои  мысли в письменный  текст точно, компактно, без искажения. • Составление предложений, текстов по опорным словам или вопросам • Письменный пересказ (изложение) • Письменное изложение определенного вопроса заданного объема • Письменный анализ текста.

Статья "Формирование культуры общения у младших школьников"(начальная школа)

Статья "Формирование культуры общения у младших школьников"(начальная школа)

Статья "Формирование культуры общения у младших школьников"(начальная школа)

Статья "Формирование культуры общения у младших школьников"(начальная школа)

Статья "Формирование культуры общения у младших школьников"(начальная школа)

Статья "Формирование культуры общения у младших школьников"(начальная школа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2019