Статья о мотивации учащихся к осмысленному чтению художественных текстов.Проблема мотивации учащихся к чтению художественных текстов для учителей русского языка и литературы является актуальной. Изучение художественных текстов сопровождается рядом сложностей у многих учащихся. Часто учащиеся после прочтения художественного текста затрудняются в самостоятельном анализе проблематики произведения, полной характеристики его героев, в передаче собственных впечатлений от прочитанного произведения. Одной из причин отсутствия данных навыков является снижение интереса учащихся к чтению.
статья.doc
Мотивация учащихся к чтению
Балабаева Айгуль Темиргалиевна
Коммунальное государственное учреждение «Школалицей №9 города
Темиртау»
Город Темиртау
Проблема мотивации учащихся к чтению художественных текстов для
учителей русского языка и литературы является актуальной. Изучение
художественных текстов сопровождается рядом сложностей у многих
учащихся. Часто учащиеся после прочтения художественного текста
затрудняются в самостоятельном анализе проблематики произведения, полной
характеристики его героев, в передаче собственных впечатлений от
прочитанного произведения. Одной из причин отсутствия данных навыков
является снижение интереса учащихся к чтению.
С целью мотивации учащихся к чтению применяются развивающие
педагогические технологии, центральным звеном которых является обучение
чтению.
Подробнее хотелось бы остановиться на некоторых приемах,
используемых в технологии развития критического мышления через чтение и
письмо (РКМЧП) на уроках русского языка и литературы.
Занятие,
проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической
цепочкой: вызов осмысление рефлексия. Практически на любом занятии
можно обращаться к РКМЧП.
Первая стадия – вызов. Она обязательна на каждом занятии. Эта стадия
позволяет:
актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме
или проблеме;
вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учащихся к
учебной деятельности;
сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
побудить учащихся к активной работе на занятии и дома.
Вторая стадия – осмысление. Она позволяет учащемуся:
получить новую информацию;
осмыслить ее;
соотнести с уже имеющимися знаниями;
искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
Третья стадия – рефлексия. Ее задачи:
целостное осмысление, обобщение полученной информации;
присвоение нового знания, новой информации;
формирование у каждого из учащихся собственного отношения к
изучаемому материалу.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка,
интерпретация изученной информации. Работа проводится индивидуально, в
парах или группах. В технологии РКМЧП используются разные методы и приемы, применяемые
как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения занятия в
целом.
Одной из стратегий технологии РКЧМ является стратегия «Направленное
чтение». Работая по данной стратегии важно вызвать у учащегося интерес к
произведению и творчеству писателя, активизировать оценочные способности
школьника, дать направление к формированию личностного отношения и
собственной позиции.
Специфика стратегии заключается в медленном и вдумчивом чтении и
реализуется через особую форму организации материала: деление
художественного текста на небольшие фрагменты, чтение которых
происходит индивидуально (чаще всего) и с остановками для фронтального
обсуждения прочитанного.
В качестве примера предлагаем этапы работы над произведениями М.Ю.
Лермонтова, которые учитывают три этапа, цели и специфику данной
стратегии.
Повесть «Бэла» из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» .
каждого
Работа с учащимися
Цели
этапа
вы
учащимися
учащимися
Как вы думаете, о чем
данное произведение?
(Чтение
отрывка о Печорине)
Каким
представляете
Печорина?
(Чтение
описания Печорина.)
Как встретятся
Печорин и Бэла?
(Чтение
описания
Печорина.)
–Как Печорин добьется
любви Бэлы?
(Чтение отрывка)
–Какое будущее ждет
двух влюбленных?
(Чтение отрывка)
Рефлексия после чтения,
воспроизводят
прочитанное,
анализируют ситуацию с
точки
зрения всех
возможных путей ее
решения.
Принципы отбора
текста
Неизвестный текст
Этапы работы с
фрагментами
текста
Стадия вызова
Заинтересовать
произведением
Стадия
реализации
смысла
Знакомство
художественным
произведением.
с
Повествовательная
форма: повесть
Текст событийный,
есть интрига
Стадия
рефлексии
Неожиданная
развязка,
«открытый»
проблемный финал
Осмысление
прочитанного,
оценка
изображенной
автором ситуации,
поступков героев Заинтересовать
произведением
Стадия
реализации
смысла
Знакомство
художественным
произведением.
с
Неизвестный текст
Повествовательная
форма:
стихотворная
Текст событийный
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Беглец».
Принципы отбора
текста
Цели
этапа
Этапы работы с
фрагментами
текста
Стадия вызова
каждого
Работа с учащимися
учащимися
(Чтение учащимися
Как вы думаете, о чем
данное произведение?
(Чтение
отрывка)
От чего и куда бежит
герой?
отрывка.)
Как вы думаете, как
встретит его друг?
(Чтение отрывка).
Как вы думаете, к
кому он обратится за
помощью?
(Чтение отрывка)
Как вы думаете, куда он
теперь пойдет?
(Чтение отрывка)
Примет ли мать своего
сына?
(Чтение отрывка)
Сможет ли Гарун доказать
своей матери, что он не
беглец и не предатель?
(Чтение отрывка)
Стадия
рефлексии
Неожиданная
развязка,
«открытый»
проблемный финал
Осмысление
прочитанного,
оценка
изображенной
автором ситуации,
поступков героев
Рефлексия после чтения,
воспроизводят
прочитанное,
анализируют ситуацию с
точки
зрения всех
возможных путей ее
решения.
Данная стратегия была апробирована в 910 классах на уроках русской
литературы. Ниже представлен результат опроса у учащихся. Какой вид
работы интересен: комментированное чтение или чтение с остановками? Представляем мониторинг качества знаний учащихся 9ых и 10ых лицейских
классов в 20162017уч.г., 20172018 уч. г.
Итак, используя стратегию «Чтение с остановками» на уроках русской
литературы, развили положительную мотивацию к чтению, а также привлекли
учащихся к осмысленному чтению, повысили эффективность учебного
процесса, подняли интерес учащихся к внеклассным мероприятиям.
Литература:
1. Фельдштейн, Д.И. Приоритетные направления психологопедагогических
исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его
развития / Д.И. Фельдштейн // Мир психологии: Научнометодический журнал
/ Ред. Д.И. Фельдштейн. – 2010. – №2 (62) апрельиюнь 2010. – С. 206216.
2. Загашев И. О., ЗаирБек С. И. Критическое мышление: технология
развития.[Электронный ресурс] Режим доступа: http://piterbooks.ru/
Статья "Мотивация учащихся к чтению"
Статья "Мотивация учащихся к чтению"
Статья "Мотивация учащихся к чтению"
Статья "Мотивация учащихся к чтению"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.