Статья "Формирование мотивов познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка"
Оценка 4.8

Статья "Формирование мотивов познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка"

Оценка 4.8
Научные работы
doc
русский язык
5 кл—9 кл
07.04.2017
Статья "Формирование мотивов познавательной деятельности  учащихся на уроках русского языка"
В статье «Формирование мотивов познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка» автор отмечает, что именно уроки русского языка предоставляют большие возможности для формирования мотивов познавательной деятельности, которая стимулирует к творческому поиску учебной информации, чему способствуют различные методы и приемы работы, которые, используясь в комплексе, дают хороший результат. На таких уроках школьники могут реализовать свои способности, интересы, повысить уровень знаний, проявить интерес к процессу обучения, к самостоятельному добыванию знаний.
Югина Е.В.-статья.doc
Формирование мотивов познавательной деятельности  учащихся на уроках русского языка При обучении русскому языку перед учителем стоит важная методическая задача   –   создать   на   уроке   условия   для   формирования   познавательной деятельности   учащихся.   Каждый   урок   русского   языка   должен   начинаться   с четкого   определения   целей   и   задач.   Цель   организует   движение   внимания, мышления  учащихся,  помогает  ученикам  связать  отдельные  этапы  работы на уроке в единое целое, уловить нить рассказа учителя, пройти путь от уяснения учебной задачи до ее решения. Для   формирования   мотивов   познавательной   деятельности   учащихся   на уроках русского языка можно использовать разнообразные приемы   и методы работы:   стимулирование   учеников   к   высказыванию   без   боязни   ошибиться; создание  на  уроке педагогических   ситуаций  общения, позволяющих   каждому учащемуся проявить самостоятельность, инициативу; применение возможностей ИКТ   и   наглядности:   схем,   таблиц,   опор;     создание   обстановки   для самовыражения   каждого   учащегося;   подбор   занимательного   дидактического материала; оценка не только конечного результат, но и процесса деятельности ученика;   взаимопроверка   ученических   работ;   привлечение   к   оценке   ответов, результата деятельности одноклассников [5, с. 47]. Проблема   формирования   познавательной   деятельности   учащихся   не может быть успешно решена без включения в обучение русскому языку заданий поискового   характера,   в   число   которых   входят   проблемные   задачи, предполагающие поисковую деятельность школьников в ходе анализа языковых явлений. Умение их решать – важнейший критерий достигнутой познавательной самостоятельности.  Существенными   признаками   заданий   поискового   характера   являются следующие: выполнение их без непосредственного участия учителя (проблемные задачи)   или   с   частичной   подсказкой   с   его   стороны   (частично­поисковый характер); открытие учащимися в процессе выполнения заданий новых знаний или новых способов добывания этих знаний [2, с. 11]. Выполняя такие задания, ученики оказываются в новой ситуации, перед новой   проблемой,   и,   естественно,   испытывают   определенные   затруднения. Разрешая проблему, они овладевают навыками поисковой деятельности, новыми умениями, новыми знаниями, способами их добывания. Мотивы познавательной деятельности учащихся проявляются здесь в умении ориентироваться в новой ситуации, разрешить проблему, ответить на вопрос задания. Структура   заданий   поискового   характера   может   быть   представлена следующим образом: условия задания – языковые факты, в которых содержится определенная   проблема;   вопросы   задания   –   вопросы,   направленные   на исследование данных языковых фактов. Проблема может быть сформулирована учителем в вопросах задания, а сами вопросы направляют учащихся на поиск проблемы, составляющей сущность заданий [2, с. 12].  Задания   поискового   характера   могут   быть   использованы   на   уроках русского   языка   как   в   эвристической   беседе,   так   и   при   объяснении   нового материала.   Приведем   примеры   проблемных   задач,   которые   могут   быть использованы учителем на уроках русского языка в 7 классе при изучении темы «Правописание наречий»:   ­ Слова  вперемежку ­ вперемешку  произносятся одинаково, а пишутся по­ разному. Почему? Докажите.  ­ Почему написание слова (во)время бывает ошибочным: (во)время экзамена ­ пришел (во)время? Разрешение проблемы, заключенной в этих проблемных задачах, содержит для   учащихся   элемент   новизны   в   открытии   новых   знаний,   способов   их добывания.   Задания   поискового   характера   на   материале   орфографии   можно построить   так,   чтобы   подбор   языкового   материала   как   бы   сам   подсказывал ответ, тем не менее этот ответ должен требовать проявления самостоятельности мышления учащихся, ориентировки в новой ситуации. Каждому типу задания поискового характера соответствует определенный способ выполнения (система операций логико­лингвистического характера, осуществление которых приводит к разрешению проблемы):  ­ Почему в одних случаях на конце наречий пишется суффикс ­а, в других ­ о: издавна, слева, докрасна, влево, насухо, беспомощно?  ­ Почему в словах достаточно, дословно пишется о? [1, с. 97]. Уроки   русского   языка   предоставляют   большие   возможности   для формирования мотивов познавательной деятельности, которая стимулирует к творческому   поиску   учебной   информации,   чему   способствуют   различные методы  и  приемы работы,  которые,  используясь  в комплексе,  дают  хороший результат. На  таких  уроках  школьники  могут  реализовать  свои  способности, интересы, повысить уровень знаний, проявить интерес к процессу обучения, к самостоятельному добыванию знаний.  Формирование мотивов познавательной деятельности учащихся по мере вооружения   их   знаниями,   а   также   необходимыми   теоретическими   и практическими умениями, способствует развитию речи учеников, обогащению ее различными   синтаксическими   конструкциями,   пополнению   активного словарного запаса, умению правильно сочетать слова и использовать их как в устной, так и в письменной речи, более связно излагать свои мысли, подчинять высказывание основному замыслу [3, с. 29]. Таким   образом,   формирование   мотивов   познавательной   деятельности учащихся,   стремление   к   расширению   их   знаний   и   умений   имеет   важное общеобразовательное   значение.   Во­первых,   происходит   более   глубокое   и прочное   усвоение   знаний   по   учебному   предмету.  Во­вторых,  активизируются мыслительные процессы учащихся, появляется стремление к поиску, к догадке, к исследованию. В­третьих, повышается мобильность мыслительных операций, происходит активное и самостоятельное размышление не только над решением проблемы, но и нахождение более эффективных и экономных способов этого решения.   В­четвертых,   будучи   средством   обучения   русскому   языку, познавательная   деятельность   обладает   возможностями   актуализировать наиболее   важные   элементы   знаний,   содействовать   успешному   приобретению умений и навыков. 1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. М.: Просвещение, Литература 2011.  2.   Лернер   И.Я.   Проблема   познавательных   задач   в   обучении   основам гуманитарных наук и пути ее исследования. М.: Просвещение, 1992.  3. Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М.: Владос, 1993.  4. Рябов Г.И. Закон эффективности обучения. М.: Просвещение, 2007. 5. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Просвещение, 2003.

Статья "Формирование мотивов познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка"

Статья "Формирование мотивов познавательной деятельности  учащихся на уроках русского языка"

Статья "Формирование мотивов познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка"

Статья "Формирование мотивов познавательной деятельности  учащихся на уроках русского языка"

Статья "Формирование мотивов познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка"

Статья "Формирование мотивов познавательной деятельности  учащихся на уроках русского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017