Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики"
Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
информатика +2
Взрослым
22.01.2018
Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий.
Существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций, написанных и разработанных для учителей и учителями. Огромное количество всевозможных курсов по информационным технологиям предлагают свои услуги педагогам. В школу поставляется новое оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски). Но, к сожалению, приходится признать, что не все учителя могут и работают на этом оборудовании.
Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является неизбежным в наше время. Профессионализм учителя - синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие. В научной педагогической литературе множество работ посвящено уточнению понятий "компетенция" и "компетентность".
Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать».Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики"
Статья Использование информационно.doc
Использование информационнокоммуникационных технологий
на уроках математики
учителя средней школы № 36
г. Астаны
Бакмагамбетова С.Ж.
Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость
разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных
информационнокоммуникационных технологий.
Существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций,
написанных и разработанных для учителей и учителями. Огромное количество
всевозможных курсов по информационным технологиям предлагают свои услуги
педагогам. В школу поставляется новое оборудование (компьютеры, проекторы,
интерактивные доски). Но, к сожалению, приходится признать, что не все учителя могут и
работают на этом оборудовании.
Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является неизбежным в
наше время. Профессионализм учителя синтез компетенций, включающих в себя
предметнометодическую, психологопедагогическую и ИКТ составляющие. В научной
педагогической литературе множество работ посвящено уточнению понятий
"компетенция" и "компетентность".
Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично
вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач
урока. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер
педагогической деятельности. Главная методическая проблема преподавания смещается от
того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать».
Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной
информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и
интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью
обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть
причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из
важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный
непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях.
Включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения интересным и занимательным,
создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении
учебного материала. Разнообразные моменты применения информационнокомпьютерных
технологий, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Компьютер
может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития
ребёнка. Однако не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность
овладеть, например, математикой «легко». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо
использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы
большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны изучаемого
предмета.
Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать
специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет
делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения
обучения и развития учащихся, облегчает работу учителя на уроке и способствует
формированию ключевых компетенций учащихся.
Использование компьютера в преподавании математики, на наш взгляд, особенно
перспективно. И это не только визуализация излагаемого материала, но и развитие визуального мышления. Формируя последовательно «живое созерцание» учебной
математической информации, мы не только используем природные свойства зрительного
аппарата учащегося, но и формируем способность трансформировать визуальное
мышление в продуктивное мышление.
Программы MS PowerPoint, MS Excel, Живая математика и использование
возможностей интерактивной доски стали замечательным подспорьем в нашей
педагогической деятельности для изложения нового материала, уроков повторения,
обобщения и контроля знаний.
Для развития пространственного воображения и правильного формирования понятий,
связанных с данной темой, компьютер становится хорошим помощником.
Программы, строящие графики на экране дисплея, позволяют рассмотреть чертеж для
произвольных значений аргумента функции, масштабируя его различным образом, как
уменьшая, так и увеличивая единицу измерения. Ученики могут видеть простейшие
преобразования графиков функций в динамике.
Кроме того, на обычной классной доске графики получаются нечеткие, громоздкие,
даже с использованием цветного мела трудно добиться желаемой четкости и наглядности.
Интерактивная доска позволяет избежать этих неудобств. Хорошо просматривается весь
процесс преобразования графика, его движение относительно осей координат, а не только
начальный и конечный результат.
Можно быстро проводить проверку домашнего задания, например, демонстрируя
отсканированное решение учащихся на интерактивной доске. В случае возникновения
вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет
необходимости восстанавливать условие или решение. Последнее наиболее существенно,
т.к. сохраненные решения всегда могут быть легко восстановлены как на уроке, так и после
уроков, в частности на дополнительных занятиях и консультациях для тех учеников, кто
пропустил, или не вполне хорошо освоил тему.
Проверку усвоения материала можно быстро проводить путем фронтального или
индивидуального тестирования с последующим разбором, отражая результаты в
электронном журнале на компьютере учителя. Такая форма работы позволяет иметь
оперативную информацию о состоянии процесса усвоения знаний по данной теме каждым
учеником. Возрастает интерес учащихся к изучаемому предмету. Повышается мотивация
познавательной деятельности учеников за счет мультимедийных возможностей
компьютера.
Цветовое и мультимедийное оформление – важное средство организации восприятия
информационного материала. Учащиеся незаметно учатся отмечать ту или иную
особенность информационного сообщения, которое (внешне непроизвольно) доходит до их
сознания. На смену магнитам и кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на доске
приходит изображение на экране.
В результате обучения с помощью информационных и компьютерных технологий, мы
можем говорить о смене приоритетов с усвоения учащимися готовых академических
знаний в ходе урока на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого
учащегося с учётом его возможностей.
Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации
обучения. Современные учебные пособия созданные на основе ИКТ обладают
интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником) и позволяют в большей
мере реализовать развивающую парадигму в образовании.
Организуя на уроке и во внеурочное время работу с тестами, в электронном виде, у
ребят формируется основные «информационные» компетенции, а для многих именно они
сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем. Уровень обученности слабых учеников при этом поднимается, не оказываются запущенными и
сильные ученики.
Современные компьютерные технологии желательно использовать и во внеклассной
работе. Например, нами проводятся различные викторины по предмету с применением
презентаций, в которые включена и соответствующая музыка, и необходимые иллюстрации,
вопросы викторины, задания для команд. Такие мероприятия интересны всем: и
участникам, и болельщикам, и жюри.
Но обязательно нужно учитывать здоровьесберегающие условия обучения учащихся и
рационально использовать компьютерные технологии в комплексе с традиционными
методами обучения.
Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при
использовании ИКТ на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно
накапливается методическая база, что значительно облегчает эту подготовку в
дальнейшем.
Мы глубоко убеждены, что современный учитель должен в полной мере использовать
те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии,
чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.
Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы
нашей жизни, современный человек не может себе представить жизнь без
интеллектуального помощника персонального компьютера, без офисных и прикладных
программ, Интернета.
ИКТ является неотъемлемой частью сферы образования. Данный факт
предоставляет возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность
образовательного процесса. Новые технологии можно использовать в любом предмете, на
любом этапе урока. Мы исследуем возможности ИКТ на уроках математики.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься
над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на
протяжении всего урока. Использование ИКТ является эффективным методом обучения и
таким методическим приёмом, который активизирует мысль школьников, стимулирует их
к самостоятельному приобретению знаний.
Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в
следующих вариантах:
полная замена деятельности учителя; частичная замена;
фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
программ;
использование диагностических и контролирующих материалов;
выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
использование компьютера для вычислений, построения графиков;
использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
использование игровых и занимательных программ.
использование
тренинговых
Мы провели несколько уроков в 5 классе с применением ИКТ и увидели интерес у
учащихся к работе на компьютере и повышенный интерес к решению различных
математических задач. Ведь обычно урок математики, как и впрочем, любой другой, часто
сводится лишь к «прохождению» программы, причём преимущественно с использованием
объяснительноиллюстративного метода. Поэтому в этих случаях при объяснении нового
материала большинство учеников являются пассивными слушателями. С помощью
компьютерных программ можно осуществлять построение математических моделей
многих задач.
Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью
компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств
моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. Важной
методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач,
а так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам.
Помимо непосредственного использования компьютерных программ в обучающих
целях, есть возможности использования мультибиблиотек и всемирной сети Интернет,
которые в любой момент становятся доступны учащимся. Компьютерный урок
характеризуется, прежде всего, интенсивностью использования компьютера, которая
может быть оценена процентом времени общения учащихся с компьютером по отношению
ко всему времени урока. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных
дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного
процесса при сохранении его целостности; ведёт к коренному изменению роли педагога.
Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта.
Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно
ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются
поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут
многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его
усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с
большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с
персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем
штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может
моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их
смысл.
Однако использовать компьютерные технологии необходимо в комплексе с
традиционными методами обучения. Так, например, для устного счёта в 5 классе удобно
использовать фрагменты программы «Витаминный курс математики для 5 класса». На
каждом конкретном уроке используются определённые фрагменты данной программы.
Каждый ученик работает индивидуально, с помощью проб и ошибок приходит к
правильному ответу.
Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал,
манипулируя различными объектами на экране дисплея. На любом этапе урока можно
использовать компьютерные презентации, как индивидуально, так с помощью
интерактивной.
Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении
нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Конечно, для
того, чтобы использовать ИКТ и учитель и ученик должны быть знакомы с технологией
работы на компьютере. Данный момент нужно учитывать как при планировании
программного материала, так и при повышении квалификации учителей.
Таким образом, включение в урок информационнокомпьютерных технологий
делает процесс обучения математике интересным и занимательным, облегчает преодоление
трудностей в усвоении учебного материала.
Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики"
Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики"
Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики"
Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.