Хомутова Наталья Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ № 3 г. Мирный
Метапредметные связи на
уроках русского языка и литературы
Все,
что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.
Я.А. Каменский
Метапредметные связи не просто модное
веяние времени, но и насущная необходимость, способствующая в полной мере
поднять систему образования на более высокий качественный уровень. Современное
образование переживает очень сложный период. Разрабатываются новые программы,
учебники, вводятся в учебный план новые предметы, создаются новые концепции
образования, основанные на деятельностном подходе. Известно, что качество
знаний определяется тем, что умеет делать с ними обучаемый. В результате
использования интегративных форм и методов у школьников возникает целостное
восприятие мира, формируется деятельностный подход в обучении. Принципы
синтезированности знаний, углубленность изучения, актуальность проблемы или ее
практическая значимость, альтернативность, доказательность призваны в полной
мере работать на достижение главной цели - развитие мышления учащихся.
Использование интегративных форм и методов позволяет
решать целый ряд задач:
• Формирование у учащихся целостного
представления о мире
• Формирование системности знаний и более
глубокое усвоение понятий
• Развитие системного и творческого мышления и
познавательной активности
• Осуществление комплексного подхода к обучению
и воспитанию через установление связей между отдельными предметами
• Совершенствование содержания учебного
материала, методов и форм организации обучения
• Активизация самостоятельной деятельности
учащихся
Моя задача как педагога состоит не только в том,
чтобы у учащихся были прочные знания по русскому языку и литературе, но и
сформировать у них коммуникативные, творческие умения, способствующие
становлению, самореализации личности.
Предметы гуманитарного цикла, особенно история,
обществознание, имеют свои точки соприкосновения:
- Образ времени
Изучение литературы предполагает знакомство с
исторической и общественной обстановкой в стране. Принцип историзма заложен в
программе по литературе. «Изображение пореформенной России в романе И.С.
Тургенева «Отцы и дети», «Народный характер войны 1812 года в романе Л.Н.
Толстого «Война и мир», « Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»,
« Картины коллективизации в повести А.Платонова «Котлован»
-Формирование представления о человеке
определенной эпохи
«Пушкин и декабристы», «Изображение эпохи
безвременья в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», «Интеллигенция и
революция», «Человек в тоталитарном обществе».
-Работа с первоисточниками, документами
Ссылки на труды Шопенгауэра при изучении
философской поэзии Лермонтова, на философию Ницше при изучении ранних
романтических рассказов М.Горького, на философские высказывания Канта при
изучении романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», обращение к Библии при
изучении романов «Преступление и наказание», «Мастер и Маргарита», повести
«Станционный смотритель», работа с критическими статьями А.И.Гончарова, В.Г.
Белинского, Д.И.Писарева, Н.А.Добролюбова и.т.д.
- Изучение истории родной земли, родного края.
В программу введены уроки, реализующие изучение
регионального компонента, но и кроме этого на уроках русского языка, развития
речи мы знакомимся с текстами северных писателей, поэтов, вместе с учениками
проводим заочные экскурсии в музеи М.В.Ломоносова, С.Писахова, Ф. Абрамова.
Такие уроки позволяют повысить познавательную активность учащихся, воспитать
чувства патриотизма и любви к родной природе.
-Формирование представлений о культурных
ценностях.
Объяснение понятия импрессионизма в поэзии
А.А.Фета происходит и через знакомство с полотнами французских импрессионистов
Э. Мане, О.Ренуара, Э.Дега. При изучении творчества футуристов желательно
показать полотна художников-модернистов. При изучении многих художественных
произведений я обращаюсь к музыке. Мы слушаем романсы на стихи А.Пушкина,
С.Есенина, песни на стихи Н.Рубцова, Б. Окуджавы, В.Высоцкого. Причем их
исполнителями могут стать и сами учащиеся.
Содружество искусств на уроках литературы
помогает учащимся ярче представить художественный образ, понять специфику
литературы, развить чувство прекрасного, усилить нравственное, эстетическое,
эмоциональное воздействие литературного произведения. А.П. Журавлев в книге
«Звуки и смысл» (1981 г) писал: «Вдумайтесь в это взаимопроникновение разных
видов творчества – музыки, звуков, поэзии слов и красок живописи, почувствуйте
гармонию их слияния, и вы постигнете смысл искусства» .
Связь дисциплин художественно-
гуманитарного цикла позволяет увидеть необычное в обычном, развивает фантазию,
помогает овладеть материалом литературоведения, основами художественной
критики, умением понимать и ценить эстетическую ценность искусства в целом, служит средством интенсификации урока,
расширяет его информативную емкость, способствует развитию интереса к предмету,
повышает творческий потенциал учащихся.
Я уверена, что интеграция предметов в школе современной – реальная
потребность времени, одна из основных форм работы на уроке и эффективное
средство повышения компетентности участников образовательного процесса.
Литература
1. Интегративные тенденции в естественнонаучном
и гуманитарном образовании школьников. Монография. М., Прометей, 2007г.
2. Интеграция содержания образования как условие
целостности образовательного пространства личности школьника. Преподаватель XXI
век. 2007 г. № 1.
3. Интеграция естественнонаучных и гуманитарных
знаний учащихся как способ достижения нового качества образования. Науч.//
труды МПГУ сер. Психолого-педагогические науки, М. ГНО издательство «Прометей»
2005.
4. Интеграция школьных предметов
естественнонаучного и гуманитарного циклов: необходимость и возможность.
Естествознание в школе. 2004 г.№4.
5. Проектирование как форма интеграции базового
и дополнительного образования школьников. Теория и практика дополнительного
образования. 2007, №1.
6. Интерпретация художественного произведения с
помощью интеграции литературы с другими видами искусства Калуга Л.В. Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок» 2005-2006.
Уважаемые педагоги!
ЧОУ ВО «Институт управления» приглашает Вас принять участие в международной научно-практической конференции «Будущее науки», которая состоится 11 марта 2016 года. Участие заочное (публикация статьи).
Статья и сканированная квитанция по оплате высылаются на почту Оргкомитета Конференции budusheenauki@yandex.ru с указанием в теме письма «Публикация педагога».
Сборник материалов Конференции можно получить после 11 марта 2016 года по адресу г. Архангельск, ул. Урицкого д.43, каб. 332.
Стоимость публикации статьи в сборнике материалов Конференции составляет 400 рублей (в стоимость входит 1 экземпляр сборника); в случае необходимости делается рассылка и берется дополнительная плата 150 рублей за 1 адрес.
Оплата производится по следующим банковским реквизитам:
ЧОУ ВО «Институт управления» (г. Архангельск)
расч. счет 40703810904080100002
Архангельское ОСБ № 8637
г. Архангельск
ИНН 2901077690 БИК 041117601
Корр. счет 30101810100000000601
ОКПО 41416793 ОКОНХ 92110
Наименование платежа:
- за участие педагога в Конференции «Будущее науки»
Требования, предъявляемые к оформлению статей
Статьи предоставляются в электронном виде. Электронный вариант статьи набирается на русском или английском языке в текстовом редакторе Microsoft Word и сохраняется с расширением .rtf, .doc, .docx. Формат страницы: А4 (поле слева 30 мм, справа – 10 мм, сверху и снизу – 20 мм, межстрочный интервал – одинарный, абзацный отступ – 1 см (меню Формат – Абзац), шрифт – Times New Roman, 12 пт, обычный). Переносы в словах не допускаются. Нумерация страниц – справа, внизу страницы. Объем текста – до 3 страниц.
Рисунки, схемы, диаграммы (не более 2-х формата А5: 112х162 мм) должны иметь порядковый номер и название.
Формулы и буквенные обозначения по тексту должны быть набраны в среде редактора формул Microsoft Equation. Нумеруются только те формулы, на которые в тексте имеются ссылки. Порядковый номер ставится в круглых скобках справа от формулы.
Таблиц должно быть не более 2-х (формата А5: 112х162 мм). Каждую таблицу следует снабжать порядковым номером и заголовком. Все графы в таблицах должны иметь заголовки. Одновременное использование таблиц и графиков (рисунков) для изложения одних и тех же результатов не допускается. Размерность всех физических величин следует указывать в системе единиц СИ.
В статье допускаются ссылки на литературные источники.
Перед текстом работы необходимо указать фамилию и инициалы автора (авторов), в следующей строке – данные об организации, которую представляет автор (курсивом), город.
Далее, через пробел название статьи (заглавными буквами, полужирным начертанием, выравнивание по центру).
ПРИМЕР:
ФИО,
должность, место работы,
город
ТЕМА РАБОТЫ
Контактные телефоны:
8 (905) 293 – 46 – 83 Смирнова Ирина Георгиевна
8 (911) 552 –61 – 57 Жура Светлана Егоровна
8 (8182) 23 – 81 – 27 Голикова Наталья Александровна
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.