Статья "Формирование общечеловеческих ценностей у обучающихся"
Оценка 4.8

Статья "Формирование общечеловеческих ценностей у обучающихся"

Оценка 4.8
Документация +1
doc
русская литература +1
Взрослым
10.05.2018
Статья "Формирование общечеловеческих ценностей у обучающихся"
Ведущими являются общечеловеческие нравственные ценности: добро, справедливость, честность, искренность, гуманность, ответственность, достоинство, милосердие, терпимость, скромность, забота и т.д.; ориентированные на внутренние качества человека, учитывающие нормы поведения и помогающие в социальной адаптации школьникам, тесно взаимодействуя с общественными, гражданскими, коммуникативными ценностями. Основная особенность нравственных гуманистических ценностей состоит в том, что их ориентация направлена на благо человека и жизни на земле. Они пронизывают другие ценности, поэтому нередко их сложно выделить.
Формирование общечеловеческих ценностей у обучающихся.doc
Ранцева Ирина Павловна, преподаватель русского языка и литературы КГКП «Костанайский профессионально­технический колледж»  Управления образования акимата Костанайской области Формирование общечеловеческих ценностей у обучающихся На современном этапе проблема общечеловеческих ценностей является одной из самых сложных, задевающих интересы разных общественных групп. Все   общечеловеческие   ценности   связаны   с  объективной   действительностью природы и общества, т.е. реально существуют. В сознании могут содержаться лишь желания, представления, понимание ценностей, различающиеся у разных людей, общностей и т.д. Но должно быть и в самом деле есть в ценностях что­ то общее даже   для   самых   разных   людей,   всегда   были   и существуют общечеловеческие ценности.   т.е. На  основе  оценочных отношений и опыта их применения к природе, обществу   и   человеку   формируются   нормы   и   правила   поведения, представляющие   собой   знаменатель,   общий   результат   социального   опыта, которым люди руководствуются в дальнейшей познавательной, оценочной и практической деятельности.  Таким образом, можно утверждать, что общечеловеческие ценности ­ это то, действительно важное для людей, что непременно является надобным, желанным, что имеет непреходящую, существенную значимость практически для   каждого   нормального   человека,   независимо   от   его   пола,   расы, гражданства,   социального   положения и   т.д. Общечеловеческие   ценности высоко значимы для человечества как единства всех людей, также, как и для всякого государства, поскольку оно отвечает или должно отвечать нуждам, интересам, потребностям общества и гражданина. Ведущими являются общечеловеческие нравственные  ценности: добро, справедливость, честность, искренность, гуманность,  ответственность, достоинство, милосердие, терпимость, скромность, забота и  т.д.; ориентированные на внутренние качества человека, учитывающие нормы  поведения и помогающие в социальной адаптации школьникам, тесно  взаимодействуя с общественными, гражданскими, коммуникативными  ценностями. Основная особенность нравственных гуманистических ценностей  состоит в том, что их ориентация направлена на благо человека и жизни на  земле. Они пронизывают другие ценности, поэтому нередко их сложно  выделить. В настоящее время возникла  необходимость познания взаимодействия духовного, нравственного и интеллектуального начал в личности. Человек, не развитый нравственно и духовно, может направить свой ум как на добрые, так и  на  злые  дела. Поэтому  главным  принципом  современного  образования  и воспитания становится опора на культурные традиции, признание значения духовных ценностей в формировании нравственности человека.  Следовательно,  цель   воспитания  –   становление   и   развитие   качеств личности   на   основе   нравственных   ценностей   и   исторического   опыта   через деятельностное   отношение   к   окружающему   миру,   к   людям,   себе, направленное на формирование активной жизненной позиции. Это является одним   из   основных   направлений   работы:   подростки   учатся   общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия, пробовать себя не только в учебной, но и в других видах деятельности. Сверхзадача   обучения   и   воспитания  –   формирование   человека высоконравственного, образованного, духовно богатого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству.  Литература   –   предмет,   который   располагает   воспитательными возможностями   через   усвоение   программного   материала.   Современному человеку необходимо знать историю отечественной и зарубежной литературы, понимать,   как   разрешали   нравственные   проблемы   авторы   и   герои классических произведений. При этом обучающийся должен осознавать, что человек, носитель определенной культуры, обретает духовность не только в процессе познания.  Урок   литературы   относится   к   предметам,   несущим   эстетические   и воспитательные   цели   через   программный   материал.   На   уроках   литературы изучается   богатый   фактический   материал,   направленный   на   развитие интеллектуальной  и духовно­нравственной  личности. Одной из особых тем русской   литературы   является   тема   праведничества.   Праведники   –   люди, живущие по правде, по совести, бескорыстные и любящие людей. Серьезному и   глубокому   освещению   этой   темы   помогают   уроки   по   творчеству   Н.   С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. И. Солженицына, В. Г. Распутина. Авторы   произведений,   положенных   в   основу   данных   уроков,   ставят героев   в  ситуацию   выбора:   поступить   честно,  по   совести   или   по­другому, чтобы было удобно всем, но неважно, справедливо ли это, правильно. Особенность уроков на эту тему – раскрытие лучших черт русского национального   характера     бескорыстия, самоотверженности,   доброты,   патриотизма,   мудрости,   твердости   духа, религиозности, трудолюбия), показанных в русской литературе, начиная со сказок и древнерусских произведений.   щедрости, (стойкости, На уроках обучающиеся говорят не только о чертах русского характера, но и о тех общечеловеческих ценностях, которыми держится русский человек: дом, семья, честь, долг перед Отечеством. Таким образом, воспитание, само по себе подразумевает приобщение ребенка   к   общечеловеческим   ценностям,   познавая   которые   ребенок формирует   опыт   нравственных   отношений   и   общения,   которые характеризуются   способностью   к   содействию   и   сотрудничеству   в деятельности,   умением   понять   и   принять   позицию   другого,   потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к родным местам. На   сегодняшний   день   очень   важным   является   воспитание   в   детях доброты, ответственности за себя, своих близких, за свой жизненный выбор. Воздействуя   только   на   ум   ребенка,   такой   цели   достичь   невозможно. Необходимо призвать на помощь его чувства, затронуть его душу. Для этого на   уроках   звучит   музыка,   используются   репродукции   художников,   что позволяет учащимся раскрыть все лучшие и добрые черты своего характера. Модель обучения знаниям на уроках литературы разработана на основе целей   социально­гуманитарного   образования,   обозначенных   для   развития общества и школы на современном этапе исторического времени: ∙ формирование у учащихся адекватного их уровням знаний целостного представления о культуре общества и о месте человека в нем; ∙   воспитание   патриотизма,   гуманизма,   свободы,   ответственности   за судьбу Родины; ∙ ориентация учащихся на нравственные ценности общества; ∙ развитие у учащихся познавательного интереса к будущему развитию культуры через прошлое и настоящее в литературе; ∙ содействие становлению активной жизненной позиции учащихся. Через   обучение   происходит   последовательное   приобщение обучающихся к нравственным общечеловеческим ценностям. Произведение выстраивается на основе критерия художественности как способа освоения реальности посредством образов в смысловой перспективе художественной идеи. Как форма познания действительности такое издание расширяет   жизненный   опыт   ребенка,   создает   для   него   духовно­ эмоциональную   среду,   в   которой   органическая   слитность   эстетических   и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка. Подростка   интересует   человек   как   носитель   определенных   свойств личности. От «включения» в жизнь произведения он постепенно переходит к его   объективному   восприятию,   у   обучающихся­подростков   растет   круг осознаваемых моральных свойств личности человека, появляется интерес к формированию его характера, мотивов его поведения. Однако подросток не всегда   умеет   оценить   личность   литературного   героя   в   целом,   учесть   и взвесить различные обстоятельства и мотивы его поведения.  Восприятие   отдельного   произведения   должно   мыслиться   как   часть целого, как элемент литературного образования учащихся, как показатель их умственного   развития,   социальной   зрелости   и   эмоционально­эстетической восприимчивости. Формирование   духовного   мира   личности   предполагает   расширение различных   сфер   деятельности,   в   том   числе   художественно­эстетической. Именно в самостоятельной деятельности в наибольшей степени раскрывается и читательское восприятие обучающихся.  От   того,   как   проводится   анализ   литературного   текста,   как   влияют занятия по литературе на самостоятельное чтение учащихся в значительной степени   зависит   развитие   духовного   мира   учащихся.   Рассмотрим   на отдельных   примерах   работы   с   обучающимися   процесс   формирования   их читательской культуры. Изучение поэзии Н. М. Рубцова откроет в учащихся красоту образов родины и природы, ее лесов и полей, души человека и вселенной: Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи... Мать моя здесь похоронена В детские годы мои. ­ Где же погост? Вы не видели? Сам я найти не могу. ­ Тихо ответили жители: ­ Это на том берегу. Тихо ответили жители, Тихо проехал обоз. Купол церковной обители Яркой травою зарос... С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь. Обращаем   внимание   на   повторяемость   слов   "тихая",   "тихо"   –   в семидесятые годы появился термин "тихая поэзия"; но помимо этого "тихого" видения мира, поэт чувствует "жгучую связь" со всем, что его окружает. Его поэтическое чувство отражено в самой природе его стиха.  Уроки   по   лирике   Н.   М.   Рубцова   открывают   для   обучающихся неповторимую   образность   его   поэтического   мира,   учат   воспринимать   и любить поэзию. В   анализе   пьесы   А.   Н.   Островского   «Гроза»   обучающимся   следует овладеть   такими   важнейшими   понятиями   и   навыками,   как   речевая характеристика персонажей, выяснение авторской позиции, выразительное и комментированное  чтение  текста   и др.  Лекция  об  Островском   подготовит понимание   проблематики,   идейной   направленности   пьесы,   написанной незадолго   до   крестьянской   реформы   и   отразившей   нарастание   протеста против деспотизма и духовного рабства. Как воспринимает красоту природы Кулигин? Что мы узнаем из первого явления о действующих лицах драмы? Какое впечатление производит на учащихся Катерина?  Обучающиеся обдумывают следующие вопросы:    Обучающиеся   видят   в   ней   женщину   эмоциональную,   непохожую   на окружающих ее людей. Помогаем учащимся понять причину страха Катерины. Прежде  всего,  она  боится  не  Кабановой. Катерина  боится  своего   чувства, боится "греха", боится надвигающейся грозы. Но вместе с тем в ее репликах угадывается   большая   внутренняя   сила:   она   не   терпит   "напраслины"   и возражает свекрови, вспоминает, какой "резвой" была у "маменьки". Преподавателю  важно в процессе работы над текстом пьесы научить   чуткому   отношению   к   слову, обучающихся   вдумчивому   чтению, эстетическому восприятию образов и событий драматического произведения.  Часто   приходится   встречаться   с   тем,   что   обучающиеся   не   могут высказать   впечатления   о   прочитанном,   активизировать   читательский   опыт, отобрать материал для анализа текста, постичь глубину авторского замысла и своеобразие его эстетической системы. Нельзя   объяснять   бедность   ученического   восприятия   ограниченными возможностями того или иного возраста, или же ограниченностью словарного запаса.  Привитие любви к чтению особенно важно в подростковом возрасте, когда   налицо   новый   уровень   развития   самосознания,   яркость   чувств, постоянное стремление к новым впечатлениям, к общению и самовыражению. Художественная   литература   несовместима   с   равнодушием,   праздностью, серостью   и   скукой,   которые   так   опасны   в   этом   возрасте.   Вместе   с   тем особенности подростка накладывают свой отпечаток на его художественную деятельность:   здесь   имеют   значение   и   его   неумение   просто   созерцать,  его стремление действовать активно. Для   того   чтобы   произведение   художественной   литературы   могло выполнить   свою   воспитательную   роль,   оно   должно   быть   соответствующим образом   воспринято.   Отсюда   вытекает   важная   психологическая   задача   – понять,   как   воспринимаются   произведения   искусства   детьми   разного возраста, какова специфика этого восприятия. Поэтому изучение проблемы восприятия литературных произведений представляет несомненный интерес. Итак, проблема нравственного воспитания есть, но есть и пути ее решения. И при   целенаправленной   и   скоординированной   воспитательно­педагогической работе семьи, политической системы, образовательной системы и отдельно взятой личности над собой данная проблема заметно уменьшится. Список литературы 1.   Анализ   художественного   произведения:   Художественные произведения в контексте творчества писателя / Под ред. М. Л. Семановой. ­ М., 1987. 2. Богданова О. Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы: Пособие к спецкурсу. ­ М., 1979. 3.   Воспитание   творческого   читателя:   Проблемы   внеклассной   и внешкольной   работы   по   литературе   /   Под   ред.   С.   В.   Михалкова,   Т.   Д. Полозовой. ­ М., 1981. 4. Гуревич С. А. Организация чтения учащихся старших классов. ­ М., 1984. 5. Корст Н. О. Восприятие литературного произведения и его анализ в школе // Вопросы анализа литературных произведений. ­ М., 1969. 6. Кудряшев Н. И. О процессе руководства восприятием литературного произведения   старшеклассниками   //   Искусство   анализа   художественного произведения. ­ М., 1971. 7. Неверов В. В. Беседы о художественной литературе. ­ Л., 1983. 8.   Рез   З.   Я.   Изучение   литературного   произведения   в   школе   как процесс // Лекции по методике преподавания литературы. ­ Л., 1976. 9.   Амонашвили   Ш.   А.   Личностно­гуманная   основа   педагогического процесса. М. Н., Университетское, 1990. 10.   Бондаревская   Е.   В.   Ценностные   основания   личностно ориентированного воспитания. Педагогика, 1995,№4 с. 29. 11. Борисенков В. П., Краевский В. В., Кутьев В. О., Турбовский Я. С. Философия образования. Педагогика,1995, № 4 с. 3 12. Возчиков В. Возрождение духовности. Педагогика, 1995, №5 С. 123. 13.   Квятковский   Е.   В.   В   поисках   путей   гуманизации   литературно­ художественного образования. Педагогика,1995,N6, с. 41. 14. Лихачев Б. Т. Образование: идеология и политика. Педагогика,1995, №4, 15. Стрельницкая Л. П. Образование и идеология. Педагогика,1995, №6.

Статья "Формирование общечеловеческих ценностей у обучающихся"

Статья "Формирование общечеловеческих ценностей у обучающихся"

Статья "Формирование общечеловеческих ценностей у обучающихся"

Статья "Формирование общечеловеческих ценностей у обучающихся"

Статья "Формирование общечеловеческих ценностей у обучающихся"

Статья "Формирование общечеловеческих ценностей у обучающихся"

Статья "Формирование общечеловеческих ценностей у обучающихся"

Статья "Формирование общечеловеческих ценностей у обучающихся"

Статья "Формирование общечеловеческих ценностей у обучающихся"

Статья "Формирование общечеловеческих ценностей у обучающихся"

Статья "Формирование общечеловеческих ценностей у обучающихся"

Статья "Формирование общечеловеческих ценностей у обучающихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2018