Статья "Метод проблемного обучения в преподавании математики".
Оценка 4.8

Статья "Метод проблемного обучения в преподавании математики".

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
математика
5 кл—7 кл
05.06.2019
Статья "Метод проблемного обучения в преподавании математики".
Проблемное обучение как средство развития познавательной активности. В статье рассмотрена сущность проблемного обучения, показаны дидактические основы и возможности применения в образовательной практике. Данная технология учит детей «не сидеть, сложа руки», не быть пассивными слушателям, а самим включаться в работу, добывать знания.
Метод проблемного обучения в преподавании математики.doc
Метод проблемного обучения в  преподавании математики Замечено, чем больше учитель учит своих учеников и чем меньше предоставляет им возможностей самостоятельно  приобретать знания, мыслить, действовать, тем менее  энергичным и плодотворным становится процесс обучения. И. Лернер Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего  человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения,  готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для  достижения совместного результата.Изменившееся качество жизни требует от выпускника  не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно.  Современная система образования предоставляет каждому учителю возможность выбрать  среди множества инновационных методик “свою”, по­новому взглянуть на привычные  вещи, на собственный опыт. На мой взгляд большей эффективности в решении учебных  задач можно добиться, используя проблемное обучение.   Данная технология учит детей  «не сидеть, сложа руки», не быть пассивными слушателям, а самим включаться в работу. В  этом развиваются очень важные качества ­ умение слушать других и высказывать свои  мнения, формулировать тему урока, проговаривать алгоритм действий, терпимость и  уважение к чужому мнению, стремление к поиску решений.  Под проблемным обучением    понимается  такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под  руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность  учащихся по их разрешению. Проблемное обучение может быть использовано на различных этапах учебного процесса.  На уроках  математики создаются условия, позволяющие ученикам занять позицию ученых, открывающих новые для себя знания.  Сущность этого метода Необходимо создать проблемную ситуацию ­ определённое психическое состояние или  интеллектуальное затруднение, возникающее при невозможности объяснить явление, факт,  процесс с помощью известных знаний или выполнить необходимое действие известным  способом.    При разрешении проблемной ситуации учащиеся проходят все основные этапы этого  процесса: анализ, выдвижение гипотезы, решение проблемы с использованием гипотезы,  проверка правильности решения проблемы. Актуальность данного метода обусловлена тем, что она построена на принципах  развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала  уроком «открытия» знаний, дает возможность открывать знания вместе с учениками. Правила создания  проблемных ситуаций Преподаватель дает обучаемым практическое или теоретическое задание, выполняя  которое, они должны получить новые знания или способы действий, которые надлежит  усвоить по данной теме. Предлагаемое учащимся проблемное задание должно соответствовать их  возможностям,  т.е. быть достаточно трудным, но разрешимым. Готовя проблемное задание преподаватель должен учитывать реальный уровень знаний  обучаемых. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы,  практические  задания, которые должны ставить обучаемых в проблемные ситуации. Если обучаемые не смогли разобраться с проблемной ситуацией, то преподаватель должен  сформулировать возникшую проблемную ситуацию и тем самым как бы зафиксировать ее,  указать причины невыполнения задания и приступить к объяснению материала,  необходимого для его решения. Рассмотрим несколько примеров. 5 класс. Тема: "Сравнение дробей различными способами"            Учитель: Как сравнить дроби? 1)   1 , 4 3 ,  4 5 4                                                                                                  2)                                                          3)       84 72 83 123 3 4 и и 3 8                                                                   4) 3 4   , 1 2 , 2 6 (Побуждение к формулированию                                                                                           проблемы.)            Ученики: Сравнить по правилу не получается. (осознание затруднения.)             Учитель: Значит, следует искать другие способы сравнения. 6 класс. Тема: Задачи на проценты. • Учитель: Если  цену товара  повысить на 10%, а в новом году снизить на 10%,  изменится ли первоначальная цена товара? (Вопрос на ошибку).  Цена товара не изменилась.  • • Учитель: Давайте посчитаем. Цена товара была 100 руб. После повышения на 10%  • • • • цена стала 110 руб. А после понижения на 10% стала 99 руб. (Предъявление  научного факта).  Ученики: Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации).  Учитель: Итак, что вы сказали сначала? Ученики: Что цена не изменится.  Учитель: А что оказывается на самом деле? (Побуждение к осознанию  противоречия.)  Ученики: Цена уменьшилась (осознание противоречия). Учитель: Какой же  сегодня будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.) Ученики:  Задачи на проценты (учебная проблема как тема урока). 7 класс.  Тема: Сумма углов в треугольнике.  Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами  1000, 1200, 1600.  Учитель: ­ Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию  противоречия.)  Ученики: ­ Нет, не получается! (осознание затруднения.)  Учитель: ­ Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)  Ученики: ­ Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с  темой урока.)  Формулировка учебной проблемы.  Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы.  ­ Начертите треугольник.  ­ Измерьте его углы транспортиром.  ­ Найдите сумму углов.  ­ Какие результаты у вас получились?  ­ Постройте треугольник с двумя прямыми углами.  ­ Постройте треугольник с двумя тупыми углами.  ­ Постройте треугольник с тупым и  прямым углом.  ­ Что же можно предположить о сумме углов треугольника?  ­ Сверим вывод с учебником.  Вывод. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что  он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем  дело с творческой деятельностью личности всегда способной к поиску.

Статья "Метод проблемного обучения в преподавании математики".

Статья "Метод проблемного обучения в преподавании математики".

Статья "Метод проблемного обучения в преподавании математики".

Статья "Метод проблемного обучения в преподавании математики".

Статья "Метод проблемного обучения в преподавании математики".

Статья "Метод проблемного обучения в преподавании математики".
Скачать файл