Статья "Краеведческие материалы на уроках русского языка"
Оценка 4.8

Статья "Краеведческие материалы на уроках русского языка"

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
русская литература
5 кл—9 кл
04.06.2019
Статья "Краеведческие материалы на уроках русского языка"
Данная статья посвящена вопросам использования краеведческого материала на уроках русского языка в 5-9 классах. Даны примерные формы работы по лингвистическому краеведению.Краеведческий материал позволяет конкретизировать содержание учебных предметов, то есть делать глубоким уровень освоения отдельных тем. Раскрывается значение краеведения в воспитании всесторонне развитой личности обучающихся
migal_statya.docx
Мигаль Р.А. (п.Майский,  МОУ «Майская гимназия  Белгородского района  Белгородской области»)  lady    .  ru  2010@   yandex    .  migal   Использование краеведческих материалов на уроках русского языка Аннотация. Статья посвящена вопросам использования краеведческого материала на уроках русского языка. Даны примерные формы работы по лингвистическому краеведению. Раскрывается   значение   обучающихся   в   воспитании   всесторонне   развитой   личности   краеведения   Ключевые   слова:  краеведение,   лингвистическое   краеведение,   региональный компонент, образовательная среда   Abstract (Summary)            Keywords: local histor,linguistic study of local lore, regional component, learning environment 21 век – время   высоких технологий, но,   к сожалению, теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен   восстановить   и   сохранить   ту   хрупкую   нить,   что   и   предполагает региональный компонент.  Что такое краеведение — это, по большому счету, историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины. Надо ли этим заниматься? И надо ли это вообще кому­нибудь сегодня?  Сейчас   как   никогда   остро   ощущается   потребность   в   преемственности пoкoлений. В зависимости  от того, насколько  наше подрастающее  поколение знает   историю   и   литературу     родной   Белгородчины,   зависит,   кем   вырастут сегодняшние   школьники   –   иванами,   не   помнящими   родства,   или   истинными ценителями мудрости предков.   Краеведческий материал заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.  Он очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров. Использование краеведческих материалов на уроках русского языка даёт учителю  блестящую возможность реализовать идею органично   связывать   классные   занятия   с межпредметных   связей, факультативными   и   внеклассными   мерoприятиями.   Очень   оживляет   работу элемент   поиска,   исследования,   при   этом,   конечно,   необходимо   учитывать возрастные   особенности   учащихся.   Для   работы   на   уроках   русского   языка подбираются   не   только   красивые   словосочетания,   предложения,   тексты, тематически   ориентированные   на   природу,   экономику,   материальную   и духовную   культуру   края,   но   и   языковой   материал,   составляющий лингвистическую   специфику   края:   слова   и   фразеологизмы,   историческую ономастику,   топонимику   местности,   живую   речь   и   фольклор,   языковые особенности произведений местных поэтов и писателей. Живое   слово   земляков   и   о   земляках   на   уроках   русского   языка воспитывает интерес к малой родине, расширяет представление об её истории и сегодняшнем дне, что способствует общей гуманизации школьного образования. Обращение   к   местному   языковому   материалу   предполагает   возможность интегрированных   уроков,   уроков­экскурсий,   ролевых   игр,   творческих конкурсов, уроков­путешествий и т.д. Формы работы по лингвистическому краеведению многообразны. Приведу  примеры наиболее применимых к уроку в рамках 10­15 минут. 1. Словарная работа, в ходе которой выполняются задания:   найти в толковом словаре значения указанных слов;   перевести диалектные слова на современный язык;   узнать слово по его описанию;   подобрать синонимы, антонимы к данному слову;   составить «тематические словарики» и т.д.  2. Работа с «малыми текстами» – выполнение упражнений и мини­диктантов под общим названием «Познай и полюби свой край». Эта серия заданий включает  следующие рубрики:   Знаете ли вы, что…   Это интересно…   Откуда это…   Почему мы так говорим? и т.д. 3. Лингвистический анализ текста, содержащего краеведческий материал.  4. Работа с текстами­информаторами, используемыми для проведения  предупредительных, выборочных, свободных, контрольных диктантов.  5. Продуцирование собственных текстов – наиболее значимая форма работы по  краеведению. Она включает в себя задания следующих типов:   передача содержания текста средствами иного стиля;   развёрнутый ответ на вопрос проблемного характера;   изложение с творческим заданием;   сочинения различных жанров;   реферат на краеведческую тему.  Введение   элементов   краеведения   в   структуру   уроков   первый   раз происходит   в   5   классе   и   связано   это   с   составлением   родословной (генеалогического   дерева).   Создание   родословной   для   учеников   всегда открытие.   Как   правило,   каждый   из   них   обнаруживает   в   роду   известного человека или талантливого родственника, или искусного мастера, возможно, в честь которого ребенку дали имя. Такие краеведческие открытия воспитывают уважение   к   личности,   воспитывают   чувство   гордости,   сопричастности   к прошлому своей семьи. Часто именно эти нравственные качества подталкивают ребят   к   созданию   талантливых   рассказов,   исследовательских   работ   о   своих родственниках. А тот, кто любит свою семью, тот любит свою родину. Кроме того, родословные становятся иллюстрацией конкретных периодов в   истории   края,   а   это   уже   осуществление   межпредметных   связей   на   уроке. Взаимодействие   детей   с   родителями   на   разных   этапах   краеведческих исследований   способствует   бережному   отношению   к   семейным   традициям   и улучшает отношения между поколениями. Краеведческий   материал   позволяет   конкретизировать   содержание учебных предметов, то есть делать глубоким уровень освоения отдельных тем. Например, более подробно изучается тема по русскому языку в 5 классе «Имена существительные собственные», если проведены исследования «Происхождение и значение имен учеников класса» и «Прозвища жителей родного поселка». Или тема   по   литературе   «Жития   святых   как   исторические   повествования»,   если проведена исследовательская работа о Святителе Иоасафе. О событиях на белгородской земле, о судьбах и литературном творчестве талантливых земляков школьники узнают с удовольствием, и это формирует, кроме чувства гордости за Отечество, «историческое чувство», чувство сопричастности к прошлому, чувство ответственности за сохранение национального культурного наследия. Литературное   краеведение   помогает   проводить   краеведческие исследования по связям жизни и творчества известных писателей с реальными историческими   лицами,   жившими   в   Белгороде   и   области,   воспитывает художественный вкус, помогает овладеть искусством слова. Организация   на   уроке   и   во   внеурочной   деятельности   дополнительной образовательной   среды   ­   краеведения   ­   помогает   создать   неформальную обстановку, помогает даже слабым обучающимся найти свою сферу интересов. Школьники, не столь успешные в учебной деятельности, получают возможность раскрыться и обрести новый статус в коллективе. Таким   образом,   изучение   краеведения   становится   основой   для гармоничного,   всестороннего   развития   личности   обучающихся,   создает   тот нравственный   стержень,   который   поможет   юному   человеку   противостоять натиску   бездуховности,   сохранить   чистоту   души,   богатые   национальные традиции родного народа. Ценность   литературного   краеведения   заключается   в   том,   что   оно, расширяя   и   обогащая   знания   белгородских   школьников   о   родных   местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью. Литература 1. Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под редакцией В.А.  Шаповалова. ­ Белгород: Изд­во БелГу, 2002.­ 410с. 2. Осыков Б.И. Родное Белогорье. Учебное пособие по краеведению / Б.И.Осыков //­ Харьков: Издательство «Кентавр», 1997,87с.

Статья "Краеведческие материалы на уроках русского языка"

Статья "Краеведческие материалы на уроках русского языка"

Статья "Краеведческие материалы на уроках русского языка"

Статья "Краеведческие материалы на уроках русского языка"

Статья "Краеведческие материалы на уроках русского языка"

Статья "Краеведческие материалы на уроках русского языка"

Статья "Краеведческие материалы на уроках русского языка"

Статья "Краеведческие материалы на уроках русского языка"

Статья "Краеведческие материалы на уроках русского языка"

Статья "Краеведческие материалы на уроках русского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2019