Статья "Коррекция слоговой структуры у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях".
Оценка 4.8

Статья "Коррекция слоговой структуры у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях".

Оценка 4.8
Научные работы
docx
дефектология
Детсад
07.08.2018
Статья "Коррекция слоговой структуры у дошкольников с ОНР  на логопедических занятиях".
В данной статье отражены типичные ошибки звукослоговой структуры слова, а также сложности коммуникативной стороны у дошкольников, связанные с нарушением слоговой структуры. Материал ориентирован на аудиторию педагогов, родителей. В статье можно ознакомиться с методикой коррекционной работы, направленной на коррекцию слоговой структуры слова, с описание целей и содержанием этапов.
Коррекция ЗСС на занятиях.docx
Коррекция слоговой структуры у дошкольников с ОНР  на логопедических занятиях. Нарушение   слоговой   структуры   слов   выявляется   при   логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Задания даются в устной форме: проговаривание   слов   с  постепенным   усложнением   слоговой   структуры   с  опорой   на предметную   картинку   и   без   нее,   проговаривание     простых   предложений,   слуховой диктант.   Слова   подбираются   с   определенными   звуками   и   с   разным   количеством   и типами слогов; слова со стечениями согласных в начале, середине и в конце слова.  В результате выполненных заданий отмечаются следующие типичные ошибки: ­ учащиеся звуки в словах произносят невнятно, искажают чаще всего шипящие, соноры;  ­ наблюдаются пропуски гласных и согласных букв – «тава» – трава;  ­ перестановки и выпадение слогов – «кокродил», «кродил» – крокодил;  ­ появление лишних букв или слогов в слове – «монотоцикил» – мотоцикл; ­  искажение более сложных слов – «скородова» – сковорода. Как   правило,   диапазон   данных   нарушений   широко   варьируется:   от незначительных   трудностей   произношения   слов   сложной   слоговой   структуры   в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двусложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.  Дошкольники  с речевой патологией часто сознательно избегают употребления в спонтанной   речи   наиболее   труднопроизносимых   для   них   слов,   пытаясь   тем   самым скрыть свой дефект от окружающих [1].  На   усвоение   слоговой   структуры   слова   влияют   некоторые   закономерности звуковой   действительности   русского   языка,   общее   и   речевое   развитие   ребенка,   в частности   состояния,   его   слухового   восприятия   и   уровень   его   артикуляторных возможностей. В ходе овладения слоговой структуры слова у ребенка формируется определенный практический опыт в осуществлении анализа и синтеза, в фонетической сфере общения, что является одной из важнейших предпосылок к усвоению грамотного письма [4]. Обучение   письму   на   русском   языке   осуществляется   по   так   называемому аналитико­синтетическому методу. Ребенок, овладевающий грамотой, еще до начала записи предложения должен уметь выделять в нем отдельные слова, уловив границы между ними, и определять звукослоговой состав каждого слова. Если же такой анализ речевого   потока   ребенку   недоступен,   то   возможно   появление   конкретных специфических   ошибок   письма,   снижающих   возможности   полноценного   овладения навыками письма и чтения. Затруднения в восприятии и воспроизведении слогового состава   слова   осложняют   формирование   у   детей   словарного   запаса,   так   как усложняющаяся   последовательность   искажений   приводит   к   замене   одного   слова другим [3].  Традиционная   методика   коррекционной   работы   по   преодолению   нарушений слоговой   структуры   слов   складывается   из   развития   речеслухового   восприятия   и речедвигательных  навыков, в которой можно выделить два этапа: Подготовительный  (работа   проводится   на   невербальном   и   вербальном материале).  Цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов   родного   языка.   Стержневым   моментом   на   этом   этапе   обучения   является специально   организованная   эмоциональная   игра   с   определенной   учебно   –   речевой задачей. Эти упражнения направлены на развитие  не только фонетической стороны речи, но и психических процессов. При   работе   на   невербальном   материале   проводятся   игры   и   упражнения   на развитие   концентрации   слухового   внимания,  слухового   гнозиса   и   слуховой   памяти, работа   над   ритмом,   упражнения   на   формирование   динамического   праксиса   рук   и развитие реципрокной координации рук, графические упражнения. При   работе   на   вербальном   материале   игры   и   упражнения   направлены   на формирование   Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структурой.    пространственно­временных   представлений. Собственно   коррекционный  (работа   ведется   на   вербальном   материале).   Цель этого   этапа   –   непосредственная   коррекция   дефектов   слоговой   структуры   слов   у конкретного ребенка с ОНР. Проводится работа на уровне гласных звуков, на уровне слогов,   на   уровне   слов.   Для   повышения   качества   самоконтроля   особое   значение отводится   работе   помимо   речевого   анализатора   также   слухового,   зрительного   и  тактильного [1]. Параллельно   с   работой   по   совершенствованию   слоговой   структуры   слов проводится   работа   над   звуконаполняемостью   слов,   коррекцией   звукопроизношения, так   как   все  это  –  решающие   факторы  в  фонетически  правильном   формировании   у ребенка слова. Данная работа должна вестись длительно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей и с применением наглядности. Особое   место   в   системе   коррекционной   работы   по   формированию   слоговой структуры   слов   занимает   логопедическая   ритмика   и   служит   цели   нормализации двигательных функций и речи, объединяет как работу по коррекции моторики, так психотерапевтические и общевоспитательные мероприятия. (Это физкультминутки с речевым материалом, упражнения типа «расскажи стихи руками»). На   коррекционном   этапе   проводится   работа   на   вербальном   материале.   Она состояла   из   уровней:   уровень   гласных   звуков,   уровень   слогов   и   уровень   слова. Материал   предлагался   постепенно,   с   усложнением   слоговой   структуры   слов   и   в определенной   последовательности.   Порядок   обработки   слов   с   различными   типами слоговой структуры предложен Е.С. Большаковой:           двусложные слова из открытых слогов (вата);  трехсложные слова из открытых слогов (машина);  односложные слова, представляющие собой закрытый слог (мак);  двусложные слова с закрытым слогом (лимон);  двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка); двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник); трехсложные слова с закрытым слогом (теремок);  трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус); трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка);  односложные слова со стечением согласных в начале и конце слова (флаг, винт); двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда);  четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза) [2].   Таким   образом,   коррекция   нарушений   слоговой   структуры   слов   у   детей дошкольного возраста с ОНР будет эффективна при условии: поэтапного проведения занятий,   предусматривающих   работу   на   невербальном   и   вербальном   материале; осуществления   систематизированной,   применения современных   подходов;   привлечения   в   логопедический   процесс   воспитателей   и родителей.   комплексной   коррекции; Применение современных форм коррекционной работы способствует повышению мотивации к учебным   занятиям, сокращению периода ввода поставленных звуков в речь,   развитию   интереса   к   словообразованию,   словоизменению   и   к   различным действиям со звучащим словом.  Литература:  1. Агранович   З.Е.  Логопедическая   работа   по   преодолению   нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО­ПРЕСС, 2004.  1996. 2. 3. Большакова Е.С.  Работа логопеда с дошкольниками.– М.: Просвещение, Ефименкова   Л.Н.  Коррекция   устной   и   письменной   речи   учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.  4. Садовникова   И.Н.  Нарушения   письменной   речи   и   их   преодоление   у младших  школьников: Учебное пособие – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

Статья "Коррекция слоговой структуры у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях".

Статья "Коррекция слоговой структуры у дошкольников с ОНР  на логопедических занятиях".

Статья "Коррекция слоговой структуры у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях".

Статья "Коррекция слоговой структуры у дошкольников с ОНР  на логопедических занятиях".

Статья "Коррекция слоговой структуры у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях".

Статья "Коррекция слоговой структуры у дошкольников с ОНР  на логопедических занятиях".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.08.2018