Статья "Из опыта работы" по теме «Развитие интереса учащихся начальных классов к научно-исследовательской и проектной деятельности через формирование устойчивой силы мышц- сгибателей пальцев, развитие и укрепление мелкой моторики у детей с ДЦП и (ОВЗ) »
Статья "Из опыта работы" по теме «Развитие интереса учащихся начальных классов к научно-исследовательской и проектной деятельности через формирование устойчивой силы мышц- сгибателей пальцев, развитие и укрепление мелкой моторики у детей с ДЦП и (ОВЗ) »
Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
18.03.2018
Данная тема актуальна для учителей начальных классов, обучающих детей-инвалидов с ДЦП, а также может быть полезна родителям в домашних занятиях с детьми. Развитие сенсомоторных реакций, формирование речемыслительных и интеллектуальных процессов, двигательной памяти и представления движений (это то, что характеризует сенсорную интеллектуальную культуру движений ребенка)Тема инновационного педагогического опыта
«Развитие интереса учащихся начальных классов к научно-исследовательской и проектной деятельности через формирование устойчивой силы мышц- сгибателей пальцев, развитие и укрепление мелкой моторики у детей с ДЦП и (ОВЗ) »
Источник изменений
Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельного передвижения, навыков самообслуживания, часто ставят больного ребенка с ДЦП и ОВЗ в полную зависимость от ближайшего окружения. С первых уроков обучения детей столкнулась с тем, что они не могут писать, не удерживают пальцами ручку и карандаш, а придерживают предметы запястьем.
Необходимо:
- развитие мотивационной, психоэмоциональной и волевой сфер учащихся через развитие и укрепление устойчивой силы мышц-сгибателей пальцев;
- создание благоприятных условий для формирования познавательной активности и творческой инициативы ребенка;
-овладение практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.
Идея изменений
Развитие координационных способностей на уроках физической культуры: точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, силовых и временных параметров движений, равновесия, ритма, скорости и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве, скоростных, скоростно-силовых упражнений; применение этих упражнений с различными предметами и усложнение этих упражнений на всех этапах уроков обучения грамоте, вовлекло меня и учащихся в творческий процесс исследовательской деятельности.
Учитываю:
-раннее комплексное и целенаправленное воздействие на мышцы пальцев рук с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
Применяю комплекс упражнений по развитию и укреплению силы мышц – сгибателей пальцев по шести направлениям:
-элементы самомассажа кисти и пальцев рук;
-использую различные предметы, многие из которых есть дома у каждого учащегося, требующие силового нажатия пальцами на них;
-провожу упражнения;
-игры с массажными мячиками, ковриками, эспандерами и другими предметами;
-ритмическую организацию движений, оказывающую положительное влияние на совершенствование слухо-зрительно-двигательной организации движений;
-упражнения, направленные на развитие чувствительности кончиков пальцев.
Данные упражнения способствовали не только более успешному освоению навыков письма элементов букв, букв, слогов, слов, предложений, на уроках математике письму цифр, но и получению знаний, умений, навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности путем приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности.
Концепция изменений:
Концепция изменений основана на интеграции задач уроков физической культуры, обучения грамоте (письмо), которая обеспечивает условия возникновения исследовательского поведения у детей с ДЦП и ОВЗ, которое формирует следующие умения:
-доверять заинтересованным сторонам в сотрудничестве;
-видеть проблему, обсуждать ее с учителем, с родителями;
- задавать вопросы;
-принимать, предложенные учителем, родителями предполагаемые пути решения этих вопросов;
-искать, предлагать и выдвигать свои гипотезы, предложения на заданные вопросы со всех сторон;
- наблюдать;
-классифицировать, группировать;
-видеть положительный результат тренировок, радоваться любому успеху и с желанием идти дальше, слегка усложняя то, что уже получается;
Учащийся овладевает целым рядом интегрированных умений:
-способностью ориентироваться в различных предметных областях знания;
-эффективно работать с информацией, полученной из разных источников;
-развивать основы творческого, продуктивного мышления, способности к продуктивному творчеству.
Актуальность
Исследовательская работа в начальной школе актуальна. Именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни. Одной из задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции учащегося в учебном процессе. Формирование интереса учащихся начальных классов к научно-исследовательской и проектной деятельности через формирование устойчивой силы мышц-сгибателей пальцев, развитие и укрепление мелкой моторики у детей с ДЦП и (ОВЗ) поддерживает любознательность, помогает поверить в свои силы и добиться хорошего результата своей деятельности, продвигает ребенка в своем личностном развитии.
Рекомендованные упражнения:
- стимулируют умственную деятельность детей;
-повышают общий тонус;
-снижают психоэмоциональное напряжение;
-способствуют хорошему эмоциональному настрою;
-координируют движения пальцев рук;
-приучают пальцы к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Новизна
Задачи координационного совершенствования у детей с ДЦП и ОВЗ:
-воспитание специфических координационных способностей;
-точное воспроизведение и дифференцирование параметров движений, к равновесию и ритму;
-выработка общих восприятий в виде чувства пространства, времени;
-дозирование мышечных усилий;
-развитие сенсомоторных реакций;
-формирование речемыслительных и интеллектуальных процессов, двигательной памяти и представления движений.
Это то, что характеризует сенсорную интеллектуальную культуру движений ребенка как личности, его индивидуальности.
У детей закладывается фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы, который является переходным к следующему исследованию. За одним исследованием последует новое, познание самого себя не стоит на месте.
Заметив свои положительные результаты, сравнивая их с предыдущими, ребенок желает рассказать в исследовательской работе о своих успехах другим детям с ДЦП и ОВЗ, применяя методы: наблюдение, беседы, сравнение, обобщение.
Ожидания
Деятельность, которая приносит успех и удовлетворение - вот двигатель развития. Основа такого развития принадлежит общению, взаимопониманию, доверию и взаимоуважению между детьми, родителями, учителями. Востребована и духовная составляющая, связанная с общением, обучением ребенка думать и сопереживать. Такой подход делает яркими и добрыми события о совместном творчестве и времяпровождении детей, родителей, учителей. Необходимость такого общения вытекает из природы поисковой, исследовательской деятельности, при которой поиск истины невозможен без дополнительной информации, общения со сверстниками, родителями.
Затруднения в реализации
Исследовательская деятельность, проводимая с учащимися с ДЦП и ОВЗ, предполагает небыстрого решения проблемы или гипотезы, так как требует больше времени наблюдения за самим собой, добыванием доказательной информации, оформлением работы, ожиданием результата, потому что все исследование строится на собственном опыте, а не на другом.
Риски
Риски педагогического опыта объясняются на начальном периоде работы, связанные с определением уровня способностей учащегося.
Условия реализации изменений (предлагаемого опыта работы)
Интеграция работы по развитию интереса учащихся начальных классов к научно-исследовательской и проектной деятельности через формирование устойчивой силы мышц- сгибателей пальцев, развитие и укрепление мелкой моторики у детей с ДЦП и (ОВЗ), применяемых учителем и социальными группами в сотрудничестве с родителями в едином направлении, дают положительные результаты
Результат изменений (использование предлагаемых способов обучения и воспитания)
-Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» по теме «Влияние упражнений на формирование устойчивой силы мышц-сгибателей пальцев у детей с ОВЗ на формирование навыков письма» лауреаты заочного тура (три участницы) ЦДО, ноябрь, 2014; очный тур, две участницы. Два Диплома 2 степени, ЦДО декабрь, 2014. (100%)
-Публикация в сборнике тезисов работ участников (3 участницы) XIV Всероссийской детской конференции научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» (17-19 декабря 2014г., ФГБУ «ДДО «Непецино»» УД Президента РФ). (100%)
-Всероссийский форум исследовательских и творческих работ «Мы - гордость Родины», аннотация к работе опубликована на сайте конкурса региональной общественной организации содействия эффективному развитию творческой и инновационной деятельности в современном образовании «Доктрина» 2 участника (заочный тур). (100%)
Медаль и Диплом 1 степени Серия МГР/1 №0046, Очный тур. Постановление № 1 от 18.02.2016г.(100%)
Описание инновационного опыта (размещается как приложение в формате статьи)
В исследовательской деятельности меня привлекает сам процесс исследования. Стоит поделиться какой-то мыслью, фразой или проблемой, связанной с улучшением здоровья учащихся, методикой, упражнением по улучшению качества обученности, на первый взгляд казавшейся ничем не привлекательной, но услышав нужную детскую фразу, и сразу появляются рядом дети, их родители, которым близка эта мысль. Мысль эта постепенно появляется на основе наблюдений у тех, кому это небезразлично от желания что-то изменить, помочь, заинтересовать в изменении, улучшении. И когда есть единомышленники, то надо эту мысль развивать и реализовывать. Все дело еще и в том, что эта мысль не отступает, она крутится в голове у каждого, кто вовлечен в этот процесс. Участники исследования участвуют на доверительной уважительной основе друг к другу. Любую идею обсуждаем вместе, подхватываем, как воздух какое-то направление и распределяем план работы каждого участника. Снова звоним, встречаемся и обсуждаем выполненное, и снова выстраиваются пути достижения какого-то этапа работы. И так пока не почувствуем, что где-то должен быть финал этой работы. Потом занимаемся оформлением работы. Подключаются и старшие школьники, братья или сестры младших школьников. Они обучают меньших в построении графиков, таблиц, в нахождении процентов. Вместе обсуждаем каждую фразу, напечатанную в работе. Важны мысли всех участников, хотя возрастное соотношение очень различно. И это соотношение дает какую-то стабильность, уверенность в себе всех участников. Понимание необходимости участия в исследовательской деятельности младших школьников, их родителей является важным звеном педагогического процесса, развитием интеллектуальной и духовной составляющей детской личности.
Исследовательская работа учащихся.docx
Создание благоприятных условий для формирования познавательной активности и
творческой инициативы ребенка, развитие его мотивационной и психоэмоциональной,
волевой сфер, формирование устойчивой силы мышц сгибателей пальцев, развитие и
укрепление мелкой моторики.
Статья "Из опыта работы" по теме «Развитие интереса учащихся начальных классов к научно-исследовательской и проектной деятельности через формирование устойчивой силы мышц- сгибателей пальцев, развитие и укрепление мелкой моторики у детей с ДЦП и (ОВЗ) »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.