Статья "Формирование вычислительных навыков на уроках математики".
Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
математика
5 кл
01.03.2018
Эта статья предназначена для учителей математики. Речь идёт об одной из основных задач преподавания математике - формировании у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. В статье даны примеры упражнений для устного счёта, которые учитель может использовать на уроке математике и во внеклассной работе.Статья по математике.
Формирование устных вычислительных навыков..doc
КОУ ВО «Верхнемамонская школаинтернат для
обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».
«Формирование устных вычислительных навыков на
уроках математики». Юшина Светлана Владимировна.
Формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков
– это одна из основных задач преподавания курса математики в школе. На
всех этапах курса изучения математики в школе у учащихся формируется
вычислительная культура.
Устный счёт это математические вычисления, которые человек выполняет
без помощи дополнительных приспособлений и устройств. Это не случайный
этап урока. Он находится в методической связи с основной темой. Устный
счёт активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает речь,
память, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстроту
реакции.
При проведении устного счёта учитель ставит перед собой следующие
задачи:
воспроизводство и корректировка определённых ЗУН учащихся;
контроль над состоянием знаний;
психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала;
повышение познавательного интереса учащихся.
Наличие у учащихся навыков устного счёта влияет на степень отработки у
них рациональных и безошибочных вычислительных умений. Например, без
навыков устного использования таблиц сложения и умножения в выполнении
арифметических действий.
Для того, чтобы овладеть умениями, предусмотренными программой,
учащемуся достаточно уметь устно:
складывать и умножать целые числа;
вычитать из однозначного или двузначного числа однозначного;
складывать несколько однозначных чисел;
складывать и вычитать однозначные числа;
делить однозначное или двузначное число на однозначное число нацело или с
остатком;
производить действия (на основе знаний правил) с дробными числами.
При сложении нескольких чисел, при выполнении умножения многозначных
чисел требуются навыки устного сложения искомых однозначных чисел. Для
поддержания необходимого уровня навыков устных вычислений учитель
организует устный счёт на уроке, даёт дифференцированные
дополнительные задания, ведёт внеклассную работу.
Важную роль в выработке прочных вычислительных навыков играет
сохранение преемственности между пятым классом и начальной школой.
Заканчивая начальную школу, учащиеся должны знать хорошо таблицу
умножения, четыре действия с натуральными числами, уметь решать примеры
на порядок действий. В пятом классе на устные упражнения должно быть отведено 57 минут урока.
На уроке эти упражнения можно проводить для отработки навыков
использования таблицы умножения, повторение ранее изученного материала
или для подготовки учащихся к его восприятию. Чтобы заинтересовать
учащихся, устное решение упражнений желательно проводить с помощью
таблиц или карточек с учётом индивидуальных способностей школьников,
активно использовать соревновательность, игровые моменты, математические
диктанты. Формы проведения устного счёта могут быть самыми
разнообразными. Возьмём дидактические игры. Ценность их заключается в
том, что в процессе игры дети обогащаются знаниями, активно помогают друг
другу в этом, заинтересованы предметом. Математическая сторона
содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на первый план.
Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии
детей и воспитании интереса к математике. Сюжет игры будит детское
воображение и толкает детей к поиску решения.
Содержание устных упражнений должно соответствовать учебным
программам по классам. Например, в первом полугодии пятого класса
учащиеся должны быстро и безошибочно выполнять устно упражнения типа:
1) найдите сумму чисел: а) 75 и 6; б) 22, 30 и 8; в) 26,15 и 34;
2) увеличьте: а) 43 на 18; б) 50 на 60;
3) найдите разность чисел: а) 17 и 9; б) 120 и 40;
4) уменьшите: а) 28 на 9; б) 230 на 70; в) 360 в 4 раза;
5) табличное умножение и деление чисел с различными формулировками
заданий.
По мере изучения новых понятий в старших классах изменяется и
совершенствуется характер устных упражнений, повышается уровень их
трудности. Выполнение вычислений в уме требует большого умственного
напряжения, быстро приводит к утомлению. Поэтому не стоит
перегружать учащихся работой, связанной с устными вычислениями
достаточно громоздких значений выражений, если такие вычисления легче
и быстрее выполнять письменно.
Каждое упражнение в устном счёте должно готовить учащихся к
письменному решению задач, т.е. планировать уроки так, чтобы после
устных упражнений шли письменные и т.д. Проводя устные упражнения
учитель должен быть уверен, что работают все и активно. Чтобы
гарантировать участие в работе всех учащихся, нужно соблюдать ряд
условий эффективности устных упражнений:
задачи для устных упражнений заранее написаны на доске, чтобы каждый
ученик видел условие;
условия геометрических задач давать на чертеже, это облегчает
восприятие и решение;
устные упражнения чередовать с письменным выполнением аналогичных; во время устных упражнений следует соблюдать паузы, чтобы учащиеся
успевали обдумывать решение.
В настоящее время для вычислений учащимися широко используются
микрокалькуляторы. Но это не отменяет знания приёмов и навыков
устного и письменного счёта. Помочь учащимся овладеть некоторыми
приёмами быстрого устного счёта призваны внеклассные занятия.
Статья "Формирование вычислительных навыков на уроках математики".
Статья "Формирование вычислительных навыков на уроках математики".
Статья "Формирование вычислительных навыков на уроках математики".
Статья "Формирование вычислительных навыков на уроках математики".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.