статья на тему МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 23.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной статье раскрывается работа с одаренными детьми, кого считать одаренными, что такое одаренность,методы и формы работы с такими детьми на уроках и во внеурочное время. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок.
Иконка файла материала статья Плотникова С.В..docx
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ Плотникова Светлана Владимировна учитель начальных классов МОУ Лицей №15 Заводского района  г.Саратова В нашем   динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.   Но применительно к  одаренным детям эта цель особенно значима. Именно на этих   детей   общество   в   первую   очередь   возлагает   надежду   на   решение актуальных проблем современной цивилизации.  Одаренные дети ­ наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной проблемой современного образования. Жизнь требует от школы   подготовки   выпускника,   способного   адаптироваться   к   меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.  Многие   педагоги   полагают,   что   работать   с   одаренными   детьми   легко.   Они   судьбы, лепи из них, что хочешь. Но считают, что одаренные дети – это подарок   это   заблуждение!   Легко   тогда,   когда   не   представляешь   всей   серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься   с   полной   ответственностью   и   сознанием   важности   порученной миссии. Срабатывает правило: «не навреди» Что такое одаренность?Одаренность —   это   системное,   развивающееся   в   течение   жизни   качество психики,   которое   определяет   возможность   достижения   человеком   более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одарённость   определяется   опережающим   познавательным   развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками. ­ одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и  чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет.  Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе.Они способны следить за  несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё  окружающее. ­   они   обладают   способностью   воспринимать   связи   между   явлениями   и предметами и делать выводы;  ­ отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации   помогают   такому   ребёнку   накапливать   большой   объём информации и интенсивно использовать её. ­   одарённые   дети   обладают   большим   словарным   запасом,   позволяющим   им свободно и чётко излагать свои мысли.  ­   наряду   со   способностью   воспринимать   смысловые   неясности,   сохранять высокий   порог   восприятия   в   течение   длительного   времени,   с  удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ. ­   некоторые   одарённые   дети   обладают   повышенными   математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении. ­   они   отличаются   продолжительным   периодом   концентрации   внимания   и большим упорством в решении той или иной задачи. ­   одарённые   дети   обнаруживают   обострённое   чувство   справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.­ они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим. ­   живое   воображение,   включение   в   выполнение   задач   элементов   игры, творчество,   изобретательность   и   богатая   фантазия   (воображение)   весьма характерны для одарённых детей. ­ они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки. ­   им   недостаёт   эмоционального   баланса,   в   раннем   возрасте   одарённые   дети нетерпеливы и порывисты. ­ порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих. ­ эгоцентризм, как и у обычных детей. ­ нередко у одарённых детей возникают трудности общения со сверстниками. Не   заметить   лидера   в   группе   детей   невозможно.   Быстро   обратит   на   себя внимание уверенный, инициативный ребёнок. У него хорошо развита речь, он не боится и не стесняется обратиться к другому ребёнку, к взрослому. У такого ребёнка обнаруживается свой деловой подход ко всему происходящему. Его отличительная особенность – такому ребёнку до всего есть дело. Любой ребёнок обязательно имеет одарённость в одной из областей  человеческой деятельности. Оценить правильность предположения о  врождённых способностях ребёнка или помочь в этом важнейшем деле  помогут  тесты­анкеты, разработанные специалистами в области детской  психологии . Развитие одаренного ребенка представляет собой двусторонний процесс: «дом – школа, школа – дом». Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно­ обусловленных факторов или влияния целенаправленного воспитания и  обучения на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи  является решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия  оказываются относительно безразличными для развития способностей.Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего  повышенное внимание родителей. Как правило, в семьях одаренных детей,  отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма  образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является  благоприятным фактором, в значительной мере, обусловливающим развитие  высоких способностей ребенка. Родители одаренных детей проявляют особое  внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники  или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать Как же работать с такими детьми? В   начальную   школу   приходят   дети,   которых   можно   отнести   к   категории одарённых.   Эти   дети   имеют   более   высокие   по   сравнению   с   большинством интеллектуальные   способности,   восприимчивость   к   учению,   творческие возможности   и   проявления;   доминирующую   активную,   ненасыщенную познавательную   потребность;   испытывают   радость   от   добывания   знаний, умственного   труда.   Исходя   из   этого,   выявление   одарённых   детей,   развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе. В   учебной   деятельности   работа   с   одарёнными   детьми   основывается   на дифференцированном   подходе,   что   способствует   расширению   и   углублению образовательного   пространства   предмета.   Поэтому   работа   с   одарёнными детьми, должна  состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности Формы работы с одаренными учащимися:  индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов  дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм урока  творческие мастерские; групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;   факультативы;  кружки по интересам; дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к  олимпиадам, интеллектуальным играм, конкурсам; занятия исследовательской и проектной деятельностью;   конкурсы;  интеллектуальный марафон;  научно­практические конференции   участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня;  работа по индивидуальным планам;  использование современных ИКТ (Интернет, медиатека, компьютерные  игры, электронная энциклопедия);  создание детских портфолио. Основные формы внеурочной образовательной деятельности Форма Задачи Факультатив  Учет индивидуальных возможностей учащихся.  Повышение степени самостоятельности учащихся.  Расширение познавательных возможностей учащихся.  Формирование навыков исследовательской,  творческой и проектной деятельности.  Развитие умений и навыков самостоятельного  приобретения знаний на основе работы с научно­ популярной, учебной и справочной литературой.  Обобщение и систематизация знаний по учебным  предметам. Ученическая  конференция  Формирование информационной культуры учащихся. Предметная   Представление широкого спектра форм внеурочнойнеделя (декада) деятельности. Научное  общество  учащихся  Повышение мотивации учеников к изучению  образовательной области.  Развитие творческих способностей учащихся.  Привлечение учащихся к исследовательской,  творческой и проектной деятельности.  Формирование аналитического и критического  мышления учащихся в процессе творческого поиска и  выполнения исследований. Кружки, студии,  объединения  Развитие творческих способностей учащихся.  Содействие в профессиональной ориентации.  Самореализация учащихся во внеклассной работе. Организация исследовательской работы учащихся в школе Подготовительный этап: Формы:  Формирование навыков научной  1. Урок. организации труда.  Вовлечение в активные формы  познавательной деятельности.  Формирование познавательного интереса.  Выявление способных учащихся. 2. Внеклассная работа. 3. Кружки эстетического  цикла. 4. Секции. Творческий этап: Формы:  Совершенствование навыков научной  1. Урок. организации труда. Формирование познавательного интереса. 2. Внеклассная работа.  Творческое развитие учащихся. 3. Предметные недели.  Индивидуальная работа со способными  4. Школьные олимпиады. школьниками. 5. Факультативы. 6. Кружки. 7. Секции. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по­ своему каждый ребенок. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей –   чрезвычайно   важный   вопрос.   Основная   задача   учителя   –   так   построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей,   не   прошли   мимо   нашего   внимания,   реализовались   и   выращивались   в педагогической деятельности с этими детьми.                                     Литература. 1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети 2. Дереклеева Н.И. Научно­исследовательская работа в школе 3. Савенков А.И. одаренные дети: методики диагностики и стратегия обучения 4. Панютина   Н.И.   система   работы   образовательного   учреждения   с   одаренными детьми 5. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.