Статья Использование проблемного обучения на уроках математики
Оценка 4.9

Статья Использование проблемного обучения на уроках математики

Оценка 4.9
Научные работы
docx
математика
5 кл
30.03.2017
Статья  Использование проблемного обучения на уроках математики
В этой статье очень хорошо показана актуальность использования проблемного обучения на уроках. Ребенок сталкивается с проблемой, которую надо решить, возникает необходимость самостоятельного поиска знаний. Знания, полученные самостоятельным путем, самые прочные, развиваются учебно-универсальные действия ребенка. Я пойму и сделаю это сам.
Использование проблемного подхода при изучении материала.docx
Использование проблемного подхода при изучении материала.                Умение учителя активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке имеет большое значение для качественного усвоения ими учебного материала. Уровни   активизации,   способы,   приемы   и   средства   активизации   разнообразны. Наиболее  эффективным,  действенным   способом  активизации   мышления учащихся является проблемное обучение. Проблемное обучение интегрирует все возможные приемы и методы активизации. Создание проблемных ситуаций, их анализ, активное участие   учеников   в   поисках   путей   решения   поставленной   учебной   проблемы активизирует   мышление   обучаемых   и   поддерживает   глубокий   познавательный интерес.          Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет учащимся радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности. Оно направленно на то, чтобы сформировать у учащихся необходимую   систему   знаний,   умений   и   навыков,   а   также   достигнуть   высокого   развития   способности   к   самообучению, уровня   развития   школьников, самообразованию.  Проблемное обучение: достоинства и недостатки        Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний   и   способов   действия,   а   также   предполагает   последовательное   и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые   они   под   руководством   педагога   активно   усваивают   новые   знания. Следовательно,   оно   обеспечивает   особый   тип   мышления,   глубину   убеждений, прочность   усвоения   знаний   и   творческое   их   применение   в   практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха,   развивает   мыслительные   способности   обучающихся   (Хекхаузен   Х.,   1986; аннотация).  Таким   образом,   проблемное   обучение   имеет   ряд   преимуществ   по сравнению   с   традиционным,   так   как:  1)   учит   мыслить   логично,   научно, 1 диалектически,   творчески;   2)   делает   учебный   материал   более   доказательным, способствуя тем самым превращению знаний в убеждения; 3) как правило, более эмоционально вызывает  глубокие интеллектуальные чувства, в том числе  чувство радостного   удовлетворения,   чувство   уверенности   в  своих   возможностях   и   силах, поэтому увлекает школьников, формирует серьезный интерес учащихся к научному знанию; 4) установлено, что самостоятельно «открытые» истины, закономерности не так легко забываются, а в случае забывания самостоятельно добытые знания быстрее можно восстановить.        Но с другой стороны: проблемное обучение в меньшей мере чем другие типы обучения   применимо   при   формировании   практических   умений   и   навыков;   оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.               Таким   образом,   объяснительно­иллюстративное   обучение   не   обеспечивает эффективного   развития   мыслительных   способностей   обучающихся   потому,   что базируется   на   закономерностях   репродуктивного   мышления,   а   не   творческой деятельности.         Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является   наиболее   перспективным.   Движущей   силой   любого   развития   является преодоление   соответствующих   противоречий.   Следовательно,   учебный   процесс должен моделировать  процесс  возникновения  и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение. Идеи проблемного обучения получили реализацию в системах развивающего обучения.   Сущность проблемного урока           Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. При этом, в отличие от научного 2 творчества, ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах.  Цель урока З Н А Н И Е Этапы урока Творческие звенья деятельности учащихся введение воспроизведение простановка                  ­ формулирование вопроса учебной проблемы        или темы урока поиск  решения           ­ открытие субъективно                                            нового знания выражение                    ­ выражение нового знания решения                           в доступной форме реализация                   ­ представление продукта продукта                          учителю и классу Приемы создания проблемной ситуации Тип проблемной ситуации Тип противоречия Проблемы создания проблемной ситуации с удивлением с затруднением Название  1.Постановка  проблемы между двумя  (или положениями   более) между житейским представлением учащихся и научным фактом между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя   Столкнуть   разные   мнения   учеников 1.   Одновременно   предъявить   противоречивые факты, теории или точки зрения 2. вопросом или практическим заданием 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление  учащихся вопросом или практическим  заданием «на ошибку»     Шаг 2. Предъявить научный факт  сообщением, экспериментом или наглядностью 4. Дать практическое задание, не выполнимое  вообще 5. Дать практическое задание, не сходное с  предыдущими 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое  задание, сходное с предыдущими      Шаг 2. Доказать, что задание учениками не  выполнено Звенья научного творчества Содержание  ­ возникновение  проблемной ситуации ­ осознание противоречия ­формулирование проблемы ­ выдвижение гипотез Результат Проблема – вопрос,  схватывающий противоречие  проблемной ситуации,  поставленный для разрешения Решение – понимание нового  знания 3 2.Поиск решения ­ проверка гипотез выражение нового знания   научным языком в принятой форме представление продукта  людям через публикацию,  выступление Продукт – рукопись книги,  статьи, доклада Реализованный продукт – книга, статья, доклад 3. Выражение  решения 4. Реализация  продукта Побуждающий от проблемной ситуации диалог Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию учебной проблемы Прием 1. О фактах: Что вас удивило?                                      Что интересного заметили?                                       Какие вы видите факты?                  О теориях: Что вас удивило?                                        Сколько существует  теорий? Прием 2   Сколько же в нашем классе мнений? Прием 3    Вы сначала как думали?                     А как на самом деле? Прием 4    Вы смогли выполнить задание?                     В чем затруднение? Прием 5    Вы смогли выполнить задание?                      Почему не получается?                     Чем это задание не похоже на                            предыдущее? Прием 6     Что вы хотели сделать?                      Какие знания применили?                      Задание выполнено? Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока?  Этапы подготовки проблемно­диалогического урока         Подготовка   проблемно­диалогического   урока   включает   в   себя   прохождение следующих этапов: 1.Определите, какой новый материал будет изучен на уроке. Типы нового знания:  правило, алгоритм, закономерность, понятие, собственная оценка. 4 2.   Продумайте          проблемную ситуацию и выход на  проблему  урока. С затруднением (пример диалога)  Выполните задание (например,   Познакомьтесь с таким фактом …  С удивлением (пример диалога) по новой теме – невыполнимое  без новых знаний)   Не получается выполнить?   В чем затруднение? Каких  знаний или умений не хватает?  (добиться осознания и  формулирования недостатка  знаний или умений)   Следовательно, какова цель  нашего урока? Что нам сегодня надо узнать, чему научиться?  (добиться формулирования  (мнением, предположением…) ­ запись на  одной части доски.  А вот другой факт…  (мнение,  предположение…) ­ запись на другой части доски.  Сравните эти два факта (мнения,  предположения…). Что вас удивляет?  (добиться осознания учениками  несовпадения, противоречия фактов,  мнений, которое должно вызвать  удивление)  Удивились? Какой у вас возникает вопрос?  (получить от учеников их формулировки  проблемы  урока в виде вопроса)  проблемы урока в виде темы  или цели)   Запишем на доску проблему нашего урока (в виде темы, цели или вопроса) 3.Спланируйте (по необходимости) этапы актуализации  и составления плана:  (Наличие этих этапов и их место на уроке зависят от темы и выбора учителя) 3.1.Выдвижение  версий: (…)  3.2. Проведение актуализации:  Что мы уже знаем по этой проблеме?  (диалог в виде мозгового штурма или  выполнение ряда заданий по изученному материалу). 3.3. Составление плана:  Что нам надо узнать, чтобы решить  проблему? (диалог, определяющий  последовательность действий на уроке). 4. Продумайте поиск  решения  проблемы (открытие нового знания учениками).  5 1. Сформулируйте свой вывод по проблеме (правило, алгоритм, понятие, описание  закономерности), к которому с вашей помощью смогут прийти ученики.  (Примечания: а) вывод может отличаться от текста учебника, б) на уроке ученики  могут прийти к неожиданному для учителя, но верному выводу) 2. Выберите такие источники информации для решения проблемы, в которых не  будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания.  Например:  Материал для наблюдения: текст,  ситуация, где выражено новое знание. (Так в учебниках русского языка,  работая с материалом для наблюдения,  ученики видят закономерность  написания и могут сами  сформулировать правило, а затем  проверить себя по учебнику).  Тексты учебника (в т.ч. таблицы, схемы,  рисунки с подписями), из которых  можно логически вывести ­ признаки  понятия, закономерную связь между  явлениями, найти аргументы для своей  оценки и т.п. (Так в текстах учебников истории  закономерности не перечислены, а даны  в подтексте). 3. Постройте диалог по поиску решения проблемы на основе наблюдения или чтения  текста. Типы диалога: Подводящий Побуждающий Цепочка, вытекающих один из другого  вопросов, правильный ответ на каждый  из которых предсказуем (развитие  логики). 4.   Составьте   примерный   опорный   сигнал   (схему,   набор   тезисов,   таблицу   и   т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания Ряд вопросов, на которые возможны  разные варианты ответа – гипотезы  решения (развитие творчества).  или   его   элементов.   В   идеале   каждый   элемент   опорного   сигнала   должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы. 5.  Запланируйте выражение решение проблемы       Например, вопрос: «Так как же мы решили проблему?» или изображение нового знания в виде схемы, рисунка, текста. 6.  Выберите задания для этапа  применения  нового знания.  6 Это должны быть задания, требующие от ученика применить новое знания (алгоритм, правило, понятие, закономерность) в работе по образцу, а затем – самостоятельно в новой ситуации.                   Проблемная ситуация – одна из закономерностей процессов мышления, его начальный   момент.   В   проблемной   ситуации   выделяются   три   основных   признака: неизвестное,   противоречие   и   потребность.  Проблемная   ситуация   характеризует определенное   психическое   состояние   ученика,     которое   помогает   ему   осознать противоречие   между   необходимостью   выполнить   задание   и   невозможностью осуществить это с помощью имеющихся знаний; осознание противоречия пробуждает у учащегося потребность в открытии (усвоении) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Развивается творческая деятельность учащихся: умение  решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем.  Заключение На основании вышеизложенного материала, можно сделать следующие выводы: 1.   Проблемное обучение ­ это тип развивающего обучения, в котором  сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность  учащихся с усвоением или готовых выводов науки, а система методов  построена с учетом целеполагания и принципа проблемности.  Проблемное  обучение призвано для реализации трёх основных целей: первая цель ­  сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков;  вторая цель ­ достигнуть высокого уровня развития школьников, развития  способности к самообучению, самообразованию; третья цель ­ сформировать  особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и  самостоятельность учащихся.  2. Достоинства проблемного обучения: обеспечивает особый тип мышления,  глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в  практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию  7 мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности  обучающихся.  Недостатки проблемного обучения: в меньшей мере чем другие типы обучения 3. применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует  больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по  сравнению с другими типами обучения 4. Проблемный   урок   обеспечивает   творческое   усвоение   знаний,   при   котором ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта   –   на   этапе   воспроизведения   (проговаривания)   знаний,     при   этом ученик сам   формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах. 5. Творческая    деятельность­ это    деятельность, в которой проявляются такие   как   продуктивность,   оригинальность   мышления, качества   личности, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке и т.д. Эти способности  развивает проблемное обучение:  оно ставит учащихся в условия, когда надо решать нестандартные задачи,  комбинировать  имеющиеся  знания,  выдвигать   гипотезы, искать пути решения проблем.  6. При     подготовке       проблемно­диалогического   урока   необходимо придерживаться составляющих  его этапов. 10 способов создания проблемных ситуаций по М.И. Махмутову 8 Приложение 1 1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.  2.   Использование   учебных   и   жизненных   ситуаций,   возникающих   при   выполнении учащимися   практических   заданий   в   школе,   дома   или   на   производстве,   в   ходе наблюдений за природой.  3.   Постановка   учебных   практических   заданий   на   объяснение   явления   или   поиск путей   его   практического   применения.   Примером   может   служить   любая исследовательская  работа  учащихся  на учебно – опытном   участке, в  мастерской, лаборатории и т.д.  4.   Побуждение   учащихся   к   анализу   фактов   и   явлений   действительности, порождающему   противоречия   между   житейскими   представлениями   и   научными понятиями об этих фактах.  5.   Выдвижение   предположений   (гипотез),   формулировка   выводов   и   их   опытная проверка.  6.   Побуждение   учащихся   к   сравнению,   сопоставлению   и   противопоставлению фактов,   явлений,   правил,   действий,   в   результате   которых   возникает   проблемная ситуация.  7.   Побуждение   учащихся   к   предварительному   обобщению   новых   фактов.   В   этом случае возникает проблемная ситуация, так как сравнение выявляет свойства новых фактов, необъяснимые их признаки.  8.   Ознакомление   учащихся   с   фактами,   носящими   как   будто   бы   необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке учебной проблемы. Обычно эти факты и явления как бы противоречат сложившимся у учеников представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью их прежних знаний.  9. Организация межпредметных связей.  10. Варьирование задачи, переформулировка вопроса.  Приложение 2 9 Характеристики сообщающего и проблемного обучения (по В. Оконю) Сообщающее обучение Проблемное обучение 1. Материал дается в готовом виде,  учитель обращает внимание прежде  всего на программу 2. В устной подаче материала или  через учебник возникают пробелы,  преграды и трудности, вызванные  временным выключением учащегося из  дидактического процесса 3. Темп передачи информации  ориентирован на более сильных,  средних или слабых учащихся 1. Новую информацию учащиеся получают в  ходе решения теоретических и практических  проблем 2. В ходе решения проблемы учащийся  преодолевает все трудности, его активность и  самостоятельность достигают здесь высокого  уровня 3. Темп передачи сведений зависит от  учащегося или группы учащихся 4. Контроль школьных достижений  только частично связан с процессом  обучения; он не является его  органической частью 4. Повышенная активность учащихся  способствует развитию позитивных мотивов и  уменьшает необходимость формальной  проверки результатов 5. Отсутствует возможность  обеспечения всем учащимся  стопроцентных результатов;  наибольшую трудность представляет  применение информации в практике 5. Результаты преподавания относительно  высокие и устойчивые. Учащиеся легче  применяют полученные знания в новых  ситуациях и одновременно развивают свои  умения и творческие способности   10 Четыре уровня проблемности в обучении:  Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании Приложение 3  и обсуждении учениками.  Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят   решение.   Учитель   направляет   ученика   на   самостоятельные   поиски путей   решения   (частично­поисковый   метод).   Здесь   наблюдается   отрыв   от образца, открывается простор для размышлений.  Ученик   ставит   проблему,   преподаватель   помогает   ее   решить.   У   ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.  Ученик сам ставит проблему и сам ее решает. Учитель даже не указывает на проблему:   ученик   должен   увидеть   ее   самостоятельно,   а   увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения. Умения учащихся разрешать проблемные ситуации включают: 1) умения видеть проблемы и ставить их самостоятельно; 2)   умения   создавать   гипотезу   решения,   оценивать   ее,   переходя   к   новой   в случае непродуктивности первоначальной; 3)   умения   направлять   и   изменять   ход   решения   в   соответствии   со   своими интересами; 4) умения оценить свое решение и решения собеседников.  Умения преподавателей управлять процессом разрешения проблемных ситуаций сводятся к следующим:  умения предвидеть возможные проблемы на пути достижения цели в проблемной ситуации;  умения   мгновенно   переформулировать   проблемную   ситуацию,   облегчая   или усложняя ее на основе регулирования количества неизвестных компонентов;  умения выбрать проблемные ситуации в соответствии с ходом мысли решающих проблему;   умения   непредвзято   оценить   варианты   решений   учащихся,   даже   в   случае   несовпадения точек зрения учеников и учителя. 11

Статья Использование проблемного обучения на уроках математики

Статья  Использование проблемного обучения на уроках математики

Статья Использование проблемного обучения на уроках математики

Статья  Использование проблемного обучения на уроках математики

Статья Использование проблемного обучения на уроках математики

Статья  Использование проблемного обучения на уроках математики

Статья Использование проблемного обучения на уроках математики

Статья  Использование проблемного обучения на уроках математики

Статья Использование проблемного обучения на уроках математики

Статья  Использование проблемного обучения на уроках математики

Статья Использование проблемного обучения на уроках математики

Статья  Использование проблемного обучения на уроках математики

Статья Использование проблемного обучения на уроках математики

Статья  Использование проблемного обучения на уроках математики

Статья Использование проблемного обучения на уроках математики

Статья  Использование проблемного обучения на уроках математики

Статья Использование проблемного обучения на уроках математики

Статья  Использование проблемного обучения на уроках математики

Статья Использование проблемного обучения на уроках математики

Статья  Использование проблемного обучения на уроках математики

Статья Использование проблемного обучения на уроках математики

Статья  Использование проблемного обучения на уроках математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2017