Статья на тему "Гражданское воспитание школьников через внеурочную деятельность"
Оценка 4.8

Статья на тему "Гражданское воспитание школьников через внеурочную деятельность"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
воспитательная работа
5 кл
11.01.2018
Статья на тему "Гражданское воспитание  школьников через  внеурочную деятельность"
Вечная задача педагогики – воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня как никогда остро встаёт перед школой. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Начальная школа – это время формирования человеческой личности."Гражданское воспитание школьников через внеурочную деятельность"
статья.doc
Мухина Светлана Александровна учитель православной культуры "Гражданское воспитание  школьников через  внеурочную деятельность" «Смысл патриотического становления  заключается в том, что этот уголок  на всю жизнь входит в душу,  волнует как первый животворный источник,  с которого каждый из нас начался…». В. А. Сухомлинский Вечная задача педагогики – воспитание умного, доброго, честного и сильного  человека, сегодня как никогда остро встаёт перед школой. Современные  школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Начальная школа – это время  формирования человеческой личности. Гражданское воспитание становится неотъемлемой частью образовательного  процесса. Как воспитать учащегося в современных условиях, когда в  обществе меняется образ жизни? Как преодолеть среди детей проявления  бездуховности, скептицизма? Как жить в современном мире? Эти и другие  вопросы волнуют сегодня педагогов. Гуманизация образования и воспитания,  которая предусматривает обращение к личности ребенка ,имеет цель научить  его жить ,развиваться, утверждаться среди людей. В этой связи формирование гражданственности стоит рассматривать как необходимый этап в развитии  полноценной личности .Это обусловлено рядом причин: активное участие в  государственных делах, формирование правовой культуры человека.  Воспитание гражданина как одно из средств национального возрождения  России. Понятие « гражданственность» мы трактуем как освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе как  личности, своей семье, окружающим людям, Отечеству и планете Земля. Включаясь в жизнь социумов, ребенок выполняет необходимые виды  деятельности, другими словами, социальные роли. Например, в семье  ребенок­ сын, брат, внук, в школе – ученик, член коллектива, в городе ( в  селе) – горожанин ( сельчанин).  Таким образом, в каждом социуме ребенок призван выполнять систему  социальных ролей, и меры его готовности и способности к этому и является  объективным показателем формирования гражданственности.  Для освоения и реализации этих ролей ребенку необходимы знания о  социальных процессах, явлениях окружающей жизни, умения включиться в  эту жизнь .Например: одной из причин ослабления родственных связей,  забвения сыновнего долга является незнание детьми истории, традиций,  родословной своей семьи. На наш  взгляд, определение  понятия « гражданственность» не должно  сводиться до политико­ правовых форм, оно должно раскрывать все  многогранные связи с обществом, ибо гражданин является компонентом  многих социальных систем. Он­ член семьи, коллектива, принадлежит  определенной нации, является компонентом экономической системы, системы культуры. Формирование активной гражданской позиции нужно начинать в семье. Семья  выступает как первый воспитательный институт, с которым будущий  гражданин  ощущает связь на протяжении   всей жизни.  Именно в семье   закладываются основы нравственности, формируются нормы поведения.  Семья способствует не только формированию личности, но и   самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую  активность, раскрывает индивидуальность. Семейное воспитание­ это совместные походы и экскурсии по родному краю,  в музеи, на выставки, в  театры, в ходе которых обсуждается увиденное, формируется собственное мнение. Дети гордятся своими родственниками,  когда они участвуют в совместных делах в школе, соревнованиях, конкурсах,  субботниках. В семье дети должны научиться сопереживать, оказывать  посильную помощь, иметь поручения по обслуживающему труду. В классе  проводим мероприятия: «Корни моей семьи», «Традиции семьи». Классные  родительские собрания проходят с участием детей, например: «Отец – в  воспитании ребёнка». Устраиваем открытые родительские дни, совместные  праздники и развлечения. Организем выставки родителей и детей: «Ребенок  учится тому, что видит у себя в дому», «Хозяюшка», «Художница».  Регулярно проводим праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «А ну­ ка, мальчики», «Счастливый случай».  Используем наглядно­ информационные формы работы: выставки детских  работ по теме «Улыбка мамочки моей», «Мы с папой моим большие друзья»,  фотогазета «Счастливое мгновенье».  В ходе такой работы происходит  объединение членов семьи в совместной деятельности по составлению  генеалогического дерева, сбору материалов о каждом члене семьи, его  заслугах перед Отечеством. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно  воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей  чувство собственного достоинства, положительных качеств личности, а  любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю,  родным местам. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам ее  истории, культуры. Цель этих уроков­ раскрыть учащимся смысл понятия        « любовь к Родине», привить юным гражданам уважение и чувство любви к  Отечеству. Раскрыть идеи истинных ценностей жизни, потребности быть гуманнее и  человечнее помогают факультативные занятия «Православная культура».  Наиболее удобная форма введения младшего школьника в православную культуру ­ через знакомые представления и образы, в которых он учится  видеть проявление красоты в окружающем мире. Развитие на уроках умения  «творить» самостоятельно, создавать красивое постепенно подводит детей к  осознанию сложности Божиего мира и разнообразию форм присутствующей в  нем красоты. Умение видеть красоту Божиего мира не дано человеку от рождения. Однако  душа ребенка, имея Божественную основу, способна откликнуться на  отражение Божественной красоты в красоте окружающего мира при условии  развития у него гражданских чувств. Православная культура как  эмоционально­ ценностное отношение к жизни предполагает уяснение  школьниками правил поведения человека, данных Богом, сущности добрых  дел, совершаемых человеком во славу Божию и отражение их в жизни святых  и в жизни самого ребенка. В большом дружном коллективе дети взрослеют, воспитываются на уважении, доброте. Понимают друг друга и окружающих, учатся дружить, маленькие  считают, что дружба – это не работа, с удовольствием тратят выходные дни на добрые дела и общение с друзьями. Для друзей и доброго дела времени и сил  не жалеют. Гражданское воспитание младших школьников, на наш взгляд, и  заключается изначально в воспитании доброты. В заключении надо сказать, что каждый учитель  ищет свой неповторимый,  индивидуальный почерк в работе, который бы способствовал решению  важнейшей педагогической задачи ­ формированию целостной, гармонично­ развитой и социально­зрелой личности с активной гражданской позицией.  Литература Методические рекомендации по проведению «Урока гражданина», журнал «Начальная школа» № 3, 2002 год Гражданское воспитание, журнал «Начальная школа» № 7, 2002 год «Я и мой мир» Н. И. Элиасберг, журнал «Начальная школа» №1, 1999 год «Школьная толерантность и правовая культура» Г. Е. Илюхина, журнал  «Начальная школа. До и после» №5, 2007год «Ваши права, дети» Ю. Яковлев, Москва «Международные отношения»,  1992 Программа гражданско­патриотического воспитания, журнал заместителя директора школы по воспитательной работе № 3, 2006 год «Патриотическое воспитание», И. А. Пашкович, издательство «Учитель»,  2006 год «Патриотическое воспитание», газета «Начальная школа», № 12, 2007 год «Деятельностные подходы в системе воспитательной работы», И. Н.  Лавренкова, журнал «Завуч», № 3, 2006 год «Организация воспитательной работы в начальной школе» И. Г. Рябинена,  журнал «Завуч», № 1, 2006 год «Ты и твои друзья» В. Н. Романюта

Статья на тему "Гражданское воспитание школьников через внеурочную деятельность"

Статья на тему "Гражданское воспитание  школьников через  внеурочную деятельность"

Статья на тему "Гражданское воспитание школьников через внеурочную деятельность"

Статья на тему "Гражданское воспитание  школьников через  внеурочную деятельность"

Статья на тему "Гражданское воспитание школьников через внеурочную деятельность"

Статья на тему "Гражданское воспитание  школьников через  внеурочную деятельность"

Статья на тему "Гражданское воспитание школьников через внеурочную деятельность"

Статья на тему "Гражданское воспитание  школьников через  внеурочную деятельность"

Статья на тему "Гражданское воспитание школьников через внеурочную деятельность"

Статья на тему "Гражданское воспитание  школьников через  внеурочную деятельность"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2018