Статья на тему: "Коммуникативные игры как условие развития эмпатии младших школьников с ЗПР"
Оценка 4.8
Научные работы
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
29.05.2018
В статье охарактеризованы особенности и научно методические основы развития эмпатии у младших школьников с задержкой психической развития (ЗПР). На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики представлены игры содействующие формированию эмпатии.
Ключевые слова: игра, эмпатия, развитие, младший школьник, содействие, сопереживание, сочувствие, задержка психического здоровья.
Статья.docx
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального
образования Свердловской области «Нижнетагильский педагогический колледж №1»
СТАТЬЯ
Тема: КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Разработчик:
Телицина Анна Александровна
2018 год Аннотация
В статье охарактеризованы особенности и научно методические основы
развития эмпатии у младших школьников с задержкой психической развития (ЗПР). На
основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики
представлены игры содействующие формированию эмпатии.
Ключевые слова: игра, эмпатия, развитие, младший школьник, содействие,
сопереживание, сочувствие, задержка психического здоровья.
Современная педагогическая теория и практика уделяют большое внимание
воспитанию межличностных отношений, развитию способности ребенка управлять
своими чувствами, переживаниями (Е.В. Бондаревская).
В современной психологопедагогической литературе исследовалась проблема
проявления и развития эмпатии у взрослых (Г.И. Метельский, Т.Х.Шингаров,
Е.В.Субботский), у детей школьного возраста (Т.П.Гаврилова, В.Н. Лозоцева, Т.А.
Немчин и др.), у детей старшего дошкольного и младших дошкольников (Е.Р.
Овчаренко). Таким образом, гораздо меньше исследований было посвящено изучению
этой проблемы у младших школьников с задержкой психического развития.
История изучения эмпатии берет начало в конце XIX в. таких философских
дисциплинах, как этика и эстетика. В различных этических и эстетических учениях
описываются особенности человека, отражающие специфику его отношений с
окружающими и способствующие пониманию и познанию других людей. Первым ввел
термин «эмпатия» в психологическую науку Э. Титченер.
А. Валлон, Т. Липис, Т.П. Гаврилова считают, что эмпатия – это эмоциональная
способность реагировать на сигналы, передающие эмоциональный опыт другого
человека. В свою очередь Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Юсупов, К. Роджерс определяют
эмпатию как поведенческую способность, которая проявляется в помогающем,
содействующем, альтруистическом поведении в ответ на переживания другого.
Проанализировав существующие определения понятия «эмпатия», мы
рассматриваем эмпатию как социально – психологическое свойство личности, представляющее совокупность социально – психологических способностей индивида,
посредством которых данное свойство раскрывается как объекту, так и субъекту
эмпатии. Таким образом, эмпатия – сложный, многоуровневый феномен, структура
которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих
умений, навыков, способностей человека.
Младший школьник с ЗПР это человек с богатым и разнообразным
эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно
связаны с отношениями в кругу близких. Эмоциональное развитие таких обучающихся
связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей.
Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства.
Развитие эмоций и чувств у младших школьников с ЗПР зависит от ряда
условий:
1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со
сверстниками.
2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные
занятия, чтения сказок) обучающиеся учатся испытывать определенные чувства,
связанные с восприятием (например, музыки). Наиболее яркие положительные эмоции
ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным
героем, активно ему сопереживая.
3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в игре, насыщенной
переживаниями. Мощным фактором развития гуманных чувств являются
коммуникативные игры. Коммуникативные игры и взаимоотношения помогают
школьнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание.
В сфере морально ценных переживаний у обучающегося складываются морально
ценные и морально одобренные отношения к другим людям. Так, у него формируются
гуманистические, альтруистические чувства и отношения, например, внимание к
нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и
радостям (А.В. Петровский, В.В. Абраменкова, 1987). У ребенка активно
формируются нравственные представления о том, что хорошо и что плохо, моральные
оценки собственных действий и поступков сверстников. Идентификация со сверстниками развивает у него способность ставить себя на место других, относясь к
себе как бы со стороны и соотнося при этом свое поведение с моральными нормами.
Анализ психологопедагогических исследований по проблеме позволил нам
выделить условия и особенности развития эмпатии у младших школьников с ЗПР.
Знание условий и особенностей развития эмпатии обучающихся с ЗПР
позволяет нам учитывать их при построении образовательного процесса и выбирать
адекватные условия их развития.
Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ
самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на
равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга .
Согласно периодизации детства, разработанной Л.С.Выготским,
А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым, младших школьников с ЗПР
ведущая деятельность остаётся – игровая, «благодаря особым игровым приемам
(принятию ребенком на себя роли взрослого и его общественнотрудовых функций,
общественному изобразительному характеру воспроизводимых предметных действий и
переносу значений с одного предмета на другой и т.д.) ребенок моделирует в ней
отношения между людьми». Именно в игровой деятельности формируется и
развивается социальный феномен, который характеризуется интенсивным присвоением
ребенком человеческого опыта во всех сферах жизни. В игре формируется
воображение, речь, простейшие формы логического мышления, ориентация на
общечеловеческие отношения и действия, что позволяет школьнику осознать себя как
личность. В игре происходит присвоение знаний, и это возможно, когда ребенок при
этом выполняет определенную социальную роль.
Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные
возможности, так как, управляя содержанием игры, включая в сюжет игры
определенные роли, педагог может тем самым программировать определенные
положительные чувства играющих детей.
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс,
процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации,
проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны. Обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том, что именно
коммуникативные игры являются ведущим средством развития эмпатии у
обучающихся с ЗПР. Коммуникативные игры являются мощным фактором развития
гуманных чувств. Ролевые действия и взаимоотношения помогают понять другого,
учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого
воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их
эмоциональновыразительного содержания, они учатся разделять переживания других.
«Ива на ветру» способствует атмосфере доверия и снимает напряжение.
«Представься с помощью куклы» помогает снять напряжение и неуверенность,
позволяет детям лучше узнать друг друга.
«Моё настроение» развитие умения описывать свое настроение, распознавать
настроение других, стимулирование эмпатии.
«Передача чувств» научить детей передавать различные эмоциональные
состояния невербальным способом.
«Листочек падает» развивать у детей умение сотрудничать.
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» соотнесение человека и его
тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства
и понимать чувства другого через прикосновение
«Интонация» развитие у детей понимания и чувствования друг друга,
дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии.
Алгоритм проведения коммуникативных игр прост и сложен одновременно, так
как в нём нет «готового» рецепта. Содержание игры всегда зависит от уровня развития
коммуникативных навыков детей и самого руководителя группы, владения им
способами художественно – творческой деятельности, готовности к сотрудничеству, и
особенностей коммуникации участников группы. Алгоритм вариативен, так как каждая
игра имеет ситуативный характер, и зависит от особенностей младших кольнов с ЗПР.
Наличие в каждой игре всех элементов не обязательно.
Данный комплекс коммуникативных игр рассчитан для обучающихся с ЗПР.
Результатом применения вышеизложенного материала, является: повышение уровня
эмпатии у младших школьников с ЗПР посредством применения коммуникативных игр. При анализе сущности коммуникативных игр мы отметили, что они являются
ведущим видом деятельности младших школьников с ЗПР. Кроме того, они служат
своего рода школой чувств, обеспечивают условия для формирования многих
личностных качеств (Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева и др.). Поэтому, в
своем исследовании мы выделили именно коммуникативные игры в качестве основного
педагогического средства, способствующего развитию эмпатии.
В связи с этим, нами была разработан формирующий комплекс, состоящий из
коммуникативных игр.
Список источников
1.
Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у обучающихся с ЗПР. Дис. … канд.
Гущина У. В. Развитие эмпатии у младших школьниокв // Научнометодический
псих. наук. – М., 1977;
2.
электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 256–260;
3. Школьная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. интов. В 2 ч. 4.2. /Под
ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988. – 270 с
4.
Е. Смирнова, В. Холмогорова статья – Игры, направленные на формирование
доброжелательного отношения к сверстникам», журнал – школьноевоспитание, 2003 –
28с;
Статья на тему: "Коммуникативные игры как условие развития эмпатии младших школьников с ЗПР"
Статья на тему: "Коммуникативные игры как условие развития эмпатии младших школьников с ЗПР"
Статья на тему: "Коммуникативные игры как условие развития эмпатии младших школьников с ЗПР"
Статья на тему: "Коммуникативные игры как условие развития эмпатии младших школьников с ЗПР"
Статья на тему: "Коммуникативные игры как условие развития эмпатии младших школьников с ЗПР"
Статья на тему: "Коммуникативные игры как условие развития эмпатии младших школьников с ЗПР"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.