Статья "Формирование личности обучающегося"
Оценка 4.9

Статья "Формирование личности обучающегося"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +2
Взрослым
01.04.2017
Статья "Формирование личности обучающегося"
Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся не только повышает успеваемость и качество знаний, но и позволяет раскрыться талантам, способностям. Учение становится радостным, интересным, увлекательным, открывает большие возможности для формирования внутренней мотивации. Дети отлично ощущают себя, если знают о своей уникальности в той или иной области.
В знанио Формирование личности школьника.docx
Формирование личности обучающегося Изменения, происходящие в политической, экономической и культурной жизни нашей страны требуют внести коррективы  в понимание и назначение воспитания в современном образовательном учреждении.  Нельзя воспитывать ребёнка, не обучая, и обучать   не   воспитывая.   Тем   более   что   образование   и   воспитание   непрерывно дополняют друг друга.  Стандарты «второго поколения» закрепляют обязательные требования к условиям обучения, направленные на создание оптимальной среды для получения качественного образования . Методологической   основой   Федерального   государственного   образовательного стандарта является системно­деятельностный подход, который обеспечивает: ­   формирование   готовности   обучающихся   к   саморазвитию   и   непрерывному образованию; ­ активную учебно­познавательную деятельность обучающихся; ­   построение   образовательного   процесса   с   учётом   индивидуальных   возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.  Новые   Стандарты   закрепляют   требования   к   метапредметным   и   личностным результатам.   Термин   «метапредметные   результаты»   был   введен   как   раз   для   того, чтобы   задать   новый   вектор   ­   современная   школа   должна   учить   учиться   и   думать самостоятельно. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является   их   ориентация   на   достижение   не   только   предметных   образовательных результатов,   но,   прежде   всего,   на   формирование   личности   учащихся,   овладение универсальными   способами   учебной   деятельности,   обеспечивающими   успешность   в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Личностные универсальные   учебные   действия   обеспечивают   ценностно­смысловую   ориентацию учащихся   (умение   соотносить   поступки   и   события   с   принятыми   этическими принципами,   знание   моральных   норм   и   умение   выделить   нравственный   аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях . Поэтому   деятельность   образовательного   учреждения   следует   рассматривать   не как изолированный, самостоятельный вид деятельности обучающихся, а как компонент любой   педагогической   деятельности:   физкультурно­ оздоровительной, технически­творческой, культурной, развлекательно­игровой, ­ что определяет результативность деятельности как педагога, так и общеобразовательного учреждения в целом.    учебно­познавательной, Проблемы индивидуализации и дифференциации в обучении успешно решаются  на базе технологии развивающего обучения с применением различных современных  систем и методик: КСО, УДЕ, критическое мышление, проблемное обучение. Через  эти технологии и методики удается реализовать основную цель дифференцированного  и индивидуального подхода в обучении: создать условия для развития личности  ребенка. Индивидуальность   –   это   самобытность   человека,   которая   реализуется   в проектировании   и   выборе   своего   жизненного   пути.   Развитие   индивидуальных   черт личности   имеет   ярко   выраженную   возрастную   специфику.   Детское   общество существенно   отличается   от   взрослого   по   своей   субкультуре   и   жизненным   задачам, смыслам. Одним из основных смыслов детства является становление, поиск «самости» при выборе своего социокультурного образца, поиск принадлежности той или иной группе   сверстников.   Созидая   самих   себя,   дети   тем   самым   в   процессе   детского общения создают ценности, культуру будущего взрослого общества. Обучение   детей   должно   строиться   в   формах   творчески   продуктивной деятельности. Для младшего школьника результат (продукт) деятельности начинает приобретать значение лишь в том случае, если ребенок оценивает себя и других не только по процессу деятельности, но и в зависимости от того, что именно он умеет делать, что у него получается. Здесь   очень   важно   организовать   дело   так,   чтобы   малыш   имел   возможность попробовать   себя   в   разных   видах   продуктивной   деятельности   –   пение,   танец, сочинение историй и комиксов, рисование и т.д. Важно   также,   чтобы   каждый   ребенок   мог   пережить   состояние   успеха, удовлетворения   от   получения   пусть   небольшого,   но   самостоятельно   достигнутого результата.   В   классе   должно   стать   правилом,   что   продукты   детской   деятельности имеют безусловную ценность. Если условием приобретения нового социального опыта является деятельность, то средством отбора и закрепления этого опыта, превращения его в устойчивое средство личности (индивидуальность), является переживание. Поэтому следующим правилом школьной жизни должна стать организация таких форм общения и деятельности детей и взрослых, в которых школьник не отчуждается от самого себя и в процессе своей деятельности.   Это   означает,   что   знания,   умения,   навыки,   которые   необходимо осваивать   как   инструментарий   любой   деятельности,   должны   занимать   в   структуре детской деятельности соответствующее им место. Продуктивной   творческая   деятельность   будет   в   том   случае,   если   внутри   нее возникнет   необходимость   освоения   соответствующих   знаний,   умений   и   навыков. Например, если ребенку очень хочется сочинить комикс или забавную историю для классной газеты, для этого ему как минимум необходимо уметь писать и рисовать. Внимание учителя должно быть направлено на организацию соответствующей возрасту деятельности   и   общения,   а   не   на   собственно   процесс   усвоения.   Потребность   в освоении   необходимых   знаний,   умений   должна   возникать   у   ребенка   внутри деятельности,   значимой   для   него,   а   не   навязываться   путем   принуждения   или манипуляций. При   таком   построении   образования   будет   решаться   также   проблема   развития индивидуальных способов и средств деятельности. Осуществляя значимую для себя деятельность, ребенок имеет возможность ориентироваться не только на требования и стандарты,   выдвигаемые   взрослыми,   но   может   откликаться   на   «требования» собственной   индивидуальности,   такие   как   особенности   темперамента,   мотивации, способностей и т.п. Жизнь детей в школе, их общение со взрослыми должны быть построены так, чтобы безусловно уважалось и признавалось право каждого быть непохожим на всех. В   чем   же   может   проявляться   эта   «непохожесть»   у   детей   младшего   школьного возраста?  В этом возрасте у многих детей наблюдаются достаточно выраженные интересы в форме   предпочтения   тех   или   иных   видов   или   содержания   деятельности.   Развито всякого рода коллекционирование (вкладыши жевательных резинок, наборы открыток, модели машин и т. д.). Поддержать такого рода увлечения можно, устраивая выставки персональных   коллекций.   Многие   дети   увлекаются   рисованием,   конструированием, лепкой.   В   классе,   да   и   в   школе   должны   постоянно   действовать   персональные   и коллективные   выставки   этих   творческих   работ.   Причем   выставлять   надо   все представленные работы, независимо от их качества. Это связано с тем, что в своих работах ребенок еще не столько отражает мир, сколько выражает самого себя, пробует свои возможности.  Случаи,   когда   работа   по   каким­либо   причинам   не   попадает   на   выставку, переживаются детьми чрезвычайно болезненно. Они воспринимают это не столько как оценку своей работы, сколько как оценку собственной личности. Другое дело, что среди   выставленных   работ   разные   люди   (учителя,   родители,   сверстники)   отдают предпочтение   разным   работам,   при   этом   у   ребенка   остается   право   предпочесть собственную работу, если она ему действительно чем­то дорога. Негативная оценка продуктов   творческой   деятельности   младшего   школьника   наносит   непоправимый ущерб его самооценке.  У   младших   школьников   наблюдаются   достаточно   выраженные   различия   в предпосылках  способностей, например, таких, как  соотношение художественного и мыслительного типов деятельности. В этом возрасте дети художественного типа, как правило,   с   удовольствием   занимаются   лепкой,   рисованием,   аппликацией,   у   них нередко проявляются способности к математике, они имеют развитое воображение, любят   экспериментировать.   Таких   людей   отличает   выраженная   эмоциональность, импульсивность, хорошая непроизвольная память. У детей мыслительного типа чаще наблюдаются языковые способности. Эти дети испытывают удовольствие от изучения правил, поиска способов их применения. Для таких детей характерен довольно высокий для этого возраста уровень саморегуляции, они   отдают   предпочтение   упорядоченным,   регулируемым   формам   деятельности, поэтому более успешной является у них и произвольная память. Детей художественного и мыслительного типов отличают различия в средствах и способах саморегуляции и познания мира. Знаковые системы, на которые опираются дети   мыслительного   типа,   носят   скорее   словесный   характер.   В   основе   знаковых систем, которыми пользуются дети художественного типа, лежит образ. Принятый   в   наших   школах   способ   обучения   ориентирован   в   основном   на произвольное запоминание, нормативные формы деятельности и общения, вербальное мышление и, таким образом, адаптирован преимущественно для детей мыслительного типа.   Дети   художественного   типа   в   таких   условиях   нередко   чувствуют   себя дискомфортно, с трудом находят возможности самореализации и, как следствие, чаще оказываются   в   числе   слабоуспевающих   и   «трудных».   Организация   образования младших   школьников   в   формах   продуктивной   творческой   деятельности   дает возможность детям не только опробовать, найти себя в разных видах деятельности, но также   развернуть   и   освоить   собственные   способы   и   средства   осуществления деятельности. Задача учителя состоит, в основном, в том, чтобы поддержать усилия детей в поиске себя. Индивидуальные различия младших школьников ярко проявляются в особенностях темперамента. Возрастная специфика состоит в том, что 6­9 летние дети еще весьма зависимы в своем поведении от свойств нервной системы и темперамента. Нервная система   ребенка,   его   темперамент   еще   недостаточно   подчиняются   способам саморегуляции. Дети еще не умеют сдерживать свои эмоциональные проявления, они не научились еще произвольно концентрировать внимание, справляться с утомлением и т.д. Дело усугубляется тем, что к началу обучения в школе у детей еще не закончено созревание   нервной   системы.   невнимательность, эмоциональные срывы и другие негативные проявления не всегда являются следствием невоспитанности детей.   Поэтому   непослушание, Гораздо   чаще   отклонения   в   поведении   ребенка   обусловлены   тем,   что   ему действительно   трудно   адаптироваться   к   новой   ситуации,   освоить   новые   формы деятельности   у   детей,   обладающих   крайне   выраженными   особенностями функционирования нервной системы. Так, у чувствительных детей часто проявляется повышенная утомляемость, когда в классе шумно, когда возрастает эмоциональное напряжение (учитель слишком строг, ситуация контрольной работы и т.д.). Такие дети теряются, когда их неожиданно вызывают отвечать, от смущения забывают то, что хорошо знают. Труднее других бывает и медлительным детям: Не успевая за темпом работы класса, они начинают торопиться, делают ошибки, утрачивают нить разговора и, в конце концов, теряют интерес к учению в целом. Неуравновешенным детям сложно дается   однообразная   работа,   продолжительное   сохранение   одной   и   той   же   позы. Длительное напряжение может вызвать у них растормаживание, всплеск эмоций и даже агрессивность. Предъявляя   чрезмерные   требования   к   ребенку,   учителя   словно   загоняют   его   в тупик, выход из которого дети, как правило, находят в плохом поведении, а это, в свою очередь, сопровождается утратой доверия к взрослым и веры в себя, появлением школьных неврозов и негативного отношения к школе в целом. Свойства   нервной   системы   и   темперамента   чрезвычайно   устойчивы.   Педагог должен   помочь   ребенку   найти   способы   компенсации   нежелательных   проявлений темперамента, опоры на позитивные для данной деятельности свойства личности. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся не только  повышает успеваемость и качество знаний, но и позволяет раскрыться талантам,  способностям. Учение становится радостным, интересным, увлекательным, открывает  большие возможности для формирования внутренней мотивации. Дети отлично  ощущают себя, если знают о своей уникальности в той или иной области.

Статья "Формирование личности обучающегося"

Статья "Формирование личности обучающегося"

Статья "Формирование личности обучающегося"

Статья "Формирование личности обучающегося"

Статья "Формирование личности обучающегося"

Статья "Формирование личности обучающегося"

Статья "Формирование личности обучающегося"

Статья "Формирование личности обучающегося"

Статья "Формирование личности обучающегося"

Статья "Формирование личности обучающегося"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017