Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках математики"
Оценка 4.6

Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках математики"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
математика
8 кл
03.04.2017
Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках математики"
Для реализации личностно-ориентированного обучения возможно использовать технологию развития критического мышления (ТРКМ). Раскрыты принципы критического мышления и правила технологии РКМ; приведены примеры постановки вопросов при использовании технологии развития критического мышления. Приведена разработка урока по геометрии в 8 классе с использованием технологии развития критического мышления.
Использование технологии развития критического мышления на уроках математики.doc
Использование технологии развития критического мышления на уроках математики Три пути ведут к знанию:  путь размышления – это путь самый благородный,  путь подражания – это путь самый легкий и  путь опыта – это путь самый горький. Конфуций В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано  личностно­ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной  стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и  интересным. Технология развития критического мышления не только позволяет  нам это, но и увеличивает шансы на воспитание думающего ученика. Ведущие  целевые ориентации технологии развития критического мышления: мотивация к  учению. Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений. Развитие  рефлексивного мышления. Формирование обобщений. Цель применения технологии развития критического мышления: развитие  мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни  (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать,  рассматривать различные стороны решения). Технология РКМ: формирует самостоятельное мышление. Вооружает методами и  способами самостоятельной работы. Даёт возможность сознательно управлять  образовательным процессом в системе “учитель­ученик”. Позволяет влиять на  результат и цели образовательного процесса. Прежде определим признаки критического мышления:  Во­первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное.  Во­вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом  критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не  может мыслить критически. В­третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения  проблем, которые нужно решить В­четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.  Некоторые правила технологии РКМ: 1. Задавайтесь вопросами, интересуйтесь.  Речь идет не о поверхностном любопытстве, проявляющемся в том, чтобы всюду  совать свой нос, а о любознательности, пытливости, интеллектуальной жажде.  Вопросы могут служить мотивацией к изучению материала, могут способствовать  лучшему закреплению изученного, а также работать на рефлексию. Приёмы постановки вопросов: 1.”Толстый” и “тонкий” вопрос( этап контроля знаний). Составьте вопросы по  теме, по тексту. Толстый. Тонкий. Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….? 2. Таблица вопросов. Основой являются вопросы, начинающиеся с вопросительных слов.  Что? Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…? Когда? Кто? Как? Почему? Зачем? 2. Анализируйте идеи, предположения, тексты.   Анализ ­ это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс  мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части. Анализировать можно по нескольким направлениям: “это я уже знаю”, “это  я слышал”, “это не знаю”. Другой пример: “это я понимаю и объясню другому”,  “это я понимаю, но объяснить не смогу”, “это я не понимаю”.  “ИНСЕРТ” проставление значков в тексте(разметка текста).  ­ “уже знал”, + “новое”, (­) –“думал иначе или не знал” , ?­ не понял, есть  вопросы итоговая таблица. + (­) ? 3. Исследуйте факты, доказательства. 4. Высказывайте свои предложения, мысли, идеи, а также считайтесь с другими  мнениями. Пример урока  геометрии в 8 классе с использованием ТРКМ. Тема урока. Окружность. Взаимное расположение прямой и окружности. Цели урока: добиться умения самостоятельно формулировать определения  понятий: окружность, радиус, диаметр, хорда каждым учащимся. Изучить  возможности взаимного расположения прямой и окружности. Способствовать  формированию приёмов критического мышления, анализа и синтеза. Воспитание  коммуникативной культуры, приобретение опыта самостоятельной работы. ЗАДАЧИ  ЭТАПА Подготовить  уч­ся к работе  на уроке. Организация  познавательной  деятельности  уч­ся. ИНСТРУКЦИЯ ПО  ВЫПОЛНЕНИЮ  Приветствие. Организация  внимания. Результат Сообщить тему урока.  Игра “Верю­не верю ”. Какова, ребята, по вашему  мнению, будет цель нашего  урока? (приложение1) В тетради число и тема урока. Сформулировать  цель урока. 1. Орг.  этап.  1.мин 2.  Подготовк а к  изучению  нового  материала. 4 мин. 3.  Усвоение  новых  знаний.   (сам – но) 15 мин.  Дать  конкретное  представление  об изучаемых  понятиях. Сформулирова ть их  определение. Проанализиров ать связь между ними. 4.  Проверка  понимания нового  материала (Фронт.)     10 мин. 5.Закрепле ние  (Сам­но)    10 мин 6.  Подведени е итогов 5 мин. Осмысление  новых понятий  и  закономерносте й. Устранить  обнаруженные  пробелы. Закрепить  знания и  умения по  новому  материалу. Сообщить д\з. Подвести  итоги. 1.Читайте текст  приложение2 . 2.Что нового вы узнали?  Сравнили с ответами  “верю­не верю” в начале  урока. 3.Составте таблицу  вопросов по тексту. 4. Обменяйтесь вопросами  и ответами с соседом. 5.Работайте с таблицей  приложение 3. Используя  опорные слова,  сформулируйте  определения, обсудите их с соседом по парте.  6.Практическая работа  приложение4 Выполнить и сделать  выводы. Обсуждаем с классом  выполненные задания,  определения и выводы. Знакомимся с материалом в учебнике Стр.162 п.70 В тетради таблица вопросов. В тетради  записаны  определения  окружности,  радиуса, хорды  диаметра, Практическая  работа в тетради.  Вывод. В тетради  устранены  возникшие  пробелы 1.Задача: № 631 (а, в, д) 2..Составте свою задачу на  взаимное расположение  прямой и окружности. Ответ с  объяснением в  тетради. Что нового узнали на  уроке? Как вы понимаете эпиграф  перед текстом на листе. Оцените свою работу  (рефлексия –  приложение5): 10б­ всё  понял и могу рассказать  8б­всё понял , но  Воспроизвести  изучаемые  понятия. Выставить  отметки уч­ся  правильно  отвечающим на  уроке. рассказать не могу  6б­понял не всё 4б –ничего не понял, но  старался. Д\З выучить записи в  тетради , п.70, № 631(б, г),  №633. Игра “Верю­не верю” Цель игры: Вызвать интерес к изучению темы “окружность”, создать  положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по теме.  Проводится в начале урока, после сообщения темы. Вопрос  “+” верю,  “­” не верю Приложение1    1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий –  окружность? 2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным  элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова? 3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается  лишь в 16 веке? 4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает  “луч”? 5. Верите ли вы, что при заданном периметре именно  окружность ограничивает наибольшую площадь? 6. Верите ли вы, что в русском языке слово “круглый” означает  высшую степень чего­либо? 7. Верите ли вы, что выражение “ходить по кругу” когда­то  означало “прогресс”? 8. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает  “струна”? 9. Верите ли вы, что определение “касательной” уже есть в  первом учебнике геометрии ­ “Начала” Евклида? Приложение2 “Ни 30 лет, ни 30 столетий не оказывают никакого влияния на ясность или на  красоту геометрических истин”. Кэрролл Л. Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших  геометрических фигур. Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым  важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает “луч”. В  древности не было этого термина: Евклид и другие учёные говорили просто  “прямая из центра”, Ф. Виет писал что “радиус” ­ это “элегантное слово”.  Общепринятым термин “радиус” становится лишь в конце XVII в. Впервые термин  “радиус” встречается в “Геометрии” французского ученого Рамса, изданной в 1569 году. В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства.  Действительно в каждой своей точке окружность “устроена” одинаково, что  позволяет ей как бы двигаться “по себе”. На плоскости этим свойством обладает  еще лишь прямая. Одно из интереснейших свойств круга состоит в том, что он при  заданном периметре ограничивает максимальную площадь. В русском языке слово “круглый” тоже стало означать высокую степень чего­либо: “круглый отличник”, “круглый сирота” и даже “круглый дурак”. Если вы когда­ либо пробовали получить информацию от бюрократической организации, вас,  скорее всего “погоняли по кругу”. Фраза “ходить по кругу” обычно не  ассоциируется с прогрессом. Но в период индустриальной революции, выражение  “ходить по кругу” очень точно отражало прогресс. Шкивы и механизмы давали  машинам возможность увеличить производительность и значит сократить рабочую  неделю. Без понятия круга и окружности было бы трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы  получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам  разобраться, когда надо сажать растения и когда мы должны вставать. Представление об окружности даёт линия движения модели самолёта,  прикреплённого шнуром к руке человека, также обод колеса, спицы которого  соответствуют радиусам окружности. Термин “хорда” (от греческого “струна”)  был введён в современном смысле европейскими учёными в XII­XIII веках.  Определение касательной как прямой, имеющей с окружностью только одну  общую точку, встречается впервые в учебнике “Элементы геометрии”  французского математика Лежандра (1752­1833 гг.). В “Началах” Евклида даётся следующее определение: прямая касается круга, если она встречает круг, но при  продолжении не пересекает его. По материалам книг: Г. Глейзер “История математики в школе”, С Акимова  “Занимательная математика”.Прочитав текст, составьте в тетради таблицу  вопросов по нему, так чтобы вопрос начинался с указанного слова. Что? Почему? Когда? Кто? Где? Зачем? Приложение3  Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова. № рисунок Используемые ключевые понятия 1 2 3 4 Определяемое  понятие  Окружность Точки плоскости, одинаковое  расстояние, точка ­ центр. радиус Точки окружности, центр  окружности, отрезок. Хорда Отрезок, точки окружности. Диаметр Хорда окружности, центр  окружности. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Рассмотрите прямую m, точку М вне её и отрезок  МК. Постройте в тетради три окружности с центром в точке М:  1. Радиус окружности r < MK 2. Радиус окружности r = MK 3. Радиус окружности r >MK Приложение 4 Дайте определение расстояния от точки до прямой: Расстояние от точки до  прямой – это…Сделайте вывод о взаимном расположении прямой и окружности, в  зависимости от радиуса и расстояния от центра до прямой. Радиус окружности  меньше расстояния от  центра окружности до  прямой Прямая и окружность  ………. Радиус окружности  больше расстояния от  центра окружности до  прямой Прямая и окружность  ………. Радиус окружности равен  расстоянию от центра  окружности до прямой Прямая и окружность  ………. Обсудите свои выводы с товарищем по парте.  всё понял , но  рассказать не могу (8­ 10б) всё понял и могу рассказать(11­ 12б) Приложение 5 ничего не  понял, но  старался(1­4б) понял  не  всё(5­ 7б) Окружность Радиус Диаметр Хорда Урок закончен.

Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках математики"

Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках математики"

Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках математики"

Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках математики"

Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках математики"

Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках математики"

Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках математики"

Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках математики"

Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках математики"

Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках математики"

Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках математики"

Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках математики"

Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках математики"

Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017