Статья "Коррекция слоговой структуры у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях".
Оценка 4.8
Научные работы
docx
дефектология
Детсад
07.08.2018
В данной статье отражены типичные ошибки звукослоговой структуры слова, а также сложности коммуникативной стороны у дошкольников, связанные с нарушением слоговой структуры. Материал ориентирован на аудиторию педагогов, родителей. В статье можно ознакомиться с методикой коррекционной работы, направленной на коррекцию слоговой структуры слова, с описание целей и содержанием этапов.
Коррекция ЗСС на занятиях.docx
Коррекция слоговой структуры у дошкольников с ОНР
на логопедических занятиях.
Нарушение слоговой структуры слов выявляется при логопедическом
обследовании детей с общим недоразвитием речи. Задания даются в устной форме:
проговаривание слов с постепенным усложнением слоговой структуры с опорой на
предметную картинку и без нее, проговаривание простых предложений, слуховой
диктант. Слова подбираются с определенными звуками и с разным количеством и
типами слогов; слова со стечениями согласных в начале, середине и в конце слова.
В результате выполненных заданий отмечаются следующие типичные ошибки:
учащиеся звуки в словах произносят невнятно, искажают чаще всего шипящие,
соноры;
наблюдаются пропуски гласных и согласных букв – «тава» – трава;
перестановки и выпадение слогов – «кокродил», «кродил» – крокодил;
появление лишних букв или слогов в слове – «монотоцикил» – мотоцикл;
искажение более сложных слов – «скородова» – сковорода.
Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от
незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в
условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двусложных
слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.
Дошкольники с речевой патологией часто сознательно избегают употребления в
спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым
скрыть свой дефект от окружающих [1].
На усвоение слоговой структуры слова влияют некоторые закономерности
звуковой действительности русского языка, общее и речевое развитие ребенка, в
частности состояния, его слухового восприятия и уровень его артикуляторных
возможностей. В ходе овладения слоговой структуры слова у ребенка формируется
определенный практический опыт в осуществлении анализа и синтеза, в фонетической
сфере общения, что является одной из важнейших предпосылок к усвоению грамотного
письма [4].
Обучение письму на русском языке осуществляется по так называемому
аналитикосинтетическому методу. Ребенок, овладевающий грамотой, еще до начала
записи предложения должен уметь выделять в нем отдельные слова, уловив границы
между ними, и определять звукослоговой состав каждого слова. Если же такой анализ
речевого потока ребенку недоступен, то возможно появление конкретных
специфических ошибок письма, снижающих возможности полноценного овладения
навыками письма и чтения. Затруднения в восприятии и воспроизведении слогового
состава слова осложняют формирование у детей словарного запаса, так как
усложняющаяся последовательность искажений приводит к замене одного слова
другим [3].
Традиционная методика коррекционной работы по преодолению нарушений
слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и
речедвигательных навыков, в которой можно выделить два этапа: Подготовительный
(работа проводится на невербальном и вербальном
материале).
Цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры
слов родного языка. Стержневым моментом на этом этапе обучения является
специально организованная эмоциональная игра с определенной учебно – речевой
задачей. Эти упражнения направлены на развитие не только фонетической стороны
речи, но и психических процессов.
При работе на невербальном материале проводятся игры и упражнения на
развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти,
работа над ритмом, упражнения на формирование динамического праксиса рук и
развитие реципрокной координации рук, графические упражнения.
При работе на вербальном материале игры и упражнения направлены на
формирование
Формирование
звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей: оно тесно
связано с усвоением слов разной слоговой структурой.
пространственновременных представлений.
Собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале). Цель
этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у
конкретного ребенка с ОНР. Проводится работа на уровне гласных звуков, на уровне
слогов, на уровне слов. Для повышения качества самоконтроля особое значение
отводится работе помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и
тактильного [1].
Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слов
проводится работа над звуконаполняемостью слов, коррекцией звукопроизношения,
так как все это – решающие факторы в фонетически правильном формировании у
ребенка слова. Данная работа должна вестись длительно, по принципу от простого к
сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей и с применением наглядности.
Особое место в системе коррекционной работы по формированию слоговой
структуры слов занимает логопедическая ритмика и служит цели нормализации
двигательных функций и речи, объединяет как работу по коррекции моторики, так
психотерапевтические и общевоспитательные мероприятия. (Это физкультминутки с
речевым материалом, упражнения типа «расскажи стихи руками»).
На коррекционном этапе проводится работа на вербальном материале. Она
состояла из уровней: уровень гласных звуков, уровень слогов и уровень слова.
Материал предлагался постепенно, с усложнением слоговой структуры слов и в
определенной последовательности. Порядок обработки слов с различными типами
слоговой структуры предложен Е.С. Большаковой:
двусложные слова из открытых слогов (вата);
трехсложные слова из открытых слогов (машина);
односложные слова, представляющие собой закрытый слог (мак);
двусложные слова с закрытым слогом (лимон);
двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка);
двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник);
трехсложные слова с закрытым слогом (теремок);
трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус);
трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка);
односложные слова со стечением согласных в начале и конце слова (флаг,
винт);
двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда);
четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза) [2].
Таким образом, коррекция нарушений слоговой структуры слов у детей
дошкольного возраста с ОНР будет эффективна при условии: поэтапного проведения
занятий, предусматривающих работу на невербальном и вербальном материале;
осуществления систематизированной,
применения
современных подходов; привлечения в логопедический процесс воспитателей и
родителей.
комплексной коррекции;
Применение современных форм коррекционной работы способствует повышению
мотивации к учебным занятиям, сокращению периода ввода поставленных звуков в
речь, развитию интереса к словообразованию, словоизменению и к различным
действиям со звучащим словом.
Литература:
1.
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений
слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2004.
1996.
2.
3.
Большакова Е.С. Работа логопеда с дошкольниками.– М.: Просвещение,
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
4.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у
младших школьников: Учебное пособие – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
Статья "Коррекция слоговой структуры у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях".
Статья "Коррекция слоговой структуры у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях".
Статья "Коррекция слоговой структуры у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.