Статья на тему "Метапредметные связи на уроках русского языка и литературы

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 04.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Метапредметные связи - неотъемлемая часть современного образования в рамках ФГОС. Данная статья знакомит с личными наработками по этому направлению. Использование живописи и музыки на уроках литературы позволяет глубже изучить предметный материал, вызвать интерес к предмету, расширить кругозор обучающегося и воспитать личность.
Иконка файла материала Статья 2016.docx

Хомутова Наталья Валентиновна, 
учитель русского языка и литературы 
высшей квалификационной категории 
МКОУ СОШ № 3 г. Мирный 

                 Метапредметные связи на уроках русского языка и литературы

Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи. 
                                                                                                                               Я.А. Каменский 
     Метапредметные связи не просто модное веяние времени, но и насущная необходимость, способствующая в полной мере поднять систему образования на более высокий качественный уровень. Современное образование переживает очень сложный период. Разрабатываются новые программы, учебники, вводятся в учебный план новые предметы, создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет делать с ними обучаемый. В результате использования интегративных форм и методов у школьников возникает целостное восприятие мира, формируется деятельностный подход в обучении.                  Принципы синтезированности знаний, углубленность изучения, актуальность проблемы или ее практическая значимость, альтернативность, доказательность призваны в полной мере работать на достижение главной цели - развитие мышления  учащихся. 
Использование интегративных форм и методов позволяет решать целый ряд задач: 
• Формирование у учащихся целостного представления о мире 
• Формирование системности знаний и более глубокое усвоение понятий 
• Развитие системного и творческого мышления и познавательной активности 
• Осуществление комплексного подхода к обучению и воспитанию через установление связей между отдельными предметами 
• Совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения 
• Активизация самостоятельной деятельности учащихся 
Моя задача как педагога состоит не только в том, чтобы у учащихся были прочные знания по русскому языку и литературе, но и сформировать у них коммуникативные, творческие умения, способствующие становлению, самореализации личности. 
Предметы гуманитарного цикла, особенно история, обществознание, имеют свои точки соприкосновения: 
- Образ времени 
Изучение литературы предполагает знакомство с исторической и общественной обстановкой в стране. Принцип историзма заложен в программе по литературе. «Изображение пореформенной России в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», «Народный характер войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», « Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», « Картины коллективизации в повести А.Платонова «Котлован» 
-Формирование представления о человеке определенной эпохи 
«Пушкин и декабристы», «Изображение эпохи безвременья в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», «Интеллигенция и революция», «Человек в тоталитарном обществе». 
-Работа с первоисточниками, документами 
Ссылки на труды Шопенгауэра при изучении философской поэзии Лермонтова, на философию Ницше при изучении ранних романтических рассказов М.Горького, на философские высказывания Канта при изучении романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», обращение к Библии при изучении романов «Преступление и наказание», «Мастер и Маргарита», повести «Станционный смотритель», работа с критическими статьями А.И.Гончарова, В.Г. Белинского, Д.И.Писарева, Н.А.Добролюбова и.т.д. 
- Изучение истории родной земли, родного края.
В программу введены уроки, реализующие изучение регионального компонента, но и кроме этого на уроках русского языка, развития речи мы знакомимся с текстами северных писателей, поэтов, вместе с учениками проводим заочные экскурсии в музеи М.В.Ломоносова, С.Писахова, Ф. Абрамова. Такие уроки позволяют повысить познавательную активность учащихся, воспитать чувства патриотизма и любви к родной природе. 
-Формирование представлений о культурных ценностях. 
Объяснение понятия импрессионизма в поэзии А.А.Фета происходит и через знакомство с полотнами французских импрессионистов Э. Мане, О.Ренуара, Э.Дега. При изучении творчества футуристов желательно показать полотна художников-модернистов. При изучении многих художественных произведений я обращаюсь к музыке. Мы слушаем романсы на стихи А.Пушкина, С.Есенина, песни на стихи Н.Рубцова, Б. Окуджавы, В.Высоцкого. Причем их исполнителями могут стать и сами учащиеся. 
Содружество искусств на уроках литературы помогает учащимся ярче представить художественный образ, понять специфику литературы, развить чувство прекрасного, усилить нравственное, эстетическое, эмоциональное воздействие литературного произведения. А.П. Журавлев в книге «Звуки и смысл» (1981 г) писал: «Вдумайтесь в это взаимопроникновение разных видов творчества – музыки, звуков, поэзии слов и красок живописи, почувствуйте гармонию их слияния, и вы постигнете смысл искусства» . 
          Связь дисциплин художественно- гуманитарного цикла позволяет увидеть необычное в обычном, развивает фантазию, помогает овладеть материалом литературоведения, основами художественной критики, умением понимать и ценить эстетическую ценность искусства в целом, служит средством интенсификации урока, расширяет его информативную емкость, способствует развитию интереса к предмету, повышает творческий потенциал учащихся.                                                                                             Я уверена, что интеграция предметов в школе современной – реальная потребность времени, одна из основных форм работы на уроке и эффективное средство повышения компетентности участников образовательного процесса. 

Литература 
1. Интегративные тенденции в естественнонаучном и гуманитарном образовании школьников. Монография. М., Прометей, 2007г. 
2. Интеграция содержания образования как условие целостности образовательного пространства личности школьника. Преподаватель XXI век. 2007 г. № 1. 
3. Интеграция естественнонаучных и гуманитарных знаний учащихся как способ достижения нового качества образования. Науч.// труды МПГУ сер. Психолого-педагогические науки, М. ГНО издательство «Прометей» 2005. 
4. Интеграция школьных предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов: необходимость и возможность. Естествознание в школе. 2004 г.№4. 
5. Проектирование как форма интеграции базового и дополнительного образования школьников. Теория и практика дополнительного образования. 2007, №1. 
6. Интерпретация художественного произведения с помощью интеграции литературы с другими видами искусства Калуга Л.В. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005-2006.

 

 

 

 

 Уважаемые педагоги!

ЧОУ ВО «Институт управления» приглашает Вас принять участие в международной научно-практической конференции «Будущее науки», которая состоится 11 марта 2016 года. Участие заочное (публикация статьи).

Статья и сканированная квитанция по оплате высылаются на почту Оргкомитета Конференции budusheenauki@yandex.ru с указанием в теме письма «Публикация педагога».

Сборник материалов Конференции можно получить после 11 марта 2016 года по адресу г. Архангельск, ул. Урицкого д.43, каб. 332.

Стоимость публикации статьи в сборнике материалов Конференции составляет 400 рублей (в стоимость входит 1 экземпляр сборника); в случае необходимости делается рассылка и берется дополнительная плата 150 рублей за 1 адрес.

Оплата производится по следующим банковским реквизитам:

ЧОУ ВО «Институт управления» (г. Архангельск)

расч. счет 40703810904080100002

Архангельское ОСБ № 8637

г. Архангельск

ИНН 2901077690 БИК 041117601

Корр. счет 30101810100000000601

ОКПО 41416793 ОКОНХ 92110

Наименование платежа:

- за участие педагога в Конференции «Будущее науки»

Требования, предъявляемые к оформлению статей

Статьи предоставляются в электронном виде. Электронный вариант статьи набирается на русском или английском языке в текстовом редакторе Microsoft Word и сохраняется с расширением .rtf, .doc, .docx. Формат страницы: А4 (поле слева 30 мм, справа – 10 мм, сверху и снизу – 20 мм, межстрочный интервал – одинарный, абзацный отступ – 1 см (меню Формат – Абзац), шрифт – Times New Roman, 12 пт, обычный). Переносы в словах не допускаются. Нумерация страниц – справа, внизу страницы. Объем текста – до 3 страниц.

Рисунки, схемы, диаграммы (не более 2-х формата А5: 112х162 мм) должны иметь порядковый номер и название.

Формулы и буквенные обозначения по тексту должны быть набраны в среде редактора формул Microsoft Equation. Нумеруются только те формулы, на которые в тексте имеются ссылки. Порядковый номер ставится в круглых скобках справа от формулы.

Таблиц должно быть не более 2-х (формата А5: 112х162 мм). Каждую таблицу следует снабжать порядковым номером и заголовком. Все графы в таблицах должны иметь заголовки. Одновременное использование таблиц и графиков (рисунков) для изложения одних и тех же результатов не допускается. Размерность всех физических величин следует указывать в системе единиц СИ.

В статье допускаются ссылки на литературные источники.

Перед текстом работы необходимо указать фамилию и инициалы автора (авторов), в следующей строке – данные об организации, которую представляет автор (курсивом), город.

Далее, через пробел название статьи (заглавными буквами, полужирным начертанием, выравнивание по центру).

ПРИМЕР:

ФИО,

должность, место работы,

город

ТЕМА РАБОТЫ

Контактные телефоны:

8 (905) 293 – 46 – 83 Смирнова Ирина Георгиевна

8 (911) 552 –61 – 57 Жура Светлана Егоровна

8 (8182) 23 – 81 – 27 Голикова Наталья Александровна


 

Скачано с www.znanio.ru