Статья "Коммуникативные компетенции" 2-4 класс, русский язык
Оценка 4.6

Статья "Коммуникативные компетенции" 2-4 класс, русский язык

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русский язык
4 кл
16.03.2018
Статья "Коммуникативные компетенции" 2-4 класс, русский язык
материал включает в себя разработки приемов на уроках русского языка: пчелиный улей, детективное агентство, волшебная палочка, ассоциативный ряд. и други. я считаю , что с помощью разработанных мной приемов у учащихся повышается интерес и восприимчивость к обучению, развивается познавательная активностьв статье "Коммуникативные компетенции" описание приемов работы на уроках русского языка в 4 классе
статья Коммуникативные компетенции.docx
«Коммуникативные компетенции» Начальное звено образования — фундамент школьной учебы, ведь именно здесь закладывается  основа для формирования личности будущего гражданина. Оно призвано обеспечить последующее  становление и разностороннее развитие личности ребенка, целеустремленно обнаруживать ее  способности в разных видах деятельности, создать условия для полноценного усвоения базового  уровня образования и умения учиться. Современные дети приходят в школу с желанием действовать успешно, им нравится на уроке не  просто слушать, а ставить вопрос, обсуждать проблемы, брать интервью, принимать решение,  придумывать, фантазировать и тому подобное. Если учитель постоянно организует на своих уроках такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания — качественными. Такая  организация педагогической деятельности требует от учителя овладения новыми методами работы, внедрения новых педагогических технологий, необходимости  самому учителю учиться, творить,  развиваться и самосовершенствоваться. Какое же значение коммуникативной компетентности для младшего школьника? Во ­ первых, оно влияет на учебную успеваемость. Приведу  простой пример, если ученик  стесняется отвечать около доски или чувствует при этом избыточную тревогу, его реальный ответ  (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка,  соответственно, ниже. Полученный негативный опыт негативно повлияет на последующую учебную  деятельность. Во ­ вторых, от коммуникативной компетентности значительно зависит процесс адаптации ребенка  в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко  находит общий язык с одноклассниками, то чувствует психологический комфорт. И наоборот,  неумение контактировать с окружающими суживает круг друзей, вызывает ощущение неприятием, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения. В ­ третьих, коммуникативная компетентность может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности, но и благополучие его будущей жизни. Младший школьный возраст ­ оптимальный период наиболее активного обучения социальному  поведению, искусству общения между детьми, усвоения коммуникативных, речевых умений,  способов решения социальных ситуаций.         Одним из методов создания ситуации успеха младших школьников является коммуникативная деятельность ­ «разминка». Она внедряется для того, чтобы физически объединить учащихся;  поощрить их общаться друг с другом; установить доверительные отношения между детьми,  включить всех к совместной работе, дать возможность познать радость от проделанной работы и  полученных знаний. Например,   приветствие  «Давайте поздороваемся» – Здравствуйте те, кто родился  зимой! – Здравствуйте те, кто не хотел утром вставать с постели! – Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку! – Здравствуйте те, кто готов общаться! Такой способ здороваться способствует снятию мышечного напряжения и переключения внимания.  Таким, на первый взгляд,   нехитрым  образом,  мы наладили с вами  контакт, установили связь,  наладили общение. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы   создать  условия,  в которых ученик будет  учиться общению, сможет пережить радость достижений и горечь  поражений, сможет  осознать свои способности, поверит в себя. Таким  образом, главная функция разминки ­ создание благоприятного психологического климата  на уроке. Она  может заменять оргмоменты урока, а также использоваться как связное  звено между различными этапами урока. «Разминка» может быть использована: ­ Для знакомства участников обучения друг с другом; ­ Для объединения учащихся вместе; ­ Для активизации эмоциональной, умственной деятельности, сосредоточение на конкретном  учебном предмете в начале каждого занятия; ­ Для отдыха, изменения вида деятельности в течение занятия. Каждая разминка обязательно ограничивается во времени: «Время на выполнение работы 0,5 (1;  1,5; 2; 3) минуты».  Создать ситуацию успеха для каждого школьника возможно при условии развития  коммуникативной компетентности учеников. Сегодня я хочу  познакомить вас  с     приемами, которые я использую в своей работе. Это  и    диалог (участие  в  обсуждении вопросов), выступления  с  сообщениями, дискуссии. игра, живое  общение, языковая коммуникация ­  фундамент нашей  работы.  У младших школьников учебная деятельность формируется путем приобретения опыта культуры  поведения в социальном окружении, сотрудничества в различных видах деятельности. Вхождение  учащихся в общество поднимает роль социальной компетентности. Социальная компетентность  формируется у младших школьников при использовании интерактивных технологий, а именно ­  работы в группах. Работа в группах ­ технология, которую можно использовать для решения сложных проблем,  требующих коллективного разума. Чувство принадлежности к группе дает ученикам возможность  преодолеть трудности, возникающие на их пути. Когда дети учатся вместе с другими, они  чувствуют существенную эмоциональную и интеллектуальную поддержку, которая дает  возможность выйти за рамки их нынешнего уровня знаний и умений. Непринужденная обстановка в  малой группе способствует развитию у застенчивых учеников навыков межличностного общения. Предлагаю  алгоритм организации групповой работы 1. Объединение учеников в группы (4­6) человек. Предложить дать название группам по дням недели; нотного ряда; музыкальных инструментов;  цветов и тому подобное. Вариантов –множество. 2. Обсуждение ролей в группах. Для качественной работы в группе нужно выбрать: • командира ­ это лидер группы (сильный ученик) • секунданта ­ человека, который следит за временем и помогает в работе; • каллиграфа ­ того, кто красиво и правильно записывает ответы на задания; • мыслителя ­ того, кто дает идеи для лучшего решения задач. 3. Повторение правил работы в группах. 1) прочитайте задачи. 2) работать так, чтобы не мешать другим. 3) выслушивать мнения каждого члена группы. 4) пользоваться дополнительной литературой. 5) выполнять работу в определенное время. 6) давать возможность презентовать исследования всем членам группы. 7) соблюдать правила поднятой руки. 4. Решение задач каждой группой. 5. Презентация результатов работы групп. 6. Содержательная рефлексия Приём коллективного диалога.  Он  вовлекает ученика в активную познавательную  деятельность, учит чётко отвечать на вопросы, выслушивать другие точки зрения.  Звучит музыка­шум летнего леса. ­Какое время года вы представили? Почему? Теперь представьте себе зимний лес.  Сравните звуки  зимнего и  летнего леса, какие различия вы заметили?  Какие птицы живут в наших краях сейчас, зимой?А какие птицы живут летом?  Как  одним словом  можно назвать птиц живущих у нас летом? Как вы думаете, почему они  получили такое название?  А как,  одним словом  можно назвать тех птиц,  которые не улетают на  юг? Их называют оседлые.  А снегирь – это  какая птица?  Приходят к выводу, что ни зимующие, ни перелётные.  Птицы,  которые прилетают  к нам на зиму имеют особое название. Хотите узнать, как их  называют на  самом деле? Для этого разбейтесь по парам, возьмите карточку, прочитайте  , определите название   такого семейства птиц. II. Приём ассоциативного ряда.  Учащиеся учатся логически мыслить, решать проблемы,   взвешивать  различные  мнения, принимать продуманные решения, общаться с другими людьми Птиц, которые перелетают в тёплые страны, называют перелётные. Птиц, которые остаются на ________ в наших краях, называют зимующие.  Птиц, которые кочуют по заснеженным лесам, называют _______________. ­Итак, к какому выводу пришла 1 пара? У кого совпадает ответ с 1 парой?  Может быть у кого­то  другие слова?   Молодцы! А каких ещё кочующих птиц вы знаете? Чем они питаются зимой? Что интересного вы  можете мне рассказать о зимующих птицах? На  эти вопросы мы узнаем ответ, поработав с текстам. Каждая группа получает своё задание и выполняет его. III. Приём «Пчелиный улей».   Используя    опорный  текст,  каждая группа, выполняет  определённое задание. Групповая  работа направлена на развитие коммуникативных свойств  личности: у учащихся появляются навыки общения, риторическая грамотность, возрастает  самоуважение. Каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить  более полную информацию от своих сверстников. Ученик, рассматривая одну и ту же  проблему, смотрит на неё своими глазами и глазами других ребят.                                                               Гости с Севера. Зимой к нам прилетают гости с Севера. Из тайги прилетают снегири. Снегири – птицы не только  красивые, но и солидные: никогда не торопятся, не суетятся. И к тому же «рыцари»: самцы, как бы  ни были голодны, всегда уступят лучшие гроздья рябины самке. Зимою среди лесной тишины можно услышать громкое «чёт – чёт – чёт» ­ и тотчас же появится  стайка маленьких птичек – чечёток. Птички облепляют берёзы, повисают на тонких веточках боком или даже вниз головой – и лакомятся семенами берёзы. Трудное время зимой и у клестов. Трудно клестам потому, что именно в это время года у них  появляются птенцы. Из далёкой тундры прилетают к нам свиристели. Любимое лакомство свиристели – гроздья рябины. Весной все эти птицы улетают на свою родину – в северные леса. После  ознакомления  с  текстом  даются  задания группам 1 группа– придумывает вопросы к тексту;  2 группа  – используя текст, составляют  или   отгадывают кроссворд Общий вопрос  группам . Каких ещё кочующих птиц вы знаете?  ­Что же интересного вы узнали о кочующих птицах? Что вас удивило? Прием «Детективное агентство». Учащиеся учатся ассоциативно мыслить, словесно описывать  заданный  образ. Выполняя задание, ученики активизируют свой словарный запас.    Сейчас вы работники  детективного агентства. Ваша задача словесно описать расследуемый  объект, так его описать, чтобы вторая группа поняла, о чем речь. Каждый имеет право сказать  только 2 слова.   1  группа  дает описание,  используя только прилагательные.  (олимпиада,перемена,отпуск)                2 группа дает описание,  используя только существительные.  ( каникулы,компьютер,директор)     Прием "Волшебная палочка" применяю во время споров или когда дети вместе придумывают рассказ,  планируют  какое­либо дело, рассказывают  о чем­то.  Формируют  умение слушать других,   высказывать   своё   мнение,   активизируют   познавательную   деятельность,   дают возможность самореализации личности.  Инструкция:.  Право говорить получит только тот , у которого в руках находится волшебная  палочка. Все остальные внимательно слушают до тех пор, пока палочка не перейдет к ним. Когда  рассказчик закончит, он сам решит, кому передать палочку дальше. Прошу вас прочитайте рассказ “Одинаковые”.  Жили две неразлучные подружки­первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие,  светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе  учились только на пятерки. ­ Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки. Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме: ­ Я получила по  математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые… Мама внимательно  посмотрела на дочку и сказала……. Ты стала хуже… Вера, получила «3» потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это  значительно хуже. Вывод: умей сопереживать другу, поддерживать его.   Прием «Деловое интервью»  учит  включать в предложение как можно больше информации,  наполнять смыслом свой ответ,  не повторяться.  Формирует умение участвовать в свободной  беседе. Прием «Имитационная  игра»   учит учеников  мыслить творчески, нешаблонно  Я  молоток, Вы – море. Спросил Молоток у Моря: Отчего камни на твоём берегу такие гладкие, а я, сколько ни бью — все колючие и шершавые? А я их ласкаю, ­ прошептало Море.  Представленные  мною приёмы работы вызывают у детей интерес, учат рассуждать на  заданную тему, строить правильные предложения и вопросы, формируют умение слушать  других, высказывать своё мнение, активизируют познавательную деятельность, дают  возможность самореализации личности младших школьников, способствуют умению  общаться, т.е. являются эффективным средством развития коммуникативных компетенций  личности.  Упражнение «Хорошо­плохо» «Зима­ это хорошо…» «Зима­это плохо»  «Я, педагог, и это хорошо...», «Я, педагог, и это плохо..»  Для развития речи младших школьников использую методику говорения. Для концепции внимания,  настроения на положительную эмоциональную волну, снятия напряжения, подготовки  артикуляционного аппарата ребенка, использую скороговорки, артикуляционные минуты,  чистоговорки, речевые разминки, организационные стишки. С первого класса разучиваю с детьми различные физкультминутки, считалки.  Цель: развитие речи детей, памяти, артистических способностей. Считалки помогают определить руководителя в играх. Физкультминутки во время уроков проводят сами дети, тренируя тем самым память, развивая язык, обучаясь выступать перед  аудиторией.Основной принцип работы с детьми в классе ­ это создание условий для активного  продуктивного общения; отработка стандартных коммуникативных, речевых и игровых умений,  развитие личностных особенностей, открытости, спонтанности, расширение кругозора,  систематизации знаний по вопросам, которые интересуют детей, помощь в осознании себя, своих  возможностей, закрепление правил общения. В своей работе я использую ролевые игры, инсценировки, дидактические игры, диалоги, монологи,  презентации, ситуации общения. Наше время ­ это время кардинальных изменений в обществе. Именно сейчас нужны граждане,  которые способны принимать нестандартные решения, решать различные проблемы; граждане, у  которых хорошо развито критическое мышление; сформированы навыки эффективного общения,  которые умеют творчески работать. Поэтому перед современной школой остро стоит проблема  развития социальной деятельности учащихся, а именно: • способность формировать собственную точку зрения и уважать точку зрения других; • умение вступать в контакт со всеми людьми, избегать конфликтных ситуаций; • формировать видение самого себя во взаимозависимости с другими. .Нацеливаю детей на работу в группе, в паре, предлагаю посмотреть у соседа, сравнить свою работу с работой одноклассника, обменяться тетрадями. Такая работа способствует формированию  нравственных основ личности: учит налаживать контакт, доверять соседу по парте, планировать  общую работу, распределять обязанности, обсуждать предложенную учителем проблему, осваивать умение устного общения ­ доказательно излагать свою точку зрения, уважительно выслушивать  чужую точку зрения, принимать совместное решение, осуществлять взаимопроверку, таким  образом, формируется так называемая коммуникативная компетентность. Использую такие  методы, приемы и виды работы "Ассоциативный куст", "Мозговой штурм", "Реакция читателя"  "Чтение с пометками", "Синквейн", "Ребус», «Нарушенная последовательность»,  «Прогнозирование», «Взаимные вопросы», «Джигсоу», стратегия «Вопросы к автору»,  «Микрофон», «Да­Нетка», «Редактор», «Предвидение», «Кто быстрее и грамотнее выполнит задание», «Лови ошибку», «Незаконченные предложения», словарный диктант «Угадай слово»,  «Слоговой конструктор». Развитие коммуникативных умений и навыков ­ непрерывный педагогический процесс, требующий  усилий совместной деятельности ученика и учителя. Ценность и значимость коммуникативных  умений в том, что они выходят за рамки чисто учебных умений. За четыре года ученик встречается  с сотнями учебных задач, решение которых, помогают ему справиться с элементарной жизненной  ситуацией. Коммуникативные задачи ­ это те ситуации, с которыми ребенок постоянно встречается  в жизни. Сформированные  коммуникативные  умения ­ это уже новообразования личности,  которые присваиваются личностью и становятся ее достоянием. Коммуникативный ребенок умеет  слушать и слышать, и не только делиться переживаниями, но и сопереживать.  говорить. Уже   сейчас  среди учащихся  и  нас  с  вами  можно выделить   признаки людей с высокой  коммуникативной компетентностью: — быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации; — стремление понять другого человека в контексте ситуации; — уверенность в себе, адекватная включенность в ситуацию; — владение ситуацией, гибкость, — большая удовлетворенность общением; —   умение   эффективно   общаться   в   разных   статусно­ролевых   позициях,   устанавливая   и поддерживая   требуемые   рабочие   контакты   независимо,   а   иногда   и   вопреки   сложившимся отношениям; — высокий статус и популярность в коллективе; — умение организовать дружную совместную работу; — способность создавать благоприятный климат в коллективе. Вывод: Мы выбрали свой путь, который связан с педагогической деятельностью, поэтому давайте будем ей соответствовать! Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаем вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!

Статья "Коммуникативные компетенции" 2-4 класс, русский язык

Статья "Коммуникативные компетенции" 2-4 класс, русский язык

Статья "Коммуникативные компетенции" 2-4 класс, русский язык

Статья "Коммуникативные компетенции" 2-4 класс, русский язык

Статья "Коммуникативные компетенции" 2-4 класс, русский язык

Статья "Коммуникативные компетенции" 2-4 класс, русский язык

Статья "Коммуникативные компетенции" 2-4 класс, русский язык

Статья "Коммуникативные компетенции" 2-4 класс, русский язык

Статья "Коммуникативные компетенции" 2-4 класс, русский язык

Статья "Коммуникативные компетенции" 2-4 класс, русский язык
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2018