Статья на тему:". Использование информационных технологий на уроках с краеведческим компонентом"
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
русская литература
Взрослым
23.04.2017
Методический инструментарий исследования
Вопросы учителям
Рекомендации исследователю: начинать беседу с учителем надо с объяснения, что опрос проводится для того, чтобы школа могла самостоятельно оценивать этнокультурные запросы родителей учащихся и позицию учителей. Для подтверждения своих намерений можно предъявить анкету. Следует предупредить собеседника, что по желанию, его мнение будет учтено как анонимное.
Необходимо ли преподавание в Вашей школе тувинского языка?
В какой форме лучше преподавать тувинский язык в школе как обязательный предмет или элективный курс?
1. В каких классах лучше преподавать тувинский язык?
2. Необходимо ли при этом учитывать национальность школьников?
3. Необходимо ли преподавание в Вашей школе других дисциплин с этнокультурным содержанием (история Тувы, география Тувы и др.)?
4. В какой форме лучше преподавать дисциплины с этнокультурным содержанием в школе как обязательный предмет или элективный курс?
5. В каких классах лучше преподавать дисциплины с этнокультурным содержанием?
6. Что думают родители учащихся по поводу необходимости и форм преподавания предметов с этнокультурным содержанием?
7. Что думают сами учащиеся по поводу предметов с этнокультурным содержанием?
8. Если о мнении родителей учителям Вашей школы известно, то из каких источников?
9. Следует ли школе в своих планах на следующий учебный год учитывать мнение родителей относительно упомянутых предметов?
10. Необходимо ли преподавание в школе дисциплин «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры» и проч.?
11. В какой форме лучше преподавать дисциплины религиозной направленности в школе?
12. Необходимо ли при этом учитывать вероисповедание детей и их родителей?
13. В каких классах следует преподавать дисциплины религиозной направленности?
14. Как Вы относитесь к возможности замены курсов по отдельным религиозным направлениям обобщающим школьным предметом «Основы религиозной культуры и светской этики»?
15. Каковы возможные перспективы преподавания предметов с национально-региональным содержанием? Будут ли они отменены или, напротив, получат развитие?Методический инструментарий исследования
Вопросы учителям
Рекомендации исследователю: начинать беседу с учителем надо с объяснения, что опрос проводится для того, чтобы школа могла самостоятельно оценивать этнокультурные запросы родителей учащихся и позицию учителей. Для подтверждения своих намерений можно предъявить анкету. Следует предупредить собеседника, что по желанию, его мнение будет учтено как анонимное.
Необходимо ли преподавание в Вашей школе тувинского языка?
В какой форме лучше преподавать тувинский язык в школе как обязательный предмет или элективный курс?
1. В каких классах лучше преподавать тувинский язык?
2. Необходимо ли при этом учитывать национальность школьников?
3. Необходимо ли преподавание в Вашей школе других дисциплин с этнокультурным содержанием (история Тувы, география Тувы и др.)?
4. В какой форме лучше преподавать дисциплины с этнокультурным содержанием в школе как обязательный предмет или элективный курс?
5. В каких классах лучше преподавать дисциплины с этнокультурным содержанием?
6. Что думают родители учащихся по поводу необходимости и форм преподавания предметов с этнокультурным содержанием?
7. Что думают сами учащиеся по поводу предметов с этнокультурным содержанием?
8. Если о мнении родителей учителям Вашей школы известно, то из каких источников?
9. Следует ли школе в своих планах на следующий учебный год учитывать мнение родителей относительно упомянутых предметов?
10. Необходимо ли преподавание в школе дисциплин «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры» и проч.?
11. В какой форме лучше преподавать дисциплины религиозной направленности в школе?
12. Необходимо ли при этом учитывать вероисповедание детей и их родителей?
13. В каких классах следует преподавать дисциплины религиозной направленности?
14. Как Вы относитесь к возможности замены курсов по отдельным религиозным направлениям обобщающим школьным предметом «Основы религиозной культуры и светской этики»?
15. Каковы возможные перспективы преподавания предметов с национально-региональным содержанием? Будут ли они отменены или, напротив, получат развитие?
Моя работа.docx
1. Считаешь ли ты нужным внедрение курса "Национальное воспитание". Почему?
да
нет
Свой вариант
2. Какие проблемы заинтересовали тебя в данном курсе?
3. Повлияло ли не тебя изучение курса "Национального воспитания". Если "да", то каким образом?
нет
да
Свой вариант
4. О чём заставило тебя задуматься содержание курса "Национальное воспитание"?
5. О чем бы те ещё хотел узнать в данном курсе?
6. Какие темы для дискуссий ты бы предложил в рамках курса "Национальное воспитание"?
7. В чем заключается особенность данного курса? 8. Все ли проблемы молодежи охваченный в содержание данного курса?
Методический инструментарий исследования
Вопросы учителям
Рекомендации исследователю: начинать беседу с учителем надо с
объяснения, что опрос проводится для того, чтобы школа могла
самостоятельно оценивать этнокультурные запросы родителей учащихся
и позицию учителей. Для подтверждения своих намерений можно
предъявить анкету. Следует предупредить собеседника, что по желанию,
его мнение будет учтено как анонимное.
Необходимо ли преподавание в Вашей школе тувинского языка?
В какой форме лучше преподавать тувинский язык в школе как
обязательный предмет или элективный курс?
1.
2. Необходимо ли при этом учитывать национальность школьников?
3. Необходимо ли преподавание в Вашей школе других дисциплин с
В каких классах лучше преподавать тувинский язык?
этнокультурным содержанием (история Тувы, география Тувы и др.)?
В какой форме лучше преподавать дисциплины с этнокультурным
содержанием в школе как обязательный предмет или элективный курс?
В каких классах лучше преподавать дисциплины с этнокультурным
4.
5.
содержанием?
6. Что думают родители учащихся по поводу необходимости и форм
преподавания предметов с этнокультурным содержанием?
7. Что думают сами учащиеся по поводу предметов с этнокультурным
содержанием?
8.
9.
Если о мнении родителей учителям Вашей школы известно, то из каких
источников?
Следует ли школе в своих планах на следующий учебный год учитывать
мнение родителей относительно упомянутых предметов?
10.
Необходимо ли преподавание в школе дисциплин «Основы
православной культуры», «Основы исламской культуры» и проч.?
11.
В какой форме лучше преподавать дисциплины религиозной
направленности в школе? 12.
Необходимо ли при этом учитывать вероисповедание детей и их
родителей?
13.
В каких классах следует преподавать дисциплины религиозной
направленности?
14.
Как Вы относитесь к возможности замены курсов по отдельным
религиозным направлениям обобщающим школьным предметом «Основы
религиозной культуры и светской этики»?
15.
Каковы возможные перспективы преподавания предметов с
национальнорегиональным содержанием? Будут ли они отменены или,
напротив, получат развитие?
Раздел 2. Использование информационных технологий на уроках с
краеведческим компонентом.
В последнее время наблюдается тенденция потери интереса к предметам
гуманитарного цикла, особенно литературы. Методическая формула «рассказ
о писателе – чтение произведения – обсуждение – сочинение» исчерпала себя.
Обусловлено это самой реальностью, способной дать ученику объемное
представление о мире, поэтому задача преподавателя литературы состоит в
выработке новых средств работы с художественным текстом, чтобы он
приобрел объем, стал звучащим, многогранным. Одним из способов сделать
предмет литературы для школьников более притягательным является
использование средств сети Интернет. Интернет становится незаменимым
источником знаний и информации. Вскоре информационные технологии в
образовании станут неотъемлемой частью учебного процесса во всем мире. С
помощью Интернета развивается умение осуществлять поиск в
образовательной сети, классифицировать информацию, критически подходить
к ней, что в целом способствует повышению информационной культуры. Все
это является необходимым качеством современного человека, прививает и
развивает навыки самообразования, помогает превращать учебу «в радость
открытия». Учащиеся ощущают себя не только пользователями, но и
создателями образовательных сайтов, что способствует их самореализации,
становлению личности, впитывающей гуманистические традиции и
участвующей в развитии информационнообразовательного пространства. В
процессе создания сайтов и сбора информации по предложенной тематике,
удовлетворяется игровая деятельность учащихся, что делает изучение
предмета, более привлекательным. На одном из компьютерных вечеров,
проводившихся журналом «Микропроцессорные средства и системы» в
Москве прозвучал лозунг: «Учись, игра. Ученые пришли к выводу, что
тренажеры, компьютерные учебники, практикумы, если делать с элементами
игры, существенно улучшат восприятие и запоминание материала учащимися. Одним из методов современного преподавания литературы является создание
мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий
литературоведческий анализ, так и использование средств Интернет.
Методика проектной работы предполагает коллективную групповую работу
учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант.
При планировании проектов необходимо продумать и определить круг задач и
вопросов:
Педагог изучает интересы учащихся, совместно с учащимися выбирает
тематику проектов, готовит учеников к работе.
Учитель и учащиеся приступают к поиску партнеров по отобранным
идеям (межшкольные литературные журналы, газеты; совместное
написание стихов, рассказов). Выбирается форма организации
деятельности учащихся (индивидуальные проекты, парные проекты,
групповые проекты).
Педагог совместно с учащимися определяет гипотезу решения
проблемы.
Когда материал собран, проанализирован и сформулирован вывод,
устраивается презентация проекта.
В ходе такой работы демократизируется образовательный процесс,
увеличивается ответственность каждого участника за свою работу, решается
коммуникативная педагогическая задача: учащиеся учатся деловому
творческому общению. Приведем конкретный пример. Изучая тему
«Литература о Великой Отечественной войне», педагог ставит перед собой
задачу ввести в изучение этой темы краеведческий компонент. Теме
Сталинградской битвы, в курсе изучения литературы практически не
уделяется времени для изучения. Но ведь ребята родились и выросли на этой
земле, каждый уголок нашего города повествует об этих героических
страницах истории нашей страны. Огромное количество выдающихся
деятелей литературы внесли свою лепту в создание литературной летописи
героического Сталинграда. Чтобы решить эту проблему, педагог предлагает
учащимся принять участие в работе над созданием мультимедийного проекта
по литературе, посвященной Сталинградской битве «Героическая летопись
Сталинграда».
Для этого учащиеся делятся на несколько групп:
1. историки, которые готовят исторические комментарии к событиям
Сталинградской битвы; 2. литературоведы, каждый из которых получает свой объект
исследования (писатели, воевавшие в Сталинграде; поэты и писатели
земляки; современные литераторы края; мемуарная литература;
зарубежные литераторы);
3. художники (те, кто разрабатывает видеообраз через систему Интернет);
4. ответственные за музыкальное оформление;
5. редакторы, аниматоры.
Дальнейшая работа ведется в указанных группах. В результате работы было
создано несколько индивидуальных проектов:
1. Вебсайт «Литературный Сталинград» (Петрова Вика 11 «Б»).
2. Презентация «Огненная летопись Сталинграда» (Балясова Мария 11
«Б»).
С помощью этих мультимедийных продуктов уроки литературы в 11м классе
по теме «Литература Великой Отечественной войны» прошли на высоком
содержательном уровне.
Одновременно этими проектами в рамках деятельности модератора по
краеведению был запущен проект «Литературная летопись края».
Задачи всемерного повышения роли литературы в воспитании и образовании
молодого поколения настоятельно требуют использования всех видов и форм
работы, в том числе, и литературного краеведения.
Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и
обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и
уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и
осознать связь литературы с жизнью.
Знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает учащимся лучше
понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину
мыслей и чувств. Уже несколько лет при поддержке Агентства «Роспечать» и
Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека» учащиеся школы ведут
работу по этому направлению. Создан электронный литературный
путеводитель по улицам города Волгограда, названных в честь поэтов и
писателей, мультимедийное путешествие по улице имени А.С. Пушкина
(Царицын – Сталинград – Волгоград), Обе работы были представлены и
отмечены на конкурсах городского и всероссийского уровня. В настоящее
время ведется работа над созданием литературной карты города и области. Проект «Литературная летопись края» набирает обороты. На наш взгляд, он
оч
Изучение качества преподавания русского языка в образовательных
организациях Российской Федерации с учетом региональных и
этнокультурных особенностей
2. Опрос учителей русского языка В исследовании приняли участие 325
учителей, преподающих русский язык в
качестве родного языка. В опросную выборку вошли материалы,
предоставленные
педагогами Республики Татарстан, Республики Саха (Якутия) Республики
Адыгея (16
человек).
Как показал опрос, большинство респондентов (61%) работает в 59 классах,
однако многие объединяют работу в начальной и средней школе. 31%
респондентов
работает с учащимися старших классов.
Диаграмма 16
Большинство учителей (162 респондента, или 50% опрошенных) считают, что
наиболее приоритетной целью, достижение которой необходимо при обучении
русскому
языку как родному в образовательных организациях Российской Федерации с
учетом
региональных и этнокультурных особенностей, является формирование
устойчивой
мотивации к изучению культурного наследия народов России. 97 опрошенных
отметили,
что целью обучения русскому языку в названном аспекте является создание
основы для
понимания особенностей культур народов России и воспитание уважения к
ним.
8%
61% 31%
Распределение участников опроса
по ступеням шко еализация регионального и этнокультурного компонента в
обучении русскому
языку. Большинство педагогов для реализации регионального и
этнокультурного
компонента в обучении русскому языку дополняет учебный процесс
изучением
произведений национальных и региональных авторов (253 опрошенных), а
также
включает в состав учебных материалов тексты с краеведческой информацией
о регионе
обучения (178 человек).
Диаграмма 18
Как видно из диаграммы, 135 педагоговрусистов под работой с
этнокультурным и
региональным компонентом подразумевает организацию экскурсий, 105
развивает данный
компонент методом проектной деятельности, а 99 – проводит встречи со
знаменитыми
162
97
58
8
Формирование устойчивой мотивации к изучению
культурного наследия народов России посредством
русского языка
Создание основы для понимания особенностей культур
народов России, воспитание уважения к ним
Расширение кругозора учащихся, в том числе за счёт получения знаний об истории и культуре региона, в котором
проводится обучение
Другая цель
Приоритетная цель обучения русскому языку с учетом
регионального и/или этнокультурного компонента
253
178
60
105
134
99 При внедрении в процесс обучения русскому языку регионального и/или
этнокультурного компонента наиболее эффективными большинство
респондентов назвали личностные и коммуникативные универсальные
учебные действия. Чуть менее эффективно развиваются познавательные УУД.
А вот влияние регионального и/или этнокультурного компонента на
формирование регулятивных УУД у школьников, для которых русский язык
является родным, достаточно малоэффективно, как можно видеть из
представленной ниже диаграммы. Диаграмма 21 Факторы, которые
препятствуют процессу обучения русскому языку с учетом регионального и
этнокультурного компонента. На графиках далее представлены
организационные факторы, которые, по мнению опрошенных учителей
русского языка как родного, препятствуют процессу обучения русскому
языку с учетом регионального и этнокультурного компонента. К ним прежде
всего относится нехватка учебного времени (69% респондентов), а также
проблема учебнохозяйственной инфраструктуры – отсутствие
соответствующих помещений и оборудования для кинопоказов, организации
презентаций, осуществления других видов наглядной ознакомительной
работы.
47
16
Включение в учебный процесс текстов произведений
национальных/региональных авторов
Включение в учебный процесс текстов с краеведческой информацией о регионе обучения
Просмотр фильмов, прослушивание радиопередач, организация
обсуждений
Организация проектной деятельности учащихся
Организация экскурсий
Организация встреч с представителями региона (деятелями
культуры, искусства, духовенства)
Формы активности в Интернетсреде, социальных сетях и др.
Необходимые профессиональные компетенции для педагога. Респонденты
сошлись
во мнении, что наиболее приоритетной профессиональной компетенцией,
необходимой
педагогу при реализации регионального и этнокультурного компонента в
обучении
русскому языку, должна быть способность проектировать учебный процесс в
соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
На втором месте по значимости – умения владеть методами диагностики
сформированности универсальных учебных действий и применять
современные методы,
формы, технологии организации внеурочной деятельности школьников. Менее
значимыми респонденты назвали умение осуществлять мониторинг учебного
процесса с
применением методов контроля и оценки знаний и достижений обучающихся,
а также
знание классификации универсальных учебных действий и рубежные
показатели их
сформированности. Наименее приоритетной компетенцией по итогам
исследования
оказалась способность измерять, интерпретировать и обобщать
образовательные результаты внеурочной деятельности школьников.
Методы и приёмы внутренней оценки качества преподавания русского языка с
учетом регионального и/или этнокультурного компонента, необходимые для
повышения
уровня обучения. Наиболее востребованным методом большинство
респондентов назвали
репродуктивный (с использованием наглядных пособий, словарей, упражнений
и текстов
учебника), а также деятельностный (учебная дискуссия, диалог, мозговой
штурм). Многие
респонденты отметили необходимость про мониторинговых мероприятий –
контрольных работ, диктантов, тестов, ориентированных
на диагностику уровня сформированности умений и навыков по русскому
языку,
реализующих региональный и этнокультурный компонент.
Впрочем, часть учителей считает, что повысить уровень обучения можно
будет
только за счет переноса внимания на эмоциональноволевую сферу учащихся.
Школьники
должны осознавать возможность поделиться своими открытиями и
достижениями с
одноклассниками, родителями, иметь возможность участвовать в школьных
олимпиадах,
внеклассных мероприятиях – другими словами, каждый ученик должен иметь
возможность видеть, как далеко он продвинулся в работе по изучению
истории и
культуры своего народа, своего региона.
Учителя перечислили несколько приемов по повышению интереса к уроку:
«привлекательная цель»; «удивляй!»; «отсроченная отгадка»;
«фантастическая добавка»
(Представьте себе, что вы можете встретиться с Мусой Джалилем. Что бы вы
сказали ему? Попробуйте предсказать его реакцию на ваши аргументы. Можно разыграть
беседу по
ролям); «практичность теории» (жизненная история, подтверждающая
важность умения);
«пресс – конференция» (тема раскрывается лишь частично, школьникам
предлагается
задать уточняющие вопросы)»; «вопрос к тексту»; «необычность обычного»
(прием
подачи домашнего задания); «лови ошибку» (ученики получают серию цитат
со ссылкой
на авторов); «определи, в каком случае цитата не могла принадлежать
данному автору».
Методы и приёмы внешней оценки качества преподавания русского языка с
учетом
регионального и/или этнокультурного компонента, необходимые для
повышения уровня
обучения. Данный вопрос предполагал оценку педагогами имеющегося
инструментария
мер по внешней оценке процесса обучения со стороны государственных
органов
управления образованием, а также профессионального сообщества
(исследования НИКО,
ВПР, федеральные и региональные мониторинговые мероприятия). Однако
подавляющее
большинство опрошенных трактовали данный вопрос с позиций
взаимоотношений в
пределах схемы «ученикучитель», где внутренняя оценка связана с
рефлексией
обучаемого как субъекта обучения, а внешняя – с мерами, которые
предпринимает
педагог. По этой причине респондентами назывались такие меры, как
проведение учителем интегрированных уроков, уроковэкскурсий, ролевых игр,
творческих
конкурсов, уроков – путешествий и др.
Подобная реакция подтверждает уже упоминавшийся выше тезис о том, что
многие
педагоги недостаточно владеют терминологией, относящейся как к ФГОС, так
и в целом к
менеджменту образовательного процесса и его инструментарию.
30 В чём состоит цель обучения русскому языку на основе регионального и
этнокультурного компонента? По мнению большинства опрошенных, такое
обучение
способно сформировать устойчивую мотивацию к изучению культурного
наследия
народов России. Обладая таким статусом, русский язык становится не только
«кодом
культуры» русского народа, но и медиатором кросскультурных
взаимоотношений других
народов, населяющих нашу страну. Не менее ценным стало замечание
опрошенных
учителей русского языка как неродного о формировании базовых умений,
которые дают
возможность дальнейшего развития активного билингвизма и становления
навыко
Основные способы внедрения названного компонента в процесс обучения
русскому языку – это организация проектной деятельности, работа с текстами
национальных авторов и краеведческими материалами, фестивальные
мероприятия, экскурсии. В Следует отметить, что в результате исследования проявилась еще одна
системная
проблема: педагогирусисты слабо владеют терминологическим аппаратом
действующего
ФГОС. Так, далеко не все учителя русского языка смогли подобрать
релевантные
варианты заданий, обеспечивающих формирование универсальных учебных
действий,
затруднения также вызвало понятие внешней оценки качества преподавания
русского
языка. Вместе с тем способность проектировать учебный процесс в
соответствии с
требованиями ФГОС второго поколения была названа опрошенными
учителями ключевой
профессиональной компетенцией, необходимой педагогу при реализации
регионального и
этнокультурного компонент
Статья на тему:". Использование информационных технологий на уроках с краеведческим компонентом"
Статья на тему:". Использование информационных технологий на уроках с краеведческим компонентом"
Статья на тему:". Использование информационных технологий на уроках с краеведческим компонентом"
Статья на тему:". Использование информационных технологий на уроках с краеведческим компонентом"
Статья на тему:". Использование информационных технологий на уроках с краеведческим компонентом"
Статья на тему:". Использование информационных технологий на уроках с краеведческим компонентом"
Статья на тему:". Использование информационных технологий на уроках с краеведческим компонентом"
Статья на тему:". Использование информационных технологий на уроках с краеведческим компонентом"
Статья на тему:". Использование информационных технологий на уроках с краеведческим компонентом"
Статья на тему:". Использование информационных технологий на уроках с краеведческим компонентом"
Статья на тему:". Использование информационных технологий на уроках с краеведческим компонентом"
Статья на тему:". Использование информационных технологий на уроках с краеведческим компонентом"
Статья на тему:". Использование информационных технологий на уроках с краеведческим компонентом"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.