Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приёмов работы на уроках литературного чтения, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.
Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.
статья.docx
"Развитие критического мышления младших школьников на уроках
литературного чтения"
Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких
методов и приёмов работы на уроках литературного чтения, которые бы
совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы
мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека
мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются
изобретения.
Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества
ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать
умение думать.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных
результатов в формировании мыслительной деятельности младших
школьников, является технология развития критического мышления.
Цель ее состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых
не только в учебе, но и в дальнейшей жизни ( умение принимать взвешенные
решения, работать с информацией, анализировать различные стороны
явлений). Говоря иначе, данная технология способствует реализации
компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников.
Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку,
одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как
сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания. Я пришла
к выводу, что актуальна технология критического мышления на уроках
литературного чтения, ее применение позволяет оживить урок, сделать его
увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и
познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой,
зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие
критического мышления направлено на удовлетворение потребностей
личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что
учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из
реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития,
сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной
стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с
информацией. Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов
(стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
1 этап «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой
вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
2 этап «Осмысление» (реализация осмысления).
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих
товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой
стадии (что хочу знать).
3 этап «Рефлексия» (размышление).
Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной
проблеме.
Вот несколько приемов развития критического мышления на уроках чтения:
чтение суммирование в парах;
синквейны;
чтение с остановками;
приём «Верите ли вы, что…»;
мозговой штурм;
таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;
работа с вопросниками;
написание творческих работ;
создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;
логическая цепочка;
уголки;
кластер.
Прием «Чтение – суммирование в парах» можно использовать как для
объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот
прием применять в 34 классах. Детям в классе предлагается несколько
разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников).
Например, при изучении главы «Крутим барабан времени» (литературное
чтение ) класс делится на две группы и каждой даются разные произведения
из этой главы: рассказы Л. Андреева «Петька на даче» и А. Чехова «Ванька»,
которые рассказывают о жизни их сверстников конца 19 начало 20 веков.
Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое
содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит
содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать
уточняющие вопросы. После прослушивания обоих текстов делается
коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что мы узнали об
истории России, чем дополнило представление детей каждое из произведений. Приём «синквейн». В переводе с французского слово «синквейн» означает
«пять». В данном случае речь идёт о работе, состоящей из пяти этапов. Вот
некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.
При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные
сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления
синквейна.
1. Имя существительное, выраженное одним словом. 1. Сказка. 2. Описание
темы именами прилагательными. 2. Волшебная, бытовая. 3. Описание
действия. 3. Читать, пересказывать, учить. 4. Фраза, выражающая отношение
автора к теме. 4. Сказка – ложь, да в ней намёк. 5. Слово – синоним. 5.
Фантазия, выдумка.
Интересный приём – «чтение с остановками». Материалом для его
проведения служит повествовательный текст. В начале стадии урока
учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении.
На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого
фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии
сюжета.
Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная
стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к
точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она
недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Ещё один творческий приём – «Верите ли вы, что…». Класс делится на две
команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая
анализирует их.
Другой прием – «Работа с вопросником» применяю при введении нового
материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям
предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы.
Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в
косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт.
После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная
проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
К приему «Знаю, узнал, хочу узнать» обращаюсь как на стадии объяснения
нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении
творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали
о Пушкине и его произведениях, что узнали нового какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного
урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с
дополнительной литературой.
Следующий приём «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать
младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует
нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки
правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое
мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Прием «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при
составлении характеристики одного из героев какоголибо произведения.
Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя
текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая об
отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием
используется после чтения всего произведения. В конце урока делается
совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.
Прием «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе
закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать
продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать
сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от
их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу.
К приему «Создание викторины» обращаюсь после изучения темы или
нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят
вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся
соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего – «знатока», а потом
весь класс задаёт «знатокам» вопросы.
«Логическая цепочка». После текста учащимся предлагается построить
события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при
пересказе текстов.
Еще один из приемов – это кластер («гроздь»), суть которого в выделении
смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном
порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока:
на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в
целом.
«Грозди» графический прием систематизации материала. Правила его
применения очень просты. Выделяем центр – это тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые
единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя
сравнивают этот приём с моделью солнечной системы.
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем
учащиеся получают при обычной письменной работе.
Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить
смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 23 раза провести
подобную работу, чтобы этот приём стал технологичным. Ученики с
удовольствием используют кластеры.
Советы по работе с «гроздьями»:
Оцените текст, с которыми будете работать. Нужна ли в данном случае
разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые
смысловые единицы?
Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить такие смысловые
единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова, фразы.
Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.
Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить
возникшие связи.
Если вы хотите остановиться на какомнибудь смысловом блоке, попросите
сделать эту веточку ярче.
Применение данных приемов на уроках чтения позволяет получить очень
хороший результат, поскольку используются разные источники информации,
задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное
фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.
Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию,
составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.
Статья "Критическое мышление"
Статья "Критическое мышление"
Статья "Критическое мышление"
Статья "Критическое мышление"
Статья "Критическое мышление"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.