Статья "Логика и информатика"
Оценка 5

Статья "Логика и информатика"

Оценка 5
Лекции
docx
информатика +1
3 кл
12.02.2017
Статья "Логика и информатика"
В современном мире ребёнок должен научиться думать, рассуждать, находить сам нужную информацию в разных источниках. Использовать уже приобретённые знания в бытовых жизненных ситуациях. У него должно быть развито логическое мышление. Для этого в своей работе с учениками подбираю логические задания, связанные с повседневной жизнью.
логика и информатика.docx
Логика и информатика. Фадина Наталья Николаевна  МБОУ «СОШ № 15» Иркутская область  Город Братск  Информатика очень тесно связана с логикой, и дает очень много возможностей для развития   логического   мышления   учащихся.   У   учащихся   младших   классов   при изучении   какой­либо   темы   обычно   вызывают   затруднения   решение   логических задач. Как правило, ребята не умеют выполнять такие логические операции, как сравнение,   обобщение,   аналогии,   исключение,   анализ,   синтез.   Вследствие   этого много проблем на уроках математики, русского языка и т.д. Формировать мышление лучше всего в ходе решения задачи, когда учащийся сам наталкивается   на   проблемы   и   вопросы   ,   формулирует   их   и   находит   ответы   и решения, преодолевая возникающие трудности. Наша задача ­ подготовить ученика к этому, научить его мыслить логически.  Формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной   школы.   Успешная   реализация   этой   задачи   во   многом   зависит   от сформированности у учащихся познавательных интересов. Формирование   логических   приемов   мышления   у   школьников   способствует развитию   у   них   познавательной   деятельности   и   продуктивных   мыслительных процессов. Логические приемы мышления результативно формируются и развиваются, если их процесс становления отвечает следующим методическим требованиям:  учет возрастных особенностей школьников;  последовательность   формирования   логических   приемов   мышления; системность;  непрерывность   и   преемственность   в   методике   формирования   и   развития логических приемов мышления на различных этапах обучения. Ученик   под   руководством   учителя,   прежде   всего,   анализирует   содержание задания, расчленяя его на числовые данные, условия и вопрос.  Состояние современной начальной школы нельзя считать нормальным. С одной стороны – засилье деятельности по усвоению знаний и умений, которые тормозят развитие интеллекта детей, в первую очередь творческого мышления. В связи с такой   системой   преподавания   дети   привыкают   решать   задачи,   которые   всегда имеют   готовое   решение,   причем,   только   одно.   Поэтому   дети   теряются   в ситуациях, когда задача не имеет решения или имеет множество решений. Кроме того, дети привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, поэтому они   не   в   состоянии   действовать   самостоятельно,   чтобы   найти   какой­то   новый способ. С другой стороны, постоянное решение типовых задач обедняет личность ребенка, в частности, отношение к самому себе. Высокая самооценка зависит у ребенка не от   проявления   своей   выдумки   или   сообразительности,   а   лишь   от   прилежания, старательности в освоении правил и знаний. Мышление   –   высшая   форма   отражения   мозгом   окружающего   мира,   наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Мышление – это процесс опосредованного и обобщенного познания окружающего мира. Сущность его в отражении: 1)   общих   и   существенных   свойств   предметов   и   явлений,   в   том   числе   и   таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно; 2)   существенных   отношений   и   закономерных   связей   между   предметами   и явлениями. Мышление   расширяет   границы   познания,   даёт   возможность   выйти   за   пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия. Мышление даёт возможность знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Оно позволяет предвидеть наступление таких явлений, которые в данный момент не существуют. Мышление   перерабатывает   информацию,   которая   содержится   в   окружениях   и восприятии,   а   результаты   мысленной   работы   проверяются   и   применяются   на практике. Мышление человека неразрывно связанно с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка. Известно всем, для того, чтобы способность к мышлению развивалась, мозгу надо постоянно подбрасывать новые оригинальные проблемы и задания. В процессе их решения   мыслительные   способности   улучшаются.   Действительно,   мышление учащегося   проявляется   в   умении   анализировать   и   синтезировать,   сравнивать   и находить     рассуждать, конкретизировать…,   т.е.   в   умении   применять   различные   приемы   мыслительной   классифицировать, закономерности,   обобщать, деятельности   к   изучаемому   материалу,   к   решению   задачи,   к   любой   жизненной ситуации. Мыслительная   деятельность   людей   совершается   при   помощи   мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения, конкретизации… Приемы мыслительной деятельности. Анализ – это расчленение целого на части, переход от общего к частному. Синтез – мысленное объединение частей в целое, то есть переход от частного к общему. Анализ   и   синтез   неразрывно   связанны,   находятся   в   единстве   друг   с   другом   в процессе   познания:   анализируем   мы   всегда   то,   что   синтетически   целое,   а синтезируем то, что аналитически расчленено. Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции, в единстве они дают полное и   всестороннее   знание   действительности.   Анализ   даёт   знание   отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. В   учебной   деятельности   школьника сравнение играет   очень   важную   роль. Сравнивая, например, прилагательное и глагол, операции умножения и деления, треугольник   и   прямоугольник,   школьник   глубже   познаёт   особенности   данных предметов или явлений. Абстракция –   это   мысленное   выделение   существенных   свойств   и   признаков предметов   или   явлений   при   одновременном   отвлечении   от   существенных признаков и свойств. Выделенный в процессе абстрагирования признак предмета мыслится независимо от других признаков и становится самостоятельным объектом мышления. Аналогия – мысленное установление сходства между объектами в некотором отношении. Обобщение –   мысленное   объединение   предметов   и   явлений   в   группы   по   тем общим   и   существенным   признакам,   которые   выделяются   в   процессе абстрагирования. В   учебной   работе   школьников   обобщение   обычно   проявляется   в   выводах, определениях, правилах, классификации. Конкретизация –   это   мысленный   подход   от   общего   к   единичному,   которое соответствует этому общему. В учебном процессе конкретизация имеет большое значение: она связывает наши теоретические   знания   с   жизнью,   с   практикой   и   помогает   правильно   понять действительность.   Отсутствие   конкретизации   приводит   к   формализму   знаний, которые остаются голыми и бесполезными абстракциями, оторванными от жизни. Классификация – это распределение предметов по группам путем выделения в данных предметах тех или иных признаков. Я   считаю,   чтобы   правильно   строить   процесс   обучения,   надо   всегда   учитывать возрастные и индивидуальные особенности организации мыслительного процесса, развитие   мыслительных   способностей   учащихся   в   учебной   деятельности,   не забывая   при   этом,   что   человеческое   мышление   изначально   двустороннее: эмоционально­образная   и   логическая   стороны   существуют   как   равноправные части. Мышление человека, и в частности школьника, наиболее ярко проявляется при решении задач. Любая мыслительная деятельность начинается с вопроса, который ставит перед собой человек, не имея готового ответа на него. Иногда этот вопрос ставят другие люди, но всегда акт мышления начинается с формулировки вопроса, на который надо ответить, задачи, которую надо решить, с осознания чего­то неизвестного, что надо понять, уяснить. Мышление представляет собой процессы познания человеком объектов и явлений окружающего   мира   и   их   связей,   решения   жизненно   важных   задач,   поиска неизвестного, предвидения будущего. Логическое   мышление –   основа   школьного   образования,   залог   успешного понимания технических и гуманитарных дисциплин.  Мною   были   подобраны   задания   для   развития   логики   в 3  класс.   УМК  «Школа России». Межпредметная связь – информатика, математика.  Логика. 1. Как вы думаете, существуют ли линии отличные от окружности, на которых все точки будут равноудалены от какой­то одной точки? (Равной удаленностью всех точек обладает любая линия, лежащая на поверхности шара).  2.   Как   вы   думаете,   какой   знак   следует   поставить   между   0   и   1,   чтобы   было получено число больше 0, но меньше 1. (Этот знак является запятой. То есть 0,1. Это число больше 0, но меньше 1).  3. Как вы думаете, сколько граней имеет шестигранный карандаш, который ни разу не затачивали? (Шестигранный карандаш, если не подвергался заточке будет иметь 8 граней. 6 большие грани и 2 торцевые). 4. Сколько в семье детей, если шесть родных братьев имеют по сестре? (Семь). 5. Прямоугольное поле имеет длину 800 м и ширину 300 м. Какой длины будет сторона у квадратного поля с тем же периметром?   (Будет 550 м)  6. Ежедневно в санатории варят 210 л супа. На четверых отдыхающих выдают 3 л супа. Сколько человек в санатории?   (Всего 280 человек). 7. Сколько цифр 5 нужно, чтобы записать числа по порядку от 20 до 70?  (Пятнадцать).  8.   Класс   из   25  человек   выстроился   в   шеренгу   по   одному,  чередуясь:   девочка, мальчик, девочка и т. д. Сколько в классе мальчиков, если первой стоит девочка? (двенадцать мальчиков) 9. На столе лежат 17 фломастеров. Красный лежит седьмым при счете справа налево. Тогда, слева направо, каким по счету он будет? (одиннадцатым)   10. Два трактора ехал в деревню, а навстречу – колонна из 12 машин. Сколько всего транспорта ехало в деревню? (два трактора) 11. Дети стали в хоровод. Снегурочка стоит от Деда Мороза десятой, с какой стороны ни считай. Сколько ребят в хороводе? (восемнадцать) 12. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все 12 месяцев)

Статья "Логика и информатика"

Статья "Логика и информатика"

Статья "Логика и информатика"

Статья "Логика и информатика"

Статья "Логика и информатика"

Статья "Логика и информатика"

Статья "Логика и информатика"

Статья "Логика и информатика"

Статья "Логика и информатика"

Статья "Логика и информатика"

Статья "Логика и информатика"

Статья "Логика и информатика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017