Статья на тему: "ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ"
Оценка 4.6
Семинары
docx
дефектология
Взрослым
14.08.2018
ФГОС ОВЗ уточняет, что овладение жизненной компетенцией – это
способность решения проблемных ситуаций, владение навыками коммуникации и принятыми формами поведения, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Передо мной, как учителем-предметником, встала задача поиска педагогических форм, приемов и методов работы, способствующих формированию и развитию жизненной компетенции учащихся. На мой взгляд, одно из возможных решений – применение интерактивных технологий.Вступивший в действие Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ставит перед педагогом задачи формирования не только знаний, умений, навыков их применения, но и жизненной компетенции.
ст интерактив.docx
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ
Вступивший в действие Федеральный государственный образовательный стандарт
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ставит перед
педагогом задачи формирования не только знаний, умений, навыков их применения,
но и жизненной компетенции.
ФГОС ОВЗ уточняет, что овладение жизненной компетенцией – это
способность решения проблемных ситуаций, владение навыками коммуникации и
принятыми формами поведения, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей.
Передо мной, как учителемпредметником, встала задача поиска педагогических
форм, приемов и методов работы, способствующих формированию и развитию
жизненной компетенции учащихся. На мой взгляд, одно из возможных решений –
применение интерактивных технологий. Интерактивные технологии позволяют
создать условия, в которых знания будут усваиваться через личный опыт социального
взаимодействия. Учитывая вышеизложенное, считаю, что тема статьи является
актуальной для современной системы образования.
Цель статьи – представить систему работы по использованию интерактивных
технологий, способствующих формированию жизненных компетенций.
Задача практическая организация условий для успешной социализации
обучающихся с ОВЗ средствами интерактивных технологий.
Новизна опыта заключается в практическом преломлении идей использования
технологии интерактивного обучения, в понимании формирования и развития
жизненной компетенции учащихся с целью их более высокой адаптации и социальной
самореализации.
Понятие «жизненная компетенция» введено в 2000х годах Институтом
коррекционной педагогики РАО и рассматривается в научной литературе по
разному: как совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для жизни (А.И.
Ахметзянова); способность и готовность решать проблемы жизнедеятельности личности (И.В. Дикун); интегративная характеристика личности, определяющая
успешность в обществе и социальную адекватность (О.А. Майер, Н.Б. Прокудрина,
О.Н. Сергеева, С.Ю. Смертина).
Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии обучающегося
с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого
опыта. О чем говорят труды: В.П. Беспалько, В.И. Загвязинского, Н.В. Кузьминой,
Б.Н. Кулюткина, Т.М. Давыденко, И.Б. Сенновского, Б.З. Вульфова, Е.В. Ильиной.
Механизмы реализации интерактивных технологий, используемые в моей практике:
моделирование различных социальных ситуаций; технология проблемных ситуаций;
технология проектной деятельности; виртуальные экскурсии; мастерклассы [2,24]
На уроках социальнобытовой ориентировки систематически применяю метод
моделирования различных социальных ситуаций.
Моделирование микроситуаций использую практически на любом этапе урока, их
тематика очень разнообразна. Упражнение выполняется либо с использованием речи,
либо при помощи жестов, мимики и может иметь большое количество вариантов.
1. Изобрази человека, которому стыдно, плохо, весело, грустно. Он устал, рассержен,
болен. (Широко применяю на «стадии вызова», способствует развитию эмпатии,
активизирует мыслительную деятельность, мотивирует; использую для
эмоционального настроя на плодотворную деятельность)
2. Упражнения усложняются действиями с воображаемыми предметами. Учащиеся
получают задание вбить в стену гвоздь; перейти траншею через мостик.
Такие приемы очень продуктивны в процессе запоминания алгоритма действий
(технологических карт). Например, последовательность различных операций при
стирке белья (рассортировать, замочить, постирать, прополоскать, отжать,
развесить); гигиенических процедурах, оказании первой медицинской помощи,
приготовлении пищи и т.д.. Данный прием использую также с целью эмоциональной
разрядки. Изучая тему «Сезонная одежда», ребята обувают сапоги, застегают
пуговицы пальто, поглаживая голову, виски, надевают шапку.
Моделирование ситуации с заданным сюжетом.
Задача учащихся состоит в том, чтобы распределить роли и разыграть их. 1. Ученица плачет. Она больна и не может вместе со всем классом поехать на
экскурсию. Две подруги предлагают остаться с ней, чтобы ей не было скучно.
2. Маленький ребенок упал и поранил ногу. Медсестра оказала первую помощь.
Регулярно ввожу такие ситуации в работу, так как выполнение роли требует
подчинения определенным правилам, нормам поведения, которые служат эталоном
для играющего.
Причем тема урока может лишь косвенно касаться условий сюжета. Например, перед
практической работой по приготовлению пищи ученики идут в магазин приобретать
необходимые продукты. После такой работы воображают, что пришли в гости и с
удовольствием вручают подарки. Ребята могут с увлечением зарабатывать в течение
урока «деньги», в итоге, соблюдая правила этикета, приобрести честно заработанные
оценки. На уроке по теме «Пришивание пуговиц» разыгрываем ситуацию «Уколол
палец», обращаемся к медсестре, звоним в «Скорую помощь». Участвуя в играх со
специально подобранным содержанием, школьник приобретают навыки
коммуникации, привычку соблюдать нормы поведения в различных ситуациях, и в
частности тогда, когда обстановка может провоцировать неправильные поступки [3,
73]
Проблемные ситуации с неоконченным сюжетом.
Ребятам предлагается придумать, чем все это могло бы закончиться, и разыграть
ситуацию.
1. Ты подходишь к друзьям, сидящим на лавочке. Они курят и предлагают тебе
закурить.
2. Мама с сыном пришли в магазин за покупками. Денег хватает на две недорогие
вещи для мамы и сына. Но сын увидел дорогую игровую приставку и просит купить.
После того как школьники показывают свои решения предлагаемых упражнений,
обязательно организую их обсуждение в форме «круглого стола» беседы о ситуации
вообще и способах ее решения.
Моделирование ситуаций по заданной теме.
Этот вид упражнений предполагает самостоятельную работу учащихся. Дается тема,
по которой школьники придумывают сюжет, связанный с проблемой общения, распределяют роли и разыгрывают ситуацию: «Верный друг»; «Знакомство в купе
поезда»; «Ссора с другом». Разыгрывая и разбирая различные проблемные ситуации
на занятиях по социальнобытовой ориентировке, учащиеся расширяют свой
социальный опыт о различных сферах жизни и быта людей.
Технология проблемных ситуаций.
Прием «Мозговой штурм». Целью является активация умственной деятельности и
творческой активности учащихся, развитие способности высказывать собственное
мнение, критически мыслить.
Примеры задания: Предложить идею памятника Мойдодыра. (это задание не только
помогло вспомнить сюжет произведения, но и обсудить проблемы личной гигиены)
Убедить друга в том, что пыль вредна. (привело к идее создания проекта)
Проблемный вопрос – самостоятельная форма мысли и высказывание, а также
предположение или обращение, требующее ответа или объяснения.
Например: Откуда берутся продукты? Вкусное всегда полезно? Зачем мыть посуду?
Прием «Древо решений». Это схематическое представление проблемы принятия
решений. Ветви дерева решений представляют собой различные события (решения), а
его вершины – ключевые состояния, в которых возникает необходимость выбора.
Пример: Ты накопил денег, скоро 8 марта, а подруга просит одолжить ей на
лекарство котенку. Ребята отмечают плюсы и минусы каждого решения.
Прием «Займи позицию».
Например. «Вегетарианство полезно?» Шкала мнений: ДА; ДА, но оговорками; НЕТ;
НЕТ, но иногда… Предлагаю ученикам подумать, выбрать позицию, рассаживаемся
по микрогруппам единомышленников, выдаю распечатанные материалы с разными
позициями ученых, начинаем дискуссию. Важно, не навязать точку зрения учителя, а
научить формулировать свое мнение, аргументировать выбор своей позиции. Можно
попросить поменять позицию и высказаться в защиту оппонентов.
Технология проектной деятельности.
Создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и
организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в
результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. Данная технология способствует тому, что:
учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных
источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и
практических задач;
приобретают коммуникативные умения; развивают системное мышление. [7]
Виртуальные экскурсии. Это эффективный презентационный инструмент.
Демонстрация любого реального места – будь то парк, музей, объекты
общественного значения (магазин, почтовое отделение, поликлиника). Ребята, с
огромным удовольствием, участвуют в создании таких виртуальных путешествий.
Символом педагогики может стать дерево. Корни дерева – это основы педагогики,
истоки. Ствол – это работы таких основателей педагогического учения как
Выготский, Ушинский, Макаренко. Каждая ветвь – это учитель, а листья наши
ученики, которых мы оберегаем от ветров сомнений, от дождя незнания, от града
неумения и желаем, чтобы они распустились под светом наук. Надеюсь, что эта
статья поможет Вам вспомнить или узнать новые приемы работы, которые позволят
Вашим листочкам не увядать.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахметзянова А.И. Организация инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями
здоровья в Казанском федеральном университете// Образование и саморазвитие. – № 2 (40), 2014. –
С.208–212
2. Дикун И.В. Социальное воспитание детей как профессиональная проблема специалистов. //
Человек и образование.№4(17),2008.С. 2427
3. Малашенко Е.С. Коммуникативная толерантность как один из аспектов формирования
социальных компетенций // Сборник материалов VII Международной научнопрактической
конференции//Научные исследования: от теории к практике. Ч., 2016.С. 7274
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 2004. 192 с.
2. Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. Москва Белгород, 2006.
252 с.
5. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Знание, 2014.80 с
6. Кулюткин Ю.Н. Рефлексивная регуляция, мыслительных действий. / Психологические
исследования интеллектуальной деятельности. М., 2011.232 с.
7. Майер А.А. Образование – управляемый контекст социализации ребенка// Образование:
исследовано в мире: междунар. науч. пед. интернетжурн.21.11.2015 //https://cyberleninka.ru (дата
обращения 22.01.2016)
Статья на тему: "ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ"
Статья на тему: "ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ"
Статья на тему: "ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ"
Статья на тему: "ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ"
Статья на тему: "ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ"
Статья на тему: "ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.