Статья "Мотивация учащихся к чтению"
Оценка 4.7

Статья "Мотивация учащихся к чтению"

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
русская литература
9 кл—10 кл
30.11.2018
Статья "Мотивация учащихся к чтению"
Статья о мотивации учащихся к осмысленному чтению художественных текстов.Проблема мотивации учащихся к чтению художественных текстов для учителей русского языка и литературы является актуальной. Изучение художественных текстов сопровождается рядом сложностей у многих учащихся. Часто учащиеся после прочтения художественного текста затрудняются в самостоятельном анализе проблематики произведения, полной характеристики его героев, в передаче собственных впечатлений от прочитанного произведения. Одной из причин отсутствия данных навыков является снижение интереса учащихся к чтению.
статья.doc
Мотивация учащихся к чтению Балабаева Айгуль Темиргалиевна Коммунальное государственное учреждение «Школа­лицей №9 города Темиртау» Город Темиртау      Проблема   мотивации   учащихся   к   чтению   художественных   текстов   для учителей   русского   языка   и   литературы   является   актуальной.   Изучение художественных   текстов   сопровождается   рядом   сложностей   у   многих учащихся.   Часто   учащиеся   после   прочтения   художественного   текста затрудняются в самостоятельном анализе проблематики произведения, полной характеристики   его   героев,   в   передаче   собственных   впечатлений   от прочитанного   произведения.   Одной   из   причин   отсутствия   данных   навыков является снижение интереса учащихся к чтению.   С   целью   мотивации   учащихся   к   чтению   применяются   развивающие педагогические технологии, центральным звеном которых является обучение чтению.  Подробнее   хотелось   бы   остановиться   на   некоторых   приемах, используемых в технологии развития критического мышления через чтение и письмо   (РКМЧП)   на   уроках   русского   языка  и   литературы.    Занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой:  вызов ­ осмысление ­ рефлексия. Практически на любом занятии можно обращаться к РКМЧП.   Первая   стадия  –  вызов.  Она   обязательна   на  каждом   занятии.  Эта   стадия позволяет:   ­ актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме;    ­ вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учащихся к учебной деятельности;   ­ сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;   ­ побудить учащихся к активной работе на занятии и дома.   Вторая стадия – осмысление. Она позволяет учащемуся:   ­ получить новую информацию;   ­ осмыслить ее;   ­ соотнести с уже имеющимися знаниями;   ­ искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.   Третья стадия – рефлексия. Ее задачи:   ­ целостное осмысление, обобщение полученной информации;   ­ присвоение нового знания, новой информации;    ­   формирование   у   каждого   из   учащихся   собственного   отношения   к изучаемому материалу.    На   стадии   рефлексии   осуществляется   анализ,   творческая   переработка, интерпретация изученной информации. Работа проводится индивидуально, в парах или группах. В технологии РКМЧП используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения занятия в целом.  Одной из стратегий технологии РКЧМ   является   стратегия «Направленное чтение».  Работая по данной стратегии  важно вызвать у учащегося интерес к произведению и творчеству писателя,  активизировать оценочные способности школьника,   дать   направление   к   формированию   личностного   отношения   и собственной позиции.    Специфика   стратегии   заключается   в   медленном   и   вдумчивом   чтении   и реализуется   через   особую   форму   организации   материала:   деление художественного   текста   на   небольшие   фрагменты,   чтение   которых происходит индивидуально (чаще всего) и с остановками для фронтального обсуждения прочитанного.   В   качестве   примера   предлагаем   этапы   работы   над   произведениями   М.Ю. Лермонтова,   которые   учитывают   три   этапа,   цели     и   специфику   данной стратегии. Повесть «Бэла» из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» .   каждого Работа с учащимися Цели этапа       вы учащимися учащимися ­Как вы думаете, о чем данное произведение? (Чтение отрывка о Печорине) ­Каким   представляете Печорина? (Чтение описания Печорина.) ­Как   встретятся   Печорин   и   Бэла? (Чтение описания Печорина.)  –Как Печорин добьется любви Бэлы? (Чтение отрывка) –Какое   будущее   ждет двух влюбленных? (Чтение отрывка) Рефлексия после  чтения, воспроизводят прочитанное, анализируют   ситуацию   с точки   зрения   всех возможных   путей   ее решения. Принципы   отбора текста Неизвестный текст Этапы   работы   с фрагментами текста Стадия вызова Заинтересовать произведением Стадия реализации смысла   Знакомство художественным произведением. с Повествовательная форма: повесть Текст   событийный, есть интрига Стадия рефлексии Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал  Осмысление прочитанного, оценка изображенной автором   ситуации, поступков героев Заинтересовать произведением Стадия реализации смысла   Знакомство художественным произведением. с Неизвестный текст Повествовательная форма: стихотворная Текст событийный  Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Беглец».   Принципы   отбора текста Цели этапа Этапы   работы   с фрагментами текста Стадия вызова каждого Работа с учащимися   учащимися (Чтение   учащимися ­Как вы думаете, о чем данное произведение? (Чтение отрывка) ­ От чего и куда бежит  герой?   отрывка.)   ­Как   вы   думаете,   как встретит   его   друг? (Чтение отрывка). ­   Как   вы   думаете,   к кому   он   обратится   за помощью?  (Чтение отрывка) ­ Как вы думаете, куда он  теперь пойдет? (Чтение отрывка) ­Примет ли мать своего  сына? (Чтение отрывка) ­ Сможет ли  Гарун доказать своей матери, что он не  беглец и не предатель? (Чтение отрывка) Стадия рефлексии Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал  Осмысление прочитанного, оценка изображенной автором   ситуации, поступков героев Рефлексия после  чтения, воспроизводят прочитанное, анализируют   ситуацию   с точки   зрения   всех возможных   путей   ее решения.   Данная   стратегия   была   апробирована   в   9­10   классах   на   уроках   русской литературы.   Ниже   представлен   результат   опроса   у   учащихся.   Какой   вид работы интересен: комментированное чтение или чтение с остановками? Представляем мониторинг качества знаний учащихся 9­ых и 10­ых лицейских классов в 2016­2017уч.г., 2017­2018 уч. г.  Итак, используя стратегию «Чтение с остановками» на уроках русской  литературы, развили положительную мотивацию к чтению, а также привлекли  учащихся к осмысленному чтению, повысили  эффективность учебного  процесса, подняли интерес учащихся к внеклассным мероприятиям. Литература: 1.  Фельдштейн,  Д.И.  Приоритетные   направления   психолого­педагогических исследований   в   условиях   значимых   изменений   ребенка   и   ситуации   его развития / Д.И. Фельдштейн // Мир психологии: Научно­методический журнал / Ред. Д.И. Фельдштейн. – 2010. – №2 (62) апрель­июнь 2010. – С. 206­216. 2.   Загашев   И.   О.,   Заир­Бек   С.   И.   Критическое   мышление:   технология развития.[Электронный ресурс] ­Режим доступа: http://piterbooks.ru/

Статья "Мотивация учащихся к чтению"

Статья "Мотивация учащихся к чтению"

Статья "Мотивация учащихся к чтению"

Статья "Мотивация учащихся к чтению"

Статья "Мотивация учащихся к чтению"

Статья "Мотивация учащихся к чтению"

Статья "Мотивация учащихся к чтению"

Статья "Мотивация учащихся к чтению"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2018