В статье рассматривается понятие культуры педагогического мышления, которое целиком и полностью зависит от постоянного духовного роста преподавателя, учителя. Ибо он всегда взаимодействует с новым поколение студентов. И для вновь пришедших к нему детей необходима мудрость опыта жизни, и умение принимать новое.Представленный материал является статьёй, используемой автором при выступление на педагогических чтениях по гуманной педагогики.
О.Е.Наумов.
Культура педагогического мышления.
Собрать бы воинство поэтов
Всех воедино:
Певцов, танцоров, скульпторов,
Художников, творцов,
Фантастов, литераторов
Всех пахарей культуры.
И совершится в мире переход,
Придут законы новых осмыслений.
Не элитарным быть
Аристократом духа,
А всех создать поэтами от Бога.
Вот это воинство всесильно над разрухой
И созидает мир через культуру.
Е.Д.Марченко.
Педагог, учитель, преподаватель – это слова синонимы великого
служения учительства.
Учитель это великий путь, и в древние времена учителем называли великих
пророков и гуманистов, таких как Будда, Иисус Христос, Пифагор,
Аристотель. Поэтому мне бы хотелось пойти от слова преподаватель. То есть
тот, кто дает знание, несет в мир учение великих мудрецов. Передача знаний
целиком и полностью зависит от того, кто передает, каков внутренний мир у
проводника. Преподаватель – это проводник. И поэтому вместе со знаниями
преподаватель передает и часть своего внутреннего мира. Внутренний мир
личности преподавателя это есть мировоззрение или отражения уровня
культуры . Что же такое само слово или понятие культуры ? Попытаемся
рассмотреть с различных ракурсов лингвистического подхода.
а) Культура Культ – У – Ра – культ поклонения богу солнца Ра. Солнце
наш великий биологический и духовный центр солнечной системы,
дающий свет тепло жизнь планете Земля. Служение великому духовному
и телесному центру.
б) Культура Куль – Т – у – Ра – Куль (чаша, озеро), Т (твердь), у – Ра (у
Солнца) – солнечная чаша на Земной тверди, или солнечная чаша знаний, или
Чаша Грааля.
в) Культура (толковый словарь Даля) – ж. франц. обработка и уход,
возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное; говорят
даже культивировать.
Каждое понятие раскрывает одну из сторон понимания этого слова и в
тоже время все вместе они образуют глубокую мудрость, которая
накопилась за время существования человеческой цивилизации, и из малого
зернышка духа проросла в прекрасное древо мудрости. Если соединить два
наших слова культура преподавателя, то с идеальной точки зрения этоочень чистое и красивое понятие, но дело в том, что мы не всегда
соответствуем высокому началу. В чем же причина наших ошибок?
В первую очередь хочу сказать, что я не зря выбрал из синонимов
понятие преподаватель. В нем есть глагол давать. То есть ты должен дать
ученику помимо знаний и воспитания, часть своего внутреннего мира. Но в
самом процессе передачи скрыта некоторая трудность. Психологами
доказана, что ситуация обиды возникает изза не выверенности передачи
энергии или информации от одного человека к другому. И если в процессе
передачи знаний преподаватель видит, что ученик не берет их, то уже здесь
зарождается взаимная обида. Ибо с передачей знаний преподаватель передает
энергоинформационный сгусточек своей души, который отражает уровень
его культуры. Кроме того, на мой взгляд, уровень культуры напрямую связан
с широтой мировоззрения преподавателя. И способность вмещать в себя
духовный мир ученика, принимая таков какой он, есть это ли не величайший
принцип гуманной педагогики – принцип безусловной любви. Той, которой
учил великий гуманист Иисус Христос «Возлюби ближнего как себя
самого». Подняться до уровня великих сложно, и поэтому, постоянно
работая с учениками необходимо расширять свое мировоззрение до такой
степени, чтобы какаято его часть совпала с мировоззрением ученика.
Точка совпадения и будет ключ к гармоничному сотрудничеству между
преподавателем и учеником. Сложность здесь лишь одна, настроится
необходимо одновременно на 20 или 30 учеников. Подобрать ключик к
внутреннему миру каждого ученика. И в этом нам могут помочь принципы
гуманной педагогики. Я попытался представить уровень взаимодействия в
виде следующей схемы:
Рис 1. Схема гармоничного общения преподаватель – ученик.Фигурками обозначены мировоззрение каждого ученика, те же фигурки в эллипсе
– способность преподавателя вмещать ученика в свое сознание.
Эта схема может срабатывать для преподавателя любого предмета.
Например – работая преподавателем технической механики, я часто
сталкиваюсь с недостатком знаний студентов, особенно в математики и
физике, что вызывает трудности в понимании преподаваемого материала и
при решении задач. Это приводит к отторжению и угасанию интереса к
предмету. Замечая это, я в ходе урока увожу их мысль в отвлеченные темы,
которые косвенно связаны с предметом. Так рассматривая тему «Кинематика
точки» перевожу мысль о движение планет о теории времени Козырева, о
торсионных полях, об аномальных явлениях, и т.д. Меняя информацию, я
слежу за реакцией класса. Ктото начинает спорить, ктото задает вопросы,
ктото оторвался от своих дел и просто стал слушать – я поймал внимание
аудитории, теперь можно вновь перейти к основной теме и продолжить урок.
Здесь я стал интересен студентам уже не как просто преподаватель, а как
человек с богатым внутренним миром. Причем темы, с помощью которых
можно «разбудить» аудиторию могут быть разнообразные здесь лишь главное
правило, чтобы было интересно ученику и преподавателю одномоментно.
Конечно, добиться гармоничного общения с учеником, в дополнение ко всему
сказанному, можно только при демократичном свободном подходе, то есть
согласно принципам гуманистической педагогики.
В заключении необходимо отметь, что культура педагогического
мышления целиком и полностью зависит от постоянного духовного роста
преподавателя. Ибо он всегда взаимодействует с новым поколение студентов.
И для вновь пришедших к нему детей необходима мудрость опыта жизни, и
умение принимать новое. Этого можно добиться, лишь опираясь на опыт
гуманной педагогики и на постоянное духовное и культурное развитие
преподавателя.
Наумов Олег Евгеньевич
преподаватель Воронежского промышленнотехнологического колледжа,
кандидат педагогических наук, руководитель воронежского отделения всероссийской
общественной организации «Центр гуманной педагогики».