Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Оценка 4.8

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
русская литература +1
Все классы
30.05.2017
Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Сегодня в системе образования произошла целая революция: поменялся сам объект образования – ученик. Дети начала ХХI века кардинально отличаются от детей конца ХХ века – в этом, я думаю, многие со мной согласятся. Поэтому не случайно сейчас возникают трудности и сложности в процессе обучения. Наши учащиеся прекрасно ориентируются в новом, высокотехнологичном и предельно информатизированном мире начала ХХI века в отличие от многих педагогов. И здесь уже перед педагогом во весь рост возникает гигантская задача: встать вровень со своими учениками, «войти в ритм » информатизированного общества.выступление на педсовете
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.docx
"Использование информационно­коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы"  (Из опыта работы  учителя  русского языка и литературы  МБОУГ № 1 с. Красногвардейского Куликовой О.А.) «Без стремления к новому нет жизни,  нет развития, нет прогресса» В.Г. Белинский Мы живем в современном мире, который находится в постоянном движении и развитии.  Как никогда актуально звучат сегодня строки  из стихотворения А.С. Пушкина «Чаадаеву»  «и в просвещении быть с веком наравне». Сегодня, когда в нашу жизнь уже   прочно   вошло   такое   понятие,   как   информационные   технологии,     трудно представить  себе урок без использования компьютера, мультимедийных продуктов, ресурсов  Интернета. Современный ритм жизни вносит свои коррективы в методику преподавания,   заставляет   учителя   менять   свои   подходы   к   организации   уроков, осваивать современные образовательные технологии.  В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение  современного качества образования на основе сохранения  его фундаментальности  и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования   невозможно   представить   без   применения   информационных   и коммуникационных технологий (ИКТ). Именно они являются  одним из важнейших инструментов   обеспечения   доступности   образования,   именно   они   обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания. Современный   урок   русского   языка     немыслим   теперь   без   компьютерных технологий,   которые   помогают   формировать   языковую,   речевую   и   правописную компетенции учащихся. Поэтому, мы  считаем, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.   При   использовании   мультимедийных   технологий   знания   приобретаются   по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Еще  К.   Ушинский   отметил,   что   «знания   будут   тем   прочнее   и   полнее,   чем   большим количеством органов чувств они воспринимаются». Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий стимулирует  познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для  мотивации к изучению этих предметов, способствуетповышению    эффективности обучения и самообучения,  повышению качества образования. Использование ИКТ   способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным.  Происходит переход с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности учителя и обучающихся. Меняется   роль   учителя   в   образовательном   процессе,   он   перестает   быть источником информации, а становится соучастником, помощником. Методы   обучения,   применяемые   на   уроках   с   использованием   ИКТ: проблемный, объяснительно­иллюстративный, исследовательский, реже репродуктивный.   Применяемые приемы – разъяснение с применением   презентации,   видеофрагментов,   решение   задач,   поиск   решения проблемы, исследование каких­либо явлений, объектов, прогнозирование и т.д. частично­поисковый,     В использовании ИКТ есть преимущества и недостатки. Преимущества использования ИКТ • индивидуализация обучения; • интенсификация самостоятельной работы учащихся; • рост объема выполненных на уроке заданий; • расширение информационных потоков при использовании Интернет; • повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы; • широкое использование межпредметных связей; • интегрирование обычного урока с компьютером;  • применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов. Недостатки Используя компьютер на уроке,  нельзя забывать и о том, что мы призваны не только   научить   ребёнка,   но   и   сохранить   его   здоровье.     По   нормам   СанПина непрерывная работа за компьютером  учащихся не должна превышать 25­30 минут за урок. Об этом нужно помнить при подготовке и планировании уроков. Кроме того подготовка к уроку с использованием ИКТ занимает у учителя много времени. Использование ИКТ в нашей практике началось с элементарного: демонстрации фильмов   ­   экранизаций   произведений   русской   классики.   Мы   уверены   в   том,   что хороший фильм, вызывающий неподдельный, настоящий интерес, ­ это первый шаг к чтению,   прямой   путь   к   сердцу   ребёнка.   Он   пробуждает   чувства,   заставляет переживать, будит воображение. Но просмотр фильмов на уроке целиком не считаем целесообразным­ используем фрагменты, необходимые в работе над произведением: например, при анализе эпизодов или характеристике персонажей.            Вариантов  работы  с текстом  экранизации   достаточно  много:  составление плана, пересказ содержания, написание размышлений на тему «Что вас больше всего удивило, показалось странным?»  и другие. Просмотр  заставляет учащихся по­новому взглянуть на произведение,  визуализация образов героев делает их ближе, понятнее, у многих появляется  желание прочитать или перечитать произведение, сравнить фильм с текстом. На уроках используеми иллюстрации к произведениям. И дети, выполняя проект к  уроку, подхватывают эту инициативу. Например, при изучении творчества  И.А.Крылова учащимися 5 класса была выполнена презентация  « Герои басен И.А.Крылова в иллюстрациях».После просмотра данной работы детям были заданы  вопросы:   ­ Таким ли вы представляли себе героев известных басен? ­Если бы художником были вы,как бы изобразили любимых героев? ­  Объясните ваши ощущения. Таким образом, появляется возможность увидеть героя произведения, сопоставить   описание героя в произведении с тем, как изобразил его художник и  каким его  представляют  себе ученики.  На   уроках   также   используем   аудиозаписи   авторского   и   актерского   чтения   которые   способствуют   развитию   навыков художественных   произведений, выразительного чтения. Одним     из   оптимальных   и   доступных   для   учителя   средств   использования ИКТ   на   уроках   литературы   и   русского   языка,   на   наш   взгляд,  является   создание презентаций,использование которых  позволяет подготовить учащихся к вхождению в художественный   мир   произведения,   создать   условия   для   более   полного эмоционального и информационного восприятия творчества писателя. Презентации   показываем   во   время     изучения   нового   материала   («Страницы жизни и творчества писателя»), закрепления и обобщения знаний,   при проведении уроков   –лекций,   уроков­семинаров,   уроков   в   форме   заочных   экскурсий   по литературным   музеям,   памятным   местам.   Ученики   с   удовольствием   выполняют презентации. Создавая видеоряд с использованием музыкальных и художественных произведений к текстам поэтов и писателей, они легче воспринимают прочитанное, у них   развиваются   творческие   способности,   проявляется   интерес   к   предмету. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков могут показать, как ребёнок видит и слышит тему.  Он   Неотъемлемым звеном в использовании компьютерных технологий является метод   проекта.     позволяет   решать   задачи   формирования   и   развития интеллектуальных   умений,   связанных   с   критическим   и   творческим   мышлением. Ученики 5­6 классов работают над созданием долгосрочных проектов.   Результатом данной   работы   является     защита   проектов,   выполненных   обучающимися   по предложенным темам. Используя   компьютер   и   учитывая   особенности   класса   и   индивидуальные возможности     детей,   можно   создать   раздаточный     материал   к   каждому   уроку. Печатаем тестовые задания, различные карточки и таблицы. Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки.  Быстро проверить знания учащихся позволяет работа с текстами, в которых пропущены   орфограммы   и   пунктограммы,   или   со   словами,   в   которых   нужно исправить  ошибки или вставить пропущенную букву. Для  этого на одном слайде появляется   задание,   правильность   выполнения   которого     можно   проверить   , посмотрев  следующий  слайд.Данный вид работы  удобен тем, что  учащиеся сразу видят ошибки, исправляют их и получают оценки. Незаменимо применение ИКТ технологий и при подготовке к ГИА. На   уроках   развития   речи,   начиная   с   пятого   класса,   используем аудиоизложения, тестовую форму опроса, что способствует подготовке к ГИА. Важным этапом урока являетсядомашнее задание, в качестве которого каждый желающий может получить индивидуальное задание: составить мини­презентацию по теме урока, перевести полученные знания в схемы, алгоритмы рассуждения, опорные конспекты,   таблицы.   В   этом   случае   автором   выступает   сам   ученик.   Хорошо усваиваются правила русского языка, как бы «пропущенные» через себя.  Особую роль в уроке русского языка играют электронные словари (В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»;  Словарь Михельсона «Толково­ фразеологический   словарь»;   «Словарь   иностранных   слов»   и   многие   другие). Большим плюсом их использования является экономия времени.   Ни в коем случае мы     не   являемся     сторонниками   отрешения   от   книжных   словарей,   но   учащиеся должны быть готовы к современным условиям жизни.  На сегодняшний день существует множество сайтов, без которых деятельность учителя   была   бы   неполной.   При   подготовке   к   урокам   часто   обращаемся   к материалам, размещенным на различных образовательных сайтах. Вот лишь малая часть Интернет­ресурсов, используемых при подготовке к урокам:  • http://school­collection.edu.ru • http://www.gramota.ru • http://language.edu.ru http://www.collection.edu.ru http://ruscorpora.ru/ Помимо работы с различного рода информацией при подготовке к урокам, мы имеем возможность работать с тестами и интерактивными диктантами в режиме он­ лайн.  Например,  на  сайте  ГРАМОТА.РУ  можно  найти     интерактивные   диктанты, которые развивают орфографическую зоркость. Дети с удовольствием выполняют такой вид работы, сразу видят свои ошибки. На   сайте   можно   найти   значение   слова,   фразеологизма,   значение   имени. Например, при изучении темы «Разносклоняемые имена существительные» у детей возник вопрос «Что такое стремя?». Значение слова можно найти в режиме он­лайн на сайте  и продемонстрировать  слово в видеофрагменте.  На   образовательном   портале   НКРЯ   (национальный   корпус   русского   языка) пользователь   может   запросить   все   примеры   употребления   творительного   падежа единственного числа, какие только есть в этих текстах, или получить все примеры страдательных   причастий   прошедшего   времени   в   полной   форме.   Можно   задать форму какого­то конкретного слова (скажем, все примеры прошедшего времени от глагола найти). Очень важно, что тексты, имеющиеся в корпусе, можно сортировать, то   есть   получать   примеры   не   из   всех   текстов,   а   только   из   тех,   которые   вас интересуют. Как результат, у обучающихся заметно повысился интерес к русскому языку и литературе. Увеличилось  количество детей участвующих в предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня. Неотъемлемой   частью   современного   урока   является   физкультминутка. Небольшая физическая нагрузка, включение двигательных пауз в школьные занятия предупреждает   развитие   переутомления,   повышают   эмоциональный   уровень учащихся, снимают статические нагрузки. Потраченное время окупается усилением работоспособности и укреплением здоровья детей. Использование цифровых образовательных ресурсов  позволяют учителю:  активизировать интерес обучающихся к предмету;  • • повысить успеваемость и качество знаний обучающихся;  • • дать   возможность   обучающимся   самостоятельно   заниматься   не только сэкономить время на опросе  обучающихся;  на уроках, но и в домашних условиях; • подготовить обучающихся  к  ГИА и  ЕГЭ. Современная школа сегодня неоднозначна и противоречива: ставит высокие цели и задачи,  но   не  всегда   учитывает   способности  и  возможности   общества  (отдельной семьи,   ученика).   Говорить   о   современных   технологиях   и   методических   системах можно бесконечно долго, но всё решается на месте (в конкретной школе, классе, семье, с конкретным учителем и учеником). В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса».   Слова   эти   сказаны   очень   давно.   Тогда   о   компьютерных   технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе,   который   стремится   вперёд,     который   готов   осваивать   всё   новое, инновационное и с успехом применять  в практике своей работы.

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017