Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только вам обычно видна лишь надводная часть айсберга - поведение. А если бы вы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то вряд ли отдали бы его когда-нибудь в этот новый детский коллектив. В нем малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс.
Давайте все-таки уточним, что провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка.
Адаптация ребенка в детском саду
Что такое адаптация? Адаптация это приспособление или привыкание организма к
новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще
неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме.
Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только вам обычно видна
лишь надводная часть айсберга поведение. А если бы вы знали, что творится в
организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то вряд ли отдали бы
его когданибудь в этот новый детский коллектив. В нем малыш постоянно находится в
сильном нервнопсихическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на
грани стресса или в полной мере ощущает стресс.
Давайте всетаки уточним, что провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка.
В огромной степени отрыв от матери. Конечно же, малыш неразрывно связан с мамой
это главное, что у него было, вернее, есть и будет. И вдруг его любимая и самая
прекрасная на свете мама бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой
обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела. И чтобы в этой
новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но
он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать чтото не
так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который всетаки в
отличие от всех других кругов имеет точное начало отрыв от матери, разлука с
матерью, сомнения в ее альтруистической любви.
К тому же вспомните еще о кризисе трех лет, который может наслоиться на период
адаптации ребенка. В это время малыш впервые ощутил себя как личность и хочет,
чтобы это видели другие. А мы, другие, это не всегда видим или не желаем видеть, нам
проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед
нами свою личность, и психика его становится ранимее к воздействию различных
обстоятельств окружающей среды.
Степень адаптации ребёнка к условиям детского сада.
По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные
группы.
Тяжелая степень адаптации дети, которые реагируют на перемену обстановки
нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее
неблагоприятный вариант.
Поведение ребенка:Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в худшем случае с
ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Малыш переходит от одной игрушки
к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит
встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка
либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. Очень часто
родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться
в детском саду.
Запомните, что ребенку с тяжелой адаптацией, помимо родителей и воспитателей, нуден
еще педиатр или узкий специалист!
Средняя степень адаптации в эту группу опадают дети без нервных расстройств
они в детском саду "всего лишь" начинают часто болеть. Еще бы, происходит "обмен"
всевозможными инфекциями. Подобную "прививку" могут выдержать далеко не все
дети у многих начинаются ОРЗ и прочие неприятности. При этом типе адаптации
заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие
мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш заболеет, а значит, адаптация
его приблизится к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет адаптироваться
ребенку и в дальнейшем, когда он переступит порог школы.
Поведение ребенка:
Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя,
либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно
спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть
игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать
установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).
При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному
коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как
правило, болезнь протекает без какихто осложнений, что может служить главным
признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.
Легкая адаптация наконец, почти половина детей составляет самую благополучную
группу они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно
период адаптации составляет 34 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и
изменения, которые видны в его поведении, обычно кратковременны и незначительны,
поэтому ребенок не болеет.
Поведение ребенка:
Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить
своё внимание на чёмлибо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к
нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о
помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметызаменители, например,
понарошку кормит куклу, настроение бодрое или спокойное, пантомимика
2выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных
правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после
них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.
Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда
малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего
полмесяца.
Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать
детский сад?
Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше, чем через 23 месяца. И
в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро
ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь, как
можно чаще сами отводить его в детский сад или забирать оттуда. Если он обедает в
саду, следует внимательнее отнестись к ужину, а в выходной день можно составить
меню по желанию ребенка. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в
детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и
аппликации, которые он приносит; любознательность и стремление к действию
возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и
терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям.
Если вы хотите узнать больше о том, как обстоят дела вашего малыша в садике,
поиграйте с ним домашними игрушками в детский сад. Пусть одна из этих игрушек
будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите
вместе с ребенком найти ей друзей и предложите решение его проблемы через нее,
ориентируя игру на положительный результат.
Не надо переоценивать негативные переживания ребенка. Замечено, что даже те дети,
которые с рыданиями умоляют мать не оставлять их в саду, через несколько минут
после ее ухода успокаиваются и включаются в игры с товарищами. Если же ребенок
чувствует, что своими протестами ему удалось посеять в сердце матери сомнения или
даже ощущение вины, то он с удвоенным упорством примется воздействовать на нее
всеми доступными средствами. Родителям можно поделить обязанности таким образом,
чтобы на первых порах ребенка в сад отводил отец: отцы вообще более трезво относятся
к эмоциональным реакциям детей.
В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые впечатления,
новые друзья, новая деятельность, большое количество народа. Если ребенок приходит
домой измученным и нервным, это еще не значит, что его адаптация проходит тяжело.
Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму.
Воспитатели рекомендуют:
• Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он
дорос до сада и стал таким большим.
3• Когда вы уходите, расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы
беспокоитесь о том, как будет ему в детском саду, но долгие прощания с
обеспокоенным выражением лица, вызовут у малыша тревогу, что с ним здесь может
чтото случиться, и он долго не будет вас отпускать.
• Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы
первые несколько недель ребенка отводил отец, бабушка или дедушка. Не оставлять его
в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
• Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
• Щадить его ослабленную нервную систему.
• Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить
походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
• Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях
малыша.
• Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с
температурой в группе.
• Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском
учреждении.
• Не реагировать на выходки ребенка и наказывать его за детские капризы.
• При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше
обратиться к детскому врачу или психологу.
• При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней
дома и выполнять все предписания специалиста.
4