Статья "Использование инновационной технологии Б.С. Дыхановой на уроках литературы"
Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
русская литература
Взрослым
13.06.2018
Модернизация общеобразовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».
Переход к компетентностной, личностно- ориентированной образовательной парадигме во второй половине XX столетия явился следствием процессов глобализации и интеграции всех сфер человеческой деятель¬ности. Отличительной особенностью современного мирового сообщества является поликультурность среды. Изменение характеристик и условий образовательного пространства в современном поли¬культурном мире формирует социальный заказ на подготовку педагогов – компетентных специалистов, умею¬щих вести диалог, находить содержательные компромиссы, терпимых к чужому мнению, стремящихся к взаимопониманию, сотрудничеству и некон¬фликтному сосуществованию с представителями разных культур.документ 48кб
Статья Технология Дыхановой.doc
Использование инновационной технологии Б.С. Дыхановой на уроках
литературы
Гизатулиа О.И. преподаватель,
Гул.ГУ,Узбекистан
Модернизация общеобразовательной школы предполагает «ориентацию
образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы
знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных
способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную
систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт
самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е.
ключевые компетентности,
определяющие современное качество
образования».
Переход к компетентностной,
личностно ориентированной
образовательной парадигме во второй половине XX столетия явился
следствием процессов глобализации и интеграции всех сфер человеческой
деятельности. Отличительной особенностью
современного мирового
сообщества является поликультурность среды. Изменение характеристик и
условий образовательного пространства в современном поликультурном мире
формирует социальный заказ на подготовку педагогов – компетентных
специалистов,
находить содержательные
компромиссы, терпимых к чужому мнению, стремящихся к взаимопониманию,
сотрудничеству и неконфликтному сосуществованию с представителями
разных культур.
умеющих вести диалог,
В Государственном образовательном стандарте (Ташкент, 2017 г)
сформулированы требования к уровню подготовки по русскому языку
выпускников учебных заведений среднего образования с узбекским и другими
языками обучения.
Стратегия модернизации обучения касается также вопросов
современного литературного образования, которое при всем изобилии и
многообразии программ и учебников остается неизменным в связи с
нерешённостью главной проблемы организации работы с художественным
текстом как таковым, поскольку в школе все еще в полной мере не осознается
необходимость аналитической работы с текстом самого произведения.
Навыки работы с текстовой информацией являются составляющей
коммуникативной компетенции и носят универсальный характер, развитие их
решается в рамках деятельностного, коммуникативного, когнитивного,
компетентностного и других подходов. Умение адекватно воспринимать, осмысливать и в результате понимать
прочитанное является, как показывают результаты мониторингов, одним из
дефицитов образования, поэтому возникло желание найти приёмы, способы,
эффективные формы, технологии, которые помогли бы научить ребёнка
понимать читаемую информацию.
Решить данную задачу в современном образовательном процессе
помогает авторская технология обучения литературе в средней школе,
разработанная доктором филологических наук, профессором Б.С.Дыхановой.
Система обучения литературе, разработанная доктором
филологических наук, профессором Бертой Сергеевной Дыхановой (Воронеж,
Россия), сегодня набирает популярность как эффективное средство развития
интеллектуальных способностей ученика и формирования ценностного
отношения к художественной литературе, к культурному наследию.
Данная технология позволяет искоренить такие недостатки
традиционной системы, как восприятие художественного текста не через
историческое понимание художественных образов,
поверхностные
теоретические представления. Эти недостатки связаны с тем, что сегодня
художественный текст вытеснен из образовательного процесса, подменяемый
информацией о нем.
Некоторые аспекты технологии Б.С.Дыхановой заключаются в том, что
художественное произведение – это стержень урока, та основа, на которой
базируются теоретические знания о стилистике произведения, жанровом
своеобразии, лексических, синтаксических особенностях текста;
образцовое слово учителя как главный метод работы на уроке
литературы заменяется диалоговой формой общения между учениками и
учителем, причём с применением конкретных методов работы, специфичных
для каждого жанра произведения в отдельности;
анализ любого произведения немыслим без теории литературы,
истории её, контактных и типологических связей с мировой литературой;
развитие коммуникативной компетенции детей происходит с помощью
логикоструктурных схем, причём часто составленных самими детьми;
Всякий текст – это образец не только эстетического начала, но и
воспитывающего. Используемая в практике систематично экспериментальная
технология обучения литературе Б.С.Дыхановой и, следовательно, её учебник
опираются на эвристические способы познания, научно обоснованные,
интегрирующие личный жизненный опыт учащегося и развивающие его
способности к мыслительной деятельности, что позволяет использовать
творческие потенции учителя и ученика с максимальной полнотой. Элементами образовательной системы, содержащей коммуникативную
направленность, являются следующие:
1. Словарная работа.
Эффективность словарной работы усиливается всевозможными
словарными диктантами, интеллектуальными играми, тестами. Главное – это
обретение учащимися такой степени свободы ориентации в содержании
текста, когда становится достижимой задача – многоаспектный анализ
художественного произведения, позволяющий проникнуть в глубины
авторского замысла.
2. Авторская эвристическая программа.
Она представляет собой цепочку вопросов, ответ на которые требует
умственных усилий, эти вопросы обращены и к самому тексту, и к личному
опыту школьника.
3. Логикоструктурные схемы.
Итогом работы по данному виду работы становится свободное владение
теоретическим материалом, его практическое применение при анализе
художественного текстов и безошибочное устное воспроизведение, по данной
технологии нельзя сказать в целом о динамике результатов, но можно
выделить следующие критерии ожидаемого результата эксперимента:
Повышение всех показателей обученности литературе
в экспериментальном классе (качество знаний по теории, качество
владения навыками словарной работы, уровень развития
письменной и устной речи, интеллекта и других психических
функций школьников).
Преодоление нежелания читать художественное
произведение.
Устойчивость показателей успеваемости по
литературе при переходе школьников в следующий класс средней
школы.
Позитивное отношение школьников к уроку
литературы (рейтинг предмета), т.к. образовательный процесс из
назидательного становится творческим и увлекательным.
Позитивное отношение к новой технологии родителей
учащихся (по результатам анкетирования).
Позитивное отношение других учителейсловесников
(не экспериментаторов) к новой технологии обучения литературе
(по материалам анкетирования, проводимого на открытых уроках
и ознакомительных семинарах).
Выбор данной технологии учителямисловесниками в
следующем учебном году.
Таким образом, наблюдения показали, что применение данной
педагогической технологии на уроках литературы позволяет решить главные
задачи в литературном образовании школьников, а именно: научить учащихся
работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной
информации, анализировать её, делать выводы и обобщения); приобрести
умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою
точку зрения,
умение находить
компромисс, логично излагать мысли.
подкреплённую доказательствами,
Необходимость одновременно работать с учащимися, различными по
подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти,
сформированности умений и навыков, умению учиться, ставит учителя в
сложные условия, требуя от него глубоких знаний и большого мастерства.
Считаю, что данная технология отвечают насущным потребностям создания
современной системы высокого эффективного и развивающего обучения.
Список использованной литературы:
1. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания.
М.,2002.
2. Граник Г.Г., Шаповал Л.А. и др. Литература. Учимся понимать художественный
текст.
3. Каганович С.Л. Обучение анализу поэтического текста. М., издво «Русское
слово», 2006.
4. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе М.,1989.
5. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В.. Образовательные технологии и
педагогическая рефлексия. СПб, 2003.
6. Полат Е.С. Новые педагогические технологии М., 1997.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,1998.
8. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Педагогическое воздействие в
процессе воспитания школьников – М., 1992
9. Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для преподавателей. СПб.,
2001.
Статья "Использование инновационной технологии Б.С. Дыхановой на уроках литературы"
Статья "Использование инновационной технологии Б.С. Дыхановой на уроках литературы"
Статья "Использование инновационной технологии Б.С. Дыхановой на уроках литературы"
Статья "Использование инновационной технологии Б.С. Дыхановой на уроках литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.