Статья "Коррекционно-оздоровительная работа с детьми с ОВЗ в условиях средней школы"
Оценка 5
Исследовательские работы +1
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
15.10.2017
Статья раскрывает ответы на вопросы: что обеспечивает коррекционно-оздоровительная работа в школе; какие данная работа использует принципы; какие включает направления. В статье описываются требования к условиям реализации содержания коррекционно-оздоровительной работы и оценку результатов данной работы. Также рассказывается о других составляющих данной работы: программно-методическое обеспечение, кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, информационное обеспечение.
Статья.doc
Статья: Коррекционнооздоровительная работа с детьми с ОВЗ
в условиях средней школы
Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по
сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социальноэкономические проблемы жизни
общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической
ситуации в России, порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и
нервнопсихического здоровья детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых школьников сократилось
в 5 раз, распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических
заболеваний – 50%, физиологической незрелости – 60%, более 20% детей имеют дефицит массы тела.
В связи с экономическими и социальными изменениями в государстве и обществе приоритетным
становится личностноориентированный подход в обучении и воспитании. Создание педагогических
условий на основе личностноориентированного подхода, оптимальных для каждого воспитанника,
предполагает формирование адаптивной социальнообразовательной среды. В настоящее время
проблеме воспитания и обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья уделяется
значительное внимание. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в
развитии.
Основной целью образовательного учреждения является создание оптимальных условий для
амплификации развития эмоциональноволевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных
качеств личности каждого ребенка. Коррекционнооздоровительное воздействие должно быть
направлено на преодоление и предупреждение нарушений развития, а также на формирование
определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной социализации детей с ОВЗ в
обществе.
Сегодня в образовательные учреждения поступают дети, имеющие не только хронические
заболевания, но и дети с ОВЗ. В процессе жизненных ситуаций к ним добавляются различные
дефекты, чему способствует низкое общее состояние социальной среды, нарушение экологии,
питания, гиподинамия. Все это наносит ущерб речи, восприятию, памяти, эмоциональноволевой
сфере, развитию личности в целом, и еще больше усугубляет здоровье ребенка с ограниченными
возможностями здоровья. Решение данной проблемы выдвигает актуальную необходимость поиска
путей, методов, направленных на успешную психологопедагогическую реабилитацию детей с
различными отклонениями в развитии, создание оптимальных условий для жизнедеятельности и
установление контакта этих детей с окружающим миром.
Правительство России уделяет большое значение вопросу сохранения здоровья. Наша школа не
является исключением. Поэтому перед каждым учителем стоит основная задача: сохранить здоровье
ребенка.
Коррекционнооздоровительная работа обеспечивает:
своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными
возможностями здоровья;
определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями
здоровья, детейинвалидов;
определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории
детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения
развития и степенью его выраженности;
создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья
основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в
образовательном учреждении;
осуществление индивидуально ориентированной психологомедикопедагогической помощи детям с
ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического
развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психологомедико
педагогической комиссии); разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и (или)
групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам
и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
реализацию системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями
здоровья;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с
ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Коррекционнооздоровительная работа предполагает использовать следующие принципы:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать
проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный
подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными
возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного
профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в
данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям)
непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования
детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных
законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными
возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные
учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с
родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными
возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы,
группы).
Коррекционнооздоровительная работа включает в себя взаимосвязанные направления, которые
отражают её основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными
возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по
оказанию им психологомедикопедагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
коррекционноразвивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в
освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом
развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного
учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся
(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных
психологопедагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации
обучающихся;
информационнопросветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по
вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со
всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими
недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Формой организованного взаимодействия специалистов образовательного учреждения
являются психологомедикопедагогический консилиум и служба комплексного сопровождения,
которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным
представителям).
В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное
партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения
с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и
другими институтами общества). Социальное партнёрство включает: сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности
обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными
возможностями здоровья;
сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами,
прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с
ограниченными возможностями здоровья;
сотрудничество с родительской общественностью.
Требования к условиям реализации содержания коррекционнооздоровительной работы
Психологопедагогическое обеспечение:
обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные
формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями
психологомедикопедагогической комиссии;
обеспечение психологопедагогических условий (коррекционная направленность учебно
воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного
психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его
эффективности, доступности);
обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения,
ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на
решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально
развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения,
специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые
образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с
учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося,
осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление
физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических
перегрузок обучающихся, соблюдение санитарногигиенических правил и норм);
обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени
выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении
воспитательных, культурноразвлекательных, спортивнооздоровительных и иных досуговых
мероприятий;
развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или)
физического развития.
Программнометодическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно
развивающие программы, диагностический и коррекционноразвивающий инструментарий,
необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагогапсихолога,
социального педагога, учителялогопеда и др.
В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития
по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных
(коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых
образовательных ресурсов.
Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение.
Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации,
имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или
другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.
Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности
соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Педагогические работники школы должны иметь чёткое представление об особенностях психического
и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и
технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.
Материальнотехническое обеспечение
Материальнотехническое обеспечение заключается в создании надлежащей материальнотехнической
базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционноразвивающую среды образовательного
учреждения, в том числе надлежащие материальнотехнические условия, обеспечивающие
возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или)
психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их
пребывания и обучения в учреждении (специально оборудованные учебные места, специализированное
учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические
средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного
пользования, для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации
спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания,
оздоровительных и лечебнопрофилактических мероприятий, хозяйственнобытового и санитарно
гигиенического обслуживания).
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной
среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в
передвижении, с использованием современных информационнокоммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями
здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к
информационнометодическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и
рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных,
аудио и видеоматериалов.
Оценка результатов коррекционнооздоровительной работы
педагога и всех специалистов, сопровождающих ребёнка с ОВЗ производится по результатам итоговой
аттестации обучающихся, психологического и логопедического исследования, результатов
медицинского обследования с занесением данных в дневники динамического наблюдения, карту
медикопсихологопедагогической помощи, речевую карту.
Статья "Коррекционно-оздоровительная работа с детьми с ОВЗ в условиях средней школы"
Статья "Коррекционно-оздоровительная работа с детьми с ОВЗ в условиях средней школы"
Статья "Коррекционно-оздоровительная работа с детьми с ОВЗ в условиях средней школы"
Статья "Коррекционно-оздоровительная работа с детьми с ОВЗ в условиях средней школы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.