Как заинтересовать учащихся класса КРО на уроках математики.
Одной из наиболее значимых проблем
современной педагогики является проблема частой неуспеваемости и трудностей
адаптации школьной среде среди своих сверстников.
Понятие "школьная неуспеваемость" современные педагоги - дидакты
не выделяют как самостоятельное. Определение
неуспеваемости дается как противоположное по смыслу определению успеваемости.
Под успеваемостью понимается "степень усвоения знаний, умений, навыков,
установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, сознательности и
прочности". В каждом классе есть дети, которые «не тянут»
общеобразовательную программу и их определяют в коррекционные классы обучения.
Количество детей, которые уже в начальных классах по различным причинам
оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить
программу, колеблется по данным разных авторов, от 20 до 30 %. Увеличение числа
таких детей отмечается во всем мире, и проблема их обучения стала одной из наиболее
актуальных психолого-педагогических проблем.
Я Белозёрова Юлия работаю в классе КРО. В классе 12 учащихся и все они разновозрастные, то есть дети от 10 лет и до 11 и разноуровневые по своему интеллектуальному состоянию. Передо мной стоит задача заинтересовать учащихся на уроках, а в особенности на уроках математики, чтобы они хотели учиться и им было интересно при объяснении нового материала.
В классе есть учащиеся, которым хорошо дается математика, а кому- то русский. И так, тема моей статьи «Как заинтересовать учащегося класса КРО на уроках математики». Система моих уроков ориентирована сначала на то, чтоб учащиеся не бездельничали на моих уроках, а чтоб они вместе со мной «создавали» уроки, трудились бы с абсолютной эффективностью сил
Начиная работу с классом, я уделяю достаточно внимания:
1) сбору и анализу информации о состоянии знаний и умений учащихся, об их интересах, настроении, готовности к уроку.
На данном шаге мне необходимо установить, что могут и чего же не
могут мои воспитанники.
До начала урока учащиеся заполняют таблицу готовности по пятибалльной
шкале:
«5б» - я хочу знать, получить больше интересной информации, мне то пригодится в жизни;
«4б» - я готов приступить к работе;
«3б» - я не очень разбираюсь в математике, и мне нужна будет помощь учителя.
Такой анализ поможет мне выяснить уровень готовности класса к уроку и понять хотят они получать новые знания или нет.
В конце урока не обходимо осуществлять рефлексию урока, тем более что по ФГОС рефлексия урока предусматривается, особенно если она проводится учащимися. На этом этапе я учащимся раздаю карточки красного, желтого и зеленых цветов.
Если учащийся на парте оставил карточку красного цвета, то ему урок понравился, он много полезного узнал на уроке и провел это время с пользой.
Если учащийся на парте оставил карточку желтого цвета, то учащийся слушал внимательно учителя, но конечно понимал не все задания, которые разбирались в классе.
И если ученик оставил на парте карточку зеленого цвета, то ему урок не понравился, он ничего не понял, не был готов к ответам на вопросы учителя и в домашнем задании у него возникнут трудности.
В процессе обучения меня интересно применять все новые и оригинальные формы, методы и подходы к изложению учебного материала, с целью увлечения школьников предметом, повышения эффективности освоения учебного материала.
2) текущий контроль знаний учащихся
я осуществляю различными способами:
а) «Понятийная разминка». На доске выписываются термины, связанные с темой. Задача учащегося как можно полно, грамотно раскрыть данное математическое понятие.
б) «Гирлянда ассоциаций». Я называю математическое понятие, а ученики называют понятия, связанные и ассоциирующиеся с названным.
в) Устная разминка «Повторим еще раз!»
Основная моя цель на уроке – научить, заинтересовать, организовать успешную учебно – познавательную деятельность.
Поэтому формы опроса у меня всегда направлены не на поиск пробелов и недостатков учеников, а на поиск достоинств, знаний, умений. Главная моя задача в ходе опроса – поддержать, помочь, научить.
В процессе контроля я стараюсь заинтересовать весь класс. Так, например, на вопрос отвечает один учения, дополняет или исправляет его – второй, пишет тезисный ответ на вопрос – третий. Таким образом большая половина класса будет задействована на уроке.
3) На этапе объяснения нового материала я уделяю большое внимание активизации познавательной деятельности учащихся.
-Ученики по ходу объяснения нового проблемного материала не ведут конспект, а записывают возникающие вопросы, за наиболее интересные из которых выставляются оценки;
- В процессе изучения нового материала учащиеся тезисно записывают основные моменты урока (понятия, формулы и т. д.), так же по этой теме решают задачи у доски и помощью учителя.
- Иногда учащимся можно предложить поработать самостоятельно над темой данного урока. Дать задания и они в группах или парах будут искать ответы на поставленные вопросы учителем, тем самым они не только изучат новый материал, но и будет проходить работа над сплоченностью коллектива. Каждый ученик или группа получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержания в тексте информации.
Не менее важно в процессе работы и приобщение учащихся к творчеству:
например, после изучения нового материала, учащимся предлагается:
- придумать наибольшее количество вопросов по теме;
- предложить наибольшее количество решений по теме;
- проанализировать изученный материал и дать аннотацию тексту учебника и вариант наиболее интересного и правильного изложения темы;
-после окончания восприятия новых знаний я даю задание учащимся в парах обменяться о том, кто что узнал и сформулировать два вопроса, которые они хотели бы задать;
На этапе систематизации знаний я вовлекаю учащихся в активную творческую деятельность. Например, построение «дерева» темы, построение «здания» темы, «Пересечение тем», «Паучок», «Мозговая - выявить проблемы, которые возникли в связи с изучение данной темы
атака»
В своей работу я пересмотрела и формы контроля знаний, умений навыков учащихся: оценки выставляю с учетом индивидуального продвижения усвоении знаний, успешности работы над собой.
Особое внимание я уделяю и выдаче домашних заданий, используя разнообразные приемы для активизации внеклассной деятельности учащихся:
-ярмарка – продажа, на которой домашние задания «продаются», по установленным баллам;
- три уровня домашнего задания;
- «задание массивом» в начале изучения темы я сообщаю все задания, которые необходимо выполнить, поделив их на обязательные, дополнительные, письменные, устные;
- «идеальное задание»;
- переписывание главы, темы учебника по – новому, т.е. свой авторский вариант ученика с использованием дополнительной литературы.
Я оцениваю результат своей работы по тому, как дети работали на уроке, что полезного они получили на моем уроке.
Используя нетрадиционные формы урока и новые педагогические технологии, я добиваюсь активизации познавательной активности учащихся, повышения эмоциональной насыщенности урока, которая помогает раскрыться способностям детей.
Мое кредо - не останавливаться на достигнутом, искать, самой учиться каждый час, думать, работать творчески, по – новому.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.