Статья на тему "Метапредметные связи на уроках русского языка и литературы
Оценка 5

Статья на тему "Метапредметные связи на уроках русского языка и литературы

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
русская литература
Взрослым
04.06.2017
Статья на тему "Метапредметные связи на уроках русского языка и литературы
Метапредметные связи - неотъемлемая часть современного образования в рамках ФГОС. Данная статья знакомит с личными наработками по этому направлению. Использование живописи и музыки на уроках литературы позволяет глубже изучить предметный материал, вызвать интерес к предмету, расширить кругозор обучающегося и воспитать личность.
Статья 2016.docx

Хомутова Наталья Валентиновна, 
учитель русского языка и литературы 
высшей квалификационной категории 
МКОУ СОШ № 3 г. Мирный 

                 Метапредметные связи на уроках русского языка и литературы

Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи. 
                                                                                                                               Я.А. Каменский 
     Метапредметные связи не просто модное веяние времени, но и насущная необходимость, способствующая в полной мере поднять систему образования на более высокий качественный уровень. Современное образование переживает очень сложный период. Разрабатываются новые программы, учебники, вводятся в учебный план новые предметы, создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет делать с ними обучаемый. В результате использования интегративных форм и методов у школьников возникает целостное восприятие мира, формируется деятельностный подход в обучении.                  Принципы синтезированности знаний, углубленность изучения, актуальность проблемы или ее практическая значимость, альтернативность, доказательность призваны в полной мере работать на достижение главной цели - развитие мышления  учащихся. 
Использование интегративных форм и методов позволяет решать целый ряд задач: 
• Формирование у учащихся целостного представления о мире 
• Формирование системности знаний и более глубокое усвоение понятий 
• Развитие системного и творческого мышления и познавательной активности 
• Осуществление комплексного подхода к обучению и воспитанию через установление связей между отдельными предметами 
• Совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения 
• Активизация самостоятельной деятельности учащихся 
Моя задача как педагога состоит не только в том, чтобы у учащихся были прочные знания по русскому языку и литературе, но и сформировать у них коммуникативные, творческие умения, способствующие становлению, самореализации личности. 
Предметы гуманитарного цикла, особенно история, обществознание, имеют свои точки соприкосновения: 
- Образ времени 
Изучение литературы предполагает знакомство с исторической и общественной обстановкой в стране. Принцип историзма заложен в программе по литературе. «Изображение пореформенной России в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», «Народный характер войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», « Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», « Картины коллективизации в повести А.Платонова «Котлован» 
-Формирование представления о человеке определенной эпохи 
«Пушкин и декабристы», «Изображение эпохи безвременья в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», «Интеллигенция и революция», «Человек в тоталитарном обществе». 
-Работа с первоисточниками, документами 
Ссылки на труды Шопенгауэра при изучении философской поэзии Лермонтова, на философию Ницше при изучении ранних романтических рассказов М.Горького, на философские высказывания Канта при изучении романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», обращение к Библии при изучении романов «Преступление и наказание», «Мастер и Маргарита», повести «Станционный смотритель», работа с критическими статьями А.И.Гончарова, В.Г. Белинского, Д.И.Писарева, Н.А.Добролюбова и.т.д. 
- Изучение истории родной земли, родного края.
В программу введены уроки, реализующие изучение регионального компонента, но и кроме этого на уроках русского языка, развития речи мы знакомимся с текстами северных писателей, поэтов, вместе с учениками проводим заочные экскурсии в музеи М.В.Ломоносова, С.Писахова, Ф. Абрамова. Такие уроки позволяют повысить познавательную активность учащихся, воспитать чувства патриотизма и любви к родной природе. 
-Формирование представлений о культурных ценностях. 
Объяснение понятия импрессионизма в поэзии А.А.Фета происходит и через знакомство с полотнами французских импрессионистов Э. Мане, О.Ренуара, Э.Дега. При изучении творчества футуристов желательно показать полотна художников-модернистов. При изучении многих художественных произведений я обращаюсь к музыке. Мы слушаем романсы на стихи А.Пушкина, С.Есенина, песни на стихи Н.Рубцова, Б. Окуджавы, В.Высоцкого. Причем их исполнителями могут стать и сами учащиеся. 
Содружество искусств на уроках литературы помогает учащимся ярче представить художественный образ, понять специфику литературы, развить чувство прекрасного, усилить нравственное, эстетическое, эмоциональное воздействие литературного произведения. А.П. Журавлев в книге «Звуки и смысл» (1981 г) писал: «Вдумайтесь в это взаимопроникновение разных видов творчества – музыки, звуков, поэзии слов и красок живописи, почувствуйте гармонию их слияния, и вы постигнете смысл искусства» . 
          Связь дисциплин художественно- гуманитарного цикла позволяет увидеть необычное в обычном, развивает фантазию, помогает овладеть материалом литературоведения, основами художественной критики, умением понимать и ценить эстетическую ценность искусства в целом, служит средством интенсификации урока, расширяет его информативную емкость, способствует развитию интереса к предмету, повышает творческий потенциал учащихся.                                                                                             Я уверена, что интеграция предметов в школе современной – реальная потребность времени, одна из основных форм работы на уроке и эффективное средство повышения компетентности участников образовательного процесса. 

Литература 
1. Интегративные тенденции в естественнонаучном и гуманитарном образовании школьников. Монография. М., Прометей, 2007г. 
2. Интеграция содержания образования как условие целостности образовательного пространства личности школьника. Преподаватель XXI век. 2007 г. № 1. 
3. Интеграция естественнонаучных и гуманитарных знаний учащихся как способ достижения нового качества образования. Науч.// труды МПГУ сер. Психолого-педагогические науки, М. ГНО издательство «Прометей» 2005. 
4. Интеграция школьных предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов: необходимость и возможность. Естествознание в школе. 2004 г.№4. 
5. Проектирование как форма интеграции базового и дополнительного образования школьников. Теория и практика дополнительного образования. 2007, №1. 
6. Интерпретация художественного произведения с помощью интеграции литературы с другими видами искусства Калуга Л.В. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005-2006.

 

 

 

 

 Уважаемые педагоги!

ЧОУ ВО «Институт управления» приглашает Вас принять участие в международной научно-практической конференции «Будущее науки», которая состоится 11 марта 2016 года. Участие заочное (публикация статьи).

Статья и сканированная квитанция по оплате высылаются на почту Оргкомитета Конференции budusheenauki@yandex.ru с указанием в теме письма «Публикация педагога».

Сборник материалов Конференции можно получить после 11 марта 2016 года по адресу г. Архангельск, ул. Урицкого д.43, каб. 332.

Стоимость публикации статьи в сборнике материалов Конференции составляет 400 рублей (в стоимость входит 1 экземпляр сборника); в случае необходимости делается рассылка и берется дополнительная плата 150 рублей за 1 адрес.

Оплата производится по следующим банковским реквизитам:

ЧОУ ВО «Институт управления» (г. Архангельск)

расч. счет 40703810904080100002

Архангельское ОСБ № 8637

г. Архангельск

ИНН 2901077690 БИК 041117601

Корр. счет 30101810100000000601

ОКПО 41416793 ОКОНХ 92110

Наименование платежа:

- за участие педагога в Конференции «Будущее науки»

Требования, предъявляемые к оформлению статей

Статьи предоставляются в электронном виде. Электронный вариант статьи набирается на русском или английском языке в текстовом редакторе Microsoft Word и сохраняется с расширением .rtf, .doc, .docx. Формат страницы: А4 (поле слева 30 мм, справа – 10 мм, сверху и снизу – 20 мм, межстрочный интервал – одинарный, абзацный отступ – 1 см (меню Формат – Абзац), шрифт – Times New Roman, 12 пт, обычный). Переносы в словах не допускаются. Нумерация страниц – справа, внизу страницы. Объем текста – до 3 страниц.

Рисунки, схемы, диаграммы (не более 2-х формата А5: 112х162 мм) должны иметь порядковый номер и название.

Формулы и буквенные обозначения по тексту должны быть набраны в среде редактора формул Microsoft Equation. Нумеруются только те формулы, на которые в тексте имеются ссылки. Порядковый номер ставится в круглых скобках справа от формулы.

Таблиц должно быть не более 2-х (формата А5: 112х162 мм). Каждую таблицу следует снабжать порядковым номером и заголовком. Все графы в таблицах должны иметь заголовки. Одновременное использование таблиц и графиков (рисунков) для изложения одних и тех же результатов не допускается. Размерность всех физических величин следует указывать в системе единиц СИ.

В статье допускаются ссылки на литературные источники.

Перед текстом работы необходимо указать фамилию и инициалы автора (авторов), в следующей строке – данные об организации, которую представляет автор (курсивом), город.

Далее, через пробел название статьи (заглавными буквами, полужирным начертанием, выравнивание по центру).

ПРИМЕР:

ФИО,

должность, место работы,

город

ТЕМА РАБОТЫ

Контактные телефоны:

8 (905) 293 – 46 – 83 Смирнова Ирина Георгиевна

8 (911) 552 –61 – 57 Жура Светлана Егоровна

8 (8182) 23 – 81 – 27 Голикова Наталья Александровна


 

Скачано с www.znanio.ru

Хомутова Наталья Валентиновна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Хомутова Наталья Валентиновна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Изучение истории родной земли, родного края

Изучение истории родной земли, родного края

Уважаемые педагоги! ЧОУ ВО «Институт управления» приглашает

Уважаемые педагоги! ЧОУ ВО «Институт управления» приглашает

Нумерация страниц – справа, внизу страницы

Нумерация страниц – справа, внизу страницы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2017