Статья «Использование дидактического материала на уроках обществознания в основной школе»
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
обществознание
5 кл—9 кл
17.03.2018
Дидактический материал – это средство для организации самостоятельной работы обучающегося, позволяющее ему наиболее полно овладеть знаниями и использовать их в решении практических задач с возможностью самопроверки и самоконтроля; это особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых обучающимся для самостоятельной работы дома, на учебном занятии, во внеурочной деятельности.Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, когда они используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса. Их подбор зависит не только от учебного пособия, но и от поставленных целей урока, методов учебной работы, возраста учащихся, а также от характерных особенностей отдельных учебных предметов.
Статья Дидакт.мат..docx
Мелехина Татьяна Серафимовна,
учитель обществознания,
МБОУ «СУВУ №14 «Подросток»,
г. Чусовой, Пермский край
Тема «Использование дидактического материала на уроках
обществознания в основной школе»
Текст статьи
Дидактический материал – это средство для организации самостоятельной
работы обучающегося, позволяющее ему наиболее полно овладеть знаниями и
использовать их в решении практических задач с возможностью самопроверки и
самоконтроля; это особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных:
карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, в том
числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых
обучающимся для самостоятельной работы дома, на учебном занятии, во
внеурочной деятельности.
Дидактические материалы по обществознанию призваны способствовать
реализации требований образовательного стандарта, повышению качества
обучения и воспитания, углублению знаний, развитию мышления учащихся,
формированию у них общеучебных и специфических для общественных наук
умений, лучшей ориентации подростков в окружающей их социальной жизни;
постепенно (особенно учитывая, когда речь идет о первых частях курса
обществознания) разъяснять учащимся значение документа, помогать им глубже
и разносторонне осознавать его сущность и значение, вырабатывать не только
умения работы с документом, но и понимание подростками ценности
обществоведческого образования.
В условиях массовой школы трудно удовлетворить потребности
высокомотивированных и одаренных детей, поскольку учитель не может
уделить им достаточно внимания. Сходная проблема имеет место в обучении
детей с другими особенностями развития, такими, как наши подростки –
обучающиеся с девиантным поведением. Следует подчеркнуть, что для наших
учеников хорошо спланированное обучение с использованием возможностей и
потенциала индивидуальной работы может иметь ряд преимуществ:
возможность осваивать материал в своем темпе, искать дополнительные данные
и задания с разным уровнем сложности, участвовать в творческих и групповых
проектах.
В качестве наиболее значимых принципов обучения, которые реализуются
мною при разработке дидактических материалов, хочу выделить:
1) Принцип доступности (подбираю дифференцированные задания).
2) Принцип самостоятельной деятельности и индивидуальной
направленности. 3) Принципы наглядности и моделирования.
4) Принцип прочности (чем важнее, интереснее и разнообразнее материал,
тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому
практическое использование полученных знаний и умений, являющееся
эффективным способом продолжения их усвоения способствует их
лучшему закреплению).
5) Принцип познавательной мотивации.
6) Принцип проблемности (в ходе работы учащийся может решить
конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания,
умения и навыки; находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке, в
новых практических условиях он осуществляет самостоятельную
поисковую деятельность,
активно развивая при этом свою
интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие
сферы).
На сегодняшний день в образовательном процессе я использую следующие виды
дидактического материала:
1. Дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными
справочниками,
картами,
источниками информации (учебником,
словарями, электронными ресурсами).
2. Продуктивные задания – задания по формированию умений сравнивать,
анализировать, доказывать, устанавливать причинноследственные связи,
обобщать.
3. Задания с проблемными вопросами.
4. Компетентностноориентированные задания.
5. Буклеты по формированию формированию логических операций
мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ.
6. Схемы – алгоритмы.
7. Тетрадь для практических работ по обществознанию для учащихся 5х
классов (реализую её в рамках воспитательного блока – краткосрочный
курс «Введение в обществознание»).
Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том
случае, когда они используются в тесной связи с остальными компонентами
этого процесса. Их подбор зависит не только от учебного пособия, но и от
поставленных целей урока, методов учебной работы, возраста учащихся, а также
от характерных особенностей отдельных учебных предметов. Библиографический список.
Интернет – ресурсы:
http://www.montessoricenter.ru/kursyiseminary_744/didakticheskijmaterial/
http://metodisty.ru/m/groups/files/ljubiteli_russkoi_slovesnosti?cat=405
http://letopisi.org/index.php/Роль дидактических материалов в процессе
обучения
Статья «Использование дидактического материала на уроках обществознания в основной школе»
Статья «Использование дидактического материала на уроках обществознания в основной школе»
Статья «Использование дидактического материала на уроках обществознания в основной школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.