Статья "Использование технологий группового обучения для развития ключевых компетенций обучающихся"

  • Повышение квалификации
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • docx
  • 05.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья предназначена для широкого круга педагогов . В ней раскрывается сущность и преимущества использования технологий группового обучения в образовательной деятельности, предложены конкретные методы и приемы данных технологий, описана методика организации работы на уроке с использованием технологий группового обучения. Материал статьи может использоваться для подготовки к педагогическому совету, семинару, открытому уроку, в педагогической деятельности.Материал статьи может использоваться для подготовки к педагогическому совету, семинару, открытому уроку, в педагогической деятельности.
Иконка файла материала технологии группового обучения.docx
Технологии группового обучения как средство развития ключевых компетенций обучающихся Подготовила: Погребнёва Г. А., учитель технологии МБОУ «Никифоровская СОШ№2» Общественный контакт вызывает своеобразное  возбуждение жизненной энергии людей,  результат которого определяется  не сложением, а умножением усилий.                                                                                                            К. Маркс Концептуальные позиции Групповые технологии обучения предполагают:                        Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную   работу   на   уроке   создают   групповые   формы   работы.   При организации   работы   в  парах   и   группах   каждый   ученик   мыслит,  не   просто сидит на уроке, предлагает своё  мнение,  пусть  оно  и  неверное, в группах   обсуждаются   разные   варианты   решения, рождаются   споры,   идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.            И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального   подхода   в   условиях   массового   обучения   (взаимодействие детей   ради   выявления   и   реализации   индивидуальных   возможностей   и потребностей). Групповые технологии обучения предполагают:  Взаимное обогащение учащихся в группе;  Организацию   совместных   действий,   ведущих   к   активизации   учебно­ познавательных процессов;  Распределение начальных действий и операций;  Коммуникацию;  Обмен способами действий;  Взаимопонимание   –   диктуется   характером   включения   учащихся   в совместную деятельность;  рефлексию Комплектование групп Свободное («по желанию») Организованное учителем Варианты полусвободного распределения в группы1.   Учитель   называет   только   количественный   состав   групп   и   представляет возможность учащимся создать группы самим. 2.   Дети   при   входе   в   класс   берут   карточки   и   образуют   соответствующие группы. 3. Учитель заранее готовит карточки с заданиями, которые объединены по содержанию общей темой. Школьники выбирают карточки и объединяются в тематические группы. Варианты организованного распределения в группы. 1. Учитель на столах заранее раскладывает карточки с фамилиями и именами детей, которые должны образовать учебную группу. 2.   При   входе   в   класс   учитель   сам   раздаёт   учащимся   цветные   карточки, которые позволят им объединиться в группы. 3. Учащиеся уже знают, что на столе с литерой «А» находятся задания самые сложные, «Б» – средние, «С» –легкие и т. п., и сами делают выбор, в какой группе они хотели бы работать. Социальные роли в группе Лидер Редактор Генератор идей Аналитик Консультант Эксперт Особенности организации деятельности  класс  делится  на  несколько  групп    каждая  группа  получает  конкретное  задание,  которое  может  быть (2 – 6 чел.) для  решения  конкретных  учебных  задач; как  одинаковое  для  всех,  так  и  дифференцированное;  в  результате     индивидуального     вклада     в    работу     каждого     члена группы  достигается  общая  цель;  выполнение  задания  под  руководством  учителя  или  лидера  группы;  презентация  работы  и  её  оценка. Технологический процесс обучения в группе 1. Подготовка к выполнению группового задания:  Постановка познавательной задачи (проблемная ситуация);  Инструктаж о последовательности работы;  Раздача дидактического материала по группам.2. Групповая работа  Знакомство с материалом, планирование работы в группе;  Распределение заданий внутри группы;  Индивидуальное выполнение задания;  Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;  Обсуждение общего задания  группы;  Подведение итогов группового задания. 3. Заключительная часть  Сообщение о результатах работы в группе;  Анализ познавательной задачи, рефлексия;  Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели;  Дополнительная информация учителя. Разновидности групповых технологий  Общественный смотр знаний  Групповой опрос  Учебная встреча  Диспут  Дебаты  Мастерская  Технология сотрудничества  Метод проектов  Игровые технологии Приёмы группового обучения  Мозговой штурм  Диада (работа в парах)  «Пила»  «Аквариум»  «Синтез мыслей»  Кейс­методики  Вертушка  Перекрёстные вопросы  Приёмы кругового воздействия Интересный приём «Ручеёк». В   «Ручейке»   идёт   общение   ребят   внутри   одного   ряда.   Для   этой   работы учитель   заготавливает   к   уроку   карточки   по   числу   учеников   в   ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. После работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются наодну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики следующего варианта не займут свои места. Можно проводить «Ручеёк» по вариантам, между группами. На   первом   этапе   в   группе   работают   «сильные»   ученики,   лидеры.   Причём, сначала дети невнимательно слушают, что говорят товарищи в группе, но так как оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности, они начинают   вслушиваться   в   ответ   товарищей,   если   необходимо   оказывать помощь. Моделирование урока с применением стратегии «Зигзаг». Класс   разбивается   на   группы.   Каждый   ученик   в   группе   получает индивидуальную   дидактическую   карточку,   материал   которой   отличен   от материала карточки другого члена группы, то есть каждый знает то, что не знает другой. Самостоятельно изучает информацию.  Далее ученики с одинаковыми  карточками объединяются в кооперативную группу, теперь у всех членов группы одинаковые карточки. ­ Обсудите  в группе  свой  материал, решите  какие  сведения  представляют особый интерес, подготовьте коллективный пересказ (опоры, схемы). Заканчивается   урок   фронтальной   работой   (первичное   закрепление)   – выступлением членов от каждой кооперативной группы. Такая форма проведения урока относится к коллективной форме обучения. Коллективные   виды   работ   делают   урок   более   интересным,   живым, воспитывают   у   детей   сознательное   отношение   к   учебному   труду, активизируют   мыслительную   деятельность,   дают   возможность   многократно повторять   материал,   помогают   учителю   объяснять   и   постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У   детей   повышается   уровень   развития,   обучения   и   воспитания.   Учитель получает   возможность   реально   осуществить   индивидуальный   подход   к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы,   давать   группам   задания   дифференцированные   по   трудности,   по объёму учебного материала.  Источники 1. Селевко К. Г. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998 2. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Ч.1, 4. –Ростов­н/Д: Изд­во «Учитель», 2005, 2007 3. festival.1september.ru/articles/414796/4. charko.narod.ru/tekst/an4/1.html 5. www.oot­kaf.ru/oot.htm