Статья "Использования технологии блочно-модульного обучения на уроках литературы"
Оценка 4.8

Статья "Использования технологии блочно-модульного обучения на уроках литературы"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература +1
Взрослым
13.06.2018
Статья "Использования технологии  блочно-модульного обучения на уроках литературы"
Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимая решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Образовательное учреждение, выполняя заказ общества, должно вовлекать каждого студента в активный познавательный процесс, причём это должна быть активная познавательная деятельность каждого учащегося, предполагающая: - чёткое осознание им, где, каким образом, для чего эти знания могут быть применены; - умение работать в сотрудничестве для решения разнообразных проблем, проявляя при этом коммуникативные навыки; - умение находить необходимую информацию не только в информационных центрах своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах города, страны, всего мира. Решение этих задач стоит не только перед школой, так как процесс обучения современного человека не заканчивается даже в вузах. Он становится непрерывным. Нужна новая парадигма (теоретическая модель) образования: ученик – предметно-информационная среда – учитель. Решением этой проблемы является использование новых образовательных технологий, таких, как проблемная, проектная, информационно-коммуникационная, исследовательская, блочно- модульная. Все они личностно-ориентированы, в них осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучению каждого ученика, а также обучение в сотрудничестве. На уроках литературы, где большой объем материала и недостаточное количество учебных часов, особенно эффективно использование технологии блочно-модульного обучения.документ 248 кб
Статья Гизатулина О.И._.docx
Использования технологии  блочно­модульного обучения на уроках литературы Гизатулина О.И., преподаватель ГулГУ, Узбекистан Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимая решения, быстро адаптироваться   к   изменяющимся   условиям   жизни.   Образовательное учреждение, выполняя заказ общества, должно вовлекать каждого студента в активный   познавательный   процесс,   причём   это   должна   быть   активная познавательная  деятельность каждого учащегося, предполагающая: ­ чёткое осознание им, где, каким образом, для чего эти знания могут быть применены; ­ умение работать в сотрудничестве для решения разнообразных проблем, проявляя при этом коммуникативные навыки; ­ умение находить необходимую информацию не только в информационных центрах своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах города, страны, всего мира. Решение этих задач стоит не только перед школой, так как процесс обучения   современного   человека   не   заканчивается   даже   в   вузах.   Он становится непрерывным. Нужна новая парадигма (теоретическая модель) образования:   ученик   –   предметно­информационная   среда   –   учитель. Решением   этой  проблемы  является   использование   новых   образовательных технологий,   информационно­ коммуникационная,   модульная.  Все они личностно­ориентированы, в них осуществляется индивидуальный и дифференцированный   подход   к   обучению   каждого   ученика,   а   также обучение в сотрудничестве.   как   проблемная,   исследовательская,     проектная,   таких, блочно­ На уроках литературы, где большой объем материала и недостаточное эффективно особенно количество использование технологии блочно­модульного обучения. учебных часов,         Каждый учитель литературы сталкивается с проблемой отсутствия в учебниках   хорошо   продуманных,   разнообразных   заданий   и   вопросов   для раскрытия   идейного   замысла   и   понимания   содержания   художественных произведений. Даже если они и есть, то учащиеся по ним самостоятельно усваивать материал затрудняются из­за сложности формулировок. Возникает необходимость в разработке новых, наиболее приемлемых для школьников заданий по темам.  В этом учителю помогает применение технологии блочно­ модульного обучения, которая позволяет: ­ осуществлять дифференцированный подход в обучении; ­   дает   возможность   использования   различных   видов   деятельности (индивидуальной, в парах, в группах);               способствует   повышению   уровня   качества   обученности   учащихся, повышению мотивации к изучению литературы.            В конце 80­х – начале 90­х годов 20 века в педагогику «врывается»  термин из области технических наук, а именно «модуль». Стали говорить и писать   о   «принципе   модульного   обучения»,   «модульной   системе образования». В педагогике модуль рассматривается как важная часть всей системы, без   знания   которой   дидактическая   система   не   «срабатывает».   По   своему содержанию – это полный, логически завершенный блок. Он часто совпадает с темой дисциплины. Однако в отличие от темы в модуле все измеряется, все оценивается:   задание,   работа,   стартовый,   промежуточный   и   итоговый уровень знаний. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения   данного   модуля,   названы   навыки   и   умения.   Как   в программированном   обучении,   в   модульном   обучении   тоже   все запрограммировано:   не   только   последовательность   изучения   учебного материала, но и уровень его усвоения и контроль качества его усвоения.  Таким   образом,   блочно­модульное   обучение   включается   в   технологию программированного обучения. Программированное обучение возникло в начале 50­х годов 20 века, когда   американский   психолог   Б.Скиннер   предложил   повысить эффективность   управления   усвоением   материала,   построив   его   как последовательную  программу   подачи  порций   информации   и  их  контроля. Впоследствии Н.Краудер разработал разветвленные программы, которые в зависимости   от   результатов   контроля   предлагали   ученику   различный материал   для   самостоятельной   работы.        Под   программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного (компьютера, материала   с   помощью   обучающего   устройства   программированного   учебника,   модулей, кинотренажера и т.д.). Программированный учебный материал представляет собой   серию   сравнительно   небольших   порций   учебной   информации   специальных   карточек, («кадров»,   файлов,   «шагов»,   путеводителей,   «карточек­помощников), подаваемых в определенной логической последовательности. Сущность   блочно­модульного   обучения   состоит   в   том,   что   ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. законченных   Модуль ­   это   целевой   функциональный   узел,   в   котором   объединены учебное   содержание   и   технология   овладения   им.   Содержание   обучения представляется   в   самостоятельных   комплексах (информационных   блоках),   усвоение   которых   осуществляется   в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объем знания, но и на уровень его усвоения.   Модули   позволяют   перевести   обучение   на  субъект­субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить форму общения учителя и ученика. Основными компонентами модуля являются: точно сформулированная учебная цель (целевая программа); банк информации; методическое руководство по достижению целей; практические занятия по формированию необходимых умений;               контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле. Помня о том, что процесс обучения должен носить воспитательный и развивающий   характер,   следует   отметить   необходимость   выделения   по целям работы блоков развития, воспитания и обучения. Цели и задачи уроков литературы по технологии блочно­модульного обучения: Образовательные: развивать   системы   основных   умений,   обеспечивающих   овладение школьниками читательской деятельностью; научить   объяснять,   истолковывать,   раскрывать   художественный   смысл произведения, давать читательскую оценку на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке; учить строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико­литературные знания; характеризовать систему нравственных ценностей автора в литературном произведении,   анализировать   эпическое   и   лирическое   произведение   как художественное целое. Развивающие: способствовать развитию устной и письменной речи учащихся; учить   составлять   план   ответа,   записывать   тезисы   основных   положений учебной статьи, делать выводы и обобщения на основе работы с одним или с несколькими   источниками   информации,   создавать   устное   или   письменное высказывание на основе прочитанного; развивать   интеллектуально­образное   и   эмоциональное   восприятие художественного произведения; способствовать   развитию   творческих   способностей   учащихся,   их познавательной активности. Воспитательные: способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;  формировать у них активную жизненную позицию. Работа   по   этой   технологии   на   первое   место   ставит   воспитательные цели, поэтому на   уроках дети не боятся высказывать свое мнение, учатся быть добрыми, внимательными, сострадательными, учатся находить в жизни позитивные моменты.   Блок – это большой тематический раздел. Для каждого блока  разрабатывается дидактический комплекс, который включает в себя задание  (путеводитель, шаг, алгоритм – можно назвать как угодно). Каждый путеводитель будет иметь свои функции. Путеводитель № 1 выдается для выполнения опережающего домашнего  задания с целью актуализации знаний. Путеводитель № 2 необходим для изучения нового материала. Он включает в себя два раздела: первичное усвоение знаний (репродуктивные вопросы) осознание и осмысление материала (проблемные вопросы)   систему   Путеводитель  № 3 выдается с целью закрепления изученного (короткий по объему), а путеводитель  № 4 с целью применения полученных знаний (представляет знаний   и   инструкций   к   ним). Путеводитель № 5 предназначен для самоконтроля уровня усвоения нового материала и так далее. Все эти этапы можно регулировать каждому учителю на свое усмотрение, так как данную технологию еще называют и гибкой.  Технология   модульного   обучения   позволяет   учителю   оперировать   всеми типами уроков: изучение нового материала комплексное применение знаний обобщение и систематизация знаний комбинированный урок учетно­контрольный урок коррекции Плюсы и минусы технологии блочно­модульного обучения         Преимущества   работы   по   технологии   блочно­модульного   обучения состоят в том, что осуществляется: Дифференцированный подход в обучении Возможность (индивидуальной, в парах, в группах)   использования   различных   видов   деятельности    Повышение уровня качества обученности учащихся  Повышение мотивации в изучении литературы Такая технология  помогает развивать общеучебные умения и навыки: навык внимательного чтения; умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное; умение вычленять противоречия; умение формулировать проблемы, аргументировать, доказывать; исследовательские умения; умения участвовать в учебном диалоге, дискуссии, споре,  вести полемику; навыки   обращения   со   словарем,   справочником   и   другими   источниками информации; умение   планировать   текущую   и   перспективную   учебную   работу, организовать   себя   на   выполнение   поставленных   задач,   действовать   по алгоритму; умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль; умение составлять свой жизненный проект.           Блочно­модульное обучение является «гибкой» технологией, поэтому она   взаимосвязана   с   другими   образовательными   технологиями,   что   дает возможность   учителю   повышать   уровень   самообразования,   разнообразить форму   уроков,   развивать   творческие   способности   учащихся. Технологию  проектов  можно   использовать   как   завершающее   творческое задание после изучения большого блока тем.    Такая работа способствует развитию творческих способностей учащихся, развитию   умения работать в коллективе публикой. представлять перед   себя     и Элементы технологии развития критического мышления мною используются   при   составлении   путеводителей   к   урокам   по   блочно­ модульному   обучению   и   проверке   знания   текста   или   теоретического материала: кластеры, таблицы разного типа, «толстые» и «тонкие» вопросы, опросник   «Верно   ли,   что…?»,   продолжи   начало   и   т.д.   Эти   элементы помогают   выявить   уровень   знаний   учащихся,   глубину   понимания   темы, развивают   у   учащихся   умение   мыслить   логически   и   критически.                             Технология   блочно­модульного   обучения   требует использования информационно­коммуникационных технологий с целью подготовки материала в программах Word и Power Point, так как все задания к   урокам   –   это   презентация   того,   что   учащиеся   должны   сделать   для достижения урока.            Недостатки блочно­модульного обучения заключаются в том, что не все темы подходят к данной технологии; материал учебника недостаточно информативен; надо готовить большой объем печатной продукции к уроку. конкретного     цели   Список литературы: 1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. «Феникс», Ростов—на—Дону, 2009. —416 с. 2. Гареев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения. —М., , 2017. Н8, с. 35­38. 3. 4. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 2016. Скоробогатова   Г.Г.   Проблемная,   проектная,   модульная   и   модульно­блочная технология в работе учителя. М.: МИОО, 2002. — 69 с. 5. Учителю о педагогической технологии. М., 2009. 6. Цявичене П.Ю. Теория и практика модульного обучения. Каунас. 1989.

Статья "Использования технологии блочно-модульного обучения на уроках литературы"

Статья "Использования технологии  блочно-модульного обучения на уроках литературы"

Статья "Использования технологии блочно-модульного обучения на уроках литературы"

Статья "Использования технологии  блочно-модульного обучения на уроках литературы"

Статья "Использования технологии блочно-модульного обучения на уроках литературы"

Статья "Использования технологии  блочно-модульного обучения на уроках литературы"

Статья "Использования технологии блочно-модульного обучения на уроках литературы"

Статья "Использования технологии  блочно-модульного обучения на уроках литературы"

Статья "Использования технологии блочно-модульного обучения на уроках литературы"

Статья "Использования технологии  блочно-модульного обучения на уроках литературы"

Статья "Использования технологии блочно-модульного обучения на уроках литературы"

Статья "Использования технологии  блочно-модульного обучения на уроках литературы"

Статья "Использования технологии блочно-модульного обучения на уроках литературы"

Статья "Использования технологии  блочно-модульного обучения на уроках литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.