Статья на тему "Гражданское воспитание школьников через внеурочную деятельность"

  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 11.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вечная задача педагогики – воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня как никогда остро встаёт перед школой. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Начальная школа – это время формирования человеческой личности."Гражданское воспитание школьников через внеурочную деятельность"
Иконка файла материала статья.doc
Мухина Светлана Александровна учитель православной культуры "Гражданское воспитание  школьников через  внеурочную деятельность" «Смысл патриотического становления  заключается в том, что этот уголок  на всю жизнь входит в душу,  волнует как первый животворный источник,  с которого каждый из нас начался…». В. А. Сухомлинский Вечная задача педагогики – воспитание умного, доброго, честного и сильного  человека, сегодня как никогда остро встаёт перед школой. Современные  школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Начальная школа – это время  формирования человеческой личности. Гражданское воспитание становится неотъемлемой частью образовательного  процесса. Как воспитать учащегося в современных условиях, когда в  обществе меняется образ жизни? Как преодолеть среди детей проявления  бездуховности, скептицизма? Как жить в современном мире? Эти и другие  вопросы волнуют сегодня педагогов. Гуманизация образования и воспитания,  которая предусматривает обращение к личности ребенка ,имеет цель научить  его жить ,развиваться, утверждаться среди людей. В этой связи формирование гражданственности стоит рассматривать как необходимый этап в развитии  полноценной личности .Это обусловлено рядом причин: активное участие в  государственных делах, формирование правовой культуры человека.  Воспитание гражданина как одно из средств национального возрождения  России. Понятие « гражданственность» мы трактуем как освоение и реализациюребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе как  личности, своей семье, окружающим людям, Отечеству и планете Земля. Включаясь в жизнь социумов, ребенок выполняет необходимые виды  деятельности, другими словами, социальные роли. Например, в семье  ребенок­ сын, брат, внук, в школе – ученик, член коллектива, в городе ( в  селе) – горожанин ( сельчанин).  Таким образом, в каждом социуме ребенок призван выполнять систему  социальных ролей, и меры его готовности и способности к этому и является  объективным показателем формирования гражданственности.  Для освоения и реализации этих ролей ребенку необходимы знания о  социальных процессах, явлениях окружающей жизни, умения включиться в  эту жизнь .Например: одной из причин ослабления родственных связей,  забвения сыновнего долга является незнание детьми истории, традиций,  родословной своей семьи. На наш  взгляд, определение  понятия « гражданственность» не должно  сводиться до политико­ правовых форм, оно должно раскрывать все  многогранные связи с обществом, ибо гражданин является компонентом  многих социальных систем. Он­ член семьи, коллектива, принадлежит  определенной нации, является компонентом экономической системы, системы культуры. Формирование активной гражданской позиции нужно начинать в семье. Семья  выступает как первый воспитательный институт, с которым будущий  гражданин  ощущает связь на протяжении   всей жизни.  Именно в семье   закладываются основы нравственности, формируются нормы поведения.  Семья способствует не только формированию личности, но и   самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую  активность, раскрывает индивидуальность. Семейное воспитание­ это совместные походы и экскурсии по родному краю,  в музеи, на выставки, в  театры, в ходе которых обсуждается увиденное,формируется собственное мнение. Дети гордятся своими родственниками,  когда они участвуют в совместных делах в школе, соревнованиях, конкурсах,  субботниках. В семье дети должны научиться сопереживать, оказывать  посильную помощь, иметь поручения по обслуживающему труду. В классе  проводим мероприятия: «Корни моей семьи», «Традиции семьи». Классные  родительские собрания проходят с участием детей, например: «Отец – в  воспитании ребёнка». Устраиваем открытые родительские дни, совместные  праздники и развлечения. Организем выставки родителей и детей: «Ребенок  учится тому, что видит у себя в дому», «Хозяюшка», «Художница».  Регулярно проводим праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «А ну­ ка, мальчики», «Счастливый случай».  Используем наглядно­ информационные формы работы: выставки детских  работ по теме «Улыбка мамочки моей», «Мы с папой моим большие друзья»,  фотогазета «Счастливое мгновенье».  В ходе такой работы происходит  объединение членов семьи в совместной деятельности по составлению  генеалогического дерева, сбору материалов о каждом члене семьи, его  заслугах перед Отечеством. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно  воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей  чувство собственного достоинства, положительных качеств личности, а  любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю,  родным местам. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам ее  истории, культуры. Цель этих уроков­ раскрыть учащимся смысл понятия        « любовь к Родине», привить юным гражданам уважение и чувство любви к  Отечеству. Раскрыть идеи истинных ценностей жизни, потребности быть гуманнее и  человечнее помогают факультативные занятия «Православная культура».  Наиболее удобная форма введения младшего школьника в православнуюкультуру ­ через знакомые представления и образы, в которых он учится  видеть проявление красоты в окружающем мире. Развитие на уроках умения  «творить» самостоятельно, создавать красивое постепенно подводит детей к  осознанию сложности Божиего мира и разнообразию форм присутствующей в  нем красоты. Умение видеть красоту Божиего мира не дано человеку от рождения. Однако  душа ребенка, имея Божественную основу, способна откликнуться на  отражение Божественной красоты в красоте окружающего мира при условии  развития у него гражданских чувств. Православная культура как  эмоционально­ ценностное отношение к жизни предполагает уяснение  школьниками правил поведения человека, данных Богом, сущности добрых  дел, совершаемых человеком во славу Божию и отражение их в жизни святых  и в жизни самого ребенка. В большом дружном коллективе дети взрослеют, воспитываются на уважении, доброте. Понимают друг друга и окружающих, учатся дружить, маленькие  считают, что дружба – это не работа, с удовольствием тратят выходные дни на добрые дела и общение с друзьями. Для друзей и доброго дела времени и сил  не жалеют. Гражданское воспитание младших школьников, на наш взгляд, и  заключается изначально в воспитании доброты. В заключении надо сказать, что каждый учитель  ищет свой неповторимый,  индивидуальный почерк в работе, который бы способствовал решению  важнейшей педагогической задачи ­ формированию целостной, гармонично­ развитой и социально­зрелой личности с активной гражданской позицией.  Литература Методические рекомендации по проведению «Урока гражданина», журнал «Начальная школа» № 3, 2002 годГражданское воспитание, журнал «Начальная школа» № 7, 2002 год «Я и мой мир» Н. И. Элиасберг, журнал «Начальная школа» №1, 1999 год «Школьная толерантность и правовая культура» Г. Е. Илюхина, журнал  «Начальная школа. До и после» №5, 2007год «Ваши права, дети» Ю. Яковлев, Москва «Международные отношения»,  1992 Программа гражданско­патриотического воспитания, журнал заместителя директора школы по воспитательной работе № 3, 2006 год «Патриотическое воспитание», И. А. Пашкович, издательство «Учитель»,  2006 год «Патриотическое воспитание», газета «Начальная школа», № 12, 2007 год «Деятельностные подходы в системе воспитательной работы», И. Н.  Лавренкова, журнал «Завуч», № 3, 2006 год «Организация воспитательной работы в начальной школе» И. Г. Рябинена,  журнал «Завуч», № 1, 2006 год «Ты и твои друзья» В. Н. Романюта

Посмотрите также