Развитие современного образования характеризуется вниманием к качеству работы учреждений дополнительного образования.
Инновационная деятельность рассматривается как значимый ресурс повышения качества образования.
Создавая в рамках инновационной площадки единое образовательное пространство, мы преследовали идею личностно-профессионального развития педагогов дополнительного образования и создания условий для формирования педагогического мастерства через внедрение модели методической сети.
Инновационная деятельность как ресурс качества образования
Развитие современного образования характеризуется вниманием к
качеству работы учреждений дополнительного образования.
Инновационная деятельность рассматривается как значимый
ресурс повышения качества образования.
Создавая в рамках инновационной площадки единое
образовательное пространство, мы преследовали идею личностно
профессионального развития педагогов дополнительного образования и
создания условий для формирования педагогического мастерства через
внедрение модели методической сети.
С сентября 2015/2016 учебного года в государственном
учреждении образования ГУО «Гомельский городской центр
дополнительного образования детей и молодёжи» реализовывается
инновационный проект «Внедрение модели методической сети как
фактор
педагога
дополнительного образования».
личностнопрофессионального
развития
В сетевой методический консорциум входят методические
формирования ГУО «Центр творчества детей и молодёжи
Новобелицкого района г. Гомеля», «Центр творчества детей и молодёжи
Железнодорожного района г. Гомеля».
Между
методическими формированиями
учреждений
дополнительного образования детей и молодёжи, отделами образования,
спорта и туризма, другими учреждениями образования происходит
обмен ресурсами и информацией.
Инновационная деятельность в центре дополнительного
образования организована в соответствии со следующими нормативными
актами:
Кодекс Республики Беларусь об образовании;
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи;
Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и
инновационной деятельности в сфере образования, утвержденной
постановлением Министерства образования Республики Беларусь
01.09.2011 №251;
1 Закон республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425З
О государственной инновационной политике и инновационной
деятельности в Республике Беларусь;
Рекомендации о порядке осуществления информационно
аналитического и научнометодического сопровождения инновационной
деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь;
Приказ №616 от 24.07.2015 «Об экспериментальной и инновационной
деятельности в 2015/2016 учебном году»;
Материалы по инновационной деятельности, размещенные на сайте
Академии последипломного образования.
В рамках предлагаемого инновационного проекта особую
актуальность приобретает обоснование и создание педагогической
модели
педагога
дополнительного образования в процессе работы единой методической
сети и комплекса организационнопедагогических условий,
обеспечивающих развитие творческого потенциала педагога.
личностнопрофессионального
развития
Педагогический коллектив условно разделен на три группы
педагогов, которые отличаются уровнем владения педагогическим
мастерством.
Педагоги дополнительного образования со стажем работы
до 3 лет;
Педагоги дополнительного образования со стажем работы
от 3 до 5 лет 3 лет;
Педагоги дополнительного образования со стажем работы
от 5 лет и более.
В течение учебного года, в рамках инновационного проекта,
проводились мероприятия:
инструктивнометодические совещания;
семинары;
методические объединения;
пополнение электронного банка данных современных
методических средств;
пополнение банка данных педагогов;
консультирование по запросу;
2 тиражирование инновационного опыта по внедрению модели
методической сети в учреждения дополнительного
образования.
Совершенствованию информационной культуры и инновационной
компетентности педагогов дополнительного образования способствовало
проведение методических объединений:
«Организационнометодическое сопровождение конкурса
«Энергомарафон2015» как фактор повышения творческого потенциала
учащихся»;
«Совместная деятельность педагогов дополнительного
образования с родителями»;
«Развитие креативного мышления средствами различных
видов творчества»;
«Современные образовательные технологии в творчестве
педагога дополнительного образования»;
«Активизация познавательной деятельности учащихся
на занятиях объединений по интересам технического профиля».
Исследовательская деятельность педагога является основным
элементом и фактором педагогического творчества, источником его
преподавательского
показателем ответственности,
способностей и таланта.
статуса,
В соответствии с Календарём республиканских, областных
мероприятий учреждений дополнительного образования детей
и молодёжи на 2015/2016 учебный год Центром был проведён городской
этап открытого конкурса разработок литературного материала для
детского театра (диплом I). Опыт педагога Рассошко Н.П. был
представлен для участия в областном этапе (диплом III).
Педагог дополнительного образования Базыленко А.А. принял
участие в областном этапе республиканского конкурса
профессионального мастерства «Педагог дополнительного образования
– 2016» и стал победителем в номинации «Традиции и инновации»
Методисты центра подготовили материалы и приняли участие
в научнопрактической конференции «Педагогика дополнительного
образования: в центре внимания – ребенок ХХI века», в онлайн
3заседании областного методического совета «Дополнительное
образование и семья: сотрудничество и сотворчество», в областном
Интернетфестивале по теме: «Исследовательская деятельность
педагога дополнительного образования в системе единой методической
сети»
Наблюдается положительная динамика степени обученности
учащихся, что можно наблюдать из рейтинга участия в конкурсах,
соревнованиях,
методических
форумах:
онлайнконференциях,
фестивалях,
По результатам рейтинга за 2015/2016 учебный год получено
26 дипломов областного, 17 дипломов республиканского уровней.
Методическое сопровождение экспериментальной работы также
даёт свои положительные результаты: педагоги активно занимаются
исследовательской работой, участвуют в конференциях, семинарах,
публикуют результаты собственных исследований:
Всероссийский конкурс
«Лучшая авторская разработка»
в номинации «Методическая разработка» (Диплом 1 степени, методист
Парачук А.В.)
республиканский конкурс методических разработок для
дошкольного образования «Ступенька в будущее» (методисты Сергеенко
С.П., Парачук А.В.)
В областном конкурсе методических разработок по научно
техническому, спортивнотехническому и декоративноприкладному
творчеству среди педагогических работников в 2015/2016 учебном году
департамента образования и науки Брянской области
в номинации методические разработки занятий для обучающихся –
диплом 2 степени Сергеенко С.П., (методическая разработка «План
конспект проведения занятия в объединении по интересам
«Судомоделист» по теме «Классификация и основные свойства
судомоделей»);
в номинации методические статьи с описанием педагогического
опыта в системе дополнительного образования детей и молодежи –
диплом 1 степени, Овчинникова В. Ю., заведующий отделом по работе с
одаренными детьми (методическая разработка «Особенности
4организации работы Гомельского городского центра по работе
с одаренными детьми»)
Материалы об инновационной деятельности центра
ретранслировались в СМИ (Всероссийское электронное издание
«Киндергении», Дистанционный образовательный портал «Центр
развития педагогики»,
«Методкопилка»).
Как результат, свидетельства о публикациях:
Сайт «Инфоурок»,
• «Инновационный проект»,
• «Инновационный проект в системе дополнительного
образования»,
• «Информационные технологии в системе дополнительного
образования детей и молодёжи»,
• «Написание индивидуальных образовательных программ
учреждений дополнительного образования детей
и молодёжи»,
«Исследовательская деятельность педагога
дополнительного образования в системе единой
методической сети».
В ГУО «Гомельский городской центр дополнительного
образования детей и молодёжи» собран и систематизирован
практический материал для организации работы педагогов
дополнительного образования:
учебные пособия к занятиям (учебнометодический комплекс
к образовательной программе объединения по интересам «Стендовое
моделирование и архитектурное макетирование с элементами
радиоэлектроники»» (заведующий учебнометодическим отделом
Коваленко А.И., методисты Сергеенко С.П.,
Парачук А.В., ,
Жигало Е.Н., Сидоренко М.Е.);
методические разработки для педагогов: анкета «Мои увлечения
– мир объединений по интересам», методические разработки
«Использование
технологий.
Создание мультимедийных презентаций» (методист Парачук А.В.),
«Опыт реализации проектной деятельности учащихся» (педагог
дополнительного образования, Сакович И.С.);
информационнокоммуникативных
5 сценарии массовых мероприятий: «Наполним музыкой сердца»,
«Здоровый образ жизни», «Сохранить природу – сохранить жизнь»,
«День открытых дверей учреждения дополнительного образования»
(методист Парачук А.В.), сборник сценариев «И помнит мир, спасенный
и помнит мир живой» (методист Сергеенко С.П.);
аудио и видео материалы, презентации: «Видеоурок по
архитектурному макетированию», «Видеоуроки по энергосбережению»
(педагог дополнительного образования Горелик Л.С.); презентация
«Архитектурное макетирование. Белорусская усадьба» (методист
Сергеенко С.П.)
Инновационная деятельность Гомельского городского центра
дополнительного образования детей и молодежи выступает как
образовательный центр, обеспечивая качество образования через
систематическую методическую поддержку педагога, позволяет
получить удобный и действенный механизм, продолжить работу по
активному использованию модели методической сети как центра,
аккумулирующего передовой опыт методической работы учреждений
дополнительного образования; структурировать информационные
материалы по модульному принципу с учётом целей и задач
дополнительного образования, направлений деятельности учреждений
дополнительного образования; разработать методические рекомендации
для распространения в массовую образовательную практику опыта
внедрения модели методической сети на различных уровнях.
67