Статья «ИКТ как средство формирования учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках обществознания».
Оценка 4.6

Статья «ИКТ как средство формирования учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках обществознания».

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
обществознание
Взрослым
08.05.2017
Статья  «ИКТ как средство формирования учебно-познавательной компетенции учащихся  на уроках  обществознания».
Как в условиях модернизации Российского образования помочь ребёнку стать компетентным? Как сделать так, что мои уроки стали уроками открытий и несли радость творчества? Основная задача педагога – обнаружить в каждом ученике познавательные мотивы и развить их до желания осваивать новые знания. В качестве эффективного метода работы я остановилась на использовании ИКТ для развития познавательной активности учащихся на уроках обществознания.Статья рассчитана на педагогов, развивающих познавательный интерес учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий на уроках обществознания;
Статья 2016.docx
Статья  «ИКТ как средство формирования учебно­познавательной компетенции учащихся  на уроках  обществознания».  Учитель истории и обществознания МКОУ Григорьевской СОШ Миронова Елена Вячеславовна  .  ru за                                                      «Современный педагог должен   не только знать свой предмет,                                                       но и уметь пробуждать в ученике                                                жажду познания, а уже потом  научить –  вот, в чем суть педагогического мастерства».                                                                                                           /В.Ф.Шаталов/ mironovaelena    1967@   list   те  Как отмечается в Концепции модернизации образования, в современных условиях расширяется поле социального и политического выбора, что требует от человека высокой готовности к ответственному принятию решений. Суть этих потребностей заключается в том, чтобы каждый выпускник школы был успешен   в   современных   условиях:   смог   найти   и   наилучшим   образом реализовать себя. Это и определило выбор мною темы   статьи. Проблемы ключевых   компетентностей   находят   всё   более   широкое   обсуждение   среди учителей   нашей   школы.   Педагоги   понимают,   что   одних   знаний,   умений, навыков   недостаточно,   нужно   осваивать   деятельностные   технологии, изменять   содержание   уроков.   Я   согласна   с   тем,   что   необходим   опыт самостоятельной   деятельности   и   личной   ответственности   учащихся,   т.е. ключевые   компетентности,   целью   которых   является   ­   помочь   ребёнку адаптироваться в социальном мире.  Как в условиях модернизации Российского образования помочь ребёнку стать компетентным? Я вижу решение в использовании компетентностного подхода в обучении.  В Федеральном Государственном стандарте второго поколения говорится о портрете выпускника. Это: креативный и критически мыслящий, активно целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества   для   человека   и общества,   мотивированный   на образование и самообразование жизни; — владеющий   основами   научных   методов   познания   окружающего   мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность; — готовый   к учебному   сотрудничеству,   способный   осуществлять исследовательскую проектную и информационную деятельность.  История и обществознание считаются одними из самых трудных школьных предметов.    Как сделать так, что мои уроки стали уроками открытий и несли радость творчества? в течение     всей Моя основная задача – обнаружить в каждом ученике познавательные мотивы   и   развить   их   до   желания   осваивать   новые   знания.  В   качестве эффективного   метода   работы   я   остановилась   на   использовании   ИКТ   для развития познавательной активности учащихся на уроках обществознания. Сущностью учебно­познавательной компетенции, на мой взгляд, являются: ­   предметные   знания,   отраженные   в   обязательном   минимуме   содержания среднего (полного) общего образования; ­   общеучебные   умения:   познавательные   (владеть   навыками   работы   с различными источниками информации, проводить наблюдения, и др.), ­  учебно­интеллектуальные умения, организационно­оценочные; ­ самообразование, самостоятельная познавательная деятельность.  В связи с этим определились мои  задачи в работе:  Активизировать познавательный интерес учащихся  через использование   уроках технологий   на информационно­коммуникационных   обществознания;  повышать качество усвоения знаний;  привить   любовь   к   предмету   через   организации учебной деятельности;  различные   формы   и   методы     работы Применение   ИКТ   в   обучении   позволяет   мне     управлять   познавательной деятельностью   школьников. В   этом   случае   обучение   строю   в   рамках личностно­   ориентированной   модели,   учитывающей   индивидуальные   темпы усвоения   знаний   и   умений,   уровень   сложности,   интересы   и   т.д.   В   своей   деятельности   я   выделяю   три   основных   формы   работы   с   ИКТ: Во­первых, это непосредственно применение информационных технологий на уроках обществознания. Во­вторых,   это   применение   информационных   технологий   для   организации самостоятельной учащихся; в­третьих,   это   применение   информационных   технологий   для   обеспечения познавательного   досуга   (использование   развивающих   игр,   электронных энциклопедий т.д.). На протяжении нескольких лет, работая как в среднем, так и в старшем звене, я проводила уроки с использованием ИКТ разных типов. В результате пришла к   выводу,   что   такие   уроки   можно   разделить   на   несколько   групп: 1)Уроки   с   использованием   презентаций,   подготовленные   мною   в программе Power Point. Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко   изложены   ключевые   моменты   разбираемого   вопроса,   что   дает возможность учащимся в течение лекции  сконцентрировать на них внимание. Лекция     сопровождается   видеорядом,   который   может   быть   представлен анимацией,   рисунками,   видеоматериалами,   фотографиями,   необходимыми таблицами,   схемами.   Презентация   не   только   ориентирует   учащихся   на основные этапы урока и делает урок более наглядным и информативным, но и помогает в выполнении заданий в ходе урока. Кроме презентации, на этом уроке документы. используется учебник, и 2)Уроки,   на   которых   учащиеся   представляют   свои   проекты   в   форме презентаций (это уроки изучения нового материала, семинары, практикумы, обобщающие уроки).  Очень   интересна   форма   подготовки   домашнего   задания   (в   том   числе   и опережающего) в виде выполнения презентации. При подготовке презентации учащиеся   проводят     огромную   работу,   используя   большое   количество источников   информации,   что   позволяет   избежать   шаблонов   и   превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. При этом, я оказываю помощь  в ходе подготовки презентации,  учащийся перерабатывает огромное количество   материала,   преобразуя   имеющуюся   информацию   в   совершенно новый продукт. Кроме того, что данный вид учебной деятельности формирует общеучебные умения и навыки, он позволяет развивать у ученика логическое мышление. Однообразные,   порой   неподкрепляемые   даже   иллюстрациями   выступления, превращаются   в   яркие   и   запоминающиеся.   В   процессе   демонстрации презентации   ученики   приобретают   опыт   публичных   выступлений,  который, безусловно,   пригодится   в   их   дальнейшей   жизни.   Включается   элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать   с   компьютером   является   одним   из   элементов   современной молодежной культуры. Часто такую работу предлагается выполнять группам, поэтому ребята учатся работать   вместе,   организовывать   совместную   деятельность,   распределять время,   учебные   задания,   наконец,   постигают   азы   культуры   общения   в совместной работе. Чтобы   разнообразить   деятельность   учащихся   я   предлагаю   им   вставить   в презентацию       тест,   таблицу,   схему   по   теме,   или   просто   завершить   её заполнение.     Пример, урок «Политический статус личности» в  11 классе. Мотивация: предлагается тема урока,  оформленная в виде модели  Солнечной системы: звезда в центре – это наша тема,  вокруг нее планеты – основные характеристики (смысловые блоки) темы. Задача: после чтения   текста   дополнить каждую планету   –   спутниками, раскрывающими смысл данных  понятий.  Инструмент проверки:  полнота раскрытия темы;   дизайн;   участие каждого члена группы;   умение отвечать на вопросы. защита кластера; классных   мероприятиях,   внеклассных Иногда схемы получаются   большие и их просто не разместить на доске. И опять на помощь приходит компьютер. Некоторые   презентации,   созданные   школьниками,   настолько   интересны, грамотны, информативны, что я их  использую  в своей дальнейшей работе: на уроках, часах . 3)   Интегрированные   уроки   (   обществознание­информатика   и   др) Это   уроки,   где   работают   совместно   два   учителя,   это   уроки   прикладного характера,   в   ходе   которых,   в   буквальном   смысле,   ученики   генерируют   и обрабатывают   информацию.   Уроки   продуктивные,   т.к.   результатом   часто являются   мини­проекты,   а   порой   из   таких   мини­проектов   создаются впоследствии   научно­исследовательские   работы.   На   таких   занятиях   с помощью   учителя   информатики   более   широко   используются   ИКТ­ технологии,  идет  работа   с  разными   приложениями  (Microsoft Word, Power Point, Exel). Учащиеся с удовольствием идут на подобные уроки, т.к. знают, что   их   ждет   смена   видов   деятельности,   совместное   творчество,   создание проектов. 4)Уроки Интернет­ресурсов На   таких   уроках   организовываю   работу   с   источниками   (например,   с кодексами, постановлениями, текущими федеральными законами) и  работу с сайтами   образовательных   материалов,   например, www.school­collection.ru, http://fcior.edu.ru/   Эти   ресурсы   я   рекомендую   учащимся   и  для   подготовки докладов, рефератов, презентаций, при подготовке к сдаче ЕГЭ. Например, при   рассмотрении     понятия   «семейные   правоотношения»,   вопросов заключения и расторжения брака с помощью сайта www.consultant.ru. ведется анализ он­лайн. использованием Семейного   кодекса с   в   режиме причину,   в предлагаемом компьютерного Подобные уроки требуют распечатки большого количества материалов, т.к не у   всех   учащихся   есть   сборники   законов.   При   работе   с   Интернетом   эта необходимость   отпадает,   при   этом   ребята   ведут   поиск   информации непосредственно   в   самом   документе,   параллельно   изучая   его   структуру   и особенности.   Ребята   работают   в   группах,   обрабатывают   полученную информацию, строят схемы,  конспектируют. Именно в ходе такой работы и идет   формирование   учебно­познавательнной   компетентности.   5)Уроки тестирования. Такие занятия позволяют быстро и эффективно проверить уровень усвоения материала по теме.  Задания даю различных типов: вопросы с несколькими вариантами   ответов;   вопросы,   ответы   на   которые   должны   вводиться тестируемым   с   клавиатуры;   вопросы,   для   ответа   на   которые   нужно установить соответствие между элементами двух или трех списков; вопросы, где   в   качестве   ответа   нужно   указать   правильную   последовательность элементов списке. Компьютер   позволяет   качественно   изменить   контроль   за   деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Он позволяет проверить все ответы, а во многих случаях  не только фиксирует ошибку, но довольно точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить появление. Часто   в   работе   использую   тестовые   задания     электронных   учебников   и пособий   «   Подготовка   к     ЕГЭ   по   обществознанию»,   «В   помощь   учителю. Обществознание.   Рекомендации.   Разработки»,     «Правовая   культура учащихся».  Большой плюс в подготовке учащихся 9,11 классов к итоговой аттестации даёт работа с интернет­системой « СТАТГРАД». Ребята   охотно  откликаются   на  участие   в  Международных,  Всероссийских, областных и районных   дистанционных  олимпиадах, конкурсах от проекта «Инфоурок»,   «Новый   урок»,   ОВИО   «Наше   наследие»,   «Олимпус», «Наследники   Великой   Победы»,   «Я­избиратель»,     в   которых   становятся победителями.  И, конечно же, важным элементом моего педагогического процесса является проектно­исследовательская  деятельность учащихся.   Проектно­   исследовательские   работы   повышают   мотивацию   учащихся   в получении   дополнительных   знаний,   воспитывают   чувство   ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности. В нашей школе работает Научно­исследовательское общество. Ребята под моим руководством   ежегодно   принимают   активное   участие   в   межшкольных научно­практических конференциях и занимают высокие места.  Итак, применение ИКТ в учебном процессе  мне позволило: ­   сделать   урок   современным,   т.е.   наглядным,   красочным,   информативным, интерактивным и экономичным по затратам времени;  обуславливающую   ее ­ приблизить  урок  к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит;  ­ использовать дифференцированный и личностно­ориентированный подходы к обучению;  ­ установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учеником и учителем; ­ активизировать познавательную деятельность учащихся. Учитель   вправе   выбирать   свою   технологию   и   методы   работы,   но   каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка.  В   заключение   хочется   привести   высказывание   известного   педагога   К.Д. Ушинского:   «Дитя   требует   деятельности   беспрестанно,   а   утомляется   не деятельностью,   а   ее   однообразием».   Думаю,   что   если   учитель   активен   в творческом поиске, то результат не заставит долго ждать.                                  Литература: 1. «Ключевые   компетенции   как   компонент   личностно   ­   М.:   Народное   Хуторской. ориентированного   образования»   А.В. образование,2007, с.35   2. Информационные технологии в образовании – шаг в будущее. ­ « Учитель». 2007. ­ № 4. – С.53. 3.   Киреева   Е.Д.   Анализ   перспективного   развития   существующих форм образовательных Интернет­проектов. «Инновации в образовании». 2008. № 4. с.38­39. 4.   Матрос   Д.Ш.,   Полев   Д.М.,   Мельникова   Н.Н.   Управление качеством   образования   на   основе   новых   информационных   технологий   и образовательного мониторинга. «Школьные технологии» 2009 №2 с. 10­21, №3 с.3­19. 5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2008. – 256 с. 6. Федеральные   Государственные   Образовательные   Стандарты [Электронный ресурс]. ­ Режим доступа: http://standart.edu.ru/

Статья «ИКТ как средство формирования учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках обществознания».

Статья  «ИКТ как средство формирования учебно-познавательной компетенции учащихся  на уроках  обществознания».

Статья «ИКТ как средство формирования учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках обществознания».

Статья  «ИКТ как средство формирования учебно-познавательной компетенции учащихся  на уроках  обществознания».

Статья «ИКТ как средство формирования учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках обществознания».

Статья  «ИКТ как средство формирования учебно-познавательной компетенции учащихся  на уроках  обществознания».

Статья «ИКТ как средство формирования учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках обществознания».

Статья  «ИКТ как средство формирования учебно-познавательной компетенции учащихся  на уроках  обществознания».

Статья «ИКТ как средство формирования учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках обществознания».

Статья  «ИКТ как средство формирования учебно-познавательной компетенции учащихся  на уроках  обществознания».

Статья «ИКТ как средство формирования учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках обществознания».

Статья  «ИКТ как средство формирования учебно-познавательной компетенции учащихся  на уроках  обществознания».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2017
Посмотрите также: