Статья и презентация: Деятельностный подход при формировании орфографической зоркости.
Оценка 4.7

Статья и презентация: Деятельностный подход при формировании орфографической зоркости.

Оценка 4.7
Семинары
docx
русский язык
3 кл
28.05.2019
Статья и презентация: Деятельностный подход при формировании орфографической зоркости.
Деятельностный подход при формировании орфографической зоркости 2018.docx
МАОУ «Образовательный центр имени Героя Советского Союза Расковой Марии Михайловны» Энгельсского муниципального района Саратовской области Деятельностный подход при формировании  орфографической зоркости  у младших школьников  (выступление на методическом объединении) Бачинская Л.И., учитель начальных  классов  Энгельс, 2019г Деятельностный подход при формировании орфографической зоркости  у младших школьников Чем богаче словарь ребенка,  тем точнее понимает и употребляет он слова в своей   речи,   чем больше родственных связей он видит между  словами, тем выше уровень его  орфографической  зоркости.  Рождественский  Н.С. Современное   общество   находится   в   состоянии   постоянного   информационного обновления.   Использование   ИК   технологий   и   ЭО   ресурсов   в   повседневной   жизни   и   в процессе   обучения   относится   к   числу   наиболее   актуальных   проблем   современности. Компьютерные программы позволяют не следить за грамотностью письма – «компьютер всё исправит».  Орфографических ошибок в работах младших школьников не становится меньше, а скорее – наоборот… Проблема формирования орфографических навыков у младших школьников не  утратила своей актуальности и в наше время, так как в начальной школе закладываются  основы грамотного письма. И от того, насколько полно будут сформированы  орфографические навыки ученика в начальных классах, зависит дальнейшее обучение  ребенка, его способность усваивать программный материал в последующих классах. Чтобы сократить количество допущенных ошибок, учитель должен усилить мотивацию  орфографической работы, то есть развивать орфографическую зоркость. Требования ФГОС начального общего образования в содержательной линии раздела  «Орфография и пунктуация» чётко определяют, чему должен и может научиться  выпускник начальной школы по данной теме: ­ осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; ­ подбирать примеры с определённой орфограммой; ­ при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать  орфографических и пунктуационных ошибок; ­ при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы  действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.    Требования к метапредметным результатам также предельно ясны: ­ активно использовать речевые средства и средства информационных и  коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; ­ использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном  информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,  передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и  познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Таким   образом,   приоритетным   направлением   в   формировании   орфографической зоркости   остаётся   системно­деятельностный   подход,   то   есть   использование   в образовательном   процессе   приёмов   и   методов,   которые   формируют   умение самостоятельно   добывать   новые   знания,   собирать   информацию,   умение   выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Самостоятельные, проверочные контрольные работы и наблюдения  показывают, что знания некоторых обучающихся по русскому языку поверхностны, формальны. Причины  этого становятся серьёзной проблемой: 1. 2. 3. 4. Чрезвычайно беден словарный запас школьников; Не развито умение связывать теорию с практикой; Снижен интерес к учебе; Невысокий процент числа обучающихся, обладающих прочными знаниями. Главным в обучении правописанию считается орфографическое правило, его  применение, то есть решение орфографической задачи. Но ее решение возможно лишь при  условии, что ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев найти  орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Неумение  выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие  орфографического навыка. Выделим последовательность задач в работе по формированию орфографической  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. зоркости: Начинать работу надо в период обучения грамоте на основе разъяснения  расхождений произношения и написания. Развивать фонематический слух. Ввести понятие «опасное» место, чтобы насторожить детей до появления  возможной ошибки. Орфографические правила вводить на основе упражнений, а также с поэтапным  использованием памятки для работы над ошибками. Обучать правильному списыванию текста. Прививать интерес к чтению. Интегрировать уроки русского языка и чтения. Развивать словарный запас детей. Развивать логическое мышление и аналитико­синтетические способности. Орфографическая зоркость развивается постепенно в процессе выполнения  различных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное,  моторное восприятие и запоминание орфографического материала.  В целях повышения познавательной активности использую различного рода учебные  задачи с привлечением дидактических игр и игр занимательного характера (кроссворды,  ребусы, шарады, анаграммы, игровые путешествия и другие). Одним из важнейших условий формирования орфографической зоркости учащихся  является развитый фонематический слух. Учеников необходимо научить слышать звуки,  определять их количество в словах, различать гласные и согласные звуки, находить  ударные и безударные гласные. Только тогда дети начнут видеть и узнавать орфограммы в  слове, будут приучаться к самоконтролю. Предупреждение орфографических ошибок – одно из главных условий успешного  обучения учащихся грамотному письму. Так, уже в период обучения грамоте ученики,  прежде чем записать слово, делают его звуковой анализ и, записывая, проговаривали по  слогам. При изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок  широко используются такие виды упражнений, как объяснительный и предупредительный  диктанты, письмо по памяти с предварительным орфографическим разбором,  комментированное письмо и запись текста под диктовку с последующей сверкой с записью  на доске или в учебнике, выборочное списывание и выборочный диктант. Использование на  уроках комментирования, помогает учащимся избежать возможных ошибок и содействует  наиболее прочному усвоению материала. Предложения для комментирования часто  придумывают сами дети с опорой на иллюстрацию, предмет или определённую тему.  Большое значение при формировании орфографической зоркости имеют  словообразовательные упражнениям:  составление гнезд родственных слов, наблюдения над определёнными приставками, суффиксами. Систематическая работа над словом  способствует развитию умственной деятельности. При постоянном ориентировании  обучающихся на обнаружение «опасного места» ­ орфограммы,  орфографическая зоркость постепенно повышается, что приводит к снижению ошибочности. На всех уроках изучения нового материала, закрепления, повторения, обобщения,  необходимо выполнять тренировочные упражнения на основе алгоритма. Усвоив алгоритм, можно приступать к работе более высокого уровня. Орфографические минутки, включая  работу над ошибками, письмо по памяти, работу с деформированным текстом, работу с  текстом «Исправь ошибки», выбор из окружающих предметов тех, в названии которых есть изученные орфограммы – вот далеко не полный перечень тех заданий, которые делают  орфографическую работу увлекательной и творческой. Следует давать детям трудные  случаи написания, сложные литературные тексты для орфографического анализа. Эффективным средством развития познавательной деятельности на уроке является  самостоятельная работа,  индивидуальная работа с карточками, работа в парах, в группах с последующей проверкой. Такие виды работ создают психологический комфорт, особенно  для детей со слабой подготовкой. Кроме того, формируют навыки учебной работы,  активизируют мышление, создают условия для развития интереса. Для проверки,  возможно, привлечь консультантов (сильные ученики), использовать самопроверку,  взаимопроверку. При фронтальной работе хороший результат дают средства обратной  связи – «светофоры», «сигнальные карточки», доски обратной связи. В работе над формированием орфографической зоркости дают положительный  результат такие приёмы: ­ Письмо с проговариванием. ­ Орфографическая зарядка. (Повторение изученных орфограмм по опорным словам, по  примерам и др.).  ­ Алгоритмы – памятки. (Они помогают учащимся развивать навыки самоконтроля).  ­ «Волшебный» квадрат (5×5). (Проверка написанного: накладывают на первое слово  предложения и постепенно двигают вправо, открывая слог за слогом. Таким образом,  ученик легче обнаружит «опасное место»). ­ «Жужжащее» чтение (3­5 мин) (На уроках чтения, орфографическое проговаривание на  уроках русского языка). ­ Игра «Третий лишний» (Вычеркнуть лишнее слово по какому­либо признаку:  орфограмма, количество букв, звуков, слогов, место ударения, начальная буква, части  речи, грамматические характеристики). Например: аист, маяк(б.<зв., неодуш.), комар. ­ Игра «Найди ошибку». (Подчеркнуть слова, имеющие другие характеристики: часть речи, род, число и др.). Например: юбка, ложка, майка, лёгкий. Все слова с орфограммой  «Парные согласные в корне слова». ­ «Опасное место» (Хлопнуть в ладоши, если есть «опасное» место). ­ Игра «Я знаю три слова на…» (Записывают и обозначают определённую орфограмму) ­ Физкультминутка «Помощники» (Использование жестов по согласованию. Например:  безударная гласная «а» ­ руки в стороны, если «о» ­ приседают. «Существительное» –  стоят, «глагол» – приседают, «прилагательное» – руки вверх). ­ Творческая работа (Расширение словаря, формирование связной речи) ­ Работа над ошибками с использованием памятки. ­ «Запомнить». На последней или первой странице записывают все слова, в которых делают ошибки, выделяют орфограмму. С этими словами составляют предложения. ­ При проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила, учитель  не  исправляет, а на полях ставят палочку. Ученик должен сам ее исправить. Если он  затрудняется, то обращается за помощью к соседу по парте, консультанту из сильных  учеников, учителю. Важно понимать, что быстрота и прочность усвоения орфографических навыков  зависит как от общего развития детей, так и от развития их отдельных способностей:  наблюдательности, внимания, памяти, воли, способности анализировать, а успех всей  работы зависит от ряда условий, главным из которых являются: 1. четкое планирование всей работы; тренировочные упражнения, опирающиеся на слухоартикуляционные, зрительные,  2. рукодвигательные, двигательные восприятия; 3. 4. систематический и разносторонний характер работы по орфографии; постоянный контроль над усвоением изученных орфограмм. Таким образом, необходимым условием формирования полноценного и прочного  орфографического навыка у учащихся младших классов является развитие  орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и классифицировать их на основе опознавательных признаков. Использованная литература 1. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков/ Н. Н. Алгазина. — М.:  Просвещение, 1987. — 158 с.  2. Жедек П. С. Методика обучения орфографии// Русский язык в начальных классах:  Теория и практика обучения /Под ред. М. С. Соловейчик. М.: 1993  3. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов,  В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 464 с.  4. Львов, М. Р. Основы обучения правописанию в начальной школе / М. Р. Львов. — М.:  Прометей, 1988. –388 с.  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.  Начальная школа / [сост. е. С. Савинов]. — 4­е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. —  223 с.  6. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе / М. М. Разумовская. —  Москва: Просвещение, 1992. — 190 с.  7. Рамзаева Т. Г. Совершенствование содержания и методов обучения младших школьников русскому языку /Т. Г. Рамзаева. — СПб.: Образование, 1992. — 301 с.  8. Савельева Л. В., Гогун Е. А., Щеголева Г. С. Русский язык: 2 класс: Учебник русского  языка для четырехлетней начальной школы. В 2 ч. Ч.1 — М.: Издательство: Дрофа, 2014 г.  — 128 с.  9. Соловейчик М. С.. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. —  М.: Академия, 1997. — 383 с.  10. Фролова Л. А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших  школьников / Л. А. Фролова // Начальная школа. — 2005. — N 3. — С. 103–115  11. Штец А. А. Обучение правописанию младших школьников на основе орфографических  задач/А. А. Штец //VIII Международные Севастопольские Кирилло­Мефодиевские чтения: сборник научных работ. — Севастополь: «Шико­Севастополь», 2014. — с. 227–236.  10. Никулина А. В. Основные проблемы формирования орфографической зоркости  младших школьников в условиях системно­деятельностного подхода // Молодой ученый.  — 2015. — №12. — С. 788­790. — URL https://moluch.ru/archive/92/20460/ (дата  обращения: 12.10.2018).

Статья и презентация: Деятельностный подход при формировании орфографической зоркости.

Статья и презентация: Деятельностный подход при формировании орфографической зоркости.

Статья и презентация: Деятельностный подход при формировании орфографической зоркости.

Статья и презентация: Деятельностный подход при формировании орфографической зоркости.

Статья и презентация: Деятельностный подход при формировании орфографической зоркости.

Статья и презентация: Деятельностный подход при формировании орфографической зоркости.

Статья и презентация: Деятельностный подход при формировании орфографической зоркости.

Статья и презентация: Деятельностный подход при формировании орфографической зоркости.

Статья и презентация: Деятельностный подход при формировании орфографической зоркости.

Статья и презентация: Деятельностный подход при формировании орфографической зоркости.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2019