Теоретический материал для педагогических работников детских дошкольных учреждений о преимуществе применения развивающих игр для развития мыслительной активности, воображения творческих возможностей и способностей детей дошкольного возраста.
О развивающей игре, как эффективном средстве формирования наиболее ценных качеств личности, таких как организованность и самоконтроль . О роли взрослых в организации и проведении игр.
Статья.docx
Игра – Обучение – Развитие
Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре
происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая
задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в
ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых
знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом
новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и
дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его
представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок
выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.
Для того, чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула
каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником.
Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает
их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он
становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых
этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников. В то
же время взрослый организует игру и направляет ее – он помогает детям
преодолевать затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения,
поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей.
Совмещение взрослым двух разных ролей – участника и организатора –
важная отличительная особенность развивающей игры.
Благодаря тому, что развивающая игра является активной и осмысленной для
ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается,
новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так
как его можно свободно применять и в других условиях. Перенос усвоенного
опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным
показателем развития творческой инициативы ребенка. Кроме того, многие
игры учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает
воображение детей, развивает их творческие возможности и способности.
Развивающая игра является довольно эффективным средством формирования
таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. Ее обязательные
для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их
импульсивность. Если правила поведения, декларируемые воспитателем, вне
игры обычно плохо усваиваются детьми и часто нарушаются ими, то правила
игры, которые становятся условием увлекательной совместной деятельности,
вполне естественно входят в жизнь детей. Большое значение имеет при этом
совместный характер игры, в которой воспитатель и коллектив сверстников
побуждают ребенка к соблюдению правил, т.е. к сознательному управлению
своими действиями. Оценивая вместе со взрослым действия сверстников,
отмечая их ошибки, ребенок лучше усваивает правила игры, а потом осознает
и свои собственные просчеты. Постепенно возникают предпосылки к
формированию сознательного поведения и самоконтроля, что является
практическим освоением нравственных норм. Правила игры становятся как бы нормой поведения в группе, приносят новый социальный опыт. Выполняя
их, дети завоевывают одобрение взрослого, признание и уважение
сверстников.
Таким образом, в дошкольном возрасте развивающие игры содержат
разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств
личности.
Статья "Игра – Обучение – Развитие"
Статья "Игра – Обучение – Развитие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.