Статья "Инклюзивное образование"

  • Исследовательские работы
  • Повышение квалификации
  • docx
  • 01.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Нередко получается, что дети с особыми образовательными потребностями выпадают из общего образовательного процесса, так как для работы с ними педагогический состав общеобразовательных учреждений не обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики. Эту и множество других проблем в современной школе призвано решить инклюзивное образование.
Иконка файла материала Инклюзивное образование.docx
КУРСОВАЯ  РАБОТА на тему:  Инклюзивное образование. Выполнил: Куклина Ирина Юрьевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория, МБОУ СОШ №4г. Салехард 2017 Содержание Введение…………………………………………………………………………3  1. Теоретические аспекты инклюзивного образования…………………….4     1.1. Понятие  инклюзивного образования и обучения……………….. .  4     1.2 Цель, задачи и принципы инклюзивного образования………………6  2.  Реализация инклюзивного образования………………………………….8    2.1 Преимущества инклюзии…………………………………………………8     2.2  Проблемы, связанные с инклюзивным образованием……………….10  3. Роль тьютора в реализации технологии инклюзивного  образования….13  4. Заключение………………………………………………………………….17 Список литературы…………………………………………………………….19               2Введение В настоящее время в России сложилось единое образовательное пространство, и интеграция стала ведущим направлением при обучении и воспитании детей с ограниченными   возможностями   здоровья.   На   сегодняшний   день   институт инклюзивного   образования   является   признанным   инструментом   реализации прав ребенка с ограниченными физическими возможностями на образование и счастливое будущее. В мире давно принято уделять особое внимание детям с ограниченными   возможностями,   их   возможности   получать   достойное образование  и  их   потребности   во   внимании,  понимании   и  заботе  взрослых людей. Сегодня   речь   идет   о   придании   нового,   социально­педагогического   смысла процессу   интеграции   детей   с   ограниченными   возможностями   в образовательной   практике.   Особое   значение   приобретает   организация   не только   и   не   столько   совместной   ведущей   для   определенного   возраста деятельности (игровой, учебной), сколько совместного мира жизни детей. Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые редко имели возможность получать образование  наравне со   здоровыми   детьми,   зачастую   их   не   брали   в  учреждения,  где   обучались нормальные дети. На   современном   этапе   произошли   значительные   изменения   в   области государственной   образовательной   политики.   В   отечественной   системе 3образования складывается особая культура поддержки и помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья  в учебно­воспитательном процессе (психолого­педагогическое   сопровождение).   Разрабатываются   вариативные модели сопровождения на базе медико­социальных центров, школьных служб сопровождения,   психолого­медико­ педагогических психолого­педагогического   консультирования, кабинетов доверия и других.   профориентационных   центров,   комиссий,   центров Цель работы: изучить  необходимость введения инклюзивного образования в Российской Федерации.  Задачи работы: Раскрыть понятие  инклюзивного образования и обучения.  Определить цель и задачи инклюзивного образования. Изучить условия реализации инклюзивного образования. Показать   особенности   работы   тьютора   в   условиях   образования.       инклюзивного 1. Теоретические аспекты инклюзивного образования     1.1. Понятие  инклюзивного образования и обучения. Современная система образования полноценно принимает в себя только тех, кто   отвечает   её   определенным   требованиям,   детей   со   стандартными возможностями,   способных   обучаться   по   общей   для   всех   программе   и показывать   результаты   успеваемости,   нормальные   для   всех.   В   результате нередко получается, что дети с особыми образовательными потребностями выпадают из общего образовательного процесса, так как для работы с ними педагогический   состав   общеобразовательных   учреждений   не   обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики. Эту   и   множество   других   проблем   в   современной   школе   призвано   решить инклюзивное образование. Так   что   же   такое   инклюзивное   образование?   Инклюзивное   образование (французский вариант "inclusif" ­ включающий в себя; от латинского слова "include"   ­   заключаю,   включаю)   ­   процесс   развития   общего   образования, 4который подразумевает доступность образования для всех, в том числе и для детей   с   особыми   потребностями.   В   основу   инклюзивного   образования заложена   идеология,   исключающая   любую   дискриминацию   детей   и обеспечивающая   отношение   ко   всем   людям   как   к   равным,   но   и   при   этом создает необходимые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.   Именно   на   это   направлена   национальная   образовательная инициатива   "Наша   новая   школа",   выдвинутая   президентом   Владимиром Владимировичем   Путиным:  «Новая   школа  ­  это   школа  для   всех.  В  любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей­инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Включающее   образование   ­   это   шаг   на   пути   достижения   конечной   цели, создание включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо   от   пола,   возраста,   этнической   принадлежности,   способностей, наличия или отсутствия нарушений развития , участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией   и   предрассудками   в   политике,   повседневной жизнедеятельности учреждений ведется активная борьба. [5] Инклюзивное   обучение   детей   с   особенностями   развития   совместно   с   их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. Когда   речь   идет   об   обучении   детей­инвалидов   в   общеобразовательных школах, используют два термина: «интеграция» и «инклюзия». В чем разница?  Интеграция   предполагает,   что   ребенок   должен   адаптироваться   к образовательной   системе,   инклюзия   –   адаптацию   системы   к   потребностям ребенка.   При   интеграции   ребенок   с   особенностями   в   развитии   должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, и школьная система при этом не меняется.  Инклюзия – это более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для   обучения   любого   ребёнка:   кому­то   понадобится   отдельная образовательная программа, кому­то – пандус, лифт. Мы привыкли, что если ребенок не  может ходить  на  физкультуру,  то его  освобождают. Инклюзия 5утверждает,   что   физкультуру   надо   приспособить   под   ребенка.   В   школе должен   быть   преподаватель   адаптивной   физкультуры.   И   когда   все   бегут стометровку, ребенок с инвалидностью, допустим, играет в мяч на той же площадке, что и остальные. Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия   учитывает   потребности,   так   же   как   и   специальные   условия,   и поддержку,   необходимые   ребёнку   для   достижения   успеха.   В   инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива, это дает особому ребенку уверенность в себе и воспитывает в детях без инвалидности отзывчивость   и   понимание.   Ученика   со   специальными   потребностями поддерживают   сверстники   и   другие   члены   школьного   коллектива   для удовлетворения   его   специальных   образовательных   потребностей.   Такие школы действуют, исходя из убеждения, что разница между людьми ­ это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть приспособлен к нуждам   ребенка,   а   не   ребенок   должен   подстраиваться   под   окружающие условия. 1.2 Цель,  задачи и  принципы инклюзивного образования. Дети с ограниченными возможностями в определенном смысле находятся в несколько  «оторванном»  или   отчужденном   от   основного   коллектива   мире. Многие дети с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые семьей, специалистами, обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми,   все­таки   оказываются   неподготовленными   к   включению   в социально­ экономическую жизнь. Поэтому успешно «включить» их в социум, подарить   обществу   полноправного   члена   и   призвано   инклюзивное образование.  Основа идеи «включения» ­ это обучение детей с особыми потребностями не в отдельных   специализированных   учреждениях,   а   в   обычных   школах.   Такой подход   вовлекает   всех   детей   в   естественную   жизнь   коллектива,   стирает границы  в нормальных  отношениях  и  исключает   или, по   крайней  мере, во много   раз  уменьшает   ошибки  формирования   личности   будущего   взрослого человека.  Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную   систему   и   обеспечить   их   равноправие,   а   так   же   в   организации 6условий,   благоприятных   для   профилактики   или   преодоления   «вторичных» дефектов,   уже   возникших   вследствие   инвалидности,   для   реализации личностного   и   интеллектуального   потенциала,   эмоционального, коммуникативного, физического развития этих детей. Задачей администрации и педагогов обычных школ является принять детей с особыми   образовательными   потребностями   независимо   от   их   социального положения,   физического,   эмоционального   и   интеллектуального   развития   и создать   им   условия   на   основе   психолого­педагогических   приёмов, ориентированных на потребности этих детей. Обычное образование нацелено на обычных детей, включает в себя обычных педагогов   и   обычные   школы.   Специальное   образование   включает   работу   с особыми   детьми,   под   них   подстраиваются   и   школа,   и   педагоги. Интегрированное   образование   с   помощью   реабилитации   и   адаптации подстраивает   специального   ребенка   к   обычному   образованию.   И   наконец, инклюзивное   образование,   воспринимая   ребенка   таким,   какой   он   есть, подстраивает под него систему образования.  Система   инклюзивного   образования   включает   в   себя   учебные   заведения среднего,   профессионального   и   высшего   образования.   Ее   целью   является создание   безбарьерной   среды   в   обучении   и   профессиональной   подготовке людей с ограниченными возможностями.  Инклюзивное   обучение   должно   подразумевать   как   техническое   оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме   этого   необходимы   специальные   программы,   направленные   на облегчение   процесса   адаптации   детей   с   ограниченными   возможностями   в общеобразовательном учреждении. Для   успешного   развития   инклюзивного   образования   необходимо   создать модель   психолого­педагогического   сопровождения,   где   на   каждой образовательной ступени будет оказана необходимая помощь специалистами. Главная   задача   ­   выявить   индивидуальные   положительные   особенности   в каждом ученике, зафиксировать его умения, приобретенные за определенное время,   наметить   возможную   ближайшую   зону   и   перспективу совершенствования приобретенных навыков и умений и как можно больше расширить его функциональные возможности. 7Восемь принципов инклюзивного образования:  1.    Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2.    Каждый человек способен чувствовать и думать; 3.         Каждый   человек   имеет   право   на   общение   и   на   то,   чтобы   быть услышанным; 4.    Все люди нуждаются друг в друге; 5.         Подлинное   образование   может   осуществляться   только   в   контексте реальных взаимоотношений; 6.    Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; 7.    Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; 8.    Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. 2.  Реализация инклюзивного образования.    2.1 Преимущества инклюзии для детей­инвалидов Преимущества инклюзии для детей­инвалидов весьма существенны: •   Дети   с   особенностями   развития   демонстрируют   более   высокий   уровень социального   взаимодействия   со   своими   здоровыми   сверстниками   в инклюзивной   среде   по   сравнению   с   детьми,   находящимися   в   специальных школах.   Это   становится   особенно   очевидным,   если   взрослые   в   школе целенаправленно поддерживают социализацию. •   В   инклюзивной   среде   улучшается   социальная   компетенция   и     навыки коммуникации детей с ОВЗ. Это в значительной мере связано с тем, что у детей­инвалидов   появляется   больше   возможностей   для   социального взаимодействия   со  своими  здоровыми  сверстниками, которые  выступают  в качестве   носителей   модели   социальной   и   коммуникативной   компетенции, свойственной этому возрасту. •   В   инклюзивной   среде   дети   с   особенностями   развития   имеют   более насыщенные  учебные программы. Результатом  этого становится улучшение навыков   и   учебных   достижений.   В     некоторых   исследованиях   делается предположение,   что   образовательные   программы   для   детей­инвалидов   в 8инклюзивных   школах   имеют   в   целом   более   высокий   стандарт,   чем   в специальных   школах,   и   дети   в   таких   школах     имеют   более   высокие академические результаты. • Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за счёт характерного   для   инклюзивных   классов   обучения   в    малых   группах.   Дети работают     над общим заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что у них с  детьми­инвалидами много общего. •   В   инклюзивных   классах   дружба   между   детьми   с   особенностями   и   без особенностей становится обычным делом. В исследованиях установлено, что дети в инклюзивных классах имеют более прочные дружеские связи со своими сверстниками, нежели дети в специальных школах. Особенно  в тех случаях, когда   дети­инвалиды   посещают   школу   неподалёку   от   своего   места жительства,   и,  следовательно,  имеют   больше   возможностей   встречаться   со своими одноклассниками вне школы.    Становясь   взрослыми,   те   дети,   которые   имели   опыт   обучения   в •   инклюзивных   условиях,   проводят   больше   свободного   времени   в   обществе людей без инвалидности, и тратят больше времени в общественном секторе занятости, нежели выпускники специальных школ. •   Заработная плата выпускников инклюзивных школ, в среднем, в три раза выше, чем у выпускников специальных школ. Таким образом, аргументы в поддержку инклюзии бесспорны. Инклюзия несёт преимущества и детям без особенностей развития. Преимущества инклюзии для обычных учеников Дети   без   особенностей   развития,   или   обычные   ученики,   также   как   и одарённые дети, получают преимущества при инклюзивном образовании. Выделяются следующие преимущества инклюзии для обычных учащихся или одарённых детей: Обычные   ученики   и   одарённые   дети   могут   получить   преимущества   при инклюзивном подходе к образованию за счёт улучшения качества обучения и совершенствования педагогических технологий работы в классе.  Некоторым детям   с   инвалидностью   при   обучении   необходимы   новые   технологии образования; например, использование информационных технологий . Другие 9дети  получают   преимущества   от  использования   этих   технологий,  и,  кроме того,   все   остальные   ученики   могут   пользоваться   этими   программами     и технологиями в то время, когда они не являются необходимыми для обучения детей с ОВЗ. Преимуществом инклюзии для обычных учеников и одарённых детей будет также   присутствие   в   классе   дополнительного   педагогического   персонала. Очень часто дополнительное финансирование направляется непосредственно для   обеспечения   сопровождения   особых   детей,   привлечения   специальных педагогов и пара ­ помогающих специалистов. И в том, и в другом случае, присутствие в классе других взрослых создаёт дополнительные преимущества для всех учеников класса. Обычные   или   одарённые   ученики,  будучи   вовлечёнными   в   обучение   своих сверстников (специальный методический  подход к  обучению в инклюзивном классе, т.н. peer­tutoring), получают преимущества в том, что эти подходы способствуют   повышению   их   самооценки   и   качества   овладения академическими   навыками.   Дети   начинают   проявлять   более   чёткое формирование «я­концепции», собственных принципов, социального знания . Более того, обнаружено, что дети, участвующие в обучении с использованием этого   метода,   показывали   лучшее   владение   академическими   навыками   в определённой   области,   нежели   их   сверстники,   не   участвующие   в   таком тьюторстве. • Дети без особенностей или одарённые дети, обучающиеся в   инклюзивном классе,   имеют   возможность   научиться   языку   Брайля   или   жестовой   речи. Обучение этим навыкам проходит в ясном и понятном для них контексте. • В инклюзивном классе дети учатся уважать и ценить своих одноклассников с инвалидностью,   видеть   то,   что   лежит   за   чертой   инвалидности   или одарённости, различать социальные различия. 102.2.  Проблемы, связанные с инклюзивным образованием. Развитие   системы   инклюзивного   образования   в   нашей   стране,   требует больших  изменений в системе не только среднего, но и профессионального и дополнительного   образования.   На   сегодняшний   момент   можно   выделить несколько основных проблем в инклюзивном образовании: Отсутствие гибких образовательных стандартов; Несоответствие   учебных   планов   и   содержания   обучения   массовой   школы особым образовательным потребностям ребенка; Отсутствие   специальной   подготовки   педагогического   коллектива общеобразовательного   учреждения,   незнание   основ   коррекционной педагогики и специальной психологии; Отсутствие   у   педагогов   массовых   школ   представлений   об   особенностях психофизического   развития   детей   с   ОВЗ,   методиках   и   технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей; Недостаточное   материально­техническое   оснащение   общеобразовательного учреждения   под   нужды   детей   с   ОВЗ   (отсутствие   лифтов,   пандусов   , реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.); Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных педагогических ставок (сурдопедагоги, логопеды, педагоги­ психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников; Люди — их отношение, недостаток знаний, страх, предубеждения,  отсутствие опыта, стереотипность мышления; Нехватка   материальных   средств   и  оборудования,  низкая   заработная  плата, неравномерное распределение ресурсов. Основные   сложности   связаны   с   материальными   затратами   по   созданию   в общеобразовательной  школе  условий для обучения детей с ограниченными возможностями.   Требуются   значительные   средства   на   обеспечение   школы специальными программами, учебниками, подготовку специальных учебных помещений   (классы   для   социально­бытовой   ориентировки   (СБО),   учебно­ производственные   мастерские).   Однако   финансовые   трудности   окупаются созданием благоприятной образовательной среды для детей с отклонениями в 11развитии,   тем   самым   реализуется   право   этих   учащихся   на   равные возможности в получении образования. При   организации   специального   обучения   в   общеобразовательной   школе психологи   и   педагоги   сталкиваются   с   трудностями   образовательной интеграции, обусловленными и социальными факторами. Наше общество еще не вполне готово к принятию инклюзии, в общественном сознании существуют определенные   стереотипы   и   предрассудки   в   восприятии   детей   с психофизическими   нарушениями.   Некоторые   учителя   считают,   что общеобразовательная школа не готова принять таких детей: обычные ученики станут их унижать, и дети с особенностями психофизического развития будут чувствовать себя дискомфортно. Также   нужно   помнить,   что   интеграция   особых   детей   в   массовые образовательные   учреждения   не   снимает   проблемы   их   коррекционной поддержки, без нее неординарные ученики вряд ли смогут учиться наравне со своими обычными одноклассниками и реализовать свое право на образование. Ввиду нестандартности ситуации, ребенок ­ инвалид будет также нуждаться в услугах службы психологической поддержки, и ей предстоит осуществлять контроль   за   успешностью   его   обучения,   помогать   ему   справляться   с эмоциональными трудностями. Таким образом,  в образовательном пространстве страны должна сложиться и функционировать   четко   организованная   и   хорошо   отлаженная инфраструктура   специализированной   педагогической   и   психологической помощи   особым   детям,   обучающимся   в   общеобразовательном   учреждении. Поэтому одним из условий эффективности инклюзивного образования должно стать   обязательное   специальное   психолого­педагогическое   сопровождение особого ребенка в общеобразовательном учреждении. Необходимо создание коррекционного   блока,   дополняющего   и   тесно   связанного   с общеобразовательным.   3. Роль тьютора в реализации технологии инклюзивного образования . Важнейшим   условием     перехода   к   инклюзивной   форме   образования   и   его успешности является тьюторское сопровождение детей с ОВЗ. Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) – новая   специальность   в   нашем   образовании.   Тьюторство   –   практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной 12стратегии,   учитывающей   личный   потенциал   человека,   образовательную   и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. В   инклюзивном   образовании   позиция   тьютора   сохраняет   свою   основу,   но приобретает   и   новые,   особые   составляющие.   Тьютор   –   это   специалист, который   организует   условия   для   успешной   интеграции   ребенка   с   ОВЗ   в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может   создать   для   ребенка   благоприятную   среду   для   успешной   учебы   и социальной адаптации. За   последние   годы   внедрения   инклюзивного   образования   накопился разнообразный   опыт   сопровождения   детей   с   ОВЗ   в   образовательных учреждениях,   реализующих   инклюзивную   практику.   Под   определение тьюторского сопровождения в инклюзивном образовании сегодня попадают разные варианты сопровождения ребенка с ОВЗ: помощник­сопровождающий,   ассистент   (осуществляет   физическое ­   сопровождение, физическую поддержку, помогает перемещаться, чувствовать себя уверенно в пространстве класса, в зданиях); ­   педагог   сопровождения,   воспитатель   (оказывает   помощь,   выполняет рекомендации   ПМПК,   ведет   педагогическую   и   воспитательную   работу; обеспечивает   координацию   педагогов,   специальных   педагогов,   психологов, других   необходимых   ребенку   специалистов   на   каждом   этапе образовательного процесса; показывает окружающим, как следует относиться к  ребенку  с ОВЗ,  какую помощь  можно  ему  оказать  и  как  правильно  это сделать); ­ специалист сопровождения, обладающий знаниями в области коррекционной педагогики,   владеющий   технологиями   дефектологии, тьюторского сопровождения.   психологии; Идея   сопровождения   детей   с   ОВЗ   предъявляет   особые   требования   к профессиональной   и   личностной   подготовке   специалистов,   работающих   в системе инклюзии, в частности: представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования; 13знание   психологических   закономерностей   и   особенностей   возрастного   и личностного развития ребенка; навыки анализа особенностей взаимодействия и взаимовлияния ребенка с ОВЗ и социального окружения; умение   реализовать   различные   способы   педагогического   взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, специалистами, учителями, руководством). Цели и задачи в работе тьютора Цель  деятельности   тьютора   заключается   в  успешном  включении  ребенка  с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо решение множества задач. 1.   Создание   комфортных   условий   для   нахождения   в   школе:   конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места   отдыха   и   других   мест,   где   бывает   ребенок   с   ОВЗ;   особый   режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка. Работа   с   педагогическим   коллективом,   родителями,   учениками   с   целью создания единой психологически комфортной образовательной среды. 2. Социализация ­ включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы,   формирования   положительных   межличностных   отношений   в коллективе.   Описывая   роль   тьютора   в   социальной   жизни   ребенка   с   ОВЗ, И.В.Карпенкова  [3] предлагает 2 таблицы: Таблица 1: «Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы». Тьютор Тьютор: и подопечный формирует   доверительные   и   эмоционально   насыщенные отношения   с   подопечным,   в   начале   работы   становится «проводником»,   защитником,   выразителем   желаний   и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой; следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить   конфликтные   ситуации,   успокаивает, 14воодушевляет   и   т.п.)   и физическим (если   подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату;   следит,   чтобы   ребенок   не   был   голоден,   при необходимости помогает сходить в туалет); координирует   общую   деятельность   ученика,   дозирует учебную нагрузку. Тьютор Тьютор: учитель   и (учителя) класса обсуждает с учителем: цели и задачи своей работы; возможные   трудности   (посторонний   шум   во   время переговоров   тьютора   и   подопечного),   уходы   с   урока   и возвращение,   особенности   характера   и   специфику поведенческих проявлений ребенка; каким   образом   наиболее   эффективно   выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор. Тьютор и Тьютор: другие дети следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют; Тьютор и родители объясняет детям, как общаться с их одноклассником; если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы. Тьютор: рассказывает   родителям   подопечного   о   том,  как  прошел день, что удалось, какие были трудности; отвечает на вопросы родителей. Таблица 2: Картина взаимоотношений ребенка с особенностями развития в школьной системе и роль тьютора в этом процессе. Ребенок   с   ОВЗ   и учитель Для этого тьютор: 15слушает Ребенок учителя   и   выполняет его инструкции Ребенок   с   ОВЗ   и тьютор Ребенок   выполняет рекомендации тьютора Ребенок   с   ОВЗ   и другие ученики Ребенок   по   своей инициативе   общается с   ними,   отвечает   на обращение   других учеников к нему привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на ….. (имя учителя), слушай…»; «Смотри на доску»; «Возьми ручку, пиши»; «Открывай учебник»; «Открывай дневник» и т.п. Для этого тьютор: следит   за   организацией   рабочего   пространства ученика; соотносит   задания   учителя   с   возможностями ученика; если   ребенок   не   успевает   полностью   выполнить задание ­ определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание; если   общее   задание   для   всех   детей   сложно   для понимания   ребенка,   то   продолжает   с   подопечным работу по предыдущему заданию. Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой   момент   правильнее   переключиться,   то необходимо спросить об этом учителя. Для этого тьютор: наблюдает   за   контекстом   общения   детей   и   в соответствующие   моменты   подключает   к   общению подопечного. Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот   не   реагирует.   Тьютор   организует   диалог учеников:   «Дай,   пожалуйста,   ластик»   –   «На»   – «Спасибо… На, возьми обратно». 16Ребенок   с   ОВЗ   и родители Для этого тьютор: помогает   подопечному   в   общении   со   своими родителями   в   условиях   школы   –   помогает рассказать,  что было  в  школе, познакомить   с  их  с друзьями   и   т.п.   Ребенок   может   обменяться несколькими фразами и с родителями других детей.   Ребенок началом прощается родителями,   перед уроков   с после   уроков   – встречает родителей и прощается с тьютором 3.   Помощь   в   усвоении   соответствующих   общеобразовательных   программ, преодоление   затруднений   в   обучении.   При   необходимости   адаптация программы  и  учебного   материала,  с  опорой   на  зоны   ближайшего  развития ребенка,   его   ресурсы,   учитывая   индивидуальные   физические,   психические особенности. 4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком. В настоящий момент сложилась ситуация, когда большинство специалистов, работающих   в   образовательных   учреждениях   общего   типа,   не   имеют достаточных   знаний   о   детях   с   ОВЗ.   А   специалисты,   имеющие   на   данный момент   профессиональную   подготовку,   не   учитывают   особенностей коррекционно­педагогической работы в условиях инклюзивного образования. Тьютор   может   стать   связующим   звеном,   обеспечивающим   координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса. Таким   образом,   тьюторское   сопровождение   заключается   в   организации образовательного   движения   ребенка,   которое   строится   на   постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции на первых этапах   обучения, выступает  в роли  проводника  ребенка  в  образовательное пространство школы. Задача тьютора состоит в том, чтобы организовывать обучение ребенка с учетом его интересов и особенностей. Тьютор помогает 17ученику заниматься тем, что ему интересно, при этом не отставать в рамках общеобразовательной программы. ‒ Тьюторство     важный   ресурс   для   создания   эффективной,   гибкой, ориентированной   на   ребенка   системы   образования.   Введение   тьюторского сопровождения в инклюзивную практику должно способствовать перестройке всей системы образования, ее индивидуализации. И это произойдет, если не исказить сути тьюторства, очень близкой идеям сотрудничества, поддержки, сопровождения педагогики. Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами. 4.Заключение. Инклюзивное образование как часть системы образования позволяет полнее удовлетворять права детей на образование, социальное развитие и достойную жизнь. При этом не существует инклюзивных школ как нового типа школ – существуют школы, реализующие практику инклюзивного образования. Образовательное учреждение, в котором применяются инклюзивные подходы, должно стать нормой, знаком современного уровня развития образовательной системы.   Но   это   не   означает,   что   система   специального   (коррекционного) образования должна быть упразднена. Данная система обеспечивает детям с ограниченными   возможностями   здоровья   и   их   родителям   право   выбора образовательного   учреждения.   Кроме   того,   огромный   потенциал   системы специального   образования   является   важным   информационным   и методическим ресурсом для системы общего образования, переходящей на принципы инклюзии. [2] Инклюзивное   образование   необходимо   нашему   обществу,   чтобы   каждый человек мог реализовать свои возможности, не быть одиноким, не чувствовать себя изгоем. Это нужно и здоровым детям т.к. общение с другими детьми поможет стать более толерантными, научиться уважать и помогать другим людям. Но  на  данный   момент  дети  с  заболеваниями  опорно­двигательного аппарата   в   силу   архитектурных   особенностей   школы   и   отсутствия технических   приспособлений   чаще   всего   не   имеют   возможностей   для обучения в массовой школе. Эти ребята обучаются на дому. Эту проблему, к сожалению, отдельная школа решить не сможет.  18Список литературы 1. Интегрированное   обучение   детей   с   ограниченными   возможностями   в обществе здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 2.   Инклюзивное   образование   в   России.   –   Москва   :   РООИ   "Перспектива" ЮНИСЕФ, 2011. – 90 с. –URL:http://perspektiva­inva.ru/inclusive­edu/magz/vw­ 292 3. Карпенкова И.В.  Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение ребенка с особенностями развития: Метод. пособие /Под ред. М.Л. Семенович. ­ М.: Теревинф, 2010 194. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире . Европа. Уч. пос. для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2009. 5.   Михальченко   К.   А.   Инклюзивное   образование   –   проблемы   и   пути решения  // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф.  — СПб.: Реноме, 2012. — С. 77­79. 6.Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегративного   и   инклюзивного   образования:   Из   опыта   работы   участников федеральной   стажировочной   площадки:   Сборник   материалов   электронной конференции / Под ред. Г.П. Шереметовой, Я.Ю. Мостовской. – Кострома: Костромской   областной   институт   развития   образования,   2015.   –   210   с.   – [Электронное издание.] 7.Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие.­ М. : Издательско­торговая корпорация «Дашков и К», 2007.  20

Посмотрите также