Вечная задача педагогики – воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня как никогда остро встаёт перед школой. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Начальная школа – это время формирования человеческой личности."Гражданское воспитание школьников через
внеурочную деятельность"
Мухина Светлана Александровна
учитель православной культуры
"Гражданское воспитание школьников через
внеурочную деятельность"
«Смысл патриотического становления
заключается в том, что этот уголок
на всю жизнь входит в душу,
волнует как первый животворный источник,
с которого каждый из нас начался…».
В. А. Сухомлинский
Вечная задача педагогики – воспитание умного, доброго, честного и сильного
человека, сегодня как никогда остро встаёт перед школой. Современные
школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к
человеческим правам и свободам. Начальная школа – это время
формирования человеческой личности.
Гражданское воспитание становится неотъемлемой частью образовательного
процесса. Как воспитать учащегося в современных условиях, когда в
обществе меняется образ жизни? Как преодолеть среди детей проявления
бездуховности, скептицизма? Как жить в современном мире? Эти и другие
вопросы волнуют сегодня педагогов. Гуманизация образования и воспитания,
которая предусматривает обращение к личности ребенка ,имеет цель научить
его жить ,развиваться, утверждаться среди людей. В этой связи формирование
гражданственности стоит рассматривать как необходимый этап в развитии
полноценной личности .Это обусловлено рядом причин: активное участие в
государственных делах, формирование правовой культуры человека.
Воспитание гражданина как одно из средств национального возрождения
России.
Понятие « гражданственность» мы трактуем как освоение и реализациюребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе как
личности, своей семье, окружающим людям, Отечеству и планете Земля.
Включаясь в жизнь социумов, ребенок выполняет необходимые виды
деятельности, другими словами, социальные роли. Например, в семье
ребенок сын, брат, внук, в школе – ученик, член коллектива, в городе ( в
селе) – горожанин ( сельчанин).
Таким образом, в каждом социуме ребенок призван выполнять систему
социальных ролей, и меры его готовности и способности к этому и является
объективным показателем формирования гражданственности.
Для освоения и реализации этих ролей ребенку необходимы знания о
социальных процессах, явлениях окружающей жизни, умения включиться в
эту жизнь .Например: одной из причин ослабления родственных связей,
забвения сыновнего долга является незнание детьми истории, традиций,
родословной своей семьи.
На наш взгляд, определение понятия « гражданственность» не должно
сводиться до политико правовых форм, оно должно раскрывать все
многогранные связи с обществом, ибо гражданин является компонентом
многих социальных систем. Он член семьи, коллектива, принадлежит
определенной нации, является компонентом экономической системы, системы
культуры.
Формирование активной гражданской позиции нужно начинать в семье. Семья
выступает как первый воспитательный институт, с которым будущий
гражданин ощущает связь на протяжении всей жизни. Именно в семье
закладываются основы нравственности, формируются нормы поведения.
Семья способствует не только формированию личности, но и
самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую
активность, раскрывает индивидуальность.
Семейное воспитание это совместные походы и экскурсии по родному краю,
в музеи, на выставки, в театры, в ходе которых обсуждается увиденное,формируется собственное мнение. Дети гордятся своими родственниками,
когда они участвуют в совместных делах в школе, соревнованиях, конкурсах,
субботниках. В семье дети должны научиться сопереживать, оказывать
посильную помощь, иметь поручения по обслуживающему труду. В классе
проводим мероприятия: «Корни моей семьи», «Традиции семьи». Классные
родительские собрания проходят с участием детей, например: «Отец – в
воспитании ребёнка». Устраиваем открытые родительские дни, совместные
праздники и развлечения. Организем выставки родителей и детей: «Ребенок
учится тому, что видит у себя в дому», «Хозяюшка», «Художница».
Регулярно проводим праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «А ну
ка, мальчики», «Счастливый случай».
Используем наглядно информационные формы работы: выставки детских
работ по теме «Улыбка мамочки моей», «Мы с папой моим большие друзья»,
фотогазета «Счастливое мгновенье». В ходе такой работы происходит
объединение членов семьи в совместной деятельности по составлению
генеалогического дерева, сбору материалов о каждом члене семьи, его
заслугах перед Отечеством.
Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно
воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей
чувство собственного достоинства, положительных качеств личности, а
любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю,
родным местам.
Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам ее
истории, культуры. Цель этих уроков раскрыть учащимся смысл понятия
« любовь к Родине», привить юным гражданам уважение и чувство любви к
Отечеству.
Раскрыть идеи истинных ценностей жизни, потребности быть гуманнее и
человечнее помогают факультативные занятия «Православная культура».
Наиболее удобная форма введения младшего школьника в православнуюкультуру через знакомые представления и образы, в которых он учится
видеть проявление красоты в окружающем мире. Развитие на уроках умения
«творить» самостоятельно, создавать красивое постепенно подводит детей к
осознанию сложности Божиего мира и разнообразию форм присутствующей в
нем красоты.
Умение видеть красоту Божиего мира не дано человеку от рождения. Однако
душа ребенка, имея Божественную основу, способна откликнуться на
отражение Божественной красоты в красоте окружающего мира при условии
развития у него гражданских чувств. Православная культура как
эмоционально ценностное отношение к жизни предполагает уяснение
школьниками правил поведения человека, данных Богом, сущности добрых
дел, совершаемых человеком во славу Божию и отражение их в жизни святых
и в жизни самого ребенка.
В большом дружном коллективе дети взрослеют, воспитываются на уважении,
доброте. Понимают друг друга и окружающих, учатся дружить, маленькие
считают, что дружба – это не работа, с удовольствием тратят выходные дни на
добрые дела и общение с друзьями. Для друзей и доброго дела времени и сил
не жалеют. Гражданское воспитание младших школьников, на наш взгляд, и
заключается изначально в воспитании доброты.
В заключении надо сказать, что каждый учитель ищет свой неповторимый,
индивидуальный почерк в работе, который бы способствовал решению
важнейшей педагогической задачи формированию целостной, гармонично
развитой и социальнозрелой личности с активной гражданской позицией.
Литература
Методические рекомендации по проведению «Урока гражданина», журнал
«Начальная школа» № 3, 2002 годГражданское воспитание, журнал «Начальная школа» № 7, 2002 год
«Я и мой мир» Н. И. Элиасберг, журнал «Начальная школа» №1, 1999 год
«Школьная толерантность и правовая культура» Г. Е. Илюхина, журнал
«Начальная школа. До и после» №5, 2007год
«Ваши права, дети» Ю. Яковлев, Москва «Международные отношения»,
1992
Программа гражданскопатриотического воспитания, журнал заместителя
директора школы по воспитательной работе № 3, 2006 год
«Патриотическое воспитание», И. А. Пашкович, издательство «Учитель»,
2006 год
«Патриотическое воспитание», газета «Начальная школа», № 12, 2007 год
«Деятельностные подходы в системе воспитательной работы», И. Н.
Лавренкова, журнал «Завуч», № 3, 2006 год
«Организация воспитательной работы в начальной школе» И. Г. Рябинена,
журнал «Завуч», № 1, 2006 год
«Ты и твои друзья» В. Н. Романюта