Статья на тему ,,Адаптация ребенка в детском саду,,

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 19.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только вам обычно видна лишь надводная часть айсберга - поведение. А если бы вы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то вряд ли отдали бы его когда-нибудь в этот новый детский коллектив. В нем малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс. Давайте все-таки уточним, что провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка.
Иконка файла материала конспект.docx
Адаптация ребенка в детском саду Что такое адаптация? Адаптация ­ это приспособление или привыкание организма к  новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще  неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только вам обычно видна  лишь надводная часть айсберга ­ поведение. А если бы вы знали, что творится в  организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то вряд ли отдали бы  его когда­нибудь в этот новый детский коллектив. В нем малыш постоянно находится в  сильном нервно­психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на  грани стресса или в полной мере ощущает стресс. Давайте все­таки уточним, что провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка. В огромной степени ­ отрыв от матери. Конечно же, малыш неразрывно связан с мамой ­  это главное, что у него было, вернее, есть и будет. И вдруг его любимая и самая  прекрасная на свете мама бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой  обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела. И чтобы в этой  новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но  он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать что­то не  так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все­таки в  отличие от всех других кругов имеет точное начало ­ отрыв от матери, разлука с  матерью, сомнения в ее альтруистической любви. К тому же вспомните еще о кризисе трех лет, который может наслоиться на период  адаптации ребенка. В это время малыш впервые ощутил себя как личность и хочет,  чтобы это видели другие. А мы, другие, это не всегда видим или не желаем видеть, нам  проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед  нами свою личность, и психика его становится ранимее к воздействию различных  обстоятельств окружающей среды. Степень адаптации ребёнка к условиям детского сада. По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные  группы. Тяжелая степень адаптации ­ дети, которые реагируют на перемену обстановки  нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее  неблагоприятный вариант. Поведение ребенка:Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в худшем случае с  ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Малыш переходит от одной игрушки  к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит  встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка  либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. Очень часто  родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться  в детском саду. Запомните, что ребенку с тяжелой адаптацией, помимо родителей и воспитателей, нуден еще педиатр или узкий специалист! Средняя степень адаптации ­ в эту группу опадают дети без нервных расстройств ­  они в детском саду "всего лишь" начинают часто болеть. Еще бы, происходит "обмен"  всевозможными инфекциями. Подобную "прививку" могут выдержать далеко не все  дети ­ у многих начинаются ОРЗ и прочие неприятности. При этом типе адаптации  заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие  мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш заболеет, а значит, адаптация его приблизится к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет адаптироваться  ребенку и в дальнейшем, когда он переступит порог школы. Поведение ребенка: Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя,  либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно  спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть  игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать  установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование). При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному  коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как  правило, болезнь протекает без каких­то осложнений, что может служить главным  признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта. Легкая адаптация ­ наконец, почти половина детей составляет самую благополучную  группу ­ они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно  период адаптации составляет 3­4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и  изменения, которые видны в его поведении, обычно кратковременны и незначительны,  поэтому ребенок не болеет. Поведение ребенка: Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить  своё внимание на чём­либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к  нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о  помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы­заменители, например,  понарошку кормит куклу, настроение бодрое или спокойное, пантомимика  2выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных  правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после  них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.  Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего ­  полмесяца. Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад? Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше, чем через 2­3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро  ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь, как  можно чаще сами отводить его в детский сад или забирать оттуда. Если он обедает в  саду, следует внимательнее отнестись к ужину, а в выходной день можно составить  меню по желанию ребенка. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в  детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и  аппликации, которые он приносит; любознательность и стремление к действию  возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и  терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям. Если вы хотите узнать больше о том, как обстоят дела вашего малыша в садике,  поиграйте с ним домашними игрушками в детский сад. Пусть одна из этих игрушек  будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите  вместе с ребенком найти ей друзей и предложите решение его проблемы через нее,  ориентируя игру на положительный результат. Не надо переоценивать негативные переживания ребенка. Замечено, что даже те дети,  которые с рыданиями умоляют мать не оставлять их в саду, через несколько минут  после ее ухода успокаиваются и включаются в игры с товарищами. Если же ребенок  чувствует, что своими протестами ему удалось посеять в сердце матери сомнения или  даже ощущение вины, то он с удвоенным упорством примется воздействовать на нее  всеми доступными средствами. Родителям можно поделить обязанности таким образом,  чтобы на первых порах ребенка в сад отводил отец: отцы вообще более трезво относятся к эмоциональным реакциям детей. В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые впечатления,  новые друзья, новая деятельность, большое количество народа. Если ребенок приходит  домой измученным и нервным, это еще не значит, что его адаптация проходит тяжело.  Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму. Воспитатели рекомендуют: •        Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он  дорос до сада и стал таким большим. 3•        Когда вы уходите, расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы  беспокоитесь о том, как будет ему в детском саду, но долгие прощания с  обеспокоенным выражением лица, вызовут у малыша тревогу, что с ним здесь может  что­то случиться, и он долго не будет вас отпускать. •        Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы  первые несколько недель ребенка отводил отец, бабушка или дедушка. Не оставлять его  в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой. •        Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. •        Щадить его ослабленную нервную систему. •        Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить  походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач. •        Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях  малыша. •        Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с  температурой в группе. •        Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском  учреждении. •        Не реагировать на выходки ребенка и наказывать его за детские капризы. •        При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше  обратиться к детскому врачу или психологу. •        При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней  дома и выполнять все предписания специалиста. 4