Статья на тему: "Коммуникативные игры как условие развития эмпатии младших школьников с ЗПР"
Оценка 4.8

Статья на тему: "Коммуникативные игры как условие развития эмпатии младших школьников с ЗПР"

Оценка 4.8
Научные работы
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
29.05.2018
Статья на тему: "Коммуникативные игры как условие развития эмпатии младших школьников с ЗПР"
В статье охарактеризованы особенности и научно методические основы развития эмпатии у младших школьников с задержкой психической развития (ЗПР). На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики представлены игры содействующие формированию эмпатии. Ключевые слова: игра, эмпатия, развитие, младший школьник, содействие, сопереживание, сочувствие, задержка психического здоровья.
Статья.docx
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Нижнетагильский педагогический колледж №1»        СТАТЬЯ Тема: КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ                                                       Разработчик: Телицина Анна Александровна 2018 год Аннотация В статье охарактеризованы особенности и научно методические основы  развития эмпатии у младших школьников с задержкой психической развития (ЗПР). На  основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики  представлены игры содействующие формированию эмпатии.  Ключевые слова: игра, эмпатия, развитие, младший школьник, содействие,  сопереживание, сочувствие, задержка психического здоровья.  Современная педагогическая теория и практика уделяют большое внимание  воспитанию межличностных отношений, развитию способности ребенка управлять  своими чувствами, переживаниями (Е.В. Бондаревская). В современной психолого­педагогической литературе исследовалась проблема  проявления и развития эмпатии у взрослых (Г.И. Метельский, Т.Х.Шингаров,  Е.В.Субботский), у детей школьного возраста (Т.П.Гаврилова, В.Н. Лозоцева, Т.А.  Немчин и др.), у детей старшего дошкольного и младших дошкольников (Е.Р.  Овчаренко). Таким образом, гораздо меньше исследований было посвящено изучению  этой проблемы у младших школьников с задержкой психического развития.  История изучения эмпатии берет начало в конце  XIX в. таких философских  дисциплинах, как этика и эстетика. В различных этических и эстетических учениях  описываются особенности человека, отражающие специфику его отношений с  окружающими и способствующие пониманию и познанию других людей. Первым ввел  термин «эмпатия» в психологическую науку Э. Титченер.  А. Валлон, Т. Липис, Т.П. Гаврилова считают, что эмпатия – это эмоциональная  способность реагировать на сигналы, передающие эмоциональный опыт другого  человека. В свою очередь Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Юсупов, К. Роджерс определяют  эмпатию как поведенческую способность, которая проявляется в помогающем,  содействующем, альтруистическом поведении в ответ на переживания другого.  Проанализировав существующие определения понятия «эмпатия», мы  рассматриваем эмпатию как социально – психологическое свойство личности, представляющее совокупность социально – психологических способностей индивида,  посредством которых данное свойство раскрывается как объекту, так и субъекту  эмпатии. Таким образом, эмпатия – сложный, многоуровневый феномен, структура  которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих  умений, навыков, способностей человека. Младший школьник с ЗПР ­ это человек с богатым и разнообразным  эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно  связаны с отношениями в кругу близких. Эмоциональное развитие таких обучающихся  связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей.  Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Развитие эмоций и чувств у младших школьников с ЗПР зависит от ряда  условий: 1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со  сверстниками. 2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные  занятия, чтения сказок) обучающиеся  учатся испытывать определенные чувства,  связанные с восприятием (например, музыки). Наиболее яркие положительные эмоции  ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным  героем, активно ему сопереживая.  3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются ­ в игре, насыщенной  переживаниями. Мощным фактором развития гуманных чувств являются  коммуникативные игры. Коммуникативные игры и взаимоотношения помогают  школьнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. В сфере морально ценных переживаний у обучающегося складываются морально ценные и морально одобренные отношения к другим людям. Так, у него формируются  гуманистические, альтруистические чувства и отношения, например, внимание к  нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и  радостям (А.В. Петровский, В.В. Абраменкова, 1987). У ребенка ­  активно  формируются нравственные представления о том, что хорошо и что плохо, моральные  оценки собственных действий и поступков сверстников. Идентификация со сверстниками развивает у него способность ставить себя на место других, относясь к  себе как бы со стороны и соотнося при этом свое поведение с моральными нормами.  Анализ психолого­педагогических исследований по проблеме позволил нам  выделить условия и особенности развития эмпатии у младших школьников с ЗПР.  Знание условий и особенностей развития эмпатии обучающихся  с ЗПР  позволяет нам учитывать их при построении образовательного процесса и выбирать  адекватные условия их развития. Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ  самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на  равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга . Согласно периодизации детства, разработанной Л.С.Выготским,  А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым, младших школьников с ЗПР   ведущая деятельность остаётся – игровая, «благодаря особым игровым приемам  (принятию ребенком на себя роли взрослого и его общественно­трудовых функций,  общественному изобразительному характеру воспроизводимых предметных действий и  переносу значений с одного предмета на другой и т.д.) ребенок моделирует в ней  отношения между людьми». Именно в игровой деятельности формируется и  развивается социальный феномен, который характеризуется интенсивным присвоением  ребенком человеческого опыта во всех сферах жизни. В игре формируется  воображение, речь, простейшие формы логического мышления, ориентация на  общечеловеческие отношения и действия, что позволяет школьнику осознать себя как  личность. В игре происходит присвоение знаний, и это возможно, когда ребенок при  этом выполняет определенную социальную роль. Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные  возможности, так как,  управляя содержанием игры, включая в сюжет игры  определенные роли, педагог может тем самым программировать определенные  положительные чувства играющих детей.  Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс,  процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации,  проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны. Обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том, что именно  коммуникативные игры являются ведущим средством развития эмпатии у  обучающихся с ЗПР. Коммуникативные игры являются мощным фактором развития  гуманных чувств. Ролевые действия и взаимоотношения помогают понять другого,  учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого  воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их  эмоционально­выразительного содержания, они учатся разделять переживания других.  «Ива на ветру»­ способствует атмосфере доверия и снимает напряжение. «Представься с помощью куклы»­ помогает снять напряжение и неуверенность,  позволяет детям лучше узнать друг друга. «Моё настроение»­ развитие умения описывать свое настроение, распознавать  настроение других, стимулирование эмпатии. «Передача чувств»­ научить детей передавать различные эмоциональные  состояния невербальным способом. «Листочек падает»­ развивать у детей умение сотрудничать. «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»­ соотнесение человека и его  тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение «Интонация» ­ развитие у детей понимания и чувствования друг друга,  дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии. Алгоритм проведения коммуникативных игр прост и сложен одновременно, так  как в нём нет «готового» рецепта. Содержание игры всегда зависит от уровня развития  коммуникативных навыков детей и самого руководителя группы, владения им  способами художественно – творческой   деятельности, готовности к сотрудничеству, и особенностей коммуникации участников группы. Алгоритм вариативен, так как каждая игра имеет ситуативный характер, и зависит от особенностей младших кольнов с ЗПР.  Наличие в каждой игре всех элементов не обязательно.  Данный комплекс коммуникативных игр рассчитан для обучающихся с ЗПР.   Результатом применения вышеизложенного материала, является: повышение уровня  эмпатии у младших школьников с ЗПР посредством применения коммуникативных игр. При анализе сущности коммуникативных игр мы отметили, что они являются  ведущим видом деятельности младших школьников с ЗПР. Кроме  того, они служат  своего рода школой чувств, обеспечивают условия для формирования многих  личностных качеств (Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева и др.). Поэтому, в  своем исследовании мы выделили именно коммуникативные игры  в качестве основного педагогического средства, способствующего  развитию эмпатии. В связи с этим, нами была разработан формирующий комплекс, состоящий из  коммуникативных игр. Список источников 1. Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у обучающихся с ЗПР. Дис. … канд. Гущина У. В. Развитие эмпатии у младших школьниокв // Научно­методический псих. наук. – М., 1977; 2. электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 256–260; 3. Школьная  педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин­тов. В 2 ч. 4.2. /Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988. – 270 с 4. Е.   Смирнова,   В.   Холмогорова   статья   –   Игры,   направленные   на   формирование доброжелательного отношения к сверстникам», журнал – школьноевоспитание, 2003 – 28с;

Статья на тему: "Коммуникативные игры как условие развития эмпатии младших школьников с ЗПР"

Статья на тему: "Коммуникативные игры как условие развития эмпатии младших школьников с ЗПР"

Статья на тему: "Коммуникативные игры как условие развития эмпатии младших школьников с ЗПР"

Статья на тему: "Коммуникативные игры как условие развития эмпатии младших школьников с ЗПР"

Статья на тему: "Коммуникативные игры как условие развития эмпатии младших школьников с ЗПР"

Статья на тему: "Коммуникативные игры как условие развития эмпатии младших школьников с ЗПР"

Статья на тему: "Коммуникативные игры как условие развития эмпатии младших школьников с ЗПР"

Статья на тему: "Коммуникативные игры как условие развития эмпатии младших школьников с ЗПР"

Статья на тему: "Коммуникативные игры как условие развития эмпатии младших школьников с ЗПР"

Статья на тему: "Коммуникативные игры как условие развития эмпатии младших школьников с ЗПР"

Статья на тему: "Коммуникативные игры как условие развития эмпатии младших школьников с ЗПР"

Статья на тему: "Коммуникативные игры как условие развития эмпатии младших школьников с ЗПР"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2018