Статья предназначена для широкого круга педагогов . В ней раскрывается сущность и преимущества использования технологий группового обучения в образовательной деятельности, предложены конкретные методы и приемы данных технологий, описана методика организации работы на уроке с использованием технологий группового обучения.
Материал статьи может использоваться для подготовки к педагогическому совету, семинару, открытому уроку, в педагогической деятельности.Материал статьи может использоваться для подготовки к педагогическому совету, семинару, открытому уроку, в педагогической деятельности.
Технологии группового обучения как средство развития ключевых
компетенций обучающихся
Подготовила: Погребнёва Г. А.,
учитель технологии МБОУ «Никифоровская СОШ№2»
Общественный контакт вызывает своеобразное
возбуждение жизненной энергии людей,
результат которого определяется
не сложением, а умножением усилий.
К. Маркс
Концептуальные позиции
Групповые технологии обучения предполагают:
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в
активную работу на уроке создают групповые формы работы. При
организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто
сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах
обсуждаются разные варианты решения,
рождаются споры,
идёт
взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.
И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу
индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие
детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и
потребностей).
Групповые технологии обучения предполагают:
Взаимное обогащение учащихся в группе;
Организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно
познавательных процессов;
Распределение начальных действий и операций;
Коммуникацию;
Обмен способами действий;
Взаимопонимание – диктуется характером включения учащихся в
совместную деятельность;
рефлексию
Комплектование групп
Свободное («по желанию»)
Организованное учителем
Варианты полусвободного распределения в группы1. Учитель называет только количественный состав групп и представляет
возможность учащимся создать группы самим.
2. Дети при входе в класс берут карточки и образуют соответствующие
группы.
3. Учитель заранее готовит карточки с заданиями, которые объединены по
содержанию общей темой. Школьники выбирают карточки и объединяются в
тематические группы.
Варианты организованного распределения в группы.
1. Учитель на столах заранее раскладывает карточки с фамилиями и именами
детей, которые должны образовать учебную группу.
2. При входе в класс учитель сам раздаёт учащимся цветные карточки,
которые позволят им объединиться в группы.
3. Учащиеся уже знают, что на столе с литерой «А» находятся задания самые
сложные, «Б» – средние, «С» –легкие и т. п., и сами делают выбор, в какой
группе они хотели бы работать.
Социальные роли в группе
Лидер
Редактор
Генератор идей
Аналитик
Консультант
Эксперт
Особенности организации деятельности
класс делится на несколько групп
каждая группа получает конкретное задание, которое может быть
(2 – 6 чел.) для решения конкретных учебных задач;
как одинаковое для всех, так и дифференцированное;
в результате индивидуального вклада в работу каждого члена
группы достигается общая цель;
выполнение задания под руководством учителя или лидера группы;
презентация работы и её оценка.
Технологический процесс обучения в группе
1. Подготовка к выполнению группового задания:
Постановка познавательной задачи (проблемная ситуация);
Инструктаж о последовательности работы;
Раздача дидактического материала по группам.2. Групповая работа
Знакомство с материалом, планирование работы в группе;
Распределение заданий внутри группы;
Индивидуальное выполнение задания;
Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
Обсуждение общего задания группы;
Подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть
Сообщение о результатах работы в группе;
Анализ познавательной задачи, рефлексия;
Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели;
Дополнительная информация учителя.
Разновидности групповых технологий
Общественный смотр знаний
Групповой опрос
Учебная встреча
Диспут
Дебаты
Мастерская
Технология сотрудничества
Метод проектов
Игровые технологии
Приёмы группового обучения
Мозговой штурм
Диада (работа в парах)
«Пила»
«Аквариум»
«Синтез мыслей»
Кейсметодики
Вертушка
Перекрёстные вопросы
Приёмы кругового воздействия
Интересный приём «Ручеёк».
В «Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы
учитель заготавливает к уроку карточки по числу учеников в ряду.
Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят второго и третьего
ряда составляются аналогичные карточки. После работы в постоянных парах
начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение:
с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются наодну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики следующего
варианта не займут свои места.
Можно проводить «Ручеёк» по вариантам, между группами.
На первом этапе в группе работают «сильные» ученики, лидеры. Причём,
сначала дети невнимательно слушают, что говорят товарищи в группе, но так
как оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности, они
начинают вслушиваться в ответ товарищей, если необходимо оказывать
помощь.
Моделирование урока с применением стратегии «Зигзаг».
Класс разбивается на группы. Каждый ученик в группе получает
индивидуальную дидактическую карточку, материал которой отличен от
материала карточки другого члена группы, то есть каждый знает то, что не
знает другой. Самостоятельно изучает информацию.
Далее ученики с одинаковыми карточками объединяются в кооперативную
группу, теперь у всех членов группы одинаковые карточки.
Обсудите в группе свой материал, решите какие сведения представляют
особый интерес, подготовьте коллективный пересказ (опоры, схемы).
Заканчивается урок фронтальной работой (первичное закрепление) –
выступлением членов от каждой кооперативной группы.
Такая форма проведения урока относится к коллективной форме обучения.
Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым,
воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду,
активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно
повторять материал,
помогают учителю объяснять и постоянно
контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса.
У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель
получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к
обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на
группы, давать группам задания дифференцированные по трудности, по
объёму учебного материала.
Источники
1. Селевко К. Г. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.
– М.: Народное образование, 1998
2. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Ч.1, 4. –Ростовн/Д:
Издво «Учитель», 2005, 2007
3. festival.1september.ru/articles/414796/4. charko.narod.ru/tekst/an4/1.html
5. www.ootkaf.ru/oot.htm