Статья. Формирование УУД на уроках математики в начальной школе
Оценка 4.9

Статья. Формирование УУД на уроках математики в начальной школе

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
математика
1 кл
19.01.2017
Статья. Формирование УУД на уроках математики в начальной школе
В статье рассматриваются основные средства формирования универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе. Каким заданиям, способствующим формированию универсальных учебных действий, отводится приоритетная роль на уроках математики в начальной школе.что важно для формирования коммуникативных универсальных учебных действий начальной школе.
формирование УУД на уроках математики.docx
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики   Начальная   школа   —   важнейший   этап   в   процессе   общего   образования школьника.   За   четыре   года   ему   надо   не   только   освоить   программный   материал предметных   дисциплин,   но   и   научиться   учиться   –   стать   «профессиональным учеником».  Уже   на   первых   уроках   перед   ребенком   ставятся   учебные   задачи,  и  сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций   (действий),   которые   осуществляет   для   их   решения.     Любая   задача, предназначенная   для   развития   или   оценки   уровня   сформированности   УУД предполагает   осуществление   субъектом   (в   свёрнутом   или   развёрнутом   виде) следующих   навыков:   ознакомление­понимание   —   применение   –   анализ   –   синтез   ­ оценка.  Формирование   УУД   является   целенаправленным,   системным   процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность.  В основе курса математики лежит методическая концепция, которая выражает необходимость   целенаправленного   и   систематического   формирования   приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.  Овладев   этими   приёмами,   учащиеся   могут   не   только   самостоятельно ориентироваться в различных системах знаний, но и эффективно использовать их для решения практических и жизненных задач.   Основным механизмом реализации целей и задач современного образования является   включение   ребенка   в   учебно­познавательную   деятельность.   В   этом   и заключается   принцип   деятельности.   Нацеленность   курса   математики   на формирование приёмов умственной деятельности позволяет реализовать в практике обучения   системно­деятельностный   подход,   ориентированный   на   компоненты учебной   деятельности   (познавательная   мотивация,   учебная   задача,   способы   её решения,   самоконтроль   и   самооценка),   и   создать   дидактические   условия   для овладения УУД. Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для   формирования   всех   видов   УУД.   Реализация   этих   возможностей   на   этапе начального математического образования зависит от способов организации учебной деятельности   младших   школьников,   которые   позволяют   не   только   обучать математике, но и воспитывать  математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.  Основным   средством   формирования   УУД   в   курсе   математики   являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод),   которые   нацеливают   обучающихся   на   выполнение   различных   видов деятельности,   формируя   тем   самым   умение   действовать   в   соответствии   с поставленной   целью.   Учебные   задания   побуждают   детей   анализировать   объекты   с целью   выделения   их   существенных   и   несущественных   признаков;   выявлять   их сходство   и   различие;   проводить   сравнение   и   классификацию   по   заданным   или 1 самостоятельно   выделенным   признакам   (основаниям);   устанавливать   причинно следственные   связи;   строить   рассуждения   в   форме   связи   простых   суждений   об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.  Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения математике содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными   и   предметными   способами   действий,   коллективное   обсуждение результатов   самостоятельно   выполненных   учениками   заданий   оказывает положительное   влияние   на   развитие   познавательных   интересов   учащихся   и способствует   формированию   у   учащихся   положительного   отношения   к   школе   (к процессу познания). С   самых   первых   уроков   ребенок   включается   в   конструктивное,   предметное общение.   Учитель   формирует   у   ученика   умение   отвечать   на   вопросы,   задавать вопросы, формулировать главную мысль, вести диалог, со временем осуществлять смысловое чтение и т.п. При этом учителю необходимо четко объяснять ученику, какое   общение   принято   в   семье,   школе,   обществе,   а   какое   –   недопустимо.   В учебниках   есть   задания   для   их   выполнения   в   парах,   что   позволяет   ученикам использовать   полученные   знания   в   практических   ситуациях,   вопросы   и   задания, задачи, направленные на развитие коммуникативных УУД На   всех   этапах   усвоения   математического   содержания   (кроме   контроля) приоритетная   роль   отводится   обучающим   заданиям.   Они   могут   выполняться   как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы в парах или индивидуально. Важно, чтобы полученные результаты самостоятельной работы (как верные, так и неверные) обсуждались коллективно и создавали условия для общения детей не только   с   учителем,   но   и   друг   с   другом,   что   важно   для   формирования коммуникативных УУД (умения слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и   согласованно   выполнять   совместную   деятельность,   распределять   роли,   взаимно контролировать   действия   друг   друга   и   уметь   договариваться   учитывать   позицию собеседника). Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех   людей   правила   поведения   при   общении   и   сотрудничестве   (этические   нормы общения и сотрудничества). В   процессе   такой   работы   формируются   умения:   контролировать,   оценивать свои действия и вносить соответствующие коррективы в их выполнение. При этом необходимо, чтобы учитель активно включался в процесс обсуждения. Для этой цели могут   быть   использованы   различные   методические   приёмы:   организация целенаправленного наблюдения; анализ математических объектов с различных точек зрения;   установление   соответствия   между   предметной­вербальной­графической­ символической   моделями;   предложение   заведомо   неверного   способа   выполнения задания­«ловушки»;   сравнение   данного   задания   с   другим,   которое   представляет собой ориентировочную основу; обсуждение различных способов действий. При этом дети учатся правилам работы в группе (паре), прививаются умения осознанности и критичности своих действий. 2 В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком,   формируются   речевые   умения:   дети   учатся   высказывать   суждения   с использованием   математических   терминов   и   понятий,   формулировать   вопросы   и ответы   в   ходе   выполнения   задания,   доказательства   верности   или   неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.    Коммуникативные   УУД   формируются,   когда:     ученик   учится   отвечать   на вопросы;   ученик   учится   задавать   вопросы;   ученик   учится   вести   диалог;   ученик учится пересказывать сюжет;  учащихся учат слушать – перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно» Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Основным на уроках математики в сфере личностных УУД считаю действие смыслообразования, т. е. установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,   другими   словами,   между   результатом   учения,   и   тем,   что   побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал», и уметь находить ответ на него;  Широко   на   уроках   математики   развиваются   логические   УУД.   В   процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные   операции   (анализа,   синтеза,   классификации,   сравнения,   аналогии   и т.д.),   умения   различать   обоснованные   и   необоснованные   суждения,   обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя   при   решении   самых   разных   математических   задач   простейшие предметные,   знаковые,   графические   модели,   таблицы,   диаграммы,   строя   и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания).  В заключении, хотелось бы подчеркнуть очень важный момент:  при изучении практически всех тем можно формировать все УУД одновременно.  Развитию УУД способствуют базовые образовательные технологии: уровневая  дифференциация, проблемное обучение, ИКТ и проектная деятельность.  Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и   компетенции,   включая   самостоятельную   организацию   процесса   усвоения,   т.   е. умения учиться.   3

Статья. Формирование УУД на уроках математики в начальной школе

Статья. Формирование УУД на уроках математики в начальной школе

Статья. Формирование УУД на уроках математики в начальной школе

Статья. Формирование УУД на уроках математики в начальной школе

Статья. Формирование УУД на уроках математики в начальной школе

Статья. Формирование УУД на уроках математики в начальной школе
Скачать файл