Статья из опыта работы на тему "Вариативная деятельность"
Оценка 4.8

Статья из опыта работы на тему "Вариативная деятельность"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
математика +2
1 кл—3 кл
04.12.2017
Статья из опыта работы на тему "Вариативная деятельность"
Всем известно, что давно устоявшаяся система образования обеспечивает усвоение детьми определенных знаний. Но практика показывает, что на данном этапе происходит разрыв между учебными навыками и умственном развитием детей в традиционно организованной системе обучения. Большинство детей страдают схематизмом, однообразием, стандартизацией мышления. Отсюда и отсутствие достаточной связи между содержанием обучения и действительными возможностями детей. Поэтому необходимо формировать у учащихся вариативный способ мышления. Благодаря вариативной деятельности в обучении становится возможным применение инновационных технологий в образовательном процессе начальной школы, что на данном этапе образования очень актуально.Из опыта работы. " Формирование вариативной деятельности на современном этапе образования по ФГОС является одним из средств развития современных технологий начального образования...."
вариативная деятельность.doc
С.А. Овчинникова  МКОУ СОШ  №15 г. Лиски ФОРМИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Всем известно, что давно устоявшаяся система образования обеспечивает усвоение детьми определенных знаний. Но практика показывает, что на данном этапе происходит разрыв между учебными навыками и умственном развитием детей   в   традиционно   организованной   системе   обучения.   Большинство   детей страдают   схематизмом,   однообразием,   стандартизацией   мышления.   Отсюда   и отсутствие достаточной связи между содержанием обучения и действительными возможностями   детей.   Поэтому   необходимо   формировать   у   учащихся   Благодаря   вариативной   деятельности   в вариативный   способ   мышления.   обучении   становится   возможным   применение   инновационных   технологий   в образовательном процессе начальной школы, что на данном этапе образования очень актуально. В результате внедрения принципа вариативности у учащихся формируются умения и навыки: умение активного самостоятельного поиска и выбора деятельности в рамках данного задания; умение оперировать понятиями, переносить свои решения и выводы в стандартные и нестандартные ситуации; гибкость   и   мобильность   решения;   коммуникативные   умения   учащихся.     В результате возникает мотивация к учебной деятельности.  Процесс   обучения   должен   быть   творческим.   Для   этого   используется проектная и исследовательская деятельность, что является одним из условий формирования   вариативного   мышления.   При   возникновении   проблемы возникают различные гипотезы и рассматриваются различные пути для решения этой   проблемы.   Особенно   часто   задания   проблемно­поискового   характера применяются на уроках математики. Вместо стандартной фразы «решите эту задачу» ­ ученики все чаще слышат: «Какое выражение является решением этой 1 задачи?»   или   «Запишите   решение   разными   способами»,   «Измените,   вопрос задачи   так,   чтобы   решение   соответствовало   данной   записи».   Также   нельзя забывать о задачах на смекалку, задачах на развитие.  Огромное поле деятельности для внедрения принципа вариативности на любом   уроке   создают   задание   вида:   «продолжите   логическую   цепочку», «найдите   закономерность   и   продолжите»,   «сравните»,   «найдите   лишнее», задания нестандартного вида и так далее.  Очень   хорошо   видно,   как   происходит   формирование   вариативной деятельности по программе УМК «Перспективная начальная школа», где новая тема никогда не дается в готовом виде. Эта работа осуществляется поэтапно, учитывая возрастные особенности младших школьников. Уже в первом класс на уроке письма на этапе, когда зрительная наглядность буквы переходит на ее изображение, дети анализируют, сравнивают, синтезируют различные элементы и выбирают нужное для написания этой буквы. Со второго класса учащиеся уже работают с обратными словарями, они наблюдают за словами, сравнивают их, сами делают вывод и формулируют правило, подтверждение которого видят в учебнике.   Таким   образом,   освоение   нового   материала   осуществляется посредством   формирования   вариативной   деятельности   на   основе   развития логики и интуиции. Если в первом и во втором классах эта работа ведется под руководством   учителя,   то   в   третьем   и   четвертом   классах   в   основном   все учащиеся экспериментируют и выдвигают различные гипотезы при выполнении предложенных   им   заданий   уже   самостоятельно.   А   учитель   на   данном   этапе только подводит итог. Параллельно на уроках преподавателю необходимо применять активные формы учебной деятельности. Это работа в группах, в парах, работа в режиме диалога. Это является еще одним необходимым условием для формирования вариативной   деятельности.   Именно   здесь   и   проявляются   коммуникативные умения учащихся.  2 Если на уроке ученик смело может оперировать понятиями, применять разные   варианты   понятия   в   той   или   иной   ситуации,   то   можно   судить   об успешном   формировании   вариативной   деятельности.   Так,   например,   понятие «подлежащее   и   сказуемое»,   «главные   члены   предложения»,   «грамматическая основа предложения», некоторые ученики знают в одном варианте. И если в задании встречается формулировка, которую  не знает ученик, то он испытывает чувство психологического дискомфорта, неуверенности в своих силах.  Также   при   освоении   нового   материала   на   уроках   математики   следует предложить   детям   разные   варианты   того   или   иного   алгоритма   вычислений, разные варианты запоминания таблицы умножения. Ребенок выберет доступный и понятный только ему вариант рассуждения. В результате, опираясь на принцип вариативности,   ученик   испытывает   чувство   удовлетворенности   от   учебного процесса,   уверенности   в   своих   силах.   Все   это   направлено   на   создание положительной мотивации и ситуации успеха в учебной деятельности.  В   процессе   формирования   вариативной   деятельности   используется интеграция   учебных   предметов. эмоциональные   и   познавательные   компоненты,   Интегрированные   уроки   содержат   которые   позволяют рассматривать   одно и то же понятие средствами разных учебных предметов. Так, например, урок чтения, где рассматривается художественное произведение о птицах, интегрируется с уроком «Окружающий мир» на эту же тему. Всю это ребёнку   предлагается   представить   в   виде   рисунка   (урок   ИЗО),   используя фрагмент урока музыки «Птичьи голоса».  В   настоящее   время   значимую   роль   в   обучении   школьников   играет тестирование –  одна из форм контроля формирования общеучебных умений и навыков. Именно в тестах наблюдается системность в переборе вариантов, а так же   выбор   правильного   варианта   ответа,   который   соответствует   заданному условию.   Работа   с   тестами,   несомненно,   дает   возможность   вариативности выбора учащимися заданий, с учетом уровня их подготовки (задания А, В, С тестов   по   уровню   сложности).   Используя   принцип   вариативности 3 последовательно и в системе, учитель должен постепенно усложнять задания, организуя   напряженную   практическую   деятельность   на   уроке,   исходя   из познавательных   возможностей   школьников,   усиливая   позитивную   мотивацию. Все   это   позволяет   опираться   на   зону   ближайшего   развития   ученика, ориентируясь на личностное обучение.  Таким   образом,   правильно   выбранные   подходы   к   формированию вариативной   деятельности   обеспечивают   положительный   результат: наблюдается   развитие   у   учащихся   инициативы,   творческого   поиска, ответственности   и   самостоятельности   выбора   действий   в   стандартных   и нестандартных   ситуациях,  формируется   мотивация   к   активной   деятельности, качественно   улучшается   результативность   учебной   и   практической деятельности. Принцип   вариативности   важен   не   только   в   обучении,   но   и     в формировании   у   ребенка   сознания     будущего   гражданина.   Не   секрет,   что   в современном обществе перед глазами ребенка проходит множество вариантов жизненных дорог: правильных и не очень, хороших и плохих. Очень важно для молодого  человека  не  растеряться,  быть  уверенным  при   выборе  правильного жизненного пути.  В   настоящее   время   психологи   рекомендуют   формировать   вариативное мышление уже в раннем детском возрасте, предоставляя ребенку право выбора в той или иной ситуации ещё в дошкольном учреждении. Например, воспитатель может предложить  игры на выбор, занятия по интересам ребёнка. Существуют даже рекомендации для родителей по этому вопросу. Так, например, предлагая ребенку, фрукты не следует говорить: «Съешь сначала яблоко, а потом я дам тебе грушу». Ребенок должен сам сделать свой выбор. Работа по формированию вариативного мышления ведется на протяжении многих   лет.   В   результате   этой   работы   создаются   условия   для   применения различных   вариантов   действий,   соответствующих   заданному   условию,   как   в обучении, так и в различных жизненных ситуациях. Именно при таких условиях 4 вариативной деятельности формируется инициативный, активный, творческий, самостоятельный человек, который уверенно чувствует себя в любых жизненных ситуациях.   5

Статья из опыта работы на тему "Вариативная деятельность"

Статья из опыта работы на тему "Вариативная деятельность"

Статья из опыта работы на тему "Вариативная деятельность"

Статья из опыта работы на тему "Вариативная деятельность"

Статья из опыта работы на тему "Вариативная деятельность"

Статья из опыта работы на тему "Вариативная деятельность"

Статья из опыта работы на тему "Вариативная деятельность"

Статья из опыта работы на тему "Вариативная деятельность"

Статья из опыта работы на тему "Вариативная деятельность"

Статья из опыта работы на тему "Вариативная деятельность"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2017