Статья "Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка "
Оценка 4.6
Семинары
doc
русский язык
Взрослым
30.05.2017
Цель: представить технику применения инновационных образовательных технологий на уроках русского языка.
Задачи:
• передача своего опыта путем прямого и комментированного показа технологий, методов, приемов, используемых на уроках русского языка;
• совместная отработка методических подходов и приемов;
• рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-классамастер-класс
Мастер-класс Использование ....doc
Мастеркласс
"Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка ".
Из опыта работы учителя
русского языка и литературы
Куликовой О.А.
МБОУ"Гимназия №1"
Цель: представить технику применения инновационных образовательных технологий
на уроках русского языка.
Задачи:
• передача своего опыта путем прямого и комментированного показа технологий,
методов, приемов, используемых на уроках русского языка;
• совместная отработка методических подходов и приемов;
• рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастеркласса.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Важная задача учителя увлечь детей за собой , и каждый урок требует чего то
нового, интересного. Не случайно в эпиграф вынесены слова Ф.И. Буслаева:
«Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания». Я надеюсь, что методы и
приёмы, представленные в мастерклассе, помогут сделать уроки интереснее, а в
преподавание этого непростого предмета внести разнообразие.
Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся,
направленные на решение задач обучения.
Методы обучения разделяют на три группы:
Методы организации.
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий,
кинофильмов и диафильмов.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические и
лабораторные работы
Методы стимулирования.
1.Дидактические игры как метод поощрения;
2.Создание ситуации успеха
Методы контроля.
1. Устного контроля. Индивидуальный или фронтальный опрос.
2. Письменного контроля. Контрольные работы, сочинения, изложения, диктанты и
пр.
3. Лабораторного контроля, машинного контроля. Лабораторные работы, тесты,
опросники.
Инновационные методы обучения включают активные и интерактивные
формы, применяющиеся в обучении.
Активные формы предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к
преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их
применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные
средства, использующиеся для обучения. Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в
сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным
формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа
учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу. Инновационные методы обучения в школе способствуют развитию
познавательного интереса у детей, учат систематизировать и обобщать
изучаемый материал, обсуждать и дискутировать
Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед
традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его
самостоятельности в познании и принятии решений.
Для того чтобы сформулировать мотивы учебной деятельности, используется весь
арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности. Каждый из
методов обладает не только информативнообучающим, но и мотивационным
воздействием.
На своих уроках я стараюсь применять различные методы обучения, тем самым
развиваю зрительную, слуховую, ассоциативную, логическую память.
Обучаю пространственному мышлению путем как графических символов –
рисование, составление опорных схем, так и разгадывания какойлибо тайны, загадки
(например, загадка лексического значения слова или способа образования слова)..
Покажу, как это делаю, на примере урока в 5 классе «Непроверяемые гласные и
согласные в корне ». При объяснении данной орфограммы я использую...
1. Мнемотехнику.
Мнемотехника – совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и
увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций
а) Схематично – рисуночная Предлагаю Вам самим по аналогии составить схемырисунки к словам, которые у
детей вызывают затруднения в написании.
РОМАШКА, ОБЕД, ВОСТОК.
б) Словаисключения.
В учебнике 5 класса в словисключений даётся всего пять. Но лучше сразу дать
много, часть из них дети сами находят в словаре. Составляем рассказ из слов –
исключений.
ЧОПОРНЫЙ, ЧОКНУТЫЙ, ПИЖОНИСТЫЙ ОБЖОРА из ТРУЩОБЫ в ИЖОРЕ
в ШОРТАХ со ШВОМ (ШОВ), в КАПЮШОНЕ гулял в ЧАЩОБЕ КРЫЖОВНИКА,
пел МАЖОРНЫЕ песни, ел АНЧОУСЫ до ИЗЖОГИ, испугался ШОРОХА
ТРЕЩОТКИ, с ним случился ШОК.
Дети нашли слова АРТИШОК, КРЮШОН, ХАРЧО, КОРНИШОН.
На закрепление можно применить загадки.
В корне слова под ударением
В этот гладкий коробок
Спрятан маленький дубок. (Жёлудь)
В тесной избушке
Ткут холсты старушки. (Пчёлы)
В корне слова без ударения
Летают тарелки,
А кто из вас знает,
Кто эти тарелки
Летать заставляет? (Жонглер)
Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень. (Шоссе)
Ежедневно спозаранку
В руки он берет баранку.
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест ее никак. (Шофёр)
в ) Рифмовки. Общность ударений
Каждый из нас, наверное, сталкивался с такой проблемой, как правильная постановка
ударения в слове. Этот вопрос нашел свое место и в тестах ЕГЭ.
Посмотрите, на слайде представлены слова, прочитайте их, поставив правильно
ударение.
ЗвонИт, положИл, баловАться, включИт, недУг, красИвее, ворожеЯ, цемЕнт, квартАл,
твОрОг. 1). Коль будильник зазвони'т У меня
ужасный вид;
2). Коль поло'жил, значит – ложь,
А зачем тогда ты врешь.
Помни: положи'л и жил
3). Хватит балова'ться,
Будем улыбаться.
4). Он свет включи'т,
Аж проводка трещит
5). Пусть неду'г
Обойдет твоих подруг
6). Ворожея', да жаль – не я.
7). Я беру свой инструмент,
Быстро развожу цемЕнт.
8). Брёл я долго и устал,
Перешёл седьмой квартАл.
9). Что за странный носорог
Ел и твОрог , и творОГ.
Как известно, для рифмовок важны ритм и рифма.
Рифмовки хорошо справляются с функцией запоминания ударений в словах:
1) Надеваю шо'рты, чтобы кушать то'рты
2) Нефтепрово'д сломал бегемо'т.
3) В детской сказке колобок без чулок и без сапог,
Ведь не шьют для колобков ни ботинок, ни носков.
Предлагаю Вам составить рифмовки для запоминания по аналогии с теми, которые вы
слышали со словами:
каталог (Слышен в классе диалог: Обсуждают каталОг),
тУфля ( Обошёл я кухню, обнаружил тУфлю).
2. ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ
Важное место в структуре современного урока занимают игровые технологии. Они
позволяют учащимся развивать наблюдательность, внимание, память, творческое
воображение, осуществлять самостоятельный поиск знаний, поддерживать интерес к
изучаемому предмету.В основном, их я использую в 57 классах. Это связано с тем, что
5 класс – переходный этап из начальной школы в среднюю. Всё новое и незнакомое
часто пугает детей, и поэтому важно сделать так, чтобы встреча с неизведанным их не
разочаровала, а способствовала возникновению интереса к предмету. Но игровые
технологии можно использовать на любой ступени обучения. Конечно, подготовка
такого урока потребует от учителя больших затрат времени, но это оправдается, когда
вы увидите результат. Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более
активно. Особенно радует, что«слабые» ученики охотно включаются в работу и
занимаются с большим увлечением.
а)Лексикофразеологические игры.
«Акростих»
Задание: к данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной
буквы.
С
Л
О
Спустя рукава
Ломать голову
От корки до корки В
А
Р
И
К
Вставлять палки в колёса
Ахиллесова пята
Рукой подать
Играть на нервах
Как ветром сдуло
«Лексический футбол»
Ученик приглашается к доске – «встаёт на ворота», класс учащихся всегда имеет в
своём арсенале сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю
пять «мячей»вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.
Например: 1. Словарный состав языка (лексика).
2. Какие слова называются неологизмами? (новые слова, недавно появившиеся в языке).
3. Привести 3 примера диалектизмов (замолаживать, нынче, буряк).
4. На какие 2 группы делятся устаревшие слова? (архаизмы и историзмы).
5. Какие словари помогают понять значение заимствованных слов и узнать об их
происхождении? (словарь иностранных слов, толковый словарь
б) Игры по морфемике и словообразованию.
«Золушка»
Задание: разобрать слова в «две корзины»: в одну – где ок входит в состав корня, в
другую – где ок – суффикс.
Совок, лесок, сынок, песок, чулок, клубок, носок, коробок, колобок, дружок, снежок.
3.Игровые задания, направленные на отработку орфографических и
пунктуационных норм. Синтаксические игры. Морфологические игры.
Например, игра, которая вызывает интерес у моих учеников, «Помоги Незнайке»,
в которую сейчас мы с вами и поиграем.
Например:
1) В слове соленый Петя написал гласную а. «Проверочное
слово сало», объяснил он. Правильно ли это?
2) Ненавидел в тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами
пишется раздельно», заявил Ошибкин.
3) Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под
ударением пишется о», объяснил он. Прав ли Петя?
«По щучьему велению»
Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко
формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что
учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы
они видеть в тетрадях своих товарищей. Один ученик называет, а остальные
записывают слова с указанной орфограммой. Например: «По щучьему велению, по моему хотенью», назовите мне 3 слова с
орфограммой–тся и –ться в глаголах (непроизносимые согласные в корне слова,
гласные в приставках пре и при, чередующиеся гласные в корне и т.д)
3 . Проблемнопоисковый метод применяю при работе со словарем.
Эрудит (работа со словарем)
Могут быть разные варианты заданий
а). Угадайте слово по толкованию его лексического значения (лексический диктант)
Для тренировки памяти и развития лексических навыков учащихся на уроках можно
проводить лексические диктанты разных видов. На моих уроках, на мой взгляд,
эффективен дидактический потенциал таких форм, как «Немой диктант», «Диктант на
память», «Беглый диктант», «Диктантжребий», «Диктантфант».
«Беглый диктант» проходит следующим образом. Готовится несколько
экземпляров связного текста. Каждая группа имеет свой экземпляр текста, который
крепится на магнитной доске. Ученики по очереди подходят к доске, читают и
запоминают первую строчку. Возвращаясь на место, записывают ее в тетрадь. Так
поступают с каждым предложением. Затем ученики пересказывают полученный текст.
Для «Диктантажребия» готовятся кубики, на каждой стороне которых записан по
предложениям связной текст по определенной теме. Ученики по очереди подбрасывают
кубики, читают предложение, записывают его в тетрадь. Таким образом записываются
все шесть предложений. Затем ученики составляют из этих предложений связный
рассказ. Следующим этапом работы может быть рассказ ученика по теме.
Для «Диктантафанта» необходимы полоски бумаги, на которых написаны
предложения по определенной теме. Полоски помещаются в банку. Ученики вынимают
их из банки, читают предложения и записывают их в тетрадь. Следующие этапы работы
такие же, как и при проведении предыдущих диктантов.
«Немой диктант» можно проводить двумя способами:
1. Учащимся демонстрируются картинки. Слова, обозначающие их название, уже
известны детям. Каждая картинка предъявляется в течение 1015 секунд. Затем
учащиеся записывают эти слова в тетради.
2. Учащимся демонстрируются крупно написанные слова на карточках. В течение 5
10 секунд ученики стараются запомнить слова, а затем карточки убираются, а дети
записывают эти слова по памяти.
«Диктант на память» также можно проводить двумя способами:
1. На доске записываются слова (не более 5). Затем учащиеся произносят эти слова
хором, дается 30 секунд для запоминания. После этого слова стираются с доски, а
учащиеся записывают их по памяти.
2. Каждый учащийся получает индивидуальную карточку со словами (не более 7), ему
дается время (не более 1 минуты) для ознакомления со словами, затем карточки
забираются, а дети пишут эти слова по памяти.
Все виды диктантов хороши тем, что снимают напряжение у ребенка, превращая
диктант в увлекательную игру, создавая тем самым «ситуацию успеха», ведь даже
слабые ученики могут иметь неплохую зрительную память, а значит, хорошо
справиться с диктантом.
б). Объясни разницу в значении слов.(паронимы)
Объясните разницу в значении словосочетаний. молодой советник — молодой советчик;
опасный человек — опасливый человек;
кардинальное решение — кардинальское решение;
осудить поступок — обсудить поступок;
соседний дом — соседский дом;
хозяйские интересы — хозяйственные интересы;
мелкие придирки — мелочные придирки;
абсолютный невежа — абсолютный невежда;
годовой отпуск — годичный отпуск.
ИКТ
4. И спользование
Практика показывает, что учащиеся охотно идут на занятия с использованием ПК и
интерактивной доски, воспринимают их как праздник, у школьников вырабатывается
устойчивый интерес к таким занятиям, меньше рассеивается внимание, так как
существует обратная связь учителя с обучаемым.
Детей привлекают новые условия, непринуждённость обстановки, само общение с
компьютером, интерактивной доской. Из пассивного заучивания учение превращается в
активный процесс, и чем больше умственных усилий прилагает ученик, тем
продуктивнее становится его деятельность. Все мыслительные операции учеников
сопровождаются практическими действиями.
Формы использования ИКТ.
1. Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать
деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету;
зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.
2. Использование мультимедийных презентаций. Презентация форма подачи
материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы,
рисунки, иллюстрации, аудио и видеоматериалы.
Давайте вместе с вами сейчас попробуем вспомнить правописание словарных слов.
(На слайде словарные слова с пропущенными буквами, вставить буквы).
Предлагаю пройти интерактивный тест.
Чем мне нравится подобная работа?
Она интересна детям. Участвуют все. И что для меня очень важно, подобная
организация деятельности позволяет включить в процесс всех детей.
Происходит обогащение словарного запаса, развивается память, происходит
формирование предметных компетенций: коммуникативной, информационной, учебно
познавательной.
5.Метод проектов:
Особое место в методике преподавания русского языка занимает метод проектов, так
как позволяет ученику самостоятельно формировать собственные интеллектуальные
структуры, воспитывает способность к обучению, рассуждению, действию. Это
позволяет преодолеть созерцательность, рефлексивность и пассивность учащихся в
обучении. Метод проектов формирует креативноинтеллектуальную активность,
коммуникативные умения, широкое усвоение информационных технологий. воспитание инициативы, активности и самостоятельности обучающихся,
способности к творческому сотрудничеству с осознанием ответственности за
воспитание ответственного отношения к компьютерной технике,
информационным системам, к продуктам интеллектуальной деятельности других
Особое внимание уделяю воспитательной цели в данном направлении:
•
•
результаты общего труда;
•
•
людей.
Как найти место в предмете для использования метода проектов? Организацией
проектной деятельности я занимаюсь несколько лет. Учащимися самостоятельно
разрабатываются творческие, исследовательские, информационные проекты по
русскому языку и литературе. На своих уроках я применяю этот метод, так как он
эффективен тем, что передает ученикам сумму тех иных знаний и обучает приобретать
их самостоятельно, пользоваться ими, формирует внутренний план действий у
учащихся, умения проектировать ситуации, погружаться в различные проблемы
(исторические, архивные, тематические, нравственные, этимологические и прочие) и
находить выход из них, анализировать, представлять и обобщать.
Свой мастеркласс я хочу закончить словами
"Учитель это ученик, навсегда вызванный к доске". (С. Соловейчик).
Обучая других – учимся и сами.
Всем огромное спасибо за работу.
Соловейчик Симон Львович Писатель, публицист, драматург
Статья "Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка "
Статья "Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка "
Статья "Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка "
Статья "Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка "
Статья "Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка "
Статья "Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка "
Статья "Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка "
Статья "Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка "
Статья "Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.