Статья "Инклюзивное образование"
Оценка 4.8

Статья "Инклюзивное образование"

Оценка 4.8
Исследовательские работы +1
docx
дефектология
Взрослым
01.04.2017
Статья "Инклюзивное образование"
Нередко получается, что дети с особыми образовательными потребностями выпадают из общего образовательного процесса, так как для работы с ними педагогический состав общеобразовательных учреждений не обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики. Эту и множество других проблем в современной школе призвано решить инклюзивное образование.
Инклюзивное образование.docx
КУРСОВАЯ  РАБОТА на тему:  Инклюзивное образование. Выполнил: Куклина Ирина Юрьевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория, МБОУ СОШ №4 г. Салехард 2017 Содержание Введение…………………………………………………………………………3  1. Теоретические аспекты инклюзивного образования…………………….4     1.1. Понятие  инклюзивного образования и обучения……………….. .  4     1.2 Цель, задачи и принципы инклюзивного образования………………6  2.  Реализация инклюзивного образования………………………………….8    2.1 Преимущества инклюзии…………………………………………………8     2.2  Проблемы, связанные с инклюзивным образованием……………….10  3. Роль тьютора в реализации технологии инклюзивного  образования….13  4. Заключение………………………………………………………………….17 Список литературы…………………………………………………………….19               2 Введение В настоящее время в России сложилось единое образовательное пространство, и интеграция стала ведущим направлением при обучении и воспитании детей с ограниченными   возможностями   здоровья.   На   сегодняшний   день   институт инклюзивного   образования   является   признанным   инструментом   реализации прав ребенка с ограниченными физическими возможностями на образование и счастливое будущее. В мире давно принято уделять особое внимание детям с ограниченными   возможностями,   их   возможности   получать   достойное образование  и  их   потребности   во   внимании,  понимании   и  заботе  взрослых людей. Сегодня   речь   идет   о   придании   нового,   социально­педагогического   смысла процессу   интеграции   детей   с   ограниченными   возможностями   в образовательной   практике.   Особое   значение   приобретает   организация   не только   и   не   столько   совместной   ведущей   для   определенного   возраста деятельности (игровой, учебной), сколько совместного мира жизни детей. Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые редко имели возможность получать образование  наравне со   здоровыми   детьми,   зачастую   их   не   брали   в  учреждения,  где   обучались нормальные дети. На   современном   этапе   произошли   значительные   изменения   в   области государственной   образовательной   политики.   В   отечественной   системе 3 образования складывается особая культура поддержки и помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья  в учебно­воспитательном процессе (психолого­педагогическое   сопровождение).   Разрабатываются   вариативные модели сопровождения на базе медико­социальных центров, школьных служб сопровождения,   психолого­медико­ педагогических психолого­педагогического   консультирования, кабинетов доверия и других.   профориентационных   центров,   комиссий,   центров Цель работы: изучить  необходимость введения инклюзивного образования в Российской Федерации.  Задачи работы: Раскрыть понятие  инклюзивного образования и обучения.  Определить цель и задачи инклюзивного образования. Изучить условия реализации инклюзивного образования. Показать   особенности   работы   тьютора   в   условиях   образования.       инклюзивного 1. Теоретические аспекты инклюзивного образования     1.1. Понятие  инклюзивного образования и обучения. Современная система образования полноценно принимает в себя только тех, кто   отвечает   её   определенным   требованиям,   детей   со   стандартными возможностями,   способных   обучаться   по   общей   для   всех   программе   и показывать   результаты   успеваемости,   нормальные   для   всех.   В   результате нередко получается, что дети с особыми образовательными потребностями выпадают из общего образовательного процесса, так как для работы с ними педагогический   состав   общеобразовательных   учреждений   не   обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики. Эту   и   множество   других   проблем   в   современной   школе   призвано   решить инклюзивное образование. Так   что   же   такое   инклюзивное   образование?   Инклюзивное   образование (французский вариант "inclusif" ­ включающий в себя; от латинского слова "include"   ­   заключаю,   включаю)   ­   процесс   развития   общего   образования, 4 который подразумевает доступность образования для всех, в том числе и для детей   с   особыми   потребностями.   В   основу   инклюзивного   образования заложена   идеология,   исключающая   любую   дискриминацию   детей   и обеспечивающая   отношение   ко   всем   людям   как   к   равным,   но   и   при   этом создает необходимые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.   Именно   на   это   направлена   национальная   образовательная инициатива   "Наша   новая   школа",   выдвинутая   президентом   Владимиром Владимировичем   Путиным:  «Новая   школа  ­  это   школа  для   всех.  В  любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей­инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Включающее   образование   ­   это   шаг   на   пути   достижения   конечной   цели, создание включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо   от   пола,   возраста,   этнической   принадлежности,   способностей, наличия или отсутствия нарушений развития , участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией   и   предрассудками   в   политике,   повседневной жизнедеятельности учреждений ведется активная борьба. [5] Инклюзивное   обучение   детей   с   особенностями   развития   совместно   с   их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. Когда   речь   идет   об   обучении   детей­инвалидов   в   общеобразовательных школах, используют два термина: «интеграция» и «инклюзия». В чем разница?  Интеграция   предполагает,   что   ребенок   должен   адаптироваться   к образовательной   системе,   инклюзия   –   адаптацию   системы   к   потребностям ребенка.   При   интеграции   ребенок   с   особенностями   в   развитии   должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, и школьная система при этом не меняется.  Инклюзия – это более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для   обучения   любого   ребёнка:   кому­то   понадобится   отдельная образовательная программа, кому­то – пандус, лифт. Мы привыкли, что если ребенок не  может ходить  на  физкультуру,  то его  освобождают. Инклюзия 5 утверждает,   что   физкультуру   надо   приспособить   под   ребенка.   В   школе должен   быть   преподаватель   адаптивной   физкультуры.   И   когда   все   бегут стометровку, ребенок с инвалидностью, допустим, играет в мяч на той же площадке, что и остальные. Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия   учитывает   потребности,   так   же   как   и   специальные   условия,   и поддержку,   необходимые   ребёнку   для   достижения   успеха.   В   инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива, это дает особому ребенку уверенность в себе и воспитывает в детях без инвалидности отзывчивость   и   понимание.   Ученика   со   специальными   потребностями поддерживают   сверстники   и   другие   члены   школьного   коллектива   для удовлетворения   его   специальных   образовательных   потребностей.   Такие школы действуют, исходя из убеждения, что разница между людьми ­ это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть приспособлен к нуждам   ребенка,   а   не   ребенок   должен   подстраиваться   под   окружающие условия. 1.2 Цель,  задачи и  принципы инклюзивного образования. Дети с ограниченными возможностями в определенном смысле находятся в несколько  «оторванном»  или   отчужденном   от   основного   коллектива   мире. Многие дети с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые семьей, специалистами, обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми,   все­таки   оказываются   неподготовленными   к   включению   в социально­ экономическую жизнь. Поэтому успешно «включить» их в социум, подарить   обществу   полноправного   члена   и   призвано   инклюзивное образование.  Основа идеи «включения» ­ это обучение детей с особыми потребностями не в отдельных   специализированных   учреждениях,   а   в   обычных   школах.   Такой подход   вовлекает   всех   детей   в   естественную   жизнь   коллектива,   стирает границы  в нормальных  отношениях  и  исключает   или, по   крайней  мере, во много   раз  уменьшает   ошибки  формирования   личности   будущего   взрослого человека.  Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную   систему   и   обеспечить   их   равноправие,   а   так   же   в   организации 6 условий,   благоприятных   для   профилактики   или   преодоления   «вторичных» дефектов,   уже   возникших   вследствие   инвалидности,   для   реализации личностного   и   интеллектуального   потенциала,   эмоционального, коммуникативного, физического развития этих детей. Задачей администрации и педагогов обычных школ является принять детей с особыми   образовательными   потребностями   независимо   от   их   социального положения,   физического,   эмоционального   и   интеллектуального   развития   и создать   им   условия   на   основе   психолого­педагогических   приёмов, ориентированных на потребности этих детей. Обычное образование нацелено на обычных детей, включает в себя обычных педагогов   и   обычные   школы.   Специальное   образование   включает   работу   с особыми   детьми,   под   них   подстраиваются   и   школа,   и   педагоги. Интегрированное   образование   с   помощью   реабилитации   и   адаптации подстраивает   специального   ребенка   к   обычному   образованию.   И   наконец, инклюзивное   образование,   воспринимая   ребенка   таким,   какой   он   есть, подстраивает под него систему образования.  Система   инклюзивного   образования   включает   в   себя   учебные   заведения среднего,   профессионального   и   высшего   образования.   Ее   целью   является создание   безбарьерной   среды   в   обучении   и   профессиональной   подготовке людей с ограниченными возможностями.  Инклюзивное   обучение   должно   подразумевать   как   техническое   оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме   этого   необходимы   специальные   программы,   направленные   на облегчение   процесса   адаптации   детей   с   ограниченными   возможностями   в общеобразовательном учреждении. Для   успешного   развития   инклюзивного   образования   необходимо   создать модель   психолого­педагогического   сопровождения,   где   на   каждой образовательной ступени будет оказана необходимая помощь специалистами. Главная   задача   ­   выявить   индивидуальные   положительные   особенности   в каждом ученике, зафиксировать его умения, приобретенные за определенное время,   наметить   возможную   ближайшую   зону   и   перспективу совершенствования приобретенных навыков и умений и как можно больше расширить его функциональные возможности. 7 Восемь принципов инклюзивного образования:  1.    Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2.    Каждый человек способен чувствовать и думать; 3.         Каждый   человек   имеет   право   на   общение   и   на   то,   чтобы   быть услышанным; 4.    Все люди нуждаются друг в друге; 5.         Подлинное   образование   может   осуществляться   только   в   контексте реальных взаимоотношений; 6.    Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; 7.    Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; 8.    Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. 2.  Реализация инклюзивного образования.    2.1 Преимущества инклюзии для детей­инвалидов Преимущества инклюзии для детей­инвалидов весьма существенны: •   Дети   с   особенностями   развития   демонстрируют   более   высокий   уровень социального   взаимодействия   со   своими   здоровыми   сверстниками   в инклюзивной   среде   по   сравнению   с   детьми,   находящимися   в   специальных школах.   Это   становится   особенно   очевидным,   если   взрослые   в   школе целенаправленно поддерживают социализацию. •   В   инклюзивной   среде   улучшается   социальная   компетенция   и     навыки коммуникации детей с ОВЗ. Это в значительной мере связано с тем, что у детей­инвалидов   появляется   больше   возможностей   для   социального взаимодействия   со  своими  здоровыми  сверстниками, которые  выступают  в качестве   носителей   модели   социальной   и   коммуникативной   компетенции, свойственной этому возрасту. •   В   инклюзивной   среде   дети   с   особенностями   развития   имеют   более насыщенные  учебные программы. Результатом  этого становится улучшение навыков   и   учебных   достижений.   В     некоторых   исследованиях   делается предположение,   что   образовательные   программы   для   детей­инвалидов   в 8 инклюзивных   школах   имеют   в   целом   более   высокий   стандарт,   чем   в специальных   школах,   и   дети   в   таких   школах     имеют   более   высокие академические результаты. • Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за счёт характерного   для   инклюзивных   классов   обучения   в    малых   группах.   Дети работают     над общим заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что у них с  детьми­инвалидами много общего. •   В   инклюзивных   классах   дружба   между   детьми   с   особенностями   и   без особенностей становится обычным делом. В исследованиях установлено, что дети в инклюзивных классах имеют более прочные дружеские связи со своими сверстниками, нежели дети в специальных школах. Особенно  в тех случаях, когда   дети­инвалиды   посещают   школу   неподалёку   от   своего   места жительства,   и,  следовательно,  имеют   больше   возможностей   встречаться   со своими одноклассниками вне школы.    Становясь   взрослыми,   те   дети,   которые   имели   опыт   обучения   в •   инклюзивных   условиях,   проводят   больше   свободного   времени   в   обществе людей без инвалидности, и тратят больше времени в общественном секторе занятости, нежели выпускники специальных школ. •   Заработная плата выпускников инклюзивных школ, в среднем, в три раза выше, чем у выпускников специальных школ. Таким образом, аргументы в поддержку инклюзии бесспорны. Инклюзия несёт преимущества и детям без особенностей развития. Преимущества инклюзии для обычных учеников Дети   без   особенностей   развития,   или   обычные   ученики,   также   как   и одарённые дети, получают преимущества при инклюзивном образовании. Выделяются следующие преимущества инклюзии для обычных учащихся или одарённых детей: Обычные   ученики   и   одарённые   дети   могут   получить   преимущества   при инклюзивном подходе к образованию за счёт улучшения качества обучения и совершенствования педагогических технологий работы в классе.  Некоторым детям   с   инвалидностью   при   обучении   необходимы   новые   технологии образования; например, использование информационных технологий . Другие 9 дети  получают   преимущества   от  использования   этих   технологий,  и,  кроме того,   все   остальные   ученики   могут   пользоваться   этими   программами     и технологиями в то время, когда они не являются необходимыми для обучения детей с ОВЗ. Преимуществом инклюзии для обычных учеников и одарённых детей будет также   присутствие   в   классе   дополнительного   педагогического   персонала. Очень часто дополнительное финансирование направляется непосредственно для   обеспечения   сопровождения   особых   детей,   привлечения   специальных педагогов и пара ­ помогающих специалистов. И в том, и в другом случае, присутствие в классе других взрослых создаёт дополнительные преимущества для всех учеников класса. Обычные   или   одарённые   ученики,  будучи   вовлечёнными   в   обучение   своих сверстников (специальный методический  подход к  обучению в инклюзивном классе, т.н. peer­tutoring), получают преимущества в том, что эти подходы способствуют   повышению   их   самооценки   и   качества   овладения академическими   навыками.   Дети   начинают   проявлять   более   чёткое формирование «я­концепции», собственных принципов, социального знания . Более того, обнаружено, что дети, участвующие в обучении с использованием этого   метода,   показывали   лучшее   владение   академическими   навыками   в определённой   области,   нежели   их   сверстники,   не   участвующие   в   таком тьюторстве. • Дети без особенностей или одарённые дети, обучающиеся в   инклюзивном классе,   имеют   возможность   научиться   языку   Брайля   или   жестовой   речи. Обучение этим навыкам проходит в ясном и понятном для них контексте. • В инклюзивном классе дети учатся уважать и ценить своих одноклассников с инвалидностью,   видеть   то,   что   лежит   за   чертой   инвалидности   или одарённости, различать социальные различия. 10 2.2.  Проблемы, связанные с инклюзивным образованием. Развитие   системы   инклюзивного   образования   в   нашей   стране,   требует больших  изменений в системе не только среднего, но и профессионального и дополнительного   образования.   На   сегодняшний   момент   можно   выделить несколько основных проблем в инклюзивном образовании: Отсутствие гибких образовательных стандартов; Несоответствие   учебных   планов   и   содержания   обучения   массовой   школы особым образовательным потребностям ребенка; Отсутствие   специальной   подготовки   педагогического   коллектива общеобразовательного   учреждения,   незнание   основ   коррекционной педагогики и специальной психологии; Отсутствие   у   педагогов   массовых   школ   представлений   об   особенностях психофизического   развития   детей   с   ОВЗ,   методиках   и   технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей; Недостаточное   материально­техническое   оснащение   общеобразовательного учреждения   под   нужды   детей   с   ОВЗ   (отсутствие   лифтов,   пандусов   , реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.); Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных педагогических ставок (сурдопедагоги, логопеды, педагоги­ психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников; Люди — их отношение, недостаток знаний, страх, предубеждения,  отсутствие опыта, стереотипность мышления; Нехватка   материальных   средств   и  оборудования,  низкая   заработная  плата, неравномерное распределение ресурсов. Основные   сложности   связаны   с   материальными   затратами   по   созданию   в общеобразовательной  школе  условий для обучения детей с ограниченными возможностями.   Требуются   значительные   средства   на   обеспечение   школы специальными программами, учебниками, подготовку специальных учебных помещений   (классы   для   социально­бытовой   ориентировки   (СБО),   учебно­ производственные   мастерские).   Однако   финансовые   трудности   окупаются созданием благоприятной образовательной среды для детей с отклонениями в 11 развитии,   тем   самым   реализуется   право   этих   учащихся   на   равные возможности в получении образования. При   организации   специального   обучения   в   общеобразовательной   школе психологи   и   педагоги   сталкиваются   с   трудностями   образовательной интеграции, обусловленными и социальными факторами. Наше общество еще не вполне готово к принятию инклюзии, в общественном сознании существуют определенные   стереотипы   и   предрассудки   в   восприятии   детей   с психофизическими   нарушениями.   Некоторые   учителя   считают,   что общеобразовательная школа не готова принять таких детей: обычные ученики станут их унижать, и дети с особенностями психофизического развития будут чувствовать себя дискомфортно. Также   нужно   помнить,   что   интеграция   особых   детей   в   массовые образовательные   учреждения   не   снимает   проблемы   их   коррекционной поддержки, без нее неординарные ученики вряд ли смогут учиться наравне со своими обычными одноклассниками и реализовать свое право на образование. Ввиду нестандартности ситуации, ребенок ­ инвалид будет также нуждаться в услугах службы психологической поддержки, и ей предстоит осуществлять контроль   за   успешностью   его   обучения,   помогать   ему   справляться   с эмоциональными трудностями. Таким образом,  в образовательном пространстве страны должна сложиться и функционировать   четко   организованная   и   хорошо   отлаженная инфраструктура   специализированной   педагогической   и   психологической помощи   особым   детям,   обучающимся   в   общеобразовательном   учреждении. Поэтому одним из условий эффективности инклюзивного образования должно стать   обязательное   специальное   психолого­педагогическое   сопровождение особого ребенка в общеобразовательном учреждении. Необходимо создание коррекционного   блока,   дополняющего   и   тесно   связанного   с общеобразовательным.   3. Роль тьютора в реализации технологии инклюзивного образования . Важнейшим   условием     перехода   к   инклюзивной   форме   образования   и   его успешности является тьюторское сопровождение детей с ОВЗ. Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) – новая   специальность   в   нашем   образовании.   Тьюторство   –   практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной 12 стратегии,   учитывающей   личный   потенциал   человека,   образовательную   и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. В   инклюзивном   образовании   позиция   тьютора   сохраняет   свою   основу,   но приобретает   и   новые,   особые   составляющие.   Тьютор   –   это   специалист, который   организует   условия   для   успешной   интеграции   ребенка   с   ОВЗ   в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может   создать   для   ребенка   благоприятную   среду   для   успешной   учебы   и социальной адаптации. За   последние   годы   внедрения   инклюзивного   образования   накопился разнообразный   опыт   сопровождения   детей   с   ОВЗ   в   образовательных учреждениях,   реализующих   инклюзивную   практику.   Под   определение тьюторского сопровождения в инклюзивном образовании сегодня попадают разные варианты сопровождения ребенка с ОВЗ: помощник­сопровождающий,   ассистент   (осуществляет   физическое ­   сопровождение, физическую поддержку, помогает перемещаться, чувствовать себя уверенно в пространстве класса, в зданиях); ­   педагог   сопровождения,   воспитатель   (оказывает   помощь,   выполняет рекомендации   ПМПК,   ведет   педагогическую   и   воспитательную   работу; обеспечивает   координацию   педагогов,   специальных   педагогов,   психологов, других   необходимых   ребенку   специалистов   на   каждом   этапе образовательного процесса; показывает окружающим, как следует относиться к  ребенку  с ОВЗ,  какую помощь  можно  ему  оказать  и  как  правильно  это сделать); ­ специалист сопровождения, обладающий знаниями в области коррекционной педагогики,   владеющий   технологиями   дефектологии, тьюторского сопровождения.   психологии; Идея   сопровождения   детей   с   ОВЗ   предъявляет   особые   требования   к профессиональной   и   личностной   подготовке   специалистов,   работающих   в системе инклюзии, в частности: представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования; 13 знание   психологических   закономерностей   и   особенностей   возрастного   и личностного развития ребенка; навыки анализа особенностей взаимодействия и взаимовлияния ребенка с ОВЗ и социального окружения; умение   реализовать   различные   способы   педагогического   взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, специалистами, учителями, руководством). Цели и задачи в работе тьютора Цель  деятельности   тьютора   заключается   в  успешном  включении  ребенка  с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо решение множества задач. 1.   Создание   комфортных   условий   для   нахождения   в   школе:   конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места   отдыха   и   других   мест,   где   бывает   ребенок   с   ОВЗ;   особый   режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка. Работа   с   педагогическим   коллективом,   родителями,   учениками   с   целью создания единой психологически комфортной образовательной среды. 2. Социализация ­ включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы,   формирования   положительных   межличностных   отношений   в коллективе.   Описывая   роль   тьютора   в   социальной   жизни   ребенка   с   ОВЗ, И.В.Карпенкова  [3] предлагает 2 таблицы: Таблица 1: «Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы». Тьютор Тьютор: и подопечный формирует   доверительные   и   эмоционально   насыщенные отношения   с   подопечным,   в   начале   работы   становится «проводником»,   защитником,   выразителем   желаний   и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой; следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить   конфликтные   ситуации,   успокаивает, 14 воодушевляет   и   т.п.)   и физическим (если   подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату;   следит,   чтобы   ребенок   не   был   голоден,   при необходимости помогает сходить в туалет); координирует   общую   деятельность   ученика,   дозирует учебную нагрузку. Тьютор Тьютор: учитель   и (учителя) класса обсуждает с учителем: цели и задачи своей работы; возможные   трудности   (посторонний   шум   во   время переговоров   тьютора   и   подопечного),   уходы   с   урока   и возвращение,   особенности   характера   и   специфику поведенческих проявлений ребенка; каким   образом   наиболее   эффективно   выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор. Тьютор и Тьютор: другие дети следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют; Тьютор и родители объясняет детям, как общаться с их одноклассником; если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы. Тьютор: рассказывает   родителям   подопечного   о   том,  как  прошел день, что удалось, какие были трудности; отвечает на вопросы родителей. Таблица 2: Картина взаимоотношений ребенка с особенностями развития в школьной системе и роль тьютора в этом процессе. Ребенок   с   ОВЗ   и учитель Для этого тьютор: 15 слушает Ребенок учителя   и   выполняет его инструкции Ребенок   с   ОВЗ   и тьютор Ребенок   выполняет рекомендации тьютора Ребенок   с   ОВЗ   и другие ученики Ребенок   по   своей инициативе   общается с   ними,   отвечает   на обращение   других учеников к нему привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на ….. (имя учителя), слушай…»; «Смотри на доску»; «Возьми ручку, пиши»; «Открывай учебник»; «Открывай дневник» и т.п. Для этого тьютор: следит   за   организацией   рабочего   пространства ученика; соотносит   задания   учителя   с   возможностями ученика; если   ребенок   не   успевает   полностью   выполнить задание ­ определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание; если   общее   задание   для   всех   детей   сложно   для понимания   ребенка,   то   продолжает   с   подопечным работу по предыдущему заданию. Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой   момент   правильнее   переключиться,   то необходимо спросить об этом учителя. Для этого тьютор: наблюдает   за   контекстом   общения   детей   и   в соответствующие   моменты   подключает   к   общению подопечного. Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот   не   реагирует.   Тьютор   организует   диалог учеников:   «Дай,   пожалуйста,   ластик»   –   «На»   – «Спасибо… На, возьми обратно». 16 Ребенок   с   ОВЗ   и родители Для этого тьютор: помогает   подопечному   в   общении   со   своими родителями   в   условиях   школы   –   помогает рассказать,  что было  в  школе, познакомить   с  их  с друзьями   и   т.п.   Ребенок   может   обменяться несколькими фразами и с родителями других детей.   Ребенок началом прощается родителями,   перед уроков   с после   уроков   – встречает родителей и прощается с тьютором 3.   Помощь   в   усвоении   соответствующих   общеобразовательных   программ, преодоление   затруднений   в   обучении.   При   необходимости   адаптация программы  и  учебного   материала,  с  опорой   на  зоны   ближайшего  развития ребенка,   его   ресурсы,   учитывая   индивидуальные   физические,   психические особенности. 4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком. В настоящий момент сложилась ситуация, когда большинство специалистов, работающих   в   образовательных   учреждениях   общего   типа,   не   имеют достаточных   знаний   о   детях   с   ОВЗ.   А   специалисты,   имеющие   на   данный момент   профессиональную   подготовку,   не   учитывают   особенностей коррекционно­педагогической работы в условиях инклюзивного образования. Тьютор   может   стать   связующим   звеном,   обеспечивающим   координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса. Таким   образом,   тьюторское   сопровождение   заключается   в   организации образовательного   движения   ребенка,   которое   строится   на   постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции на первых этапах   обучения, выступает  в роли  проводника  ребенка  в  образовательное пространство школы. Задача тьютора состоит в том, чтобы организовывать обучение ребенка с учетом его интересов и особенностей. Тьютор помогает 17 ученику заниматься тем, что ему интересно, при этом не отставать в рамках общеобразовательной программы. ‒ Тьюторство     важный   ресурс   для   создания   эффективной,   гибкой, ориентированной   на   ребенка   системы   образования.   Введение   тьюторского сопровождения в инклюзивную практику должно способствовать перестройке всей системы образования, ее индивидуализации. И это произойдет, если не исказить сути тьюторства, очень близкой идеям сотрудничества, поддержки, сопровождения педагогики. Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами. 4.Заключение. Инклюзивное образование как часть системы образования позволяет полнее удовлетворять права детей на образование, социальное развитие и достойную жизнь. При этом не существует инклюзивных школ как нового типа школ – существуют школы, реализующие практику инклюзивного образования. Образовательное учреждение, в котором применяются инклюзивные подходы, должно стать нормой, знаком современного уровня развития образовательной системы.   Но   это   не   означает,   что   система   специального   (коррекционного) образования должна быть упразднена. Данная система обеспечивает детям с ограниченными   возможностями   здоровья   и   их   родителям   право   выбора образовательного   учреждения.   Кроме   того,   огромный   потенциал   системы специального   образования   является   важным   информационным   и методическим ресурсом для системы общего образования, переходящей на принципы инклюзии. [2] Инклюзивное   образование   необходимо   нашему   обществу,   чтобы   каждый человек мог реализовать свои возможности, не быть одиноким, не чувствовать себя изгоем. Это нужно и здоровым детям т.к. общение с другими детьми поможет стать более толерантными, научиться уважать и помогать другим людям. Но  на  данный   момент  дети  с  заболеваниями  опорно­двигательного аппарата   в   силу   архитектурных   особенностей   школы   и   отсутствия технических   приспособлений   чаще   всего   не   имеют   возможностей   для обучения в массовой школе. Эти ребята обучаются на дому. Эту проблему, к сожалению, отдельная школа решить не сможет.  18 Список литературы 1. Интегрированное   обучение   детей   с   ограниченными   возможностями   в обществе здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 2.   Инклюзивное   образование   в   России.   –   Москва   :   РООИ   "Перспектива" ЮНИСЕФ, 2011. – 90 с. –URL:http://perspektiva­inva.ru/inclusive­edu/magz/vw­ 292 3. Карпенкова И.В.  Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение ребенка с особенностями развития: Метод. пособие /Под ред. М.Л. Семенович. ­ М.: Теревинф, 2010 19 4. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире . Европа. Уч. пос. для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2009. 5.   Михальченко   К.   А.   Инклюзивное   образование   –   проблемы   и   пути решения  // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф.  — СПб.: Реноме, 2012. — С. 77­79. 6.Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегративного   и   инклюзивного   образования:   Из   опыта   работы   участников федеральной   стажировочной   площадки:   Сборник   материалов   электронной конференции / Под ред. Г.П. Шереметовой, Я.Ю. Мостовской. – Кострома: Костромской   областной   институт   развития   образования,   2015.   –   210   с.   – [Электронное издание.] 7.Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие.­ М. : Издательско­торговая корпорация «Дашков и К», 2007.  20

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"

Статья "Инклюзивное образование"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017