Статья "Коррекционно-оздоровительная работа с детьми с ОВЗ в условиях средней школы"
Оценка 5

Статья "Коррекционно-оздоровительная работа с детьми с ОВЗ в условиях средней школы"

Оценка 5
Исследовательские работы +1
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
15.10.2017
Статья "Коррекционно-оздоровительная работа с детьми с ОВЗ в условиях средней школы"
Статья раскрывает ответы на вопросы: что обеспечивает коррекционно-оздоровительная работа в школе; какие данная работа использует принципы; какие включает направления. В статье описываются требования к условиям реализации содержания коррекционно-оздоровительной работы и оценку результатов данной работы. Также рассказывается о других составляющих данной работы: программно-методическое обеспечение, кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, информационное обеспечение.
Статья.doc
Статья: Коррекционно­оздоровительная работа с детьми с ОВЗ  в условиях средней школы      Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по  сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально­экономические проблемы жизни  общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической  ситуации в России, порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и  нервно­психического здоровья детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых школьников сократилось  в 5 раз, распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических  заболеваний – 50%, физиологической незрелости – 60%, более 20% детей имеют дефицит массы тела.       В связи с экономическими и социальными изменениями в государстве и обществе приоритетным  становится личностно­ориентированный подход в обучении и воспитании. Создание педагогических  условий на основе личностно­ориентированного подхода, оптимальных для каждого воспитанника,  предполагает формирование адаптивной социально­образовательной среды. В настоящее время  проблеме воспитания и обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья уделяется  значительное внимание. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в  развитии.        Основной целью образовательного учреждения является создание оптимальных условий для  амплификации развития эмоционально­волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных  качеств личности каждого ребенка. Коррекционно­оздоровительное воздействие должно быть  направлено на преодоление и предупреждение нарушений развития, а также на формирование  определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной социализации детей с ОВЗ в  обществе.       Сегодня в образовательные учреждения поступают дети, имеющие не только  хронические  заболевания, но и дети с ОВЗ. В процессе жизненных ситуаций к ним добавляются различные  дефекты, чему способствует низкое общее состояние социальной среды, нарушение экологии,  питания, гиподинамия. Все это наносит ущерб речи, восприятию, памяти, эмоционально­волевой  сфере, развитию личности в целом, и еще больше усугубляет здоровье ребенка с ограниченными  возможностями здоровья. Решение данной проблемы выдвигает актуальную необходимость поиска  путей, методов, направленных на успешную психолого­педагогическую реабилитацию детей с  различными отклонениями в развитии, создание оптимальных условий для жизнедеятельности и  установление контакта этих детей с окружающим миром.         Правительство России уделяет большое значение вопросу сохранения здоровья. Наша школа не  является исключением. Поэтому перед каждым учителем стоит основная задача: сохранить здоровье  ребенка.  Коррекционно­оздоровительная  работа обеспечивает: ­ своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными  возможностями здоровья; ­ определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями  здоровья, детей­инвалидов; ­ определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории  детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения  развития и степенью его выраженности; ­ создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья  основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в  образовательном учреждении; ­ осуществление индивидуально ориентированной психолого­медико­педагогической помощи детям с  ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического  развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого­медико­ педагогической комиссии); ­ разработку и реализацию индивидуальных учебных планов,  организацию индивидуальных и (или)  групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии; ­ обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам  и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг; реализацию системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями  здоровья; ­ оказание консультативной и методической помощи родителям  (законным представителям) детей с  ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.       Коррекционно­оздоровительная  работа предполагает использовать следующие принципы: ­ Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка. ­ Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный  подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными  возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного  профиля, взаимодействие и согласованность их действий  в решении проблем ребёнка; участие в  данном процессе всех участников образовательного процесса. ­ Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям)  непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению. ­ Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования  детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. ­ Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных  законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными  возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные  учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с  родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными  возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы,  группы).        Коррекционно­оздоровительная работа включает в себя взаимосвязанные направления, которые  отражают её основное содержание: ­ диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными  возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по  оказанию им психолого­медико­педагогической помощи в условиях образовательного учреждения; ­ коррекционно­развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в  освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом  развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного  учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся  (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); ­ консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с  ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных  психолого­педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации  обучающихся; ­ информационно­просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по  вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со  всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Формой организованного взаимодействия специалистов образовательного учреждения  являются психолого­медико­педагогический консилиум и служба комплексного сопровождения,  которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным  представителям). В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное  партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения  с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и  другими институтами общества). Социальное партнёрство включает: ­ сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности  обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными  возможностями здоровья; ­ сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами,  прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с  ограниченными возможностями здоровья; ­ сотрудничество с родительской общественностью.           Требования к условиям реализации содержания коррекционно­оздоровительной работы  Психолого­педагогическое обеспечение: ­ обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные  формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями  психолого­медико­педагогической комиссии; ­ обеспечение психолого­педагогических условий (коррекционная направленность учебно­ воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного  психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе  информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его  эффективности, доступности); ­ обеспечение специализированных условий  (выдвижение комплекса специальных задач обучения,  ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на  решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально  развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения,  специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые  образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с  учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося,  осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях); ­ обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление  физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических  перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно­гигиенических правил и норм); ­ обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени  выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении  воспитательных, культурно­развлекательных, спортивно­оздоровительных и иных досуговых  мероприятий; ­ развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или)  физического развития. Программно­методическое обеспечение В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно­ развивающие программы, диагностический и коррекционно­развивающий инструментарий,  необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога­психолога,  социального педагога, учителя­логопеда и др. В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития  по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных  (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных  (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых  образовательных ресурсов. Кадровое обеспечение Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение.  Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации,  имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или  другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности  соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Педагогические работники школы должны иметь чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и  технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса. Материально­техническое обеспечение Материально­техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально­технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно­развивающую среды  образовательного  учреждения, в том числе  надлежащие  материально­технические условия, обеспечивающие  возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или)  психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их  пребывания и обучения в учреждении (специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические  средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного  пользования, для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации  спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания,  оздоровительных и лечебно­профилактических мероприятий, хозяйственно­бытового и санитарно­ гигиенического обслуживания). Информационное обеспечение Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной  среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в  передвижении, с использованием современных информационно­коммуникационных технологий. Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями  здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к  информационно­методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и  рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных,  аудио­ и видеоматериалов. Оценка результатов коррекционно­оздоровительной работы педагога и всех специалистов, сопровождающих ребёнка с ОВЗ производится по результатам итоговой аттестации обучающихся, психологического и логопедического исследования, результатов  медицинского обследования с занесением данных в дневники динамического наблюдения, карту  медико­психолого­педагогической помощи, речевую карту.

Статья "Коррекционно-оздоровительная работа с детьми с ОВЗ в условиях средней школы"

Статья "Коррекционно-оздоровительная работа с детьми с ОВЗ в условиях средней школы"

Статья "Коррекционно-оздоровительная работа с детьми с ОВЗ в условиях средней школы"

Статья "Коррекционно-оздоровительная работа с детьми с ОВЗ в условиях средней школы"

Статья "Коррекционно-оздоровительная работа с детьми с ОВЗ в условиях средней школы"

Статья "Коррекционно-оздоровительная работа с детьми с ОВЗ в условиях средней школы"

Статья "Коррекционно-оздоровительная работа с детьми с ОВЗ в условиях средней школы"

Статья "Коррекционно-оздоровительная работа с детьми с ОВЗ в условиях средней школы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2017