Статья и презентация: Деятельностный подход при формировании орфографической зоркости.

  • Семинары
  • ppt
  • 28.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Деятельностный подход при формировании орфографической зоркости.ppt
Бачинская Людмила Игорьевна, учитель начальных классов, МАОУ «Образовательный центр» г. Энгельс
Чем богаче словарь ребенка, тем  точнее понимает и употребляет  он слова в своей  речи,   чем больше  родственных связей он видит  между словами, тем выше уровень  его орфографической  зоркости.  Рождественский  Н.С
Требования ФГОС «Орфография и пунктуация»:  ­ осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; ­ подбирать примеры с определённой орфограммой; ­ при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы  избежать орфографических и пунктуационных ошибок; ­ при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и  определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих  письменных работах.  Требования к метапредметным результатам: ­ активно использовать речевые средства и средства информационных и  коммуникационных технологий для решения коммуникативных и  познавательных задач; ­ использовать различные способы поиска (в справочных источниках и  открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,  обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в  соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и  технологиями учебного предмета.
Проблемы  Чрезвычайно беден словарный запас  школьников;  Не развито умение связывать теорию с  практикой;  Снижен интерес к учебе;  Невысокий процент числа обучающихся,  обладающих прочными знаниями.
Последовательность задач в работе по формированию  орфографической зоркости:  Начинать работу надо в период обучения грамоте ­   разъяснения расхождений произношения и написания.  Развивать фонематический слух.  Ввести понятие «опасное» место –предотвратить ошибки.  Орфографические правила вводить на основе упражнений, а  также с поэтапным использованием памятки для работы над  ошибками.  Обучать правильному списыванию текста.  Прививать интерес к чтению.  Интегрировать уроки русского языка и чтения.  Развивать словарный запас детей.  Развивать логическое мышление и аналитико­синтетические  способности.
Орфографическая зарядка  Кувшин, чудо, жизнь, щ_вель, круч_.  Платье, семья, вьюга, лист_я, руж_ё.  Дерево, листва, цветы, х_лодный, д_жди.  Дождь, сугроб, рыбка, кре_кий, подъе__.  Подорожник, задумка, пр_делки, д_водка.   Медвежонок, лисёнок, еж_нок, цыпл_нок.  Ключик, замочек, цветоч_к, клюв_к, рот_к.  Речушка, пичужка, деву_ка, кольчу_ка.
«Волшебный квадрат, линейка» На большой цвитной ковер села эскадрилья, то  раскроет, то закроет расписные крылья. «Третий лишний»  Аист(начало с гл.), маяк(б.<зв., неодуш.), комар. «Найди ошибку» (Орф. «Парный согласный») Юбка, ложка, майка, лёгкий, гриб. «Опасное место» ­ Хлопни Дом, река, лёгкий, подъём, заварка, чижи.
Шарады 1. Предлог стоит в моём начале, В конце же ­ загородный дом,  А целое мы все решали И у доски, и за столом. (Задача) 2. Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречают, Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка)
Записать слова в 3 столбика, обосновывая  выбор орфограммы Ъ                               Ь                               Без Ь и Ъ Пол_ю,    раз_езд,    с_экономить,    с_ыграть,  обез_яна,    под_ём,    печен_е,    раз_яренный,  трех_этажный,    об_учить,    необ_ятный,  лист_я.
Подбери проверочное слово и вставь букву. Что ещё надо сделать, чтобы запомнить  орфограмму?  ________ ­ __кно            _______ ­ в_рил  ________ ­ п_тнистый    _______ ­ пок_рмил  ________ ­ скв_рец        _______ ­ тр_щит  ________­ сн_жинка       _______­ зал_тел  ________­ т_жёлый        _______­ уц_пился
Падежные окончание имён существительных (проверять по ударному)   1скл.     Земля,  стена,  лиса.   2скл.     Слон, конь.  3скл.     Степь.  Р.п и В.п. – мама, лиса. (всегда помогут)  Р.п. ? В.п. У Коробки  нет знака. (У мамы, вижу маму. – Р.п.)  Р.п. ? В.п. Волка ноги кормят. (Лису кормят. – В.п.)
Правописание суффиксов наречий (проверяем соответствующими предлогами)  Вправо, влево – в окно   Справа, слева – с окна  Направо, налево – на окно  Досуха, добела – до окна  Затемно, засветло – за окно
Слова из словаря Метод ассоциативного запоминаниея       ( яркие ассоциации) Суть данного метода заключается в том,  что трудная орфограмма      словарного слова связывается с  ярким ассоциативным образом, который     помогает правильно написать орфограмму. Обобщенный способ запоминания Цель данного способа  ­ запоминание  материала крупным блоком с опорным словом,  которое объединяет несколько единиц.
Основные этапы работы: (Обобщенный способ запоминания)  Учитель заранее выбирает слова, которые объединяются по  одному орфографическому и смысловому признаку .  (Однажды, погода, мороз, одежда, коньки, товарищ)  Совместный выбор опорного слова.(Слово, на которое можно  опереться и которое знакомо:  коньки.)  Поиск подходящего приема для запоминания всех слов,  входящих в группу. Обсуждение и выбор лучшего приема для  запоминания. (Однажды в морозную погоду мы с товарищем в  теплой одежде пошли кататься на коньках) 
Метод  ассоциаций 1. Прием усиления орфограммы.  2. Деление слова на входящие в него значимые  (р     машка, пуг    вица,      дуванчик). сочетания звуков и букв.  Варежка,   газета, горизонт, метро, пирог.  3. Усиление орфограммы путем возвращения в  этимологию слова:  (Ботинок – боты, дневник – ежедневный, малина  – малый…) 4. «Уярчение» путем составления ребусов.
Ассоциации при работе  со словами из словаря. Костя надел  костюм. Паша надел  пальто. Сара надела  сарафан.
Заяц любит капусту. К О Р А Б Л Ь В Л Н Ы Волны корабль качали.
Этимология слов Берёза белая Рябина рябь Сапоги посапывают
Корень: –коло­ исконно русское  Колесо  Кольцо  Колея  Околица  Колобок  Колбаса – общеслав. «всё мясо»  Колонна – лат. «столб», ряд, кол.  Колодец – древнегерман. «холодный»
Какое слово спряталось? впуАшлШьВТУО «Отгадай секрет» Машигона, оперсина, сокошрока,   собамока, деревподня, саподеги  (в каждое слово  вставлен лишний слог)  «Хвостоглав» Газетарелка (газета, тарелка)  Болотопор (болото, топор)  Приветер (привет, ветер)
«Распутай слово» Вот так горе! Вот беда!   Как запутались слова! Все они из трёх слогов            Кто помочь словам готов?  Бе  ка ло  ран  со мо  рё  даш  ко  ка за ба                                                (Берёза, карандаш, молоко,  собака)
«Уярчение» путем составления ребусов. пальто
« Шифровка» Словарное слово, с которым познакомились на уроке, записывается в столбик. На нужную букву этого слова вспоминаем ранее изученные словарные слова. Например: З – завод А – адрес В – вдруг Т – товарищ Р – расстояние А – автобус
«Из каких слов выпали гласные?» КРНДШ       КРВ          ЛПТ ВРБЙ          МСКВ       РБТ (угадай слово по согласным буквам)
орфографических навыков зависит как от общего  орфографических навыков зависит как от общего  развития детей, так и от развития их отдельных  развития детей, так и от развития их отдельных  способностей: наблюдательности, внимания, памяти,  способностей: наблюдательности, внимания, памяти,  воли, способности анализировать.   воли, способности анализировать.   Успех всей работы зависит от ряда условий,  Успех всей работы зависит от ряда условий,  Итак, быстрота и прочность усвоения  Итак, быстрота и прочность усвоения  главным из которых являются: главным из которых являются: 1. четкое планирование всей работы; 1. четкое планирование всей работы; 2. тренировочные упражнения, опирающиеся на  2. тренировочные упражнения, опирающиеся на  слухоартикуляционные, зрительные, рукодвигательные,  слухоартикуляционные, зрительные, рукодвигательные,  двигательные восприятия; двигательные восприятия; 3. систематический и разносторонний характер 3. систематический и разносторонний характер работы по орфографии; работы по орфографии; 4. постоянный контроль над усвоением  4. постоянный контроль над усвоением  изученных орфограмм. изученных орфограмм.
Источники использованной информации 1.Сайт: http://pedsovet.su/ Волкова В.Е. 2.Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков/ Н. Н. Алгазина. — М.: Просвещение, 1987. — 158 с 3.Жедек П. С. Методика обучения орфографии// Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/Под ред. М. С. Соловейчик. М.: 1993 4.Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 464 с. 5.Львов, М. Р. Основы обучения правописанию в начальной школе / М. Р. Львов. — М.: Прометей, 1988. –388 с. 6.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. — 223 с. 7.Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе / М. М. Разумовская. — Москва: Просвещение, 1992. — 190 с. 8.Рамзаева Т. Г. Совершенствование содержания и методов обучения младших школьников русскому языку /Т. Г. Рамзаева. — СПб.: Образование, 1992. — 301 с. 9.Савельева Л. В., Гогун Е. А., Щеголева Г. С. Русский язык: 2 класс: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы. В 2 ч. Ч.1 — М.: Издательство: Дрофа, 2014 г. — 128 с. 10.Соловейчик М. С.. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. — М.: Академия, 1997. — 383 с 11.. Фролова Л. А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников / Л. А. Фролова // Начальная школа. — 2005. — N 3. — С. 103–115 12.Штец А. А. Обучение правописанию младших школьников на основе орфографических задач/А. А. Штец //VIII Международные Севастопольские Кирилло-Мефодиевские чтения: сборник научных работ. — Севастополь: