Статья "Исследовательская деятельность учащихся"
Оценка 4.9

Статья "Исследовательская деятельность учащихся"

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
математика
5 кл—7 кл
20.01.2017
Статья "Исследовательская деятельность учащихся"
Один из путей повышения эффективности обучения – это активизация познавательной деятельности учащихся. Достичь этого можно путем вовлечения учеников в исследовательскую работу. Исследовательский подход – это решение проблемных задач возрастающего уровня сложности, которые учащиеся должны выполнять самостоятельно. В статье представлен опыт ведения исследовательской работы по математике.
Исследовательская деятельность учащихся.doc
МАОУ «Лицей №6»  городского округа город Уфа  Республики Башкортостан ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ Тазетдинова Анастасия Николаевна 1 Уфа 2016 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение……………………………………………………………………....3 Глава 1 Об опыте подготовки и участия в XII НПК «Взгляд в будущее»…..3 Об опыте подготовки и участия в XIII НПК «Взгляд в будущее»….4 Глава 2 Учебная исследовательская работа на уроках………………………..5 Заключение…………………………………………………………………....7 Список литературы…………………………………………………………...8 2 ВВЕДЕНИЕ В   настоящее   время   во   многих   образовательных   учреждениях   введены предпрофильные   курсы.   Целью   этих   курсов   является   помощь   учащимся   в выборе   профиля   для   дальнейшего   обучения,   организация   индивидуальной исследовательской работы учеников. Чем раньше обучающийся определится в своих   интересах,   предпочтениях,   тем   интереснее   и   продуктивнее   будет   его работа, тем выше будет эффективность обучения.  личности   принадлежит Главный   путь   повышения   эффективности   обучения   –   в   активизации познавательной   деятельности   учащихся.   Огромная   роль   в   воспитании творческой   работе. Исследовательский   подход   –   это   решение   проблемных   задач   возрастающего уровня   сложности,   которые   учащиеся   должны   выполнять   самостоятельно. Ученики углубленно и творчески готовят выбранную ими тему и выступают с ней. Исследовательская работа, как правило, рассчитана на длительный срок (несколько недель). Школьники изучают проблему самостоятельно и полностью, проходя при этом основные этапы исследовательского пути:   исследовательской   − наблюдение и изучение фактов; − выявление ядра проблемы; − составление плана исследования; − реализация плана исследования; − формулировка результата; − оценка значимости сделанного, его возможное применение. Та истина, которую открывают школьники, не нова для науки, но она нова для  них,  открыта  заново   в  результате  самостоятельного  творческого   поиска. Причём   в   этом   поиске   могут   участвовать   не   только   сильные,   но   и   слабые учащиеся. Кто   же   занимается   исследовательской   деятельностью?   Те   неугомонные ребята, которые немного огорчены тем, что Америка была открыта без них, без них совершены первые кругосветные путешествия и полёты в космос, без них открыты законы, теоремы и многое­многое другое. Именно они будут искать новые факты,  смотреть по­новому на давным­давно известные истины, ставить и решать новые  задачи. Мне очень повезло, что среди моих учеников нашлись именно такие ребята. ГЛАВА I ОБ ОПЫТЕ ПОДГОТОВКИ И УЧАСТИЯ В XII НПК   «ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ» 3 На XII НПК «Взгляд в будущее» мои учащиеся приняли участие в работе двух секций – математики и информатики. Как нами были выбраны темы?  В  нашем   лицее   классными   руководителями   проводилось   анкетирование учащихся   с   целью   определения   качеств   их   характера.   Учащиеся   8   класса, выступавшие   на   секции   «Информатика»,   составили   программу   части   этой анкеты,   позволяющую   определить   степень   твёрдости   характера.   Причём пользоваться   этой   программой   мог   человек,   совершенно   не   знакомый   с программированием. Программа была выполнена в виде диалога, и респонденту предлагалось лишь ответить на поставленные вопросы набором на клавиатуре слов   «да»   или   «нет».   Результат   исследования   выводился   на   экран   в удобочитаемой   форме.   В   процессе   создания   этой   программы   учащиеся самостоятельно   изучили   несколько   новых   операторов,   с   помощью   которых смогли   создать   ещё   одну   программу,   определяющую   уровень   знания школьниками   начальных   классов   таблицы   умножения.   Итог   –   2   место   в номинации «Программный продукт». С   точки   зрения   учащихся,   выступивших   на   этой   конференции, исследовательская работа – это возможность проявить себя, попробовать свои силы, самостоятельно создать интеллектуальный продукт. Учащиеся   7­го   класса   только   начали   изучать   геометрию,   и   при прохождении   темы   «Треугольники»   задались   вопросом:   «Сколько   видов треугольников существует?» Этот вопрос и послужил отправной точкой нашего исследования.   Почти   все   учащиеся   класса   участвовали   в   отыскании разнообразных треугольников, возникло даже что­то вроде соревнования – чья информация   будет   интересней.   Были   найдены   треугольники:   египетские, Пифагоровы,   Наполеона,   Паскаля,   сферический,   невозможный,   полярный, звёздный,   Бермудский,   любовный…   Причём,   учащиеся   придумали   и   свой собственный треугольник – треугольник успеваемости 7 «Б». Работа   «Какие   бывают   треугольники»   была   признана   лучшей исследовательской работой в номинации «Геометрия». В процессе защиты мы увидели и недостатки: материал смотрелся бы выигрышнее, если бы плакаты и рисунки были представлены в виде презентации. Проведя научное исследование, мы сделали лишь половину дела, поняв, что успех во многом зависит от того, как оформлена и преподнесена работа. Именно это мы и учли при подготовке к следующей, XIII НПК. ОБ ОПЫТЕ ПОДГОТОВКИ И УЧАСТИЯ В XIII НПК   «ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ» Как были выбраны темы докладов для XIII НПК? Магия слов «Шкатулки Порции»   вдохновила   одного   из   учеников   на   самое   подробное   исследование логических задач, заданных коварной Порцией. Он обратил внимание на то, что рассуждения, найденные им в источниках, несколько многословны и громоздки. 4 Для улучшения восприятия мы свели рассуждения в таблицы и оказалось, что это очень удобно. Теперь перед нами встал вопрос: как показать экспертам все положительные качества нашей работы? Возникла необходимость использования современных   информационных   технологий,   ­   в   результате   мы   научились создавать презентацию. Следующая тема для исследования появилась, когда изучали простые и составные числа. Учащимся захотелось увидеть, как выглядит числовой узор, носящий название «Скатерть Улама». Но, как ни странно, никто из учащихся не смог найти это изображение. Пришлось рисовать самим, а попутно выяснять, как среди множества чисел отыскать простые. Мы нарисовали «Скатерть Улама» для 5 тысяч чисел, и не собираемся останавливаться на достигнутом. И,   конечно,   нас   не   мог   не   заинтересовать   треугольник   Наполеона. Доказательство   теоремы   Наполеона   провели   сами,   и   на   основе   теоремы придумали свои задачи. Работу оформили в виде презентации, таким образом, чтобы   и   эксперты,   и   участники   конференции   могли   видеть   каждый   этап доказательства теоремы и решения задачи. Что   дало   школьникам   участие   в   конференции?   Они,   кроме исследовательской   работы,   научились   грамотно   оформлять   результаты   своих исследований,   получили   опыт   проведения   защиты   творческой   работы   перед аудиторией, определились с целями и планами дальнейших исследований. ГЛАВА II УЧЕБНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ Целесообразно ли использовать исследовательскую работу на уроках? Я считаю,  что  целесообразно,  т.к. доказано,  что  развитие   личности  происходит лишь в преодолении трудностей, при решении проблем. Поисковая деятельность развивает личность ученика. Детская   исследовательская   работа   строится   по   законам   настоящей исследовательской   работы.   Заинтересованность   школьников   в   собственной исследовательской   работе   усиливается   наглядностью   своего   труда,   а   также успехом выступления с результатами своего исследования. Приведу пример учебной исследовательской работы на уроке математики в 6 классе при изучении темы «Длина окружности». Многие учителя объяснение этой темы проводят в виде лабораторной работы. На урок учащиеся приносят линейки, нитки и предметы, дно которых имеет форму круга (блюдца, чашки, корзинки   и   пр.).   В   ходе   работы   учащиеся,   «опоясывая»   ниткой   указанные предметы, находят длину окружности. Я внесла своё предложение в изучение данной темы. Класс делится на группы (с учётом уровня подготовки), каждой 5 группе   даётся   задание.   Причём   группе   более   слабых   учащихся   задание представлено более подробным алгоритмом, чем для группы сильных учащихся: Найти закономерность между длиной окружности и её диаметром. Задание для сильной группы Задание для группы учащихся послабее Измерьте   для   нескольких   предметов   длину   окружности   и   диаметр. Сравните   отношения   между   длиной   окружности   и   её   диаметром,   сделайте вывод. Задание для группы слабых учащихся 1. С помощью нитки измерьте длину окружности одного из предметов. 2. С помощью линейки измерьте диаметр окружности того же предмета. 3. Найдите отношение длины измеренной окружности к её диаметру. 4. Проделайте те же действия с остальными предметами. 5. Сравните полученные отношения. 6. Сделайте вывод. Затем   каждая   группа   делает   небольшой   доклад   о   результатах   своего исследования, а начинает выступление группа слабых учащихся. В результате выполненной работы все учащиеся могут сделать вывод о том, что отношение длины окружности к её диаметру – величина постоянная. Исследовательскую работу можно использовать и в 5 классе при изучении темы «Площадь прямоугольника. Площадь квадрата». Можно построить урок следующим образом: пересказав рассказ Л. Н. Толстого, провести исследование, как надо было двигаться Пахому, чтобы приобрести участок большей площади. Учащиеся,   как   правило,   высказывают   довольно   оригинальные   мысли,   в   том числе о скорости движения, перерывах для отдыха и пр., но всегда приходят к выводу, что участок должен быть квадратной формы. Таким образом учащиеся самостоятельно   формулируют   правило:   среди   прямоугольников   с   равным периметром наибольшую площадь имеет квадрат. А ведь эта тема проходится гораздо позже. У меня имеется опыт учебной исследовательской работы по следующим темам:   Площадь круга  Площадь поверхности куба  Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда  Объём куба и прямоугольного параллелепипеда 6  Масштаб  Решение квадратных уравнений  Признаки делимости  Арифметическая и геометрическая прогрессии и этот список будет продолжен. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Что даёт мне исследовательская работа с учащимися? Мне кажется, что цель учителя ­  не в натаскивании учащихся на оценку или на экзамен, и даже не в   том,   чтобы   дать   ученику   простой   набор   знаний,   умений,   навыков.   Цель   – развитие   личности   ученика.   Учебная   исследовательская   работа   учит   детей грамотно,   творчески   решать   проблемы,   причём   не   только   учебные,   но   и жизненные. Ранняя профилизация обучения даёт возможность сделать обучение математике   учащихся   6   –   8   классов   дифференцированным   и индивидуализированным. Кроме того, исследовательская работа в группах положительно влияет на повышение   мотивации   учебной   деятельности.   Ученики,   находящиеся   в творческом   поиске,   испытывают   радость   от   того,   что   проблема   решена, эмоциональный   подъём.   Они   учатся   формировать   свою   позицию,   свой   стиль мышления.   Ученики,   которые   занимаются   исследовательской   деятельностью, умеют собирать информацию, анализировать её, сопоставлять и сравнивать по различным параметрам, обобщать и делать выводы. И если ещё в среднем звене у учащихся будут сформированы навыки учебной исследовательской работы, им будет легче в старших классах делать самостоятельные исследования и проекты. 7 ЛИТЕРАТУРА 1. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.:  Педагогика, 1972. – 168с. 2. Мартишина Н.В. Ценностный компонент творческого потенциала  личности педагога. // Педагогика. ­ 2006. ­ № 3. ­ С. 48­57. 3. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. ­ СПб.:  Издательство «Михаил Сизов», 2002. ­ 320 с. 4. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. ­ М.:  Знание, 1986. ­ 80 с. 5. Формирование творческих способностей: сущность, условия,  эффективность: Сб. науч. Тр. / Свердл. инж. ­ пед. ин ­ т. ­ Свердловск,  1990. ­160с. 8

Статья "Исследовательская деятельность учащихся"

Статья "Исследовательская деятельность учащихся"

Статья "Исследовательская деятельность учащихся"

Статья "Исследовательская деятельность учащихся"

Статья "Исследовательская деятельность учащихся"

Статья "Исследовательская деятельность учащихся"

Статья "Исследовательская деятельность учащихся"

Статья "Исследовательская деятельность учащихся"

Статья "Исследовательская деятельность учащихся"

Статья "Исследовательская деятельность учащихся"

Статья "Исследовательская деятельность учащихся"

Статья "Исследовательская деятельность учащихся"

Статья "Исследовательская деятельность учащихся"

Статья "Исследовательская деятельность учащихся"

Статья "Исследовательская деятельность учащихся"

Статья "Исследовательская деятельность учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017